Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Обработка и интерпретация результатов





       Результаты методики обрабатываются с помощью специального ключа. "Результативным" считается ответ испытуемого, который совпадает с клю­чом, и за него дается один балл. (Отметим, что ответ "не знаю" по шка­ле натуралистической эрудиции всегда является "нерезультативным").

КЛЮЧ ОПРОСНИКА "НАТУРАФИЛ"

  Растения    Животные     Природа

------------     -------------        -----------

1.- 6.+ 11.- 16.+ 21.- 26.+ 31.- 36.- 41.- 46.- ПА

2.+ 7.+ 12.+ 17.+ 22.- 27.+ 32.+ 37.+ 42.+ 47.+ К

3.- 8.+ 13.+ 18.+ 23.- 28.+ 33.+ 38.+ 43.+ 48.- Пк

4.+ 9.- 14.- 19.+ 24.+ 29.+ 34.-  39.+ 44.+ 49.+ Пс

5.- 10.- 15.- 20.+ 25.- 30.- 35.+ 40.- 45.+ 50.- НЭ

------------     -------------       ------------

 

Интенсивность отношения = ПА + К + Пк + Пс;

       Результат по шкале определяется как сумма баллов в данной строке. Первая строка — перцептивно-аффективная шкала (ПА), вторая — когнитив­ная (К), третья — практическая (Пк), четвертая — поступочная (Пс), пятая — дополнительная шкала натуралистической эрудиции (НЭ). Параметр интенсивности субъективного отношения к природе опреде­ляется как сумма баллов по четырем основным шкалам.

       Результаты по каждой шкале (от 0 до 10 баллов) переводятся в стандартную шкалу станайнов с М = 5 и s = 2 с помощью Таб. 2.

 

Таблица 2.

Таблица перевода баллов по шкалам опросника "Натурафил" в станайны

Исходные баллы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ш перцептивно-аффективная 1 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9
к когнитивная 1 1 2 3 4 4 5 6 7 8 9
а практическая 1 1 2 3 4 5 5 6 7 8 9
л поступочная 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 9
ы натуралистической эрудиции 2 3 4 5 6 7 8 9 9 9 9

 

       Показатель параметра интенсивности, полученный путем суммирования результатов по четырем основным шкалам, переводится в стандартную Т-шкалу с М = 50 и s = 10 с помощью Таб. 3.

Таблица 3.

Таблица перевода баллов интенсивности опросника "Натурафил" в Т-шкалу

 

баллы 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Т-баллы 10 10 17 17 21 21 27 27 30 30 34 34 37 37 40 40 43 43 46 46 49

 

баллы 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
Т-баллы 49 52 52 55 55 58 58 62 62 65 65 68 68 71 71 75 75 77 77 83

 



       Результаты, полученные по стандартным шкалам, являются оконча­тельными данными исследования.

       Отметим, что использование таблиц перевода в стандартные оценки позволяет рассматривать результат испытуемого по отношению к популяции школьников 10-17 лет и определить его положение по сравнению со сред­ним показателем для школьников (таб. 4).

Таблица 4.

Интерпретация показателей интенсивности отношения к природе

 

станайн / Т-баллы   характеристика        результата
1 / до 32   крайне низкий
2 / 33 — 37   низкий
3 / 38 — 42   ниже среднего
4 / 43 — 47   средний
5 / 48 — 52   средний
6 / 53 — 57   средний
7 / 58 — 62   выше среднего
8 / 63 — 67   высокий
9 / более 68   очень высокий

 

       Кроме того, с помощью методики "Натурафил" можно получить еще це­лый ряд дополнительных показателей.

       Когерентность по интенсивности — показатель того, насколько согласованным является субъективное отношение к природе по сферам своего проявления. Этот показатель приблизительно можно высчи­тать, определив разницу между максимальным и минимальным результатом по четырем основным шкалам (после переведения в станайны).

       Все остальные показатели, которые будут описаны, являются лишь приблизительными характеристиками диагностируемых явлений: для их точ­ного измерения необходимы специальные методики.

       1) Когерентность по широте показывает насколько согласованным является субъективное отношение к природе по группам охватываемых им объектов.

       Для определения этого показателя необходимо подсчитать количество ответов испытуемого, совпадающих с ключем, в трех блоках (по 10 пунктов), обведенных рамками: "Растения", "Животные" и "Природа". В них входят ключевые вопросы, ди­агностирующие отношение к трем группам объектов природы: растениям; животным; биоценозам и "природе в целом". Когерентность по широте это разница между максимальным и минимальным результатом в этих трех бло­ках.

