Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Технологии взаимодействия с природными объектами в условиях антропогенной среды





Практически каждый человек в своей жизни сталкивается с проблемами со­держания комнатных растений и животных. Популярность собак, ко­шек, аквариумных рыбок, деко­ра­тив­ных птиц постоянно растет. Комнат­ные растения можно встретить почти на каждом подоконнике. Однако живые существа в человеческом жилище не всегда выглядят здоровыми и жизнерадостными. Бледные, хилые расте­ния в грязных горшках и вялые рыбы в запущенном аквариуме не редкость в школьном интерьере. В то же время, в школьных биологических курсах (ботаники и зоологии) уделяется со­вер­шенно недостаточно внимания освоению соответствующих тех­нологий, хотя это всегда вызывает живой отклик и интерес учащихся.

       В процессе экологического образования целесообразно познакомить учащихся с технологией содержания ближайших спутников человека — собак и кошек. Существуют специальные области науки, кинология (о собаках) и фелиология (о кошках), в которых самым тщательным образом разработаны правила и приемы кормления, лечения, содержания и разведения этих животных. Учащихся также следует познакомить с харак­теристиками различных пород, принципами оценивания жи­вот­ных на выставках, приемами воспитания и дрессировки, пле­менной работы и т.д.

       Совершенно особая технология содержания водных орга­низмов — аквариумистика. К сожалению, во многих методи­ческих пособиях для учителей аквариумистика до сих пор пред­ставлена сведениями, взятыми из книгами С.В.Герда "Живые животные в школе", изданной в 1954 г., которые благополучно "кочуют" из пособия в пособие. Безусловно, почти за полвека технология содержания аквариумных растений, беспоз­воноч­ных и рыб значительно усовершенствовалось.

       Школьники должны узнать о современных способах из­готовления аквариумов, их размещения, технического осна­щения (освещение, обогрев, фильтрация); о различных группах аквариумных животных и растений; о приемах оборудования аквариума (подготвка и укладка грунта, заполнение водой, по­ставка растений); о беспозвоночных, служащих кормом для рыб (дафнии, циклопы, артемия и др.), о их добывании и сохра­нении; о разведении рыб и растений и многом другом. Овла­дение аквариумной технологией позволит школьникам открыть для себя совершенно непостижимый, фантастический мир под­водной природы, мир, который продолжает оставаться для человека малодоступным и таинственным.



       Содержание тропических птиц не менее увлекательное и также широко распространенное занятие. Однако по сравнению с волнистым попугаем и канарейкой, другие птицы как в школах, так и в квартирах, встречаются значительно реже. Тем не менее, такие "надежные" и совершенно одомашненные птицы, как ткачики (например, японские и зебровые амадины), могут за­нять достойное место среди обитателей живых уголков, если школьники будут владеть технологией содержание птиц в чело­веческом жилище: требованиями к помещениям для птиц (это не только клетки, но и садки, и вольеры); особенностями ухода, кормления, профилактики болезней и лечения; тонкостями раз­ведения и селекционной работы.

       Наконец, комнатные растения. Нетрудно заметить, что на подоконниках от Сахалина до Калининграда встречается скуд­ный набор одних и тех же растений — самых выносливых, самых неистребимых неумелыми человеческими руками. Рас­пространено ошибочное мнение, что достаточно взять глиня­ный вазон, насыпать в него земли с клумбы, посадить растение, а затем раз в несколько дней поливать водой из-под крана и весь технологический цикл этим исчерпывается.

       Многообразие комнатных растений не уступает мно­го­образию аквариумных рыб и, безусловно, превосходит коли­чество видов экзотических птиц, содержащихся в жилище чело­века. Но, чтобы украсить интерьеры тропическим садом не­обходимо освоить ряд несложных технологических приемов, связанных с подбором посуды, устройством дренажа, подбором субстратов, правилами посадки, выбором режима освещения, полива и опрыскивания в зависимости от вида растения и времени года, применением удобрений, защитой от вредителей, наконец, с особенностями размножения различных групп ком­натных растений.

       Учащиеся должны знакомиться также с менее рас­про­страненными, но столь же интересными технологиями содер­жания террариумных животных, экзотических насекомых, мел­ких грызунов и т.д.

