Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

XVI. Исследование процесса чтения

Слоги:

МА СЮ АС ЯМ СТО КЛЮ ЛЬЕ

БЫ ЦЫ ОК ЕС ВРА ПРЯ ФЬЯ

ТО ЧО УП ЕН ГВО СТЕ ТЬЕ

ФУ РЯ ИТ ЮЩ ЖДЫ    ЗВЕ РЬЮ

Слова:

ТОМ     МЫЛО  ЯГОДЫ ЖАВОРОНОК МАКУЛАТУРА

ЛЕС      ГЕРОЙ РАДУГА ФАМИЛИЯ   ПЕРВОКЛАССНИЦАБОЛЬ              ВЕСНА СЕНОКОС ДВИЖЕНИЕ ЭКСКАВАТОРЩИК

ЮГ        РУЧЬИ ДЕЖУРНЫЙ СМОРОДИНА МЕТРОПОЛИТЕН

СНЕГ             СЛЕЗЫ КОРОБКА ГОСУДАРСТВО ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ДОЖДЬ ВЬЮГА КАРТОФЕЛЬ    РЕСПУБЛИКА ПОГРАНИЧНИКИ

ГРУСТЬ ГНЕЗДО ПОМОЩНИК  ОТЕЧЕСТВО МИЛИЦИОНЕР

ТЕКСТ ПИСЬМО ЧТЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧКА СКОВОРОДА

ЧЬЯ       РАССКАЗ ВАННАЯ ЗВЕРОСОВХОЗ ВЕЛОСИПЕД

Предложения:

КАТЯ И ВАРЯ ВЫШИВАЮТ. ДЕТИ ИГРАЮТ ДРУЖНО. ДИМА ЛОВИЛ САЧКОМ БАБОЧКУ. ПТИЦЫ УЛЕТАЮТ НА ЮГ. ОСЕНЬЮ ПОЖЕЛТЕЛИ ЛИСТЬЯ НА ДЕРЕВЬЯХ, ПОБУРЕЛА ТРАВА. ВЕСНА ДАЕТ ЦВЕТЫ, А ОСЕНЬ – ПЛОДЫ. СЕГОДНЯ НА УРОКЕ МЫ СОСТАВЛЯЕМ КОЛЛЕКТИВНЫЙ РАССКАЗ ОБ ЭКСКУРСИИ В ОСЕННИЙ ЛЕС.

Текст: Е.Пермяк «Про нос и язык» – 70 слов

XVII. Исследование процесса письма (определение в каждом виде письменных работ количества и характера ошибок)

1. Списывание (с печатного и рукописного материала)

БЫСТРО ПРОЛЕТЕЛО ЛЕТО. ПРИШЛА ОСЕНЬ. С КАЖДЫМ ДНЕМ ВСЕ МЕНЬШЕ И МЕНЬШЕ СТАНОВИТСЯ НА ДЕРЕВЬЯХ ЛИСТЬЕВ. ТРЕПЕТНАЯ ОСИНКА СТОИТ ВСЯ КРАСНАЯ, БАГРОВАЯ, ЗОЛОТИСТАЯ. НО ВЕТЕР СРЫВАЕТ И ЭТО УБРАНСТВО. ИСЧЕЗЛИ ЦВЕТЫ. ТРАВА КЛОНИТСЯ К ЗЕМЛЕ И КАК БУДТО ПРОСИТ СНЕГА

2. Письмо под диктовку (слуховой диктант)

ОСЕНЬ

СЕРАЯ И ХОЛОДНАЯ ОСЕНЬ. ЧАЩЕ ЛЬЕТ ДОЖДЬ. УНЫЛО В ПОЛЕ ВОЕТ ВЕТЕР. ЧУТКАЯ ТИШИНА В ОСЕННЕМ ЛЕСУ. ПОБЛЕКЛИ УПАВШИЕ НА ЗЕМЛЮ ЛИСТЬЯ. ТОЛЬКО ИНОГДА НА ГОЛОЙ ВЕТКЕ МОЖНО НАЙТИ МАЛЕНЬКИЙ ФЛАЖОК. ЭТО ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТОК. НАД ЗЕМЛЕЙ ПЛЫВУТ ХМУРЫЕ ТУЧИ. ВОТ-ВОТ ПОЙДЕТ СНЕГ.

3. Изложение

4. Письмо предложений с дефектно произносимыми звуками

5. Письмо предложений с не дифференцируемыми учеником на слух звуками

XVIII. Логопедическое заключение

1. Степень выраженности дисграфии (тяжелая, средняя, легкая)

2. Замены букв

3. Искажения звуко-буквенной структуры

4. Нарушение структуры предложения (слитное написание слов, перестановки слов)

5. Аграмматизм

6. Орфографические ошибки

7. Обозначение мягкости согласных

 


Тэма 9. Организация специальной логопедической помощи в РБ

 

В РБ широко развита сеть дифференцированной логопедической помощи взрослому и детскому населению. Эта помощь оказывается по линии трех министерств

ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Комплектуются на ПМПК ЦКРОиР. Показания для зачисления детей:

· ОНР

· ОНР, дизартрия

· ОНР, ринолалия

· алалия

· ФФНР

У детей должен быть сохранный слух и первично сохранный интеллект.

