Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ЭКОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ





       В настоящее время намечается тенденция интеграции педагогики, экологии и психологии в сфере разработки новых эффективных технологий экологического образования (С.И.Бурнашов, 1996; П.Н.Виноградов, 1996; А.Н.Камнев, В.В.Конюшев, 1996; Д.Н.Кавтарадзе, 1996; С.Н.Николаева, 1995; А.П.Пахомов, 1996; В.А.Самкова, 1996; О.В.Хухлаева, 1996; И.В.Цветкова, 1996 и др.). Характерной особенностью этих поисков является стремление специалистов не ограничиваться традиционным формированием экологических знаний, умений и навыков, а активно влиять именно на процессы развития субъективного отношения к миру природы, затрагивая при этом глубинные психологические сферы человека. “Практически ориентированной проблемой является разработка технологий воспитания экологической культуры, т.е. такого сочетания психолого-педагогических приемов и средств, которое позволяет учащемуся продвинуться в личностном развитии” (Н.С.Дежникова).

«За долгие годы работы в области экологической пропаганды и обучения я пришел к заключению, что беседы, лекции, статьи в газетах и журналах, посвященные вопросам охраны природы, малоэффективны в смысле отдачи. Люди возмущаются и негодуют, узнав для себя новые удручающие факты из области современного состояния окружающей среды. На этом заканчивается их активность...

Действительно, без развития у людей с младенчества любви к красивому, гармоничному, потуги специалистов-экологов в деле пропаганды природоохранных постулатов не дадут должного эффекта. Другой вопрос, как всколыхнуть в человеке нравственные чувства любви к прекрасному, к красоте окружающего мира, которую захочется защитить из внутренних побуждений, без указок со стороны?” (А.Луговой).

       На основе рассмотренных выше психолого-педагогических принципов и методов развития и коррекции субъективного отношения к природе нами была разработана и апробирована модель эколого-психологического тренинга. Несмотря на внешнюю простоту упражнений, эколого-психологический тренинг сконструирован как система коррекционно-педагогических приемов, каждый из которых инициирует, актуализирует действие определенного психологического механизма развития субъективного отношения к природе. Таким образом, эколого-психологический тренинг представляет собой конкретную модель “педагогической кальки”, налагаемой на “психологическую матрицу”, моделирующую систему психологических механизмов развития субъективного отношения к природе.



       Эколого-психологический тренинг базируется на методологии социально-психологического тренинга. Данный тренинг направлен на решение следующих задач:

       1) коррекция, формирование и развитие экологических установок личности, в первую очередь, преодоление антропоцентрического прагматического отношения к природным объектам;

       2) коррекция целей взаимодействия личности с природными объектами;

       3) обучение умениям и навыкам такого взаимодействия;

       4) развитие перцептивных возможностей человека при его контактах с природными объектами;

       5) расширение индивидуального экологического пространства.

       Тренинг может проводиться в группах из 8 — 12 человек под руководством ведущего-тренера. Он является достаточно универсальным в отношении социально-возрастного состава группы.

       Система тренинга принципиально построена таким образом, что от участников не требуется каких-либо специальных знаний о природе. Безусловно, исходный уровень развития отношения к природе в определенной степени оказывает влияние на выбор тренером стратегии и тактики работы с конкретной группой.

       Группы могут комплектоваться из школьников, начиная с 10-летнего возраста (отдельные элементы эколого-психологического тренинга могут быть использованы в работе с детьми начиная с 5 лет), студентов, учителей, в принципе, из представителей любых социально-профессиональных категорий. Особенно эффективно проведение тренинга в группах, состоящих из нескольких семей (3 — 4), где дети и родители вместе выполняют упражнения, так как в этом случае, кроме специфических задач эколого-психологического тренинга, параллельно решаются и общие социально-психологические проблемы семьи.

       Ведущий должен обладать не только общебиологическими знаниями и конкретными натуралистическими умениями, но и быть подготовленным в области практической психологии, иметь опыт ведения групп социально-психологического тренинга.