       Общая стратегия содержания растений и животных за­ключается в отборе природных объектов, которые стали уже одомашненными, успешно живут и размножаются в неволе. Тем более, что "климатические условия" наших помещений близки климатическим условиям тропических регионов их "исто­ри­ческой родины". Педагогически целесообразно, чтобы школь­ники понимали, что животным и растениям нашей природы "лучше живется" в "родном" лесу, озере, болоте и т.д.

       Второе стратегическое положение заключается в стрем­лении создать природным объектам условия для "полной само­реализации", чтобы живые существа чувствовали себя в усло­виях искусственной среды всегда хорошо, могли размножаться, воспитывать свое потомство. В этом случае школьники дей­ст­вительно смогут гордиться своей технологической воору­жен­ностью, а не ощущать себя натуралистами-тюремщиками.

       Индивидуальные технологии природопользования в естественной среде

Каждый человек является инди­ви­дуа­льным природопользователем. Его эко­логическое поведение в при­род­ной среде чаще всего реально связано с до­быванием тех или иных мате­риальных продуктов, "даров природы". Практически вся "широта" такого рода деятельности представлена в строке из некогда попу­ляр­ной песенки: "В Подмосковье ловятся лещи, водятся грибы, ягоды, цветы. Лучше места в мире не ищи...". В процессе эко­логического образования целесообразно сформировать у школь­­ников как стратегии "бережной" добывающей деятель­ности, так и соответствующие адекватные "ресурсосберегающие технологии".

       Главное стратегическое положение добывающей деяте­ль­ности заключается в преодолении широко распространенных экологических установок типа: "Природа не обеднеет", "На мой век хватит" и т.д. Основным психологическим контекстом такой деятельности должна стать радость от встречи с миром при­роды, отношение к его "дарам" как к удивительным и чудесным природным творениям. В процессе добывающей деятельности очень важно ставить соответствующие познавательные и эсте­тические педагогические акценты.

       Сбор грибов — уникальное по увлекательности занятие, позволяющее в полной мере реализовать охотничий инстинкт человека. Это занятие позволяет педагогу органично "под­став­лять" познавательную мотивацию вместо узко прагма­тической.

       В процессе экологического образования учащиеся могут овладеть также методикой составления карты грибов, наблю­дения за динамикой их роста, способами закладки грибных план­таций, приемами заготовки, искусством грибной кули­нарии и т.д.

       В содержательном плане стратегия и технология сбора ягод (земляника, малина, черника и др.) во многом аналогичны тому, что говорилось о грибах. В отношение ягодных растений могут быть рассмотрены все указанные выше аспекты. Для при­мера отметим только одно принципиальное отличие в стратегии сбора. Если при сборе грибов, лучше оставлять самые малень­кие из них (их практически невозможно отделить от грибницы, не повредив ее), то собирая ягоды, экологически целесообразно оставлять самые крупные, так как в них созревают "крупно­плодные" семена. Можно даже специально собирать крупные ягоды для закладки в лесу новых ягодных плантаций.

       Хотя занятие рыбной ловлей как лишающее жизни при­родные объекты, противоречит принципам экологической пси­хопедагогики, его огромная популярность требует вни­мания в процессе экологического образования. К счастью, рыбалка в большинстве случаев рассматривается школьниками не с прагматических, а с эстетических и познавательных пози­ций. Экспериментально установлено, что степень непрагма­ти­ческого отношения к миру природы у активных рыболовов-любителей выше, чем в среднем на выборке сверстников.

       Педагогически целесообразно формировать у юных ры­боловов следующую стратегию — поймать крупную рыбу на тонкую изящную снасть; ловить не все, что попадется на крючок, а ту рыбу, которую задумал поймать заранее — изучил ее образ жизни и местообитание, подготовил соответствующую снасть и насадку и т.д. Целесообразно привлекать школьников-рыболовов к участию в международном рыболовном движении за выпуск пойманной рыбы. Следует отметить, что в некоторых школах Германии рыболовство преподается как учебный пред­мет (в том числе и для девочек). Есть такая школа и в Москве.

       В процесс экологического образования целесообразно вклю­чить также освоение технологий сбора лекарственных растений, фотоохоты, полевого определения различных природных объектов.

