Отношение к природе в младшем школьном возрасте
В младшем школьном возрасте мир природы начинает играть все более значительную роль в психической жизни ребенка. Отношение к природе в этом возрасте становится более интенсивным. Так, если среди рисунков семилетних детей на свободную тему природные пейзажи и изображения животных представлены в 25% рисунков, то к 8-9 годам число их увеличивается до 41% (А.А.Бодалев). Однако это отношение еще не обладает достаточной широтой, осознанностью, обобщенностью. Например, дети этого возраста в смысловое содержание понятия "природа" включают прежде всего растения (78% опрошенных) и, в гораздо меньшей степени, животных (43%, причем, 80% из них составляют домашние животные) или неживую природу: землю (35%), облака (25%), дождь (22%), воду (15%), небо (13%) и т.д. (Л.Гуляницкая). Это может свидетельствовать о том, что понятие "природа" формируется в значительной степени на бытовом уровне: "поехать на природу" — значит поехать в лес, в деревню, где ребенок действительно видит вокруг себя, в первую очередь, обилие растений, но не диких животных.
Тем не менее, уровень обобщенности понятия "природа" у младших школьников обычно существенно превосходит этот показатель у дошкольников. Однажды автору пришлось стать свидетелем следующего детского диалога, происходившего возле окна в вагоне поезда. Прошел летний дождь, и пассажиры любовались чудесной радугой, раскинувшейся над полями и перелесками. Восьмилетняя Маргарита, только что окончившая первый класс, восхищенно обратилась к своему младшему брату, пятилетнему Яну: - Посмотри, все это наша природа! - Ага, вижу, вижу, вон там... — ответил брат, без особых эмоций указывая рукой на отдельно стоящую группу деревьев.
Характер отношения к природе у младших школьников в значительной степени предопределяется особенностями сознания, свойственными этому возрасту. В процессе социализации ребенок преодолевает свойственный дошкольному возрасту эгоцентризм, начинает отделять свое "Я" от окружающего мира, субъективное от объективного и т.д. Вследствие этого наблюдается постепенное ослабление антропоморфических установок по отношению к миру природы. Младший школьник уже последовательно дифференцирует сферы "человеческого" и "нечеловеческого". Тем не менее, с разрушением антропоморфизма не происходит разрушения субъектного восприятия, качественно меняется лишь его обусловленность. Расширение жизненного опыта младшего школьника приводит к тому, что природные объекты в процессе взаимодействия с ними все больше и больше открываются ему как субъекты, начинают причисляться к сфере равного в своей самоценности. Это, в свою очередь, приводит к формированию "субъектной установки", являющейся основой отношения к ним как субъектам. "Между детьми, животными и растениями устанавливаются интуитивное взаимоощущение и даже взаимопонимание. Ребенок открыт, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки" (Б.Т.Лихачев). Многие дети младшего школьного возраста способны проявлять способность к эмпатии, к эмоционально насыщенному взаимодействию со своими домашними животными. Более того, для многих младших школьников животные становятся "значимыми другими". В эксперименте Т.К.Нестерук школьникам предлагалось перечислить «круг тех, с кем они общаются, кто оказывает на них влияние, у кого они черпают силы». Оказалось, что 62% восьмилетних и 41% девятилетних учащихся называют в этом качестве различных животных, чаще, чем дедушек и бабушек, братьев и сестер, одноклассников и учителей. Животные уступают в этом списке только маме, папе и лучшему другу. Показательно, что доля природных объектов среди "значимых других" в младшем школьном возрасте растет: в семилетнем возрасте их включает в список только 7% школьников.
В целом, для младших школьников свойственен субъектный характер отношения к природе. С другой стороны, к младшему школьному возрасту уже полностью разрушается детский артификализм, обусловливающий прагматизм отношения к природе у дошкольников. — прагматический интерес сменяется "непрагматическим" познавательным интересом. Жизнь природы, как правило, не оставляет детей равнодушными; увиденное вызывает немало вопросов: "Что это?", "Зачем оно?", "Какое оно?", "Для чего оно?" и, наконец, "Почему?"... Особенно следует дорожить детскими "Зачем?", "Почему?" и "Отчего?". В этих вопросах выражается качественно новый этап развития их мышления. Если вначале детские вопросы были результатом того, что ребенок еще только осматривался в мире... то вопросы почемучек показывают, что их ум требует раскрытия связей явлений, осмысливания закономерностей природы. У младших школьников отношение к природе, в наибольшей степени, проявляется именно в познавательной сфере. Как отмечает И.Д.Зверев: «младший школьник осознает способность освоения мира «я могу познать мир». Этому, в частности, способствуют два фактора. Во-первых, значимость в их жизни учебной деятельности: большинство учеников первого, да и второго класса еще увлечены самим процессом познания, что задает определенную стратегию поведения — им интересно узнавать вообще что-то новое. Во-вторых, приобретенное умение читать: у младших школьников возникает возможность самостоятельно получать ответы на свои "Почему?". Таким образом, для младшего школьного возраста, в целом, характерен субъектно-познавательный тип отношения к природе. При этом все большее значение в структуре отношения к природе у младших школьников начинает приобретать практический компонент. Именно в младшем школьном возрасте дети особенно настойчиво просят родителей завести дома какое-нибудь животное.