Принимаются дети в возрасте от 2 до 6 лет. возрастные группы:

· 1 год обучения – 2-3 года

· 2 год обучения – 3-4 года

· 3 год обучения – 4-5 лет

· 4 год обучения – 5-6 лет

· 5 год обучения – 6-7 лет

Группы комплектуются по возрасту и по уровню речевого развития.

Существуют 3 основных вида групп:

· для детей с ОНР

· для детей с ФФНР

· для заикающихся детей

Идет тенденция к объединению детей из различных видов групп.

Сроки пребывания детей в группе зависит от логопедического диагноза (заключения):

· ОНР 1 ур. р. – до 4 лет

· ОНР 2 ур.р. – до 3 лет

· ОНР 3 ур.р. – до 2 лет

· Заикание – до 1 года

· ФФНР – от 6 мес до 1 года

· С детьми работают следующие специалисты

· Учитель-дефектолог (логопед)

· 2 воспитателя

· помощник

· воспитателя

· музыкальный руководитель

· психолог

· руководитель ФК

· руководитель изостудии

· учитель компьютерного обучения

С 1 по 15 сентября проводится обследование детей.

Учитель-дефектолог обследует речь и высшие психические функции (логопедическое обследование)

Воспитатель осуществляет обследование

· культурно-гигиенических,

· игровых,

· изобразительных навыков,

· сенсорных и общих знаний и представлений,

· особенности поведения и характера (педагогическое обследование)

Результаты обследования фиксируются:

Учитель-дефектолог – речевая карта (в идеале для каждой патологии своя форма)

Воспитатель – тетрадь обследования (с возможностью контролировать динамику развития и коррекции)

В результате обследования комплектуются 2 подгруппы (более сильная – более слабая). Учитель-дефектолог проводит занятия по подгруппам и индивидуально. Воспитатель – по подгруппам, фронтально и индивидуально.

Учитель-дефектолог проводит следующие виды занятий:

· развитие речи и формирование лексико-грамматических форм

· развитие звукопроизношения

· обучение грамоте

· индивидуальные занятия

Воспитатель проводит следующие виды занятий:

· ознакомление с окружающим

· ФЭМП

· рисование

· аппликация

· лепка

· конструирование

· игра

· сенсорика

Музыкальный руководитель проводит музыкально-ритмические занятия

Физкультурный руководитель – физкультурные занятия.

Количество занятий и сетка их проведения зависит от года обучения и периода обучения.

Логопедические занятия проводятся в первую половину дня. Продолжительность от 15 до 30 минут. Когда учитель-дефектолог занимается с 1 подгруппой, воспитатель со 2, потом подгруппы меняются.

График работы учителя-дефектолога: 4 часа с 8.00 до 12.00 (утверждается админи-страцией):

8.00– 9.00 – индивидуальная работа

9.00-- 10.00 – подгрупповые занятия

10.00-12.00 – индивидуальные занятия с детьми

Во 2-ой половине дня воспитатель проводит по заданию логопеда коррекционное занятие со всеми детьми и занимается индивидуально с нуждающимися в дополнитель-ных занятиях.

В июне – проводятся только индивидуальные занятия. Два раза в год – каникулы: первая неделя января и последняя неделя марта.

Планирование работы:

1. перспективный план работы на год (поквартально)

2. планы подгрупповых и индивидуальных занятий

Перспективное планирование

Тема, словарь Словообразование, словоизме-нение Грамматичес-кие категории   Связная речь
           

 

Календарное планирование

 

№ Дата Тема Задачи Оборудование Методические приемы и этапы занятия
         

 

В перспективном плане:

¨ беседы и консультации с воспитателями

¨ проверка речи детей (срезы, обследование)

¨ открытые логопедические занятия

¨ участие в педсоветах, методобъединениях, семинарах

¨ работа с родителями

Для каждого ребенка заводится индивидуальная тетрадь. В ней фиксируются:

¨ дата проведения занятия

¨ задание на дом

Записи делаются по мере необходимости не реже одного раза в неделю

Для координации работы с воспитателем существует «Тетрадь преемственности в работе учителя-дефектолога и воспитателя».