       Большинство упражнений (техник) не требует специального материального обеспечения и может, в принципе, проводиться в самых обычных условиях, хотя эффект от тренинга существенно выше, если он проходит в условиях соответствующим образом организованной образовательной среды.

       Для семейного эколого-психологического тренинга наиболее подходящей представляется форма еженедельных воскресных занятий продолжительностью 3 — 4 часа. В группах студентов это может быть недельный курс по 5 — 6 часов каждый день: возможна вечерняя форма (по 2 — 3 часа ежедневно) или раз в неделю и т.д. Эколого-психологический тренинг органично вписывается в работу летних лагерей для школьников, семейных клубов, экологических семинаров, детских и молодежных движений. Отдельные упражнения могут использоваться в воспитательной работе детских садов, в начальной школе, на уроках биологии в средних и старших классах, а также в семейном воспитании.

       Тренинговые упражнения применяются тренером в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся в группе. Обычно, используется следующая стратегия. Вначале предлагаются упражнения, направленные на расширение перцептивного опыта взаимодействия с природой. Затем на развитие экологической эмпатии, стимулирование идентификации с природными объектами. Это создает психологическую основу и готовность к освоению компетентных технологий взаимодействия с природными объектами, чему посвящен следующий этап тренинга. В заключительной части используются упражнения обобщающего характера, которые направлены на коррекцию стратегий взаимодействия с природными объектами, экологизацию мировоззрения личности, расширение субъективного экологического пространства — зоны персональной ответственности за природу.

       Приведем для примера некоторые базовые упражнения (техники) эколого-психологического тренинга, которые могут служить основой для конструирования по аналогии серии соответствующих заданий.

           

       Упражнение "Экскурсия"

       Основные цели: Экскурсия по живому уголку, на базе которого проходит тренинг. Эта форма не требует от участников большой активности, позволяет им привыкнуть к обстановке и друг другу, а также дает возможность ведущему соответствующим образом настроить участников, заложить основы своего авторитета в группе.

       Ориентировочное время: около 1 часа (с обсуждением).

       Материалы и подготовка: живой уголок (зоопарк, музей природы и т.п.), подготовка ведущего к экскурсии.

       Процедура: Рассказывая об объектах природы, ведущий подчеркивает особенности их образа жизни, те опасности, которые им грозят, любопытные случаи, связанные с ними и т.п.

       Очень важно вызвать у участников тренинга сочувствие к животным, ощущение: "Как их жизнь напоминает мою собственную судьбу...". Эффективно использование механизма идентификации: "Вот представьте..." или "А если бы на Вас..." Стимуляция эмпатии участников тренинга возможна через вопросы типа: "Что он, по Вашему мнению, чувствует сейчас?", "Не кажется ли Вам, что они теперь..." и т.д.

       Целесообразно подчеркивание факторов, актуализирующих соответствующую эмоциональную реакцию: "Какие у него огромные глаза!" или "Видите, какой он мягкий, пушистый, как красивы его движения!"

       Может быть использован целый ряд и других приемов нейролингвистического программирования отношения участников тренинга к животным.

           

       Упражнение "Природа в моей жизни"

       Основные цели: Упражнение также подходит для начала занятий и может проводиться после обсуждения впечатлений от экскурсии. Позволяет участникам составить представление друг о друге, приучает к самоанализу, который предстоит использовать каждому участнику на протяжении всего тренинга.

       Ориентировочное время: 30 — 40 минут.

       Материалы и подготовка: Листок бумаги, ручка.

       Процедура: Каждому участнику предлагается написать в столбик цифры от 1 до 10 и десять раз письменно закончить высказывание "Природа для меня..." ("Природа в моей жизни..."). После того, как участники напишут свои высказывания им предлагается рассказать группе о своем опыте общения с природой, о своих мыслях по этому поводу. Строго придерживаться своих записей не обязательно.

       Примечание: Можно попросить участника предложить повторить свой рассказ тому человеку в группе, кто по его мнению, наиболее внимательно его слушал. Закончить упражнение высказываниями в кругу — насколько легко или трудно было каждому участнику справиться с этим заданием.

