Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи коррекционной работы

§ нормализация ротового выдоха, выработка длительной ротовой воздушной струи

§ выработка правильной артикуляции всех звуков

§ устранение назального оттенка голоса

§ воспитание навыков дифференциации звуков

§ нормализация просодической стороны речи

§ автоматизация полученных речевых навыков в общении

Коррекционные задачи зависят от того, проведена ли операция по закрытию расщелины.

До операции:

Ê освобождение лицевых мышц от компенсаторных движений

Ê подготовка правильно произношения гласных

Ê подготовка правильной артикуляции доступных согласных.

После операции:

Ê развитие подвижности мягкого неба

Ê устранение дефектов звукопроизношения (уклады)

Ê преодоление назального оттенка голоса

Специфическими в послеоперационном периоде являются следующие виды работы:

Ê массаж мягкого неба

Ê гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки

Ê артикуляционная гимнастика

Ê голосовые упражнения

Ê дыхательные упражнения.

1. Массаж мягкого неба (для разминания рубцовой ткани)

Используется зонд для звука С:

î поглаживание вперед-назад твердого неба

î растирание слизистой на границе мягкого-твердого неба в поперечном направлении

î массаж при произнесении звука А – нажим на мягкое небо

î точечный и толчкообразный пальцевой массаж (продолжительность 1,5-2 мин, 40-60 движений, 2 раза в день в течение 6-12 мес)

Гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки.

î глотание воды маленькими порциями

î позевывание

î полоскание горла теплой водой

î покашливание (сначала с высунутым языком)

î утрированное произнесение гласных звуков высоким голосом.

3. Артикуляционная гимнастика:

а) для щек и губ:

î надувание обеих щек одновременно

î надувание обеих щек попеременно

î втягивание щек

î сосание

î оскал

î «хоботок»

î оскал – смыкание губ

î втягивание губ

î вытягивание губ (свист)

î поднимание – опускание сжатых губ

î полоскание зубов

î вибрация губ

î удерживание губами карандаша

б) для языка:

î высовывание языка лопатой, имголочкой

î поворачивание высунутого языка влево—вправо

î поднимание – опускание кончика языка

î присасывание

î «хоботок» -- «желобок» -- «чашечка»

î закусывание языка

î постукивание языком по альвеолам (Т-Т-Т)

î загибание языка

î «жало» -- «чашечка» -- язык вверх (комплекс)

Голосовые упражнения.

Проводятся на гласных звуках А, О, У, Э:

î артикулирование без голоса

î громкое произнесение А АА ААА с увеличением повторений

î отрывистое произнесение 2-3 звуков АО, АУ, АОЭ, АУЭ

î произнесение гласных с паузами (сохраняя высокое положение мягкого неба) А- - - - - Э - - - - - -У

Дыхательные упражнения.

î вдох и выдох носом

î вдох и выдох ртом

î вдох носом, выдох ртом

î вдох ртом, выдох носом и т.д.

упражнения проводятся на игровой основе (см. раздел «Дислалия»)

Воспитание правильного звукопроизношения проводится обычными коррекционными методами. Специфичность – постоянный контроль за направлением воздушной струи

Последовательность постановки звуков: 1 гр – А, О, У, Э, И, Ы, Я, Е, Ё, Ю

Гр. – Ф, В, П, Т, К, Л, Б, Д, Г, С, З, Ш, Ж, Ц, Ч, Щ, Р.

В логопедической литературе существуют разные варианты последовательности постановки звука при ринолалии.

Закрытая ринолалия

Возникает при пониженном физиологическом носовом резонансе

Причины:

§ органические изменения в носовом пространстве, болезни, в результате которых затруднено носовое дыхание.

1. Передняя закрытая ринолалия -- при непроходимости носовых полостей:

§ гипертрофия слизистой носа

§ полипы

§ искривление носовой полости и носовой перегородки

§ опухоли носовой полости

2. Задняя закрытая ринолалия – уменьшение носовой полости

§ аденоиды

§ опухоли

3. Функциональная закрытая ринолалия -- мягкое небо поднимается очень высоко и закрывает доступ звуковым волнам к носоглотке (при невротических расстройствах у детей)

î При органической закрытой ринолалии

2. устраняют причины непроходимости носовой полости

3. проводят упражнения как при функциональных нарушениях

Смешанная ринолалия

Причина:

§ непроходимость полости носа + недостаточность небно-глоточного контакта функционального или органического происхождения.


Дизартрия

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Основные проявления:

§ расстройства артикуляции звуков

§ нарушения голосообразования

§ изменения ритма, темпа и интонации

Причины:

§ органическое поражение ЦНС и периферической НС под влиянием различных неблагоприятных факторов, воздействующих во внутриутробном периоде, в момент родов и после рождения

- асфиксия

- родовая травма

- нарушения мозгового кровообращения

- опухоли головного мозга

- аплазия (недоразвитие) ядер черепно-мозговых нервов

- наследственные болезни НС

Дети с дизартрией могут быть условно разделены на несколько групп в зависимости от их общего психофизического состояния:

Ø дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием

Ø дизартрия у детей с ДЦП

Ø дизартрия у детей с умственной отсталостью

Ø дизартрия у детей с гидроцефалией

Ø дизартрия у детей с ЗПР

Ø дизартрия у детей с минимальной дисфункцией

Формы дизартрии:

бульбарная дизартрия

псевдобульбарная дизартрия

подкорковая дизартрия

корковая дизартрия

мозжечковая дизартрия

Бульбарная дизартрия.

Возникает при поражении продолговатого мозга:

v разрушаются ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего, подъязычного, тройничного, лицевого)

v паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого неба

v нарушается процесс глотания

v затруднено жевание

v недостаточная подвижность голосовых складок

v нарушения голоса (слабый, назализированный)

v дефекты произношения звонких звуков и др. нарушения звукопроизношения

v атрофия мышц языка, атония (пониженный тонус)

v речь нечеткая, замедленная

v амимичность лица

Подкорковая дизартрия.

Возникает при поражении подкорковых узлов головного мозга:

v нарушение мышечного тонуса (меняющийся характер)

v наличие гиперкинезов (насильственных непроизвольных движений) в области артикуляционной и мимической мускулатуры (в состоянии покоя и при речевом акте)

v нарушения фонации и артикуляции (то произносит звук, то нет)

v возникновение артикуляционного спазма

v непризвольные выкрики

v нарушение темпа речи (замедленный или ускоренный, монотонный)

v нарушения тембра и силы голоса

v нарушения интонации

v нарушения артикуляционной моторики + нарушения голосообразования и речевого дыхания

v может сочетаться с нарушением слуха

Мозжечковая дизартрия.

Возникает при нарушениях в области мозжечка:

v скандированная речь

v нарушения модуляции голоса

v трудность удержания артикуляционных укладов

v неточность движений языка

В чистом виде мозжечковая дизартрия наблюдается редко.

Корковая дизартрия.

Возникает при очаговых поражениях коры головного мозга:

v нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата

v нарушается произношение сложных по звуко-слоговой структуре слов

v затрудняется динамика переключения с одного звука на другой, с одной позы на другую

v изолированные звуки произносятся правильно, а в потоке речи искажаются, заменяются

v ускоренный темп речи запинки

v нет нарушений лексико-грамматической стороны речи

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...