 

Задания для всех детей группы Индивидуальные задания Учет воспитателя
       

 

Документация учителя-дефектолога:

1. Заключения из протоколов ПМПК

2. Журнал учета детей

 

Фамилия, имя ребенка Возраст Адрес Откуда поступил Диагноз при поступлении Дата поступления Дата выпуска, куда Состояние речи при выпуске

 

3. Речевые карты на каждого ребенка

4. Протоколы обследования детей при поступлении в группу

5. Тетрадь учета посещения занятий детьми

6. Перспективный план работы

7. Календарные планы работы

8. Индивидуальные тетради детей

9. Тетрадь преемственности в работе учителя-дефектолога и воспитателя

10. Отчет о работе за год

 

Дата

Кол-во детей, диагнозы

Кол-во выпущенных детей – речь:

Рекомендовано направить

Кол-во оставленных детей, диагнозы

Выполнение перспективного плана

хорошая улучшение Без улучш сш реч.шк. вс.шк. д/у
                     

 

ПУНКТЫ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Предназначены для коррекции нарушений развития у детей школьного возраста

Приему на пункт подлежат дети со следующими особенностями развития:нарушения речи

¨ нарушения слуха

¨ нарушения зрения

¨ трудности в обучении

¨ интеллектуальная недостаточность

¨ сложные и множественные нарушения развития

С 1 по 15 сентября проходит комплектование групп и подгрупп для занятий (обследование детей)

Учитель-дефектолог проводит:

- обследование устной речи вновь поступивших детей (1 класс)

- обследование письменной речи учеников 2-4 класса

- уточнение списков групп, укомплектованных в мае предыдущего учебного года из числа учеников 2-4 классов

обследование речи поступивших в школу детей проводится в 2 этапа:

¨ предварительное – посещение уроков и выявление детей с речевыми нарушениями

¨ углубленное – обследуются предварительно отобранные дети (после уроков)

Занятия начинаются с 16 сентября и заканчиваются за 2 недели до окончания учебного года (20 мая).

Две недели обследуется устная и письменная речь детей подготовительного-2 класса (учащиеся 3 класса в обследовании не участвуют, так как они переходят в среднее звено школы).

На пункте КПП комплектуются следующие группы:

¨ с неглубокими нарушениями речи, слуха, зрения, трудностями в обучении – 5-6 чел

¨ с глубокими нарушениями (слепота, глухота, у.о, комбинированные нарушения, ТНР – 2-4 чел

¨ дети с фонетико-фонематическими нарушениями должны составлять не более 20 % от общего количества детей

Составляется расписание занятий:

¨ занятия с уч-ся подготовительного класса – 35 мин

¨ с группой учеников 1-3 классов – 45 мин

¨ с подгруппой учеников 1-3 классов – 20-35 мин

¨ индивидуальные занятия – от 15 до 40 мин

Между групповыми занятиями допускается перерыв в 10 мин, между подгруппами – 5 мин. Это время учитель-дефектолог может использовать для:

- проверки письменных работ, выполненных на занятии

- учета и анализа допущенных ошибок

- доставки детей в класс и сбора следующей группы

- подготовки материала к следующему занятию

Все занятия проводятся в неурочное время. Для детей, посещающих группу продленного дня, занятия могут проводиться во время режимного момента (отпускает на занятие воспитатель). Если возникает конфликт – докладная записка директору школы, в случае непринятия мер – инспектору РОО.

Во время каникул:

¨ коррекционные занятия не проводятся

¨ учитель-дефектолог пополняет кабинет наглядными пособиями

¨ посещает районный методкабинет, библиотеку

¨ проводит консультации для родителей

¨ осенние каникулы – исследование письменной речи учащихся 1-3 классов по письменным работам

¨ зимние каникулы -- исследование письменной речи учащихся подготовительных классов по прописям и тетрадям

¨ весенние каникулы – методобъединения школьных и дошкольных учреждений, консультирует учащихся у врачей-специалистов

Консультация у специалистов возможна только с согласия и в присутствии одного из родителей или по письменному заявлению родителей с указанием даты консультации и специалиста.

В июне учитель-дефектолог

¨ посещает семинары по обмену опытом

¨ если в районе нет других специалистов, проводит занятия с дошкольниками

¨ принимает участие в комплектовании подготовительных классов

Документация учителя-дефектолога ПКПП:

¨ карты углубленного обследования детей (индивидуальные и групповые)

¨ заключения ЦКРОиР

¨ расписание занятий, утвержденное директором

¨ перспективные планы коррекционных занятий (групповые, подгрупповые, индивидуальные)

¨ рабочие тетради детей (хранятся 3 г)

¨ картотека оборудования и наглядных пособий

¨ журнал учета обследованных детей

¨ журнал учета детей, зачисленных на пункт

¨ журнал учета проведенных занятий и посещения их детьми (заполняется как страницы классного журнала)

¨ журнал учета проведенных консультаций

¨ отчет о работе за год

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...