 

       В качестве примера приведем мысли о природе, записанные одной из участниц тренинга:

           "Природа в моей жизни — это:

1. источник вдохновения;

2. способ наслаждения;

3. погружение в гармонию;

4. проведение досуга;

5. способ самореализации;

6. сфера моего познавательного интереса;

7. стимул для расширения моего кругозора;

8. возможность восстановления душевного равновесия;

9. предмет моей заботы;

10. осознание моей ответственности перед ней."

 

       Упражнение "Человечек из коры"

       Основные цели: Расширение перцептивного опыта, актуализация эмпатии, развитие воображения.

       Ориентировочное время: 30 минут.

       Материалы и подготовка: Кусочки коры, бумага, карандаши, краски.

       Процедура: Каждому участнику предлагается исследовать несколько кусочков коры. Их можно рассматривать, ощупывать, нюхать, лизать, откусывать, ощутить вес на ладони и т.д.

       После этого в кругу каждый рассказывает группе о своих ощущениях, старается дать максимум информации о кусочке коры. На следующем этапе упражнения участникам предлагается представить, что каждый кусочек коры превратился в человечка. Этих человечков, соответствующих "своему" кусочку коры, нужно нарисовать. Важно в рисунке человечка отразить свои ощущения, полученные при исследовании коры. В конце упражнения участники могут предложить друг другу определить, из какой коры какой человечек "родился".

       Примечание: Нужно быть готовым к тому, что некоторые участники вначале отказываются рисовать, ссылаясь на свое "неумение". Обычно, уговорить их взяться за дело бывает не так уж трудно.

 

       Упражнение "Музыкальные картинки"

       Основные цели: Развитие эмпатии по отношению к природным объектам, расширение аудиального перцептивного опыта, стимулирование воображения.

       Ориентировочное время: 20 минут.

       Материалы и подготовка: Магнитофон, кассета с записью нескольких музыкальных отрывков.

       Процедура: Группе для прослушивания предлагается запись музыкального отрывка. Каждому участнику нужно выбрать животное или растение, к которому, по их мнению, подходит такая музыка. Затем предлагается следующий отрывок. Упражнение заканчивается обсуждением, при этом участники стараются описать свои представления о том, в какой ситуации находится выбранный ими объект, какое у него настроение, что могло произойти с ним до этого и т.д.

       Примечание: Не следует оценивать, насколько каждый выбор "соответствует" музыке. Вообще, оценка "успешности" или "не успешности" того или иного результата, полученного кем-либо из участников в процессе упражнения противоречит принципам эколого-психологического тренинга.

 

Если занятия проводятся со старшеклассниками или со студентами, то им можно предложить написать "музыкально-экологическое" эссе. Порой такие сочинения представляют интерес не только с педагогической, но и с литературной точки зрения, как, например, эссе студентки Илоны Ефимовой.

"Если и стоит искать в рок-музыке "философский камень", то "Битлз", пусть даже не излечивает от всех болезней, но, по крайней мере, не может причинить вреда. Эта музыка несет в себе идею истинно свободной личности в гармонии с природой. Это как раз то идеальное равновесие, те умеренные температуры, когда свобода не переходит в бунтарство, ум — в сумасшествие, любовь — в душу. Это та красивая сказка, в которую невозможно не верить, но и которую нельзя полюбить, как, вообще-то, все безупречное, не оставляющее ни малейшего сомнения.

Осознание того, что никогда не обретешь счастья и свободы в довольстве и уравновешенности смирных дней, заставляет завидовать героям "Битлз": их чистоте, искренности, душевному покою. Вот, например, маленький деревенский мальчик из песни "Сын Матери Природы" сидит на берегу горной реки и слушает дивную музыку бегущей воды. Он зовет себя сыном Матери Природы. Его сердце открыто перед всем миром, он счастлив и искренне предается своим чувствам. Я знаю дни, когда неизвестно по каким причинам приходила к берегу реки, чтобы в очередной раз утопить тот "камень", который уже несколько недель висел у меня на шее. И то единственное, что не дает мне последовать за грузом, это музыка. Это та необычайная мелодия текущей воды, которая никогда не сравниться с самым изощренным искусственным мотивчиком. Распознав первую ноту, тут же жадно вслушиваешься в следующую, чтобы не упустить тайну их необыкновенного сочетания, которое уже не повториться никогда. Чувствуешь, как каждый звук пробуждает дремавшие маленькие кусочки твоей души и тела. Музыка воды словно открывает твое собственное "Я" для тебя же. Хочется выслушать всю сонату, предназначенную тебе, познать раз и на всегда тот туманный мир, который зовется внутренним, чтобы окончательно решить, жалок ли он.