Любопытно, что таким животным очень часто оказывается хомяк: 30 % мальчиков и 50 % девочек называют его в младшем школьном возрасте в качестве любимого животного (Н.Гагарина). Уход за хомяком достаточно прост, он вполне по силам младшему школьнику, а значит можно реализовать желание "сделать это своими руками". А вот попугаи в качестве любимых появляются лишь в младшем подростковом возрасте, поскольку требуют уже более серьезной "технологической подготовленности" от своих владельцев. К среднему подростковому возрасту хомяк вообще исчезает из списка любимых животных: для технологически вооруженного подростка он уже неинтересен. Так что хомяк — это типично "детское" животное.
Однако, низкий уровень технологической вооруженности (натуралистических умений и навыков) ограничивает у младших школьников возможности реализации практического компонента отношения. Кроме того, импульсивность младшего школьника не позволяет ему ежедневно, постоянно заботиться о животном или растении, поэтому реально это становится обязанностью родителей (что является одной из причин, почему они часто не разрешают заводить детям животных). Недостаточная технологическая вооруженность младших школьников обусловливает также низкий уровень развития поступочного компонента отношения к природе. Сохраняется ситуация, уже отмеченная нами у дошкольников, когда "хорошее" отношение к природе отражается больше "в бездействии", нежели в действиях ребенка: "не будем засорять водоемы", "не будем ломать ветки", "не будем разорять гнезд" и т.п. И.В.Цветкова, на основе проведенного ею исследования экологической культуры младших школьников, констатирует, что "большинство детей показывают владение правилами, нормами экологически верного поведения на природе, но не проявляют активности для защиты, охраны ее, считают достаточным выполнение правил поведения". Общая тенденция развития отношения к миру природы в младшем школьном возрасте заключается в накоплении опыта психологического и практического взаимодействия с различными природными объектами. На базе этого опыта в подростковом возрасте практический и поступочный компоненты станут доминировать в структуре отношения к природе, оттеснив с ведущей позиции познавательный компонент. «Если в первом классе пробуждение у детей чувства сопереживания представителям животного и растительного мира, любви к ним... может представлять собой самоцель, то к завершению данного возрастного периода эти чувства должны приобретать характер мотивов экологически ориентированной деятельности. Суть состоит в том, что в младшем школьном возрасте совершается переход от созерцания окружающего мира к преобразующей его деятельности. Этот процесс сопровождается накоплением опыта переживаний по отношению к представителям животного и растительного мира (привязанности, любви, радости общения, огорчения от случаев нанесения вреда и т.д.)» (И.В.Цветкова).
В то же время, исследования показывают, что около 50 % младших школьников демонстрируют в своих сочинениях прагматическое, утилитарное отношение к природе: "Природа наше самое главное богатство", "Лес нужно охранять, потому что из него делают карандаши и линейки". Такой "прагматизм" младшего школьника является следствием антропоцентрического, прагматического содержания школьного образования: в своих высказываниях ребенок просто использует штампы, услышанные им от учителей. Прагматические установки по отношению к растениям и животным дети часто усваивают и в семье. Так в специальных беседах с семилетними детьми нередкими оказались высказывания, явно отражающие отношение их родителей к домашним животным: - Корова нам молоко дает. - Овцу зарежем — мясо будет. - Шарик дом стережет. Он полезный.
Таким образом, в младшем школьном возрасте может происходить рассогласование двух важнейших факторов, обусловливающих характер отношения к природе: с одной стороны, это потребность ребенка в психологической близости с миром природы, в познании этого мира, в непрагматическом взаимодействии с ним, а с другой стороны — прагматизма, транслируемого взрослыми и психологически отдаляющего мир природы от ребенка. Это рассогласование отрицательно сказывается, в первую очередь, на развитии принципиальности и устойчивости отношения к природе, а также приводит к ряду негативных явлений на более поздних стадиях онтогенеза, особенно в старшем подростковом возрасте.
В младшем школьном возрасте высокий познавательный интерес ребенка к миру природы, его любознательность и наблюдательность могут быть использованы для расширения его натуралистического кругозора и экологической эрудиции. Книжки с изображением различных животных и растений, экскурсии в природу и музей могут быть в этом возрасте особенно эффективными в плане коррекции широты отношения школьников к природе. Именно в младшем школьном возрасте появляется желание и возможность самому ухаживать за природными объектами. Ребенок активно хочет и реально может самостоятельно содержать дома живые существа, во взаимодействии с которыми он приобретает незаменимый технологический и психологический опыт партнерских взаимоотношений, общения. В результате эти живые существа становятся для него "значимыми другими", занимают важные позиции в его индивидуальной картине мира. Важно, чтобы эти животные и растения подбирались взрослыми с учетом их "непритязательности" к жизненным условиям (морская свинка, хомяк, хлорофитум, кактусы и т.д.), ведь младший школьник еще не способен осуществлять сложные технологические приемы ухода за природными объектами. При соблюдении этого простого требования взаимодействие с живыми существами будет сопровождаться положительными эмоциями и сбережет ребенка от психотравмы, связанной с их болезнью или гибелью.
6.2. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|