Технологии взаимодействия с природными объектами в условиях антропогенной среды
Практически каждый человек в своей жизни сталкивается с проблемами содержания комнатных растений и животных. Популярность собак, кошек, аквариумных рыбок, декоративных птиц постоянно растет. Комнатные растения можно встретить почти на каждом подоконнике. Однако живые существа в человеческом жилище не всегда выглядят здоровыми и жизнерадостными. Бледные, хилые растения в грязных горшках и вялые рыбы в запущенном аквариуме не редкость в школьном интерьере. В то же время, в школьных биологических курсах (ботаники и зоологии) уделяется совершенно недостаточно внимания освоению соответствующих технологий, хотя это всегда вызывает живой отклик и интерес учащихся. В процессе экологического образования целесообразно познакомить учащихся с технологией содержания ближайших спутников человека — собак и кошек. Существуют специальные области науки, кинология (о собаках) и фелиология (о кошках), в которых самым тщательным образом разработаны правила и приемы кормления, лечения, содержания и разведения этих животных. Учащихся также следует познакомить с характеристиками различных пород, принципами оценивания животных на выставках, приемами воспитания и дрессировки, племенной работы и т.д. Совершенно особая технология содержания водных организмов — аквариумистика. К сожалению, во многих методических пособиях для учителей аквариумистика до сих пор представлена сведениями, взятыми из книгами С.В.Герда "Живые животные в школе", изданной в 1954 г., которые благополучно "кочуют" из пособия в пособие. Безусловно, почти за полвека технология содержания аквариумных растений, беспозвоночных и рыб значительно усовершенствовалось.
Школьники должны узнать о современных способах изготовления аквариумов, их размещения, технического оснащения (освещение, обогрев, фильтрация); о различных группах аквариумных животных и растений; о приемах оборудования аквариума (подготвка и укладка грунта, заполнение водой, поставка растений); о беспозвоночных, служащих кормом для рыб (дафнии, циклопы, артемия и др.), о их добывании и сохранении; о разведении рыб и растений и многом другом. Овладение аквариумной технологией позволит школьникам открыть для себя совершенно непостижимый, фантастический мир подводной природы, мир, который продолжает оставаться для человека малодоступным и таинственным. Содержание тропических птиц не менее увлекательное и также широко распространенное занятие. Однако по сравнению с волнистым попугаем и канарейкой, другие птицы как в школах, так и в квартирах, встречаются значительно реже. Тем не менее, такие "надежные" и совершенно одомашненные птицы, как ткачики (например, японские и зебровые амадины), могут занять достойное место среди обитателей живых уголков, если школьники будут владеть технологией содержание птиц в человеческом жилище: требованиями к помещениям для птиц (это не только клетки, но и садки, и вольеры); особенностями ухода, кормления, профилактики болезней и лечения; тонкостями разведения и селекционной работы. Наконец, комнатные растения. Нетрудно заметить, что на подоконниках от Сахалина до Калининграда встречается скудный набор одних и тех же растений — самых выносливых, самых неистребимых неумелыми человеческими руками. Распространено ошибочное мнение, что достаточно взять глиняный вазон, насыпать в него земли с клумбы, посадить растение, а затем раз в несколько дней поливать водой из-под крана и весь технологический цикл этим исчерпывается.