Вода течет. Тебе кажется, что будешь внимать ее до конца; ты не сойдешь с этого места, пока река не скажет ВСЕ!... И тут происходит странная, но в то же время естественная, вещь: в какой-то момент веревка разрывается, и камень, некогда так прочно висевший на твоем горле, падает в черную воду, издавая ужасный звук конца твоей мелодии. Это точка.

Река продолжает нести свои воды. Но ты уже не слышишь ее музыки. То, что тебя привело на этот пустынный берег и заставило жадно внимать каждому звуку природы, покинуло тебя, освободило. Ты вновь обрел способность летать. И уже совсем не нужно искать в себе то прекрасное и низкое, хочется просто наслаждаться полетом. Так ты уходишь от реки с сытой уверенностью, что никогда на твоем горле не повиснет груз, который, не позволяя тебе летать, будет тащить тебя к земле или в землю.

Река остается на том же месте. А где-то за тысячи километров отсюда маленький ручеек, впадающий в нее, уже несет следующую мелодию для тебя. От того, наверное, вода в реке черная, что мы регулярно бросаем в нее камни наших черных душ.

Да, я восхищаюсь мальчиком из песни "Сын Матери Природы". Он искренен и бескорыстен с природой. Он не ищет в ней спасения, не бросает в нее свои тяготы, как в мусорный ящик. Я же знаю наверняка, что не приду к ней, пока мне что-нибудь не понадобиться. Сын Природы прав. Он имеет то, к чему мы все должны стремиться — ощущению полного единства с природой и открытому общению с ней без всяких расчетов. Но мне чужд герой песни "Битлз". Я просто посторонний наблюдатель. Я не ощущаю слияния душ. Восхищаясь им, я в то же время чувствую громаднейшее преимущество в том, что я живее. Превращая реку в черную своими "камнями", я понимаю, что единственное, чем я могу искупить свою вину, так это не бросать в нее консервную банку. Скорее всего сын Природы этого тоже не делает, но я сильней его, потому что грешна. А за грехом всегда следует его искупление. Это вечная обреченность: топить в реке свой мрачный груз и не швырять в нее пачки от сигарет".

 

       Упражнение "Чистописание"

       Основные цели: Развитие эмпатии, усиление доминантности отношения к природе, стимулирование воображения.

       Ориентировочное время: 20 минут.

       Материалы и подготовка: Бумага, цветные карандаши, фломастеры.

       Процедура: Участникам предлагается задумать нескольких животных, которые бы максимально отличались друг от друга (большой — маленький, пушистый — скользкий, хищный ­"мирный") и т.д. Затем нужно написать название каждого животного подбирая размер, цвет, форму, толщину, частоту букв таким образом, чтобы эта надпись соответствовала внешности и характеру данного животного. При этом "надо стараться, чтобы надпись понравилось самому животному, если бы попалась ему на глаза". Упражнение заканчивается обсуждением.

       Примечание: Выполнение этого упражнения "включает" работу психомоторики участников, расширяя этим диапазон психолого-педагогического воздействия.

 

       Упражнение "Ателье мод"

       Основные цели: Развитие эмпатии, воображения, повышение доминантности отношения к природе, идентификация.

       Ориентировочное время: 30 — 40 минут.

       Материалы и подготовка: Бумага, цветные карандаши.

