Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолого-педагогические Принципы и методы формирования экологической культуры

       4.1. ОБЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

       Проблемы, которые приходится решать при организации педагогического процесса, в целом, могут быть разделены на проблемы педагогической организации объектов, с которыми предстоит взаимодействовать школьникам, и проблемы педагогической организации деятельности самих школьников, связанной с этими объектами. Методологической основой комплексного решения этих двух категорий педагогических проблем может служить теория возможностей Дж.Гибсона (1988).

       В самом общем виде, возможности окружающего мира — это то, что этот мир предоставляет субъекту, чем его обеспечивает. Соответственно, мир природы также предоставляет личности целый ряд важнейших возможностей: описанные ранее функции, которые может выполнять взаимодействие человека с природой (психотерапевтическая, реабилитационная, эстетическая, познавательная и т.д.), есть не что иное, как реализация этих возможностей. Умение человека эффективно использовать такого рода возможности для своего развития является показателем его экологической культуры.

       С точки зрения Дж.Гибсона, возможность представляет собой особое единство свойств окружающего мира и самого субъекта, она в равной степени является и фактом окружающего мира, и поведенческим фактом. Иными словами, возможность имеет две составляющих: стимулы, поступающие из окружающего мира, и деятельность самой личности, направленная навстречу им.

       Таким образом, система методологических принципов педагогической коррекции субъективного отношения к миру природы должна включать как принципы организации стимулов, так и принципы организации деятельности. С другой стороны, из основного методологического принципа вытекает необходимость учитывать три аспекта: 1) задействовать все каналы развития субъективного отношения, 2) стимулировать действие соответствующих механизмов, 3) строить педагогический процесс в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями. Поэтому обе группы принципов включает по три принципа, каждый из которых отражает тот или иной названный аспект.

       Принципы организации стимулов

       Принцип комплексности стимульного воздействия заключается в том, что педагогически целесообразно организовать воздействие на личность системы разнородных стимулов, охватывающих все возможные каналы развития субъективного отношения к природе.

       Условием реализации данного принципа является подбор комплекса стимулов, одни из которых действуют по эмоциональному каналу, другие — по познавательному, третьи — по практическому.

       Проиллюстрируем реализацию данного принципа (а далее и других принципов) на примере развития отношения человека к миру птиц.

       Для эффективности процесса формирования отношения школьников к миру птиц важно, чтобы представление о птицах складывалось у них не только на основе научных данных о их морфологии, физиологии и экологии, но и на основе литературных, фольклорных, музыкальных, графических и других художественных произведений, а также на основе информации о разнообразной деятельности человека, связанной с птицами, такой как охота, птицеводство, охрана и привлечение птиц и т.д.

       Следует иметь в виду, что в качестве специфических стимулов, оказывающих влияние на развитие отношения к птицам, могут выступать экспонаты выставки декоративных птиц (стимул здесь это сама птица + оборудованная клетка, в которой она находится), готовые образцы птичьих кормушек и искусственных гнездовий, а также инструкции по кормлению, уходу или технологические карты изготовления скворечника и т.д.

       Принцип ориентации на актуализирующий потенциал стимулов заключается в том, что педагогически целесообразно организовать воздействие на личность таких стимулов, которые актуализируют, "включают" определенные психологические механизмы развития субъективного отношения к природе.

       Условиями реализации данного принципа являются: аттрактивность демонстрируемых природных объектов, их положительное эмоциональное восприятие; индивидуализированность изучаемых природных объектов; наличие у них факторов (как морфологических, так и поведенческих), актуализирующих установление параллелизма с человеком и др.

       Так, при формировании субъективного отношения к птицам, учитывая эффект первичности, целесообразно организовывать контакты с такими птицами, которые обладают комплексом психологических стимулов, преимущественно положительной модальности (естественных, социальных, "ответов"), то есть являются аттрактивными. При этом, организация стимулов на основе условий параллелизма и индивидуализированности позволяет "включать" такие психологические механизмы как субъектификация, интеллектуализация эмоций; актуализируют проявление совести по отношению к птицам.

       На уроках зоологии в качестве "базового" природного объекта целесообразно использовать "симпатичных" птиц, таких как попугай, синица, скворец, избегая использования, скажем, ворон (аттрактивность). Образ жизни птиц лучше раскрывать, говоря не о птицах вообще, а в виде рассказа о том, какие проблемы встают перед избранной конкретной птицей (можно даже дать ей имя) в течении календарного года (индивидуализированность), а также акцентировать соответствующие витальные аспекты (организменный уровень фактов) и социальные контакты (надорганизменный уровень фактов), которые актуализируют установление параллелизма с жизнью человека. Если в вольере школьного живого уголка содержится целая стайка птиц или зимой подкармливаются "просто местные" птицы, то это в гораздо меньшей степени обеспечивает актуализацию психологических механизмов развития субъектно-этического отношения, чем содержание или подкармливание конкретных, персонально узнаваемых птиц ("Наша синичка прилетела"), которые в процессе такого взаимодействия становятся для человека уже "значимыми другими".

       Принцип ориентации на сензитивность (чувствительность) к стимулам заключается в том, что педагогически целесообразно организовывать воздействие стимулов на личность с учетом ее индивидуальных, возрастных, профессиональных особенностей, детерминирующих степень значимости для нее тех или иных стимулов.

       Условием реализации данного принципа является четкое соответствие подобранных для воздействия на личность стимулов и индивидуальной готовности данной личности (или социально-возрастной группы) к их восприятию.