Многообразие комнатных растений не уступает многообразию аквариумных рыб и, безусловно, превосходит количество видов экзотических птиц, содержащихся в жилище человека. Но, чтобы украсить интерьеры тропическим садом необходимо освоить ряд несложных технологических приемов, связанных с подбором посуды, устройством дренажа, подбором субстратов, правилами посадки, выбором режима освещения, полива и опрыскивания в зависимости от вида растения и времени года, применением удобрений, защитой от вредителей, наконец, с особенностями размножения различных групп комнатных растений. Учащиеся должны знакомиться также с менее распространенными, но столь же интересными технологиями содержания террариумных животных, экзотических насекомых, мелких грызунов и т.д. Общая стратегия содержания растений и животных заключается в отборе природных объектов, которые стали уже одомашненными, успешно живут и размножаются в неволе. Тем более, что "климатические условия" наших помещений близки климатическим условиям тропических регионов их "исторической родины". Педагогически целесообразно, чтобы школьники понимали, что животным и растениям нашей природы "лучше живется" в "родном" лесу, озере, болоте и т.д. Второе стратегическое положение заключается в стремлении создать природным объектам условия для "полной самореализации", чтобы живые существа чувствовали себя в условиях искусственной среды всегда хорошо, могли размножаться, воспитывать свое потомство. В этом случае школьники действительно смогут гордиться своей технологической вооруженностью, а не ощущать себя натуралистами-тюремщиками. Индивидуальные технологии природопользования в естественной среде Каждый человек является индивидуальным природопользователем. Его экологическое поведение в природной среде чаще всего реально связано с добыванием тех или иных материальных продуктов, "даров природы". Практически вся "широта" такого рода деятельности представлена в строке из некогда популярной песенки: "В Подмосковье ловятся лещи, водятся грибы, ягоды, цветы. Лучше места в мире не ищи...". В процессе экологического образования целесообразно сформировать у школьников как стратегии "бережной" добывающей деятельности, так и соответствующие адекватные "ресурсосберегающие технологии".
Главное стратегическое положение добывающей деятельности заключается в преодолении широко распространенных экологических установок типа: "Природа не обеднеет", "На мой век хватит" и т.д. Основным психологическим контекстом такой деятельности должна стать радость от встречи с миром природы, отношение к его "дарам" как к удивительным и чудесным природным творениям. В процессе добывающей деятельности очень важно ставить соответствующие познавательные и эстетические педагогические акценты. Сбор грибов — уникальное по увлекательности занятие, позволяющее в полной мере реализовать охотничий инстинкт человека. Это занятие позволяет педагогу органично "подставлять" познавательную мотивацию вместо узко прагматической. В процессе экологического образования учащиеся могут овладеть также методикой составления карты грибов, наблюдения за динамикой их роста, способами закладки грибных плантаций, приемами заготовки, искусством грибной кулинарии и т.д. В содержательном плане стратегия и технология сбора ягод (земляника, малина, черника и др.) во многом аналогичны тому, что говорилось о грибах. В отношение ягодных растений могут быть рассмотрены все указанные выше аспекты. Для примера отметим только одно принципиальное отличие в стратегии сбора. Если при сборе грибов, лучше оставлять самые маленькие из них (их практически невозможно отделить от грибницы, не повредив ее), то собирая ягоды, экологически целесообразно оставлять самые крупные, так как в них созревают "крупноплодные" семена. Можно даже специально собирать крупные ягоды для закладки в лесу новых ягодных плантаций. Хотя занятие рыбной ловлей как лишающее жизни природные объекты, противоречит принципам экологической психопедагогики, его огромная популярность требует внимания в процессе экологического образования. К счастью, рыбалка в большинстве случаев рассматривается школьниками не с прагматических, а с эстетических и познавательных позиций. Экспериментально установлено, что степень непрагматического отношения к миру природы у активных рыболовов-любителей выше, чем в среднем на выборке сверстников.
