Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Отношение к природе в юношеском возрасте





       Характеризуя процесс формирования экологической культуры личности Б.Т.Лихачев подчеркивает: "Отношение к экологическим проблемам в юношеском возрасте во многом предопределяется периодом детства и оторочества. Вместе с тем появляются качественно новые особенности и возможности" . Полученные нами данные также свидетельствуют, что отношение к природе школьников 16-17 лет обладает рядом специфических свойств, одни из которых "достались им по наследству" от старшего подросткового возраста, другие — совпадают со свойствами более ранних онтогенетических периодов. Синтетическое единство всех этих свойств, в свою очередь, обусловливает уникальные характеристики, которые дают представление о специфике отношения к природе в юношеском возрасте.

Так, в юношеском возрасте окончательно закрепляется объектный характер отношения к природе. Природные объекты в этом возрасте относительно редко называются в качестве "значимых других": они являются таковыми только для одного из пяти старшеклассников. Но даже у тех, кто их по-прежнему включает в список, снижается степень психологической близости с ними: если в предыдущие периоды она была выше, чем со всеми остальными "значимыми другими", то теперь переходит на третье место.

       В то же время в этот период снижается прагматизм отношения к миру природы. Так, отмечается падение до минимума степени выраженности экологических установок прагматического типа и склонности выбирать прагматический тип деятельности по отношению к природе: если в 14-15 лет прагматический выбор составлял 38%, то в 16-17 лет — лишь 23%.

           

       Уровень интенсивности непрагматического отношения по сравнению со старшими подростками довольно существенно возрастает, хотя, и не достигает уровня младшего и среднего подросткового возраста. Рост интенсивности непрагматического отношения к природе может быть связан с "актуальностью экологической потребности", отмечаемой Л.П.Печко для юношеского возраста: "Потребность в самоопределении, в соотношении своих человеческих духовных и природных свойств, а также существующие традиции поддерживают в юношеском возрасте интерес к экологическим проблемам, их прояснению в личном смысле, ("мое отношение к природе и природы ко мне")".



       Отношение к природе в юношеском возрасте уступает в ранге таким, особенно значимым для старшеклассников, как отношение "к противоположному полу", "к другим людям", "к самому себе", "к материальному благосостоянию" и т.п. По данным психологов такая ценность как "красота природы и искусство" стабильно оказывается у старшеклассников одной из наименее значимых для респондентов (13-18 ранг из 18). Подобная ситуация отмечается и у студенческой молодежи: терминальная ценность "понимание и переживание природы" занимает 19 ранг из 22 предлагаемых для ранжирования.

       В то же время по другим данным 86% московских старшеклассников отмечают природу среди наиболее значимых для них ценностей, и 83% учащихся указывают на важность сохранения окружающей среды. 16% юношей и девушек называют прогулки на природе в качестве своего любимого занятия. Однако исследование установило также, что среди ценностей, без которых реализация жизненных устремлений старшеклассников была бы затруднена, не были названы ни ценность природы, ни важность сохранения окружающей среды".

       Таким образом, данные различных исследований подтверждают точку зрения А.П.Пахомова, изучавшего психологические проблемы формирования экологического мышления старшеклассников и студентов (а также предпринимателей и научных работников), согласно которой, "во-первых, экологические проблемы, в целом, находятся за пределами актуализированных интересов и информированности опрашиваемых и, во-вторых, получаемая экологическая информация в большинстве случаев по оценкам самих опрашиваемых не предполагает возможностей сопричастности к коррекции экологической ситуации". Отношение юношей и девушек к природе и экологическим проблемам, как правило, носит исключительно эмоциональный характер, не реализуясь в активности в сфере природоохранной деятельности.

       К 16-17 годам резко возрастают и достигают онтогенетического максимума экологические установки эстетического типа, а деятельность эстетического характера по отношению к природным объектам становится наиболее предпочтительной.

В целом, отношение к природе в юношеском возрасте может быть обозначено как объектно-эстетическое.

Таким образом, в юношеском возрасте особенно выражено преимущественно эстетическое, "созерцательное" восприятие природы, отношение к которой носит объектный характер, хотя и менее прагматический, чем в старшем подростковом возрасте, намечается повышение уровня интенсивности непрагматического отношения к природе, в котором доминирует эмоциональный компонент.

       Юношеский возраст предрасполагает к поиску гармонии в мире природы, осмыслению личной позиции во взаимоотношениях с ним. Коррекционная стратегия для этого возраста состоит, таким образом, в актуализации такой интеллектуальной деятельности старшеклассников, в которой на мировоззренческом, абстрактном уровне формируются педагогически желательные связи в индивидуальной картине мира.

Практическое взаимодействие с миром природы осуществляется с акцентом на овладении технологиями эстетического освоения природных объектов: проявления чувственно-эстетической восприимчивости к ним; личностно-смысловой оценки их витальных состояний; эмоциональной отзывчивости в ситуациях общения с ними; и, наконец, в умении найти культурную форму сохранения и выражения своего впечатления об этих объектах (в рисунке, стихотворении, фотографии, музыке и т.д.).

 

РЕЗЮМЕ

1. Характер отношения дошкольников к объектам живой природы, в основном, обусловлен мерой развития их представлений о живом, способностью дифференцировать живое от неживого, иными словами, уровнем развития их познавательной сферы. В то же время для этого возраста характерно анимистическое восприятие мира — наделение физических объектов сознанием, волей, "душой" (anima), т.е. восприятие их в качестве субъектов. Однако свойственный детскому мировосприятию артификализм обусловливает прагматический контекст отношения к природе. Учитывая эти важнейшие характеристики, отношение к природе у дошкольников может быть обозначено как субъектно-прагматическое — субъектно-познавательное.

2.Субъект-субъектный характер отношения к миру природы сохраняется и в возрасте 8-9 лет. В то же время, особенности развития мышления у младших школьников обеспечивают проявление к животным и растениям уже не прагматического, а собственно познавательного интереса. Отношение к природе теряет свой прагматический контекст, оставаясь субъектно-познавательным.

3.Младший и средний подростковый возраст характеризуется высокой интенсивностью отношения к природе, готовностью участвовать в природоохранной деятельности и заботиться о природе, высокой степенью приписывания природным объектам субъектных свойств, а также — невысоким уровнем прагматических экологических установок. Преобладающее проявление отношения к природе в практической сфере в возрасте 10-11 лет позволяет характеризовать это отношение у младших подростков как субъектно-практическое, а преобладание природоохранной активности в 12-13 лет — как субъектно-этическое для среднего подросткового возраста.

4. Для возраста 14-15 лет, на фоне низкой интенсивности отношения к природе, характерен резкий спад природоохранной активности, а также понижение уровня восприятия природных объектов в качестве субъектов, в то же время достигают максимума прагматические экологические установки. Тип личностного отношения к природе для старшего подросткового возраста может быть обозначен как объектно-прагматический.

5. Наконец, в возрасте 16-17 лет вновь намечается повышение интенсивности отношения и снижение уровня прагматического восприятия природы; а также склонность к деятельности по охране природы и заботы о ней; природа все более и более воспринимается именно как объект (в противоположность субъектному восприятию, характерному для ранних этапов); в это время преобладают экологические установки эстетического типа. Личностное отношение к природе в юношеском возрасте, таким образом, может быть обозначено как объектно-эстетическое.

           





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.