       Так для дошкольников и младших школьников наиболее подходящими объектами являются крупные, яркие, хорошо знакомые птицы (петух), для подростков — дневные хищники, символизирующие силу и благородство — качества, привлекательные для подростков (орел, сокол), а для старшеклассников — птицы, обладающие интересным поведением, какими-либо исключительными особенностями (колибри, пингвины).

       Следует также ориентироваться на индивидуальную значимость получаемой личностью информации. Например, сведения о самых распространенных, реально встречаемых, местных птицах более значимы для младших школьников, чем сведения о каких-либо чужеземных птицах, пусть даже и занесенных в Красную книгу. Если для большинства школьников информация о тонкостях разведения попугайчиков является практически безразличной, то для юных натуралистов — она может представлять большой интерес. Технология изготовления скворечника актуальна для мальчиков и вряд ли будет интересна девочкам и т.д.

       Принципы организации экологической деятельности

       Принцип гетерогенности (разнородности) экологической деятельности заключается в том, что педагогически целесообразно включение личности в максимально разнообразную деятельность связанную с миром природы.

       Условиями реализации данного принципа являются педагогическая организация разносторонней деятельности, репрезентирующий образы природных объектов, сформированные у школьников, а также освоение ими разнообразных технологий взаимодействия с природными объектами. Другими словами, речь идет разнородном как реальном, так и идеальном взаимодействии личности с миром природы.

       Развитие субъективного отношения к природным объектам происходит в процессе разнообразных презентаций сложившихся у человека образов мира природы: в рисунке, в сочинении, в лепке, в стихотворении, в пластической миниатюре, в научном реферате и т.д.

       При освоении школьниками технологий взаимодействия с природными объектами целесообразна педагогическая организация различных типов такого взаимодействмя, в зависимости от специфических требований, детерминированных особенностями самих природных объектов: аквариумистика, цветоводство, содержание собак и кошек, посадка деревьев, подкормка птиц и т.д.

       Принцип актуализирующей направленности экологической деятельности заключается в том, что педагогически целесообразно включение личности в такую деятельность, которая актуализирует, "запускает" те или иные психологические механизмы развития субъективного отношения к природе.

       Условиями реализации данного принципа являются: приоритет непрагматического непосредственного взаимодействия личности с природными объектами; актуализация в такой деятельности механизмов эмпатии, идентификации, рефлексии и др.; принципиальное избегание ситуаций деструктивной деятельности по отношению к природным объектам, особенно ситуаций их умерщвления и др.

       В процессе коррекции субъективного отношения к птицам можно, например, предложить придумать для птиц названия, которые бы вызывали к ним симпатию ("дятел старательный", "грач элегантный"). Выполнение этого задания "запускает" механизмы субъектификации, что обусловливает развитие отношения к птицам, характеризующегося субъектной модальностью и т.д. Или, на основе данных учета птиц, можно предложить провести анализ динамики гнезд белого аиста за последние десять лет. В процессе такого анализа школьники обнаружат тенденцию сокращения гнезд этих птиц, "откроют", что это связано с неосторожной деятельностью человека.

       Данный принцип предусматривает приоритет таких технологий взаимодействия с миром природы, которые обеспечивают наиболее тесный контакт личности с природным объектом, его партнерский характер, процесс общения. Например, обучение попугайчика произнесению каких-либо фраз представляется с этой точки зрения более эффективным, чем просто содержание пары попугаев в клетке.

       В соответствии с данным принципом, предпочтение отдается тем видам деятельности, которые направлены на нравственно-экологическое развитие личности, а не только на улучшение окружающей среды.

       Принцип индивидуальной психологической адекватности экологической деятельности заключается в том, что педагогически целесообразна организация такой деятельности, которая соответствует специфическим психологическим особенностям личности.

       Условием реализации данного принципа является включение личности в такую деятельность, которая соответствует существующей у нее доминирующей мотивации. Согласно этому принципу, например, для младших школьников преимущественно организуется деятельность по изучению птиц, наблюдению за ними, для младших и средних подростков — деятельность по освоению технологий содержания птиц, а также биотехнических технологий; для старших подростков — коллекционная деятельность; для старшеклассников — эстетическое освоение мира птиц и т.д.

       Описанные принципы регулируют педагогическую деятельность, направленную на коррекцию субъективного отношения к отдельным природным объектам или их группам и категориям. Однако, как уже отмечалось, важно развивать у школьников высокий уровень и таких параметров как широта и обобщенность отношения к миру природы. Из этого условия вытекает седьмой методологический принцип.

       Принцип гетерогенности природных объектов заключается в том, что педагогически целесообразно организовывать взаимодействие личности с разнообразными природными объектами, представляющими различные их категории: царства, типы, классы и т.д.

       При взаимодействии с каким-либо природным объектом к нему складывается определенное субъективное отношение. Затем оно переносится и на другие сходные природные объекты, а на основе синтеза отношений, соответствующих различным категориям природных объектов, формируется отношение человека уже ко всему миру природы в целом.

       Например, субъективное отношение к своему волнистому попугайчику является основой, на которой развивается отношение сначала ко всем попугаям этого вида, затем к различным попугаям вообще, а далее переносится на всех птиц, все царство животных, мир природы в целом. Чем с большим количеством разнообразных природных объектов взаимодействует личность, тем интенсивнее становится ее отношение к миру природы в целом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...