       Процедура: Участникам предлагается выбрать двух максимально различающихся животных (маленький — большой, пушистый — гладкий, летающий — ползающий и т.п.). Затем необходимо для них разработать (придумать и нарисовать комплекты одежды). Надо постараться, чтобы эта одежда подходила к внешнему виду животного, подчеркивала его достоинства, соответствовала характеру и "духу" животного, чтобы в ней было удобно вести тот образ жизни, который характерен для него. Упражнение заканчивает я показом мод и обсуждением в кругу.

       Примечание: В данное упражнение можно ввести "мозговой штурм" группы для выработки общих критериев, по которым следует вести разработку одежды.

           

       Упражнение "Зоологический балет"

       Основные цели: Идентификация с животными и растениями.

       Ориентировочное время: 30 минут.

       Материалы и подготовка: нет.

       Процедура: Участникам предлагается выбрать себе любое животное или растение, затем на 20 минут нужно стать им, "переняв" его форму, движения, повадки, звуки и т.п. О своем выборе не объявляется. Надо ползать, прыгать, "летать", "расти", при этом взаимодействуя с другими. Участников следует ориентировать на выражение не только внешних черт, но и "внутреннего мира", избранного животного или растения. При выполнении задания можно шуметь, активно выражая чувства, будь то страх, гнев или любовь.

       В заключении участникам целесообразно поделиться с группой своими ощущениями от упражнения.

       Примечание: Часто случается, что несколько участников выбирают один и тот же природный объект. Это совершенно нормально, эффективность упражнения от этого нисколько не снижается, скорее наоборот: обсуждение получается более интересным.

       Упражнение "Контакты с животными"

       Основные цели: Расширение перцептивного опыта на кинестетическом уровне, закрепление положительной модальности отношения к природе.

       Ориентировочное время: 30 минут.

       Материалы и подготовка: Ручные животные: кролик или морская свинка, ручная крыса, кто-нибудь из бесхвостых земноводных (лучше квакши, литории, жерлянки), из ящериц — эублефары (самки: самцы кусаются!), из змей — ужи или полозы.

       Процедура: Контакты участников тренинга с животными целесообразно организовывать на каждом занятии. Если тренинг проводится на базе живого уголка, это происходит само собой. Участники перед началом занятий и во время перерывов сами стараются пообщаться с животными.

       Вначале следует предлагать группе контакты с животными, которые всеми воспринимаются однозначно положительно: кролик, морская свинка. Животных можно гладить, брать на руки, прижимать к себе, кормить и т.п. Затем можно предложить ручную белую или еще лучше чепрачную крысу, подчеркивая при этом, что крыса, в общем-то, ничем не отличается от кролика (то же мягкая и теплая), но гораздо умнее и интереснее.

       Если кто-то из участников не хочет брать в руки крысу, лягушку или ящерицу, то ему предлагается до него только "чуть-чуть, один раз" дотронуться, когда другой участник или ведущий держит ее в руках; то же самое в отношении змей: вначале ведущий держит ее сам и предлагается дотронуться, погладить в районе хвоста (это воспринимается как "менее опасное"). Таким образом, постепенно от занятия к занятию те из участников, которые вначале отказывались трогать "неприятных" животных, начинают к ним привыкать и даже получать удовольствие от этих контактов.

       Участники всегда с удовольствием наблюдают за кормлением животных. Можно предложить им покормить с пинцета кого-нибудь из бесхвостых земноводных. Процесс заглатывания пищи всегда вызывает улыбку: когда лягушка проталкивает ее в глотку с помощью глазных мышц, она "смешно морщится". Впечатления от контактов с животными обсуждаются в кругу.

       Примечание: Тактильные контакты с животными очень ответственный этап тренинга. Ни в коем случае нельзя торопиться, следует строго соблюдать индивидуальный подход: лучше пусть участник так совсем и не дотронется до какого-нибудь животного, чем останется неприятное воспоминание от того, что он взял его в руки вопреки собственному желанию.

       Упражнение "Предупредительные знаки"

       Основные цели: Развитие эмпатии, стимулирование воображения, интеллектуализация эмоций.

       Ориентировочное время: 30 минут.

       Материалы и подготовка: Бумага, цветные карандаши, фломастеры.

