Главная | Обратная связь
МегаЛекции

МИР ПРИРОДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ





       Роль образовательной среды в развитии личности подчеркивалась как выдающимися педагогами прошлого (К.Д.Ушинский, Я.Корчак, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.), так и ведущими современными специалистами (В.В.Рубцов, В.И.Слободчиков, В.А.Петровский и др.). “Под образовательной средой (или средой образования) мы будем понимать систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении... Понятие “образовательная среда” выступает как родовое для таких понятий как “семейная среда”, “школьная среда” и т.п.

       Еще в XVII веке основоположник европейской научной педагогики Ян Амос Коменский рекомендовал предварять процесс обучения "должной подготовкой умов", то есть настраивать школьников на заинтересованное восприятие учебного материала. Должным образом организованная образовательная среда выполняет не только функцию "настройки умов", но и оказывает большое влияние на поведение личности в целом.

       Известный швейцарский педагог XIX века Иоганн Генрих Песталоцци подчеркивал значение образовательной среды в педагогическом процессе, давал рекомендации по ее организации, которые не потеряли своей актуальности и в наше время: "Воздействие на тебя предмета всегда и неизменно зависит от того, находится ли он в физической близости или в отдалении от твоих органов чувств. Никогда не забывай о том, находятся ли окружающие тебя предметы близко или далеко от тебя, установи все положительное в твоем восприятии, в твоем профессиональном развитии и даже в твоей добродетели... Существенным из того, что искусство обучения всеми своими действиями присоединяет к простым действиям природы, является следующее: предметы, которые в природе находятся в разнообразном виде и на больших расстояниях, оно стягивает в более узкий круг и в зависимости от обстоятельств подводит их ближе к пяти органам чувств, что облегчает запоминание. Главное, оно повышает чувствительность самих органов чувств и путем упражнения помогает человеку получать изо дня в день все более многочисленные, правильные и прочные представления об окружающих его предметах".



       Отметим, что насыщение образовательной среды соответствующими стимулами не сводится к реализации широко известного в педагогике принципа наглядности, который предписывает демонстрацию объекта в целях формирования более полного и точного понятия о нем. "Экологизация" образовательной среды, то есть включение в эту среду природных объектов, — мира природы, обусловливает постоянное воздействие на школьников всей совокупности психологических стимулов, создает возможности для вступления в контакт с природными объектами и, следовательно, возможности получения "ответов" от них. Таким образом, образовательная среда, насыщенная природными объектами, является условием и средством развития субъективного отношения школьников к природе.

       А.С.Макаренко даже в условиях сурового, во многом аскетического, коммунарского быта придавал большое значение введению в интерьер декоративных растений. "Поэтому я даже тогда, когда коллектив наш был очень беден, первым долгом всегда строил оранжерею, и не какую-нибудь, а с расчетом на гектар цветов, как бы дорого это ни стоило... И я, и мои ребята кохались в этих цветах до предела ... Не только в спальнях, столовых, классах, кабинетах стояли цветы, но даже на лестницах. Мы делали из жести специальные корзинки и все бордюры лестницы уставляли цветами. Это очень важно".

       Процесс экологического образования, который протекает в интерьерах, лишенных растительных композиций, аквариумов, птичьих вольер, плакатов и фотостендов на экологические темы, не может быть полноценным. Только образовательная среда, насыщенная соответствующими стимулами, создает уникальное настроение, благодаря которому каждое слово педагога становится более "весомым", значимым, убедительным.

       Интерьер, в который органично включается мир природы, сам по себе оказывает на личность сильное психолого-педагогическое воздействие. На всю страну известно экологическое оформление фойе кукольного театра в Москве, созданного народным артистом Сергеем Владимировичем Образцовым. Попадая в это театральное фойе прямо с шумных московских улиц, находясь в нем какое-то время, люди претерпевают уникальное превращение. Люди, которые всего несколько минут рассматривают подводный мир, слушают трели канареек, могут дотронуться до ствола настоящей пальмы превращаются из уличных пешеходов в театральных зрителей. ЗРИтель — тот, кто способен зреть в корень, не просто смотреть, но и видеть, то есть быть внимательным и чутким. С.В.Образцов тонко оценил и использовал возможность даже краткого контакта человека с миром природы настраивать его на восприятие искусства, способность общения с миром природы сделать человека сензитивным к восприятию духовных ценностей. Вступив в контакт с "чудом" мира природы в интерьере театра, люди оказывались готовы вступать в контакт и с "чудом" театрального действа.

       Показательно, что у детей определенного возраста (с 6 — 7 лет) появляется желание ввести мир природы в свою жизненную среду. Практически каждый ребенок просит родителей "завести" собачку, попугайчика, аквариум. Более старшие школьники уже сами стремятся оборудовать аквариумы (сначала просто банки с рыбками), птичьи клетки, приносят в дом различных животных (от лягушек до ворон). Подростки, обладающие высокой интенсивностью непрагматического отношения к миру природы не ограничиваются одним комнатным животным, они насыщают живыми существами свою жизненную среду максимально, создавая целые коллекции аквариумных животных, кактусов и т.д. У многих из них это увлечение сохраняется на всю жизнь. Такие люди чувствуют себя комфортно только в среде, наполненной природными объектами, они создают модели природных комплексов (акватеррариум, комнатная оранжерея, вольера с ландшафтом), собирают библиотеку экологической литературы и т.п. Причем, часто именно на экологизацию среды тратятся значительные денежные средства из семейного бюджета (свидетельство высокого уровня параметра доминантности субъективного отношения к природе).

       Наконец, необходимо обратить внимание на такой важный педагогический аспект как "естественность", "неизбежность" включения мира природы в образовательную среду (как семейную, так и школьную).

       Когда ребенок живет в квартире без растений и животных, ходит в школу, в которой живой уголок доступен только "избранным" юннатам, он привыкает к среде, лишенной мира природы. При этом, как подчеркивает П.Н.Виноградов, “использование для экологического образования элементов природной среды, “вынесенных” из естественных условий существования, а потому воспринимаемых как объекты собственных манипуляций” является одним из важнейших условий, осложняющих “становление оптимальной модели экологического поведения школьника, проживающего в большом городе”. То есть речь идет о преимущественном развитии объектно-прагматического отношения к природе (“объекты собственных манипуляций” и “использование элементов природной среды”). Такой ребенок живет с установкой типа: "Без всего этого можно обойтись". В то же время, маленький ребенок входит в мир, в котором "естественно" и "неизбежно" присутствуют холодильник, телевизор, стол и стул — это и есть "нормально". В этом случае, животное или растение, купленное впоследствии родителями, как бы привносится в жизненную среду "из вне".

       Совсем иначе воспринимается мир природы, если ребенок с первых сознательных шагов живет рядом с комнатными животными (собакой, кошкой, попугаем или морской свинкой), среди растений, которые в этом случае представляются таким же естественными и необходимыми как мама и папа, кроватка, плюшевый мишка, тарелка с кашей и бутылочка с молоком.

       Когда на подоконнике родительской спальни ребенок с детства видит "тропический сад", то наступает день, когда он задает родителям вопрос: "А почему у меня до сих пор нет на подоконнике растения?". И после выбора "подходящего" экземпляра первый свой горшок появляется и у малыша, возникает первый практический контакт с "зеленым другом".

       Таким образом, создание соответствующей образовательной среды является важнейшим условием эффективности процесса развития субъективного отношения ребенка к миру природы.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.