       Технологии природоохранной деятельности

Основным стратегическим положением природоохранной деятельности шко­ль­ников может служить идея по­силь­ной индивидуальной помощи миру природы, их участия "в работе самой природы". Это положение выражается в формуле "мы ­природе". Деятельное соприкосновение с миром природы, забота о бла­го­по­лучии тех или иных природных объектов порождает особое ощущение включенности в мир природы, психологического единства с этим миром.

       Одной из наиболее популярных природоохранных техно­логий является подкормка животных в трудный зимний период. В процессе экологического образования школьники должны освоить специфику использования различных типов птичьих кормушек, выбор материалов и приемы их изготовления, пра­вила размещения. Особое внимание уделяется летней и осенней заготовке семян различных трав для зимней подкормки птиц.

       В сельских районах школьники могут участвовать в зим­ней подкормке копытных, устройстве солонцов и т.д. Не менее распространено и оборудование искусственных гнездовий для птиц. Важно, чтобы школьники хорошо ориентировались в раз­мерах и особенностях устройства гнездовий для различных видов птиц, разбирались в правилах их развешиваания, защиты от хищников. Отметим, что гнездовья могут предназначаться не только для мелких птиц, но и для аистов, водоплавающих, хищных.

       В последние годы во многих местах стали создаваться школьные энтомологические микрозаказники для охраны на­се­комых, создания условий их выживания в условиях разру­ше­ния естественной среды. Микрозаказником может служить просто некошенный участок луга или пустыря. Учеными разработаны специальные "домики" для некоторых перепон­ча­токрылых (диких одиночных пчел, шмелей), которые могут оборудоваться школьниками. Главное в микрозаказнике — не­тро­нутость растительного сообщества, служащего насекомым и кормом и убежищем. Школьники могут участвовать в учете и защите (огораживании) муравейников.

       Традиционно школьники участвуют в спасении мальков рыб из пересыхающих водоемов. Здесь важно, чтобы они нау­чи­лись технологии нетравмирующего отлова, правильной транспортировки (выбор емкости, плотность посадки, снабжение кис­лородом), грамотного выпуска мальков (место, время суток). На малых реках и в озерах могут устраиваться искусственные нерестилища и укрытия для рыб.

       В содержание экологического образования целесообразно включать сведения об экологически грамотных приемах прове­дения сельхозработ (применение ядохимикатов и удобрений, био­логические способы защиты растений в саду и огороде). Школьники должны научиться ведению природоохранной про­паганды (плакаты, листовки, выставки, выступления), орга­ни­зации акций по благоустройству природных территорий (очистка берегов водоемов, лесопосадки и т.д.).

       В целом, содержание стратегической и технологической подготовки школьников к взаимодействию с миром природы направлено на формирование экологического непраг­матиз­ма. Даже "добывающие" технологии ориентируются непрагма­ти­ческим образом, акцентируются их познавательные, эстети­че­ские составляющие.

 

РЕЗЮМЕ

       1. В сфере формирования экологических представлений содержание экологического образования базируется на сле­дую­щих основных положениях: а) сложность системы внутренних взаи­мосвязей в природе, б) энергетический обмен между тех­носферой и биосферой, в) мир природы как духовная ценность, г) взаимосвязь природных условий и развития общества. Со­дер­жание экологического образования в сфере форми­рова­ния эко­логических представлений направлено на стимуляцию пси­хологической включенности личности в мир природы.

       2. В сфере формирования субъективного отношения к при­роде содержание экологического образования заключается в развитии этого отношения у школьников. Критерием сформи­ро­ванности отношения к природе являются высокие показатели всех его параметров. Наибольшее педагогическое значение име­ет формирование субъектной модальности отношения к при­роде.

       3. В сфере формирования стратегий и технологий эко­ло­гической деятельности содержание экологического образования заключается в овладении школьниками умениями и навыками: а) эстетического освоения природных объектов, б) получения научной информации о мире природы, в) взаимодействия с при­родными объектами в условиях антропогенной среды, г) при­родопользования в естественной среде, б) природоохранной деятельности. В процессе обучения данным технологиям фор­мируются непрагматические стратегии экологической дея­тель­ности.

 

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.