Задачи коррекционной работы
§ нормализация ротового выдоха, выработка длительной ротовой воздушной струи § выработка правильной артикуляции всех звуков § устранение назального оттенка голоса § воспитание навыков дифференциации звуков § нормализация просодической стороны речи § автоматизация полученных речевых навыков в общении Коррекционные задачи зависят от того, проведена ли операция по закрытию расщелины. До операции: Ê освобождение лицевых мышц от компенсаторных движений Ê подготовка правильно произношения гласных Ê подготовка правильной артикуляции доступных согласных. После операции: Ê развитие подвижности мягкого неба Ê устранение дефектов звукопроизношения (уклады) Ê преодоление назального оттенка голоса Специфическими в послеоперационном периоде являются следующие виды работы: Ê массаж мягкого неба Ê гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки Ê артикуляционная гимнастика Ê голосовые упражнения Ê дыхательные упражнения. 1. Массаж мягкого неба (для разминания рубцовой ткани) Используется зонд для звука С: î поглаживание вперед-назад твердого неба î растирание слизистой на границе мягкого-твердого неба в поперечном направлении î массаж при произнесении звука А – нажим на мягкое небо î точечный и толчкообразный пальцевой массаж (продолжительность 1,5-2 мин, 40-60 движений, 2 раза в день в течение 6-12 мес) Гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки. î глотание воды маленькими порциями î позевывание î полоскание горла теплой водой î покашливание (сначала с высунутым языком) î утрированное произнесение гласных звуков высоким голосом.
3. Артикуляционная гимнастика: а) для щек и губ: î надувание обеих щек одновременно î надувание обеих щек попеременно î втягивание щек î сосание î оскал î «хоботок» î оскал – смыкание губ î втягивание губ î вытягивание губ (свист) î поднимание – опускание сжатых губ î полоскание зубов î вибрация губ î удерживание губами карандаша б) для языка: î высовывание языка лопатой, имголочкой î поворачивание высунутого языка влево—вправо î поднимание – опускание кончика языка î присасывание î «хоботок» -- «желобок» -- «чашечка» î закусывание языка î постукивание языком по альвеолам (Т-Т-Т) î загибание языка î «жало» -- «чашечка» -- язык вверх (комплекс) Голосовые упражнения. Проводятся на гласных звуках А, О, У, Э: î артикулирование без голоса î громкое произнесение А АА ААА с увеличением повторений î отрывистое произнесение 2-3 звуков АО, АУ, АОЭ, АУЭ î произнесение гласных с паузами (сохраняя высокое положение мягкого неба) А- - - - - Э - - - - - -У Дыхательные упражнения. î вдох и выдох носом î вдох и выдох ртом î вдох носом, выдох ртом î вдох ртом, выдох носом и т.д. упражнения проводятся на игровой основе (см. раздел «Дислалия») Воспитание правильного звукопроизношения проводится обычными коррекционными методами. Специфичность – постоянный контроль за направлением воздушной струи Последовательность постановки звуков: 1 гр – А, О, У, Э, И, Ы, Я, Е, Ё, Ю Гр. – Ф, В, П, Т, К, Л, Б, Д, Г, С, З, Ш, Ж, Ц, Ч, Щ, Р. В логопедической литературе существуют разные варианты последовательности постановки звука при ринолалии. Закрытая ринолалия Возникает при пониженном физиологическом носовом резонансе Причины: § органические изменения в носовом пространстве, болезни, в результате которых затруднено носовое дыхание.
1. Передняя закрытая ринолалия -- при непроходимости носовых полостей: § гипертрофия слизистой носа § полипы § искривление носовой полости и носовой перегородки § опухоли носовой полости 2. Задняя закрытая ринолалия – уменьшение носовой полости § аденоиды § опухоли 3. Функциональная закрытая ринолалия -- мягкое небо поднимается очень высоко и закрывает доступ звуковым волнам к носоглотке (при невротических расстройствах у детей) î При органической закрытой ринолалии 2. устраняют причины непроходимости носовой полости 3. проводят упражнения как при функциональных нарушениях Смешанная ринолалия Причина: § непроходимость полости носа + недостаточность небно-глоточного контакта функционального или органического происхождения. Дизартрия Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Основные проявления: § расстройства артикуляции звуков § нарушения голосообразования § изменения ритма, темпа и интонации Причины: § органическое поражение ЦНС и периферической НС под влиянием различных неблагоприятных факторов, воздействующих во внутриутробном периоде, в момент родов и после рождения - асфиксия - родовая травма - нарушения мозгового кровообращения - опухоли головного мозга - аплазия (недоразвитие) ядер черепно-мозговых нервов - наследственные болезни НС Дети с дизартрией могут быть условно разделены на несколько групп в зависимости от их общего психофизического состояния: Ø дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием Ø дизартрия у детей с ДЦП Ø дизартрия у детей с умственной отсталостью Ø дизартрия у детей с гидроцефалией Ø дизартрия у детей с ЗПР Ø дизартрия у детей с минимальной дисфункцией Формы дизартрии: бульбарная дизартрия псевдобульбарная дизартрия подкорковая дизартрия корковая дизартрия мозжечковая дизартрия Бульбарная дизартрия. Возникает при поражении продолговатого мозга: v разрушаются ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего, подъязычного, тройничного, лицевого) v паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого неба
v нарушается процесс глотания v затруднено жевание v недостаточная подвижность голосовых складок v нарушения голоса (слабый, назализированный) v дефекты произношения звонких звуков и др. нарушения звукопроизношения v атрофия мышц языка, атония (пониженный тонус) v речь нечеткая, замедленная v амимичность лица Подкорковая дизартрия. Возникает при поражении подкорковых узлов головного мозга: v нарушение мышечного тонуса (меняющийся характер) v наличие гиперкинезов (насильственных непроизвольных движений) в области артикуляционной и мимической мускулатуры (в состоянии покоя и при речевом акте) v нарушения фонации и артикуляции (то произносит звук, то нет) v возникновение артикуляционного спазма v непризвольные выкрики v нарушение темпа речи (замедленный или ускоренный, монотонный) v нарушения тембра и силы голоса v нарушения интонации v нарушения артикуляционной моторики + нарушения голосообразования и речевого дыхания v может сочетаться с нарушением слуха Мозжечковая дизартрия. Возникает при нарушениях в области мозжечка: v скандированная речь v нарушения модуляции голоса v трудность удержания артикуляционных укладов v неточность движений языка В чистом виде мозжечковая дизартрия наблюдается редко. Корковая дизартрия. Возникает при очаговых поражениях коры головного мозга: v нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата v нарушается произношение сложных по звуко-слоговой структуре слов v затрудняется динамика переключения с одного звука на другой, с одной позы на другую v изолированные звуки произносятся правильно, а в потоке речи искажаются, заменяются v ускоренный темп речи запинки v нет нарушений лексико-грамматической стороны речи
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|