Отношение к природе в дошкольном возрасте
Л.Н.Толстой в своих биографических записках отмечает: " Природа до пяти лет не существует для меня. Все, что я помню, все происходит в постельке, в горнице. Ни травы, ни листьев, ни неба, ни солнца не существует для меня. Не может быть, чтобы не давали мне играть цветами, листьями, чтобы я не видал травы, чтоб не защищали меня от солнца, но лет до пяти, до шести нет ни одного воспоминания из того, что мы называем природой". Действительно, мир природы как специфический объект отношения не может быть дифференцирован на ранних стадиях онтогенеза: «в младенчестве ребенок отождествляет себя с миром «я — мир» (И.Д.Зверев). Субъективное отношение к природе начинает развиваться у ребенка только на основе соответствующего жизненного опыта, который появляется у него в дошкольном возрасте. Это, во-первых, опыт его непосредственных контактов с животными и растениями и, во-вторых, опыт общения со взрослыми, в процессе которого ребенку сообщаются определенные сведения о мире природы и транслируются, свойственные взрослым экологические установки. Однако, когда отношение к природе дифференцируется ребенком в отдельную категорию, то это отношение оказывается высоко доминантным для него. Н.Катамадзе наблюдала поведение более 500 дошкольников 5-7 лет в ряде экспериментальных ситуаций, в которых детям приходилось делать выбор между "людьми", "животными" и "предметами". Было установлено, что в 50-60 % случаев избирательная активность дошкольников направлялась на животных и, лишь, в 20-30 % — на людей и неодушевленные предметы. Исследовательница констатирует, что старший дошкольный возраст характеризуется особой ориентацией ребенка на мир природы.
«Природа предлагает бесчисленные различия и возможности для развития языка, особенно маленьких детей. Разнообразие в мире природы обеспечивает растущего ребенка устойчивым потоком объектов для изучения и практикования задач расположения, сортировки и наименования всего, что является фундаментальным в разработке навыков языка. Эта функция может быть отражена в том открытии, что более чем 90 процентов знаков в детском дошкольном языке и книжках, обучающих считать, представляют животных и объекты природы (выделено нами, — В.Я.). Одна жирафа, два медведя, три слона, по-видимому, представляют собой более эффективный набор для обучения, чем один мяч, две коробки, три стула» (С.Келлерт).
В работе Д.Ф.Петяевой показано, что в процессе становления основ мировоззрения у дошкольников представление о живой природе является одним из узловых пунктов складывающегося у ребенка образа мира. На основе полученных данных выделяется ряд признаков, оперируя которыми, дети относят те или иные объекты к категории живого. Так практически все дошкольники, независимо от возраста, ориентируются на признак движения. Однако, если дети 3-5 лет относят к живому все, что движется, в том числе и механические игрушки, то старшие дошкольники считают живым только то, что движется самостоятельно, является субъектом действия (в том числе, например, море). У старших дошкольников "движение" всегда выступает в сопряжении с признаком субъектности живого. И последнее становится определяющим качеством живой природы для них. Представляется, что субъектность, которой ребенок наделяет все живое, связана также с такой специфической чертой детского сознания как анимизм, обусловливающий антропоморфический характер восприятия мира природы, размытости границ между "человеческим" и "нечеловеческим".
Было установлено, что в целом от 30 до 40 % детей дошкольного возраста допускают возможность хождения телевизора в гости к своему "товарищу" и столько же колеблются между положительным и отрицательным ответом. К концу этого периода таких остается только 10 %, что является свидетельством постепенного разрушения антропоморфизма, которое завершается на следующем этапе, в младшем школьном возрасте. Однако анимистическое отношение дошкольника к природным объектам как к субъектам не означает, что они являются для него равными в своей самоценности. Г.П.Шиленок приводятся следующие эпизоды: - Почему у вас в аквариуме нет рыбок? - Сдохли,- отвечает без тени эмоций пятилетний дошкольник. - Зачем ты ломаешь кусты? - А их здесь много! Таким образом, свойственный дошкольнику антропоморфический способ осмысления мира приводит к формированию у него субъектного характера отношения к природе, в основе которого лежит "субъектная установка", возникающая в результате отнесения дошкольником всего природного к сфере "человеческого", но не к сфере равного в своей самоценности. Вторая характерная черта мышления дошкольника — артификализм, т.е. представление о том, что все объекты и явления окружающего мира изготовлены самими людьми для своих собственных целей. Артификализмом объясняются специфические просьбы детей: "Когда маленькому Алику пришлось увидеть проехавший автомобиль, очень понравившийся ему, он настойчиво начал просить: "Мама, еще!" Так же точно реагировала Марина на пролетевшую ворону: она была искренне уверена, что мама может заставить ворону пролететь еще раз" (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия). Артификализм, свойственный мышлению ребенка, обусловливает прагматический характер отношения к природе: "А что мне это может дать?". "Озеро существует для того, чтобы я мог в нем купаться", "Дождь идет для того, чтобы я мог ходить по лужам и т.д. Яркой иллюстрацией типичного детского прагматизма являются рассуждения Виннипуха: "Зачем растет дерево? Чтобы в нем было дупло. А зачем дупло? Чтобы в нем жили пчелы. А зачем в нем жить пчелам? Чтобы делали мед. А зачем делать мед? Чтобы я его ел!".