Педагогически целесообразно формировать у юных рыболовов следующую стратегию — поймать крупную рыбу на тонкую изящную снасть; ловить не все, что попадется на крючок, а ту рыбу, которую задумал поймать заранее — изучил ее образ жизни и местообитание, подготовил соответствующую снасть и насадку и т.д. Целесообразно привлекать школьников-рыболовов к участию в международном рыболовном движении за выпуск пойманной рыбы. Следует отметить, что в некоторых школах Германии рыболовство преподается как учебный предмет (в том числе и для девочек). Есть такая школа и в Москве. В процесс экологического образования целесообразно включить также освоение технологий сбора лекарственных растений, фотоохоты, полевого определения различных природных объектов. Технологии природоохранной деятельности Основным стратегическим положением природоохранной деятельности школьников может служить идея посильной индивидуальной помощи миру природы, их участия "в работе самой природы". Это положение выражается в формуле "мы природе". Деятельное соприкосновение с миром природы, забота о благополучии тех или иных природных объектов порождает особое ощущение включенности в мир природы, психологического единства с этим миром. Одной из наиболее популярных природоохранных технологий является подкормка животных в трудный зимний период. В процессе экологического образования школьники должны освоить специфику использования различных типов птичьих кормушек, выбор материалов и приемы их изготовления, правила размещения. Особое внимание уделяется летней и осенней заготовке семян различных трав для зимней подкормки птиц. В сельских районах школьники могут участвовать в зимней подкормке копытных, устройстве солонцов и т.д. Не менее распространено и оборудование искусственных гнездовий для птиц. Важно, чтобы школьники хорошо ориентировались в размерах и особенностях устройства гнездовий для различных видов птиц, разбирались в правилах их развешиваания, защиты от хищников. Отметим, что гнездовья могут предназначаться не только для мелких птиц, но и для аистов, водоплавающих, хищных.
В последние годы во многих местах стали создаваться школьные энтомологические микрозаказники для охраны насекомых, создания условий их выживания в условиях разрушения естественной среды. Микрозаказником может служить просто некошенный участок луга или пустыря. Учеными разработаны специальные "домики" для некоторых перепончатокрылых (диких одиночных пчел, шмелей), которые могут оборудоваться школьниками. Главное в микрозаказнике — нетронутость растительного сообщества, служащего насекомым и кормом и убежищем. Школьники могут участвовать в учете и защите (огораживании) муравейников. Традиционно школьники участвуют в спасении мальков рыб из пересыхающих водоемов. Здесь важно, чтобы они научились технологии нетравмирующего отлова, правильной транспортировки (выбор емкости, плотность посадки, снабжение кислородом), грамотного выпуска мальков (место, время суток). На малых реках и в озерах могут устраиваться искусственные нерестилища и укрытия для рыб. В содержание экологического образования целесообразно включать сведения об экологически грамотных приемах проведения сельхозработ (применение ядохимикатов и удобрений, биологические способы защиты растений в саду и огороде). Школьники должны научиться ведению природоохранной пропаганды (плакаты, листовки, выставки, выступления), организации акций по благоустройству природных территорий (очистка берегов водоемов, лесопосадки и т.д.). В целом, содержание стратегической и технологической подготовки школьников к взаимодействию с миром природы направлено на формирование экологического непрагматизма. Даже "добывающие" технологии ориентируются непрагматическим образом, акцентируются их познавательные, эстетические составляющие.
РЕЗЮМЕ 1. В сфере формирования экологических представлений содержание экологического образования базируется на следующих основных положениях: а) сложность системы внутренних взаимосвязей в природе, б) энергетический обмен между техносферой и биосферой, в) мир природы как духовная ценность, г) взаимосвязь природных условий и развития общества. Содержание экологического образования в сфере формирования экологических представлений направлено на стимуляцию психологической включенности личности в мир природы. 2. В сфере формирования субъективного отношения к природе содержание экологического образования заключается в развитии этого отношения у школьников. Критерием сформированности отношения к природе являются высокие показатели всех его параметров. Наибольшее педагогическое значение имеет формирование субъектной модальности отношения к природе. 3. В сфере формирования стратегий и технологий экологической деятельности содержание экологического образования заключается в овладении школьниками умениями и навыками: а) эстетического освоения природных объектов, б) получения научной информации о мире природы, в) взаимодействия с природными объектами в условиях антропогенной среды, г) природопользования в естественной среде, б) природоохранной деятельности. В процессе обучения данным технологиям формируются непрагматические стратегии экологической деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|