Методика логопедического воздействия
классификации предметов по различным признакам (мебель,, деревянный…) î прямой и обратный порядковый счет î построение высказывания по программе (вопросы, схема, фишки, картинки) î ответы на вопросы: КУДА ТЫ ПОЙДЕШЬ? … ДОМОЙ (+ 1 слово) î составление предложений по 4-5 картинкам î составление предложений по сюжетным сериям î выполнение речевых поручений: «СКАЖИ КАТЕ ….» î инсценировки î беседы, пересказы î работа над плавностью, ритмом, интонацией î деформированные тексты
Нарушения письменной речи
Различают два вида нарушений письменной речи:
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и прояв ляющееся в ошибках стойкого характера Дислексии встречаются при: Ø минимальной мозговой дисфункции Ø ЗПР Ø ДЦП Ø тяжелых нарушениях устной речи Ø нарушениях слуха Ø у.о. Причины: Ø наследственная предрасположенность Ø органическое поражение головного мозга (травмы, опухоли, недоразвитие) Ø соматические заболевания Ø двуязычие Ø социальная среда (дефицит речевых контактов) Ø нарушения устной речи Симптомы: v замены и смешения звуков при чтении -- фонетически близких (звонкие-глухие), или графически сходных (Х-Ж, П-Н, З-В) v побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова: Р..А..К v искажения звуко-слоговой структуры слова: - пропуски согласных в стечениях - пропуски согласных и гласных без стечения - добавление букв и звуков - перестановки звуков - пропуски слогов - перестановки слогов v нарушение понимания прочитанного (от слова до текста)
v замены слов (ЗАХЛЕСТНУЛА – ЗАХЛОПНУЛА) v аграмматизмы при чтении (падежные окончания, глагольные окончания, согласование членов предложения Классификация дислексий
Ø ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ Ø СЕМАНТИЧЕСКАЯ Ø АГРАММАТИЧЕСКАЯ Ø МНЕСТИЧЕСКАЯ Ø ОПТИЧЕСКАЯ
Фонематическая дислексия Возникает при: Ø недоразвитии фонематического восприятия (дифференциация фонем) – 1 форма · трудности усвоения букв · замены букв, сходных акустически и артикуляционно (Б-П, Д-Т, С-Ш, Ж-Ш) Ø недоразвитии функций фонематического анализа -- 2 форма · побуквенное чтение · искажение звукослоговой структуры слова · пропуски согласных в стечениях (МАРКА -- МАРА) · вставки гласных между согласными в стечениях (ПАСЛА – ПАСАЛА) · перестановки букв (звуков) (УТКА – ТУКА) · пропуски и перестановки слогов (ЛОПАТА – ЛОТАПА) Семантическая дислексия (механическое чтение) Ø нарушение понимания прочитанного (слов, предложений, текста) при технически правильном чтении · не могут показать (соотнести) прочитанное слово и предмет на картинке · не могут ответить на вопросы по тексту Ø несформированность представлений о синтаксических связях слов в предложении (каждое слово воспринимается изолированно) Аграмматическая дислексия Ø обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений · изменение падежных окончаний существительных (ИЗ-ПОД ЛИСТЬЯХ) · неправильное согласование в роде, числе, падеже существительных и прилагательных (СКАЗКА ИНТЕРЕСНЫЙ) · изменение числа местоимений · неправильное употребление родовых окончаний местоимений (ТАКАЯ ГОРОД) · изменение формы глаголов (ГУЛЯЛА НЕ ПОШЛА – НЕ ПОШЛА ГУЛЯТЬ) Эта форма чаще всего наблюдается у детей с ОНР Мнестическая дислексия
Проявляется Ø в нарушении усвоения букв Ø в трудности установления связей между словом и буквой · недифференцированные замены букв при чтении · не могут воспроизвести ряд из 3-5 букв или слов, нарушают порядок их следования Оптическая дислексия Проявления: Ø замены и смешения графически сходных букв (Д-Л, З-В, Ь-Р, Н-П-И) Ø недифференцированность зрительных представлений Ø нарушения оптико-пространственного восприятия · трудности восприятия букв, написанных одна под другой _ Т_ · не расчленяют буквы на составные элементы Н · зеркальное чтение Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций. Причины: см. Дислексии Симптомы: v искаженное написание букв (Э – С) v замены букв графически сходными (в – д, л –м, ц –щ) и фонетически сходными (д –т, б – п, г – к) v искажения звукобуквенной структуры · перестановки · пропуски · добавления · персеверации слогов · контаминации слогов v нарушение слитности написания слов, искажение структуры предложения (ИЗТЕПЛЫХ СТРАН ЛЕТЯ ГРАЧИ) v аграмматизмы на письме (МНОГО КАРАНДАШОВ, НЕТ КЛЮЧОВ) ! Ошибки при дисграфии характеризуются нарушением фонетического принципа письма, т.е. ошибки наблюдаются в сильной фонетической позиции (ЛОПАДА – вместо ЛОПАТА, ДМ – вместо ДОМ), в отличие от орфографических ошибок, которые наблюдаются лишь в слабой фонетической позиции (ВАДА, ДАМА) Эти же ошибки на ранних этапах овладения письмом не являются проявлениями дисграфии Классификация дисграфий
Ø АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ Ø АКУСТИЧЕСКАЯ Ø НА ФОНЕ НАРУШЕНИЯ ЯАиС Ø АГРАММАТИЧЕСКАЯ Ø ОПТИЧЕСКАЯ
Артикуляторно-акустическая дисграфия Ø отражение на письме неправильного произношения звуков (замены, пропуски ~ как в устной речи) Чаще всего бывает при дизартрии, ринолалии, дислалии полиморфного характера Акустическая дисграфия Ø замены букв, обозначающих фонетически сходные звуки (устная речь без дефектов) (Ч—ТЬ, Ч – Щ, Ц—Т, Ц—ТЬ, Ц –С, С – Ш, З – Ж, Б – П, Д – Т, Г – К и др.) Ø неправильное обозначение мягкости на письме (ПИСМО, ЛУБИТ, ЛЮЖА)
Ø замены гласных У—О, Е—И в ударном положении (ТУЧА – ТОЧА, ЛЕС – ЛИС) Ø замены далеких по характеристикам звуков (Л – К, Б – В, П – Н) Ø нарушение слуховой дифференциации Ø недоразвитие фонематического слуха
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|