Вообще, наряду с вопросом "Что это?", основной вопрос дошкольника — "Зачем?". Очень показателен эпизод, который приводят Л.С.Выготский и А.Р.Лурия. Алик, 5 лет 5 месяцев. Вечером через окно увидел Юпитер. - Мама, а зачем существует Юпитер? Я попыталась ему объяснить, но неудачно. Он опять пристал ко мне. - Ну, зачем же существует Юпитер? Тогда, не зная, что сказать, я спросила его: - А мы с тобой зачем существуем? На это получила мгновенный и уверенный ответ: - Для себя. - Ну, и Юпитер тоже для себя. Это понравилось ему, и он удовлетворенно сказал: - И муравьи, и клопы, и комары, и крапива — тоже для себя? - Да. И он радостно засмеялся. Юпитер не может существовать "просто так": это разрушает сложившийся образ мира. Когда ответ на вопрос "зачем" становится затруднительным, дошкольник решает его привычным способом: "Значит, для себя". Причем, прагматическая установка по отношению к миру природы проявляется здесь еще и в сомнении по поводу целесообразности существования на Земле муравьев, клопов, комаров и крапивы — "кусачих", а значит, не только бесполезных, но, еще и опасных, "вредных" для меня существ.
Таким образом, свойственный дошкольникам артификализм приводит к формированию у них прагматического характера отношения к природе. Следовательно, в целом отношение к природе в дошкольном возрасте является субъектно-прагматической. В работах Ж.Пиаже подчеркивается и такая специфическая черта детского сознания как мистическое мировосприятие, во многом аналогичное мировосприятию архаичного человека. Для ребенка дошкольного возраста еще возможна свобода восприятия мира, в котором “может сосуществовать все, что угодно”, порой совершенно абсурдное с научной точки зрения. В мире ребенка органично сосуществуют миф и реальность; причинно-следственные связи не являются здесь обязательными и даже доминирующими, уступая место связям мистическим. Данная особенность детского сознания способствует восприятию мира природы и мира людей как единого, цельного мира, — формированию своеобразной обобщенности субъективного отношения к природе, которая затем будет утрачена в младшем школьном возрасте, и станет вновь формироваться к юности, но уже далеко не у всех.
«Детское восприятие преодолевает раздробленность мира изнутри. Тут утверждается существенное единство мира, не мотивируемое тем или другим общим признаком, а непосредственно ощущаемое, когда сливаешься душою с воспринимаемыми явлениями. Это есть мировосприятие мистическое» (П.Флоренский).
Отношение к миру природы у дошкольников проявляется, в первую очередь, в познавательной сфере. При этом, характерно рассогласование между отношением к природе у дошкольников и взрослых, с которыми они взаимодействуют, например, воспитателей в детском саду. Если первая реакция воспитательницы, увидевшей бабочку: "Ах, какое чудо!", то первая реакция дошкольника — желание поймать ее, чтобы рассмотреть и потрогать. Иногда познавательная активность дошкольника носит «слишком исследовательский» характер: в этом случае он может стереть пыльцу с крылышек этой бабочки и даже оторвать их, чтобы посмотреть "что же будет". Такая шокирующая взрослых "жестокость" детей по отношению к природным объектам объясняется тем, что дошкольники, как уже говорилось, просто не относят природное к сфере равного с ними в своей самоценности. Отношение к природе в дошкольном возрасте может быть обозначено как субъектно-познавательное — субъектно-прагматическое. Такое свойство мышления, как "магия" (словам и жестам придается сила воздействия на внешние предметы) позволяет эффективно использовать в педагогическом процессе различные элементы ритуализации экологической деятельности, подобно тому, как это было свойственно архаическому человеку. Дети могут выбирать для себя природный тотем и затем собирать о нем различные сведения или придумывать для себя "лесное имя", "речное имя" и т.д., с тем, чтобы идентифицироваться с соответствующими природными объектами. Педагогическая актуализация свойственного дошкольникам антропоморфизма также позволяет формировать партнерскую позицию во взаимодействии с живыми существами, как с равными и самоценными субъектами. В то же время, особое педагогическое внимание следует уделять в этом возрасте преодолению прагматических установок, обусловленных влиянием детского артификализма. Важнейшее коррекционное значение в дошкольном возрасте имеют познавательные игры, направленные на развитие представлений ребенка об отличиях живого от неживого.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|