       Процедура: Участники получают задание придумать и нарисовать несколько предупреждающих или запрещающих знаков, которые можно было бы установить в лесу, у реки, в парке, на улицах города. Эти знаки должны защищать какие-то интересы и права животных и растений. Надо постараться, чтобы они не только несли информацию и были понятны другим, но и воздействовали на эмоциональную сферу людей. В конце упражнения участники делятся ощущениями, которые у них вызвали знаки, представленные другими.

 

       Упражнение "Экологические письма"

       Основные цели: Развитие эмпатии и стимулирование идентификации.

       Ориентировочное: время: 30 минут.

       Материалы и подготовка: Бумага, ручки.

       Процедура: Участники делятся на пары. Вначале каждому предлагается выбрать для другого какое-то растение или животное, на которое, по мнению данного участника, чем-то похож его партнер.

       Затем каждый участник пишет письмо (приблизительно на одну страницу) тому животному или растению, на которое он похож по мнению партнера. После этого письмо передается партнеру и партнер становится на данное время этим животным или растением. Прочитав письмо, партнер пишет от имени животного или растения ответ участнику, пославшему ему это письмо, обращаясь к нему уже как к человеку.

       Примечание: Выбор животного или растения для своего партнера сам по себе может являться самостоятельным упражнением.

 

       В качестве иллюстрации приведем письмо Ромашке, написанное одной из участниц нашего тренинга: "Привет, подружка! Как себя чувствуешь в своем зеленом домике? Печет ли жаркое солнышко, или дождик освежает твою белую головку?

       Наверное, переглядываетесь и перешептываетесь со своими подружками и сплетничаете при случае? Не опускай стыдливо свои реснички и не лукавь, я знаю: легкий ветерок доносит ваше щебетанье. Похоже, дрогнуло маленькое сердечко при виде какого-нибудь красавца-колокольчика. Я вижу, как каждое утро ты расправляешь свои пальчики-лепестки, разглаживаешь их и тщательно умываешься росой. А потом восторженная, легкая, счастливая и беспечная тянешься к солнышку, сияя и улыбаясь. И все друзья, как на параде: кто же из нас самый красивый, яркий, неповторимый? Но я-то знаю: каждый хорош по-своему."

 

       Упражнение "Подарок на день рождения"

       Основные цели: Развитие эмпатии, стимулирование воображения и идентификации.

       Ориентировочное время: 30 минут.

       Материалы и подготовка: Бумага, карандаши, ручки.

       Процедура: Участники работают в парах. Каждый выбирает себе животное или растение, роль которого ему предстоит взять на себя. Затем участникам предлагается придумать подарок на день рождения от своего имени (как человека) тому животному или растению, которое выбрал партнер. Это могут быть стихи, рисунки, полезные предметы, пища и вообще все, что угодно.

       Участники обмениваются подарками (или их описаниями), а затем стараются представить и описать те эмоции, которые могло бы испытать животное или растение, получив такой подарок.

           

       Упражнение “Внуки Карла Линнея”

       Основные цели: Развитие эмпатии и воображения.

       Ориентировочное время: 20 минут.

       Материалы и подготовка: Бумага и ручки.

       Процедура: Участники придумывают видовые названия животным и растениям, то есть добавляют прилагательные к названию природного объекта, чтобы само название вызывало у людей положительные эмоции, чтобы растение или животное с таким названием людям "трудно было обидеть". (Как примеры, уже существующие: "благородный олень", "плакучая ива" и т.д.) Можно использовать элементы ролевой игры: "Представьте, что Вы — Карл Линней...", или "Вы были в экспедиции и нашли новых животных и растения, не известные науке, их надо назвать..."

       Примечание: В качестве примера можно привести видовые названия, которые давали участники тренинга: "уж молочный"; "заяц беззащитный"; "косуля нежная"; "паук трудолюбивый"; "чертополох рыцарский"; "еж игривый"; "ландыш хрупкий"; "паучек романтичный"; "мышь-хохотушка"; "жаба деликатная"; "пырей стойкий"; "крот усталый"; "одуванчик радостный"; "ворона сообразительная", “таракан перламутровый” и т.д.