       Анализ результатов по трем блоками позволяет сделать предвари­тельное суждение о том, по отношению к каким группам объектов интен­сивность является большей, а по отношению к каким — меньшей.

       2) Обобщенность. Разница между средним результатом по блокам "Растения" и "Животные", в которых диагностируется отношение к отдель­ными объектам природы, и результатом по блоку "Природа", в котором ди­агностируется отношение к биоценозам и "природе в целом", может слу­жить косвенным показателем обобщенности субъективного отношения к при­роде у данного испытуемого.

       3) Характер активности личности, обусловленный ее субъективным отношением к природе. Определенную информацию об этом можно получить, сопоставляя результаты по отдельным аспектам, которые были заложены при построении шкал: проявляет ли личность активность в познавательной и практической сферах, обусловленную только ситуацией, или она являет­ся надситуативной; активность по изменению окружения направлена только на сами природные объекты или на людей, связанных с природой.

       Для того, чтобы определить степень выраженности ситуативной активности в познавательной и практической сферах, необходимо суммировать количество ответов, совпадающих с клю­чом, в нечетных столбиках второй и третьей строки, т.е. в вопросах №№ 2, 3, 12, 13, 22, 23, 32, 33, 42, 43.

       Для того, чтобы определить степень выраженности надситуативной активности в познавательной и практической сферах, необходимо суммировать количество ответов, совпадающих с клю­чом, в четных столбиках второй и третьей строки, т.е. в вопросах №№ 7, 8, 17, 18, 27, 28, 37, 38, 47, 48.

       Для того, чтобы определить степень выраженности активности, нап­равленной на изменение окружения (поступочный компонент), связанной непосредственно с объектами природы, необходимо подсчитать количество ответов, совпадающих с ключом, в нечетных столбиках чет­вертой строки, т.е. в вопросах №№ 4, 14, 24, 34, 44.

       Для того, чтобы определить степень выраженности активности, нап­равленной на изменение окружения (поступочный компонент), связанной с людьми, взаимодействующими с природой, необходимо подс­читать количество ответов, совпадающих с ключом, в четных столбиках четвертой строки, т.е. в вопросах №№ 9, 19, 29, 39, 49.

       Качественный анализ этих показателей может дать дополнительную информацию о структуре параметра интенсивности субъективного отношения к природе у данного испытуемого.

 

7.2. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ДОМИНАНТНОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИ­РОДЕ "ДОМИНАНТА"

 

Экспресс-методика диагностики доминантности субъективного отноше­ния к природе базируется на классификации отношений личности, разрабо­танной А.Ф.Лазурским и С.Л.Франком. Ими вы­делялось 15 групп отношений к различным объектам (явлениям природы, общества, к себе и т.д.). Поскольку методика предназначена, в первую очередь, для диагностики доминантности отношения именно к природе, для упрощения процедуры тестирования эти группы были объединены в девять категорий: материальные ценности, природа, окружающие люди, секс, го­сударство, труд, нравственность, наука и искусство, я сам.

       Методика проводится в письменной форме на специальном бланке, возможен индивидуальный и коллективный вариант проведения. Она может применяться в основном варианте (одна серия) с испытуемыми в возрасте начиная с 10-11 лет и в модифицированном (три серии) — с 13-14 лет. Время проведения не ограничено.

 

       Основной вариант

Испытуемому предлагается выбрать три "наиболее важных" и три "наименее важных" для него понятия из предлагаемого списка. Им присваиваются соответственно ранги 1, 2, 3 и 9, 8, 7; трем невыбранным — средний ранг 5. Такая процедура ранжирова­ния существенно облегчает задачу испытуемым и, в целом, повышает ва­лидность методики, поскольку именно эти три противоположные позиции являются наиболее значимыми и достаточно четко дифференцируются лич­ностью в отличие от средних.

       Ранг, полученный понятием "природа", позволяет вынести предвари­тельное суждение о доминантности отношения к ней. В методике сохранена формулировка А.Ф.Лазурского — "природа и животные": как показали пило­тажные исследования, она оказалась наиболее оптимальной.

 

       Модифицированный вариант

В этом случае испытуемому предлагается выбрать три "наиболее важных" и три "наименее важных" по­нятия: 1) в эмоциональном плане, 2) в плане получения информации, 3) в плане практических занятий. Как показывает опыт, испытуемые достаточно хорошо разводят эти три сферы и результаты доминантности отношения к природе по этим трем аспектам могут существенно отличаться друг от друга.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.