           

       Упражнение "Детский писатель"

       Основные цели: Коррекция целей и стратегий взаимодействия с объектами природы, идентификация.

       Ориентировочное время: 30 минут.

       Материалы и подготовка: Бумага, ручка, начало рассказа, в котором какому-то объекту природы угрожает опасность. Например: "Ночь была сырая и теплая. Асфальт шоссе, целый день усердно раскаляемый неутомимым солнцем, приятно согревал лягушонку Флиппу, не только лапки, но и брюшко. Брюшко еще согревал и десяток проглоченных толстеньких ночных бабочек, которых на ночном шоссе можно было ловить без всякого труда. Они почему-то не улетали от Флиппа, как обычно. Одни пытались лишь неуклюже уползать, а другие и вовсе только чуть-чуть шевелились. Вот так удача!

       Вдруг сидящий на асфальте лягушонок услышал, да нет, не услышал, а почувствовал всем телом какой-то странный нарастающий гул. Повертев головой он заметил сначала два каких-то желтых светящихся глаза, которые потом превратились в ослепляющую лавину света. Флипп съежился и замер от страха. В это время..."

       Процедура: Участникам необходимо закончить рассказ, при этом постараться обращать внимание не только на развитие событий, но и на чувства, переживания, которые в этих ситуациях должны были бы испытывать их герои. Рассказы зачитываются в группе без комментариев и обсуждения.

       Примечание: Упражнение можно закончить чтением ведущим одного или нескольких отрывков из рассказов о животных Сеттона-Томпсона с комментариями ведущего.

           

       Упражнение "Филателия"

       Основные цели: Расширение стратегий взаимодействия с объектами природы (представленными идеально), стимулирование интереса к ним.

       Ориентировочное время: 40 минут.

       Материалы и подготовка: Альбом с марками на тему "Флора и фауна", демонстрационные филателистические планшеты, специальный пинцет.

       Процедура: Участники делятся на группы. После просмотра альбома с марками им предлагается составить на планшете тематическую экспозицию, используя марки из альбома. Тему выбирает сама группа. Упражнение заканчивается "выставкой", которая может оставаться в помещении до конца всех занятий.

       Примечание: Ведущий может сориентировать группу на выбор нетрадиционных тем, например: "Медведь и мир вокруг него", "Участники конкурса "Супер Хвост — 98" и т.п.

 

       Упражнение "Фитодизайн"

       Основные цели: Освоение технологии взаимодействия с фито материаломпри усилении эмоционального и практического компонентов личностного отношения к природе.

       Ориентировочное время: 1,5 — 2 часа.

       Материалы и подготовка: Сухие растения, декоративные природные материалы (мох, кора, коряги, ветки), керамические вазы и другая декоративная посуда. Ведущий должен подготовить сообщение об основных принципах построения композиции с демонстрацией открыток, слайдов и т.п.

       Процедура: Вначале ведущий рассказывает об истории и законах фитодизайна, знакомит с различными школами флористики. При этом может сам параллельно с рассказом составить простую композицию, иллюстрирующую его рассказ. Затем участники индивидуально или в небольших группах работают над составлением композиции из предложенных материалов. Темы для композиции можно предлагать "экологически-психологического" характера, например, "Земля через 100 лет", "Синица проснулась", "Голоса березовой рощи" и т.п. Упражнение заканчивается выставкой и обсуждением, в котором основное внимание уделяется анализу чувств и мыслей, вызванных восприятием работ участников.

 

       Упражнение "Ландшафтный садик"

       Основные цели: Освоение технологии взаимодействия с природой, усиление эмоционального и практического компонентов личностного отношения к природе.

       Ориентировочное время: 2 — 3 часа.

       Материалы и подготовка: Различные комнатные растения, грунт, коряги, ветки, мох, гравий, кора, листья, камни и другие природные материалы, пластмассовые или керамические контейнеры больших размеров, детские совки и ведерки, бумага, карандаши.

       Процедура: Участники распределяются на группы по 4 — 5 человек, каждая группа (семья) получает задание: создать в контейнере участок "зимнего сада" с растениями, горками, тропинками, возможно, с мини водоемом и т.д.

       Примечание: Ведущий выступает техническим консультантом: показывает приемы правильной посадки растений, устройства дренажа, дает информацию об экологических характеристиках растений (сколько поливать, много ли нужно света, как можно размножить и т.п.)

 

       Упражнение "Ритуалы и традиции"

       Основные цели: Развитие экологического мировоззрения, коррекция целей взаимодействия с объектами природы.

       Ориентировочное время: 30 минут.

       Материалы и подготовка: Бумага, ручка. Ведущему необходимо разыскать в литературе описание ритуалов, связанных с взаимодействием человека с природой. Это могут быть ритуалы перед началом охоты первобытных людей, ритуалы "любования" природой у японцев и т.д.

       Процедура: Вначале ведущий зачитывает описание какого-то ритуала, затем участники должны сами создать свой ритуал какой-либо деятельности, связанной с природой: сбора грибов, рыбной ловли, прогулки по лесу и т.п. Участники распределяются по группам из 3 — 5 человек, в конце упражнения каждая рабочая группа представляет (имитирует) разработанный ритуал.

       Примечание: Это упражнение особенно эффективно в семейной форме тренинга. Каждая семья вырабатывает для себя определенный ритуал и может использовать, превратив в последствии в семейную традицию.

           

       Упражнение "Экологическая этика"

       Основные цели: Формирование экологичности мировоззрения, расширение стратегий взаимодействия с объектами природы, усвоение технологии взаимодействия, усиление всех компонентов личностного отношения к природе.

       Ориентировочное время: 1 час.

       Материалы и подготовка: Бумага, ручка, компетентность ведущего в области содержания животных и растений.

       Процедура: Консультируясь с ведущим, участники тренинга выбирают растения или животных, которых они теперь или в будущем собираются завести у себя дома с учетом своих условий, возможностей и симпатий. Также с помощью ведущего составляется список всего, что им следует подготовить прежде, чем животное или растение появится в их доме. Затем составляется этический кодекс содержания дома объектов живой природы, в котором отражаются свои обязанности, обязательства, гарантии, ожидания и т.п. по отношению к избранному живому существу.

       Примечание: Особенно эффективно это упражнение в условиях семейного тренинга. В этом случае, кодекс оформляется в виде своего рода "брачного контракта". Он подписывается, с одной стороны, всеми членами семьи, а с другой — одним из них от имени данного животного или растения. Этот член семьи должен стараться "отстаивать" интересы животного или растения, а в дальнейшем выступает в роли его "адвоката", следящего за строгим соблюдением подписанного договора. (Лучше всего, если этим "адвокатом" будет ребенок). В принципе, в постоянно действующей группе эколого-психологического тренинга может быть создан совет "адвокатов", которые регулярно собираются для обсуждения и выработки возможных решений проблем, возникающих с отстаиванием прав животных и растений в их семьях.

 

       Упражнение "Экологический кодекс жителей Земли"

       Основные цели: Формирование экологичности мировоззрения, коррекция целей взаимодействия с природой.

       Ориентировочное время: 40 минут.

       Материалы и подготовка: Бумага, ручки.

       Процедура: Участникам тренинга предлагается провести "мозговой штурм" и совместно выработать "Экологический кодекс жителя Земли". На первом этапе фиксируются все предложения, сколь "неудачными" они бы не казались. Затем каждое из них оценивается участниками, выстраивается порядок положений Кодекса, "шлифуются" формулировки. В конце упражнения Кодекс обсуждается и дополняется участниками.

       Примечание: Этим упражнением целесообразно закончить эколого-психологический тренинг.

 

       Субъективная эффективность эколого-психологического тренинга хорошо иллюстрируется выдержками из отзывов участников о проведенных тренингах.

 

       "Для нас участие в этом тренинге дало возможность увидеть окружающий мир другими глазами, приблизиться к природе, почувствовать ее незащищенность".

           





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.