Главная | Обратная связь
МегаЛекции

МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ





ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ*

       7.1. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ИНТЕНСИВНОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИ­РОДЕ "НАТУРАФИЛ"

       Опросник "Натурафил" предназначен для диагностики уровня развития интенсивности субъективного отношения к природе непрагматической мо­дальности и его структуры. Под интенсивностью отношения понимается его структурно-динамическая характеристика, являющаяся показателем того, в каких сферах и в какой степени проявляется отношение.

       Опросник включает 4 основных шкалы, соответствующих четырем тео­ретически выделенным компонентам интенсивности: перцептивно-аффектив­ному, когнитивному, практическому и поступочному, а также дополнительную шкалу натуралистической эрудиции.

       Перцептивно-аффективная шкала (ПА) направлена на диагностику сте­пени изменений в системе аффективно окрашенных "эталонов" личности эс­тетического, этического и витального характера, обусловленных отноше­нием к природе, которые проявляются в уровне эстетического и этическо­го освоения объектов природы, повышенной восприимчивости к их чувс­твенно-выразительным элементам, стремлении их "получать" — своеобраз­ном "сенсорно-эстетическом голоде", свободе от неадекватных социальных эстетических стереотипов, отзывчивости на витальные проявления природных объектов, которая реализуется через эмпатию и идентификацию и т.д.

       Когнитивная шкала (К) направлена на диагностику степени изменений в мотивации и направленности познавательной активности, связанной с объектами природы, обусловленных отношением к ней, которые проявляются в готовности (более низкий уровень) и стремлении (более высокий) полу­чать, искать и перерабатывать информацию об этих объектах, в особой "информационной сензитивности" к ним.

       Практическая шкала (Пк) направлена на диагностику степени измене­ний в мотивации и направленности практической деятельности с природны­ми объектами, обусловленных отношением к ней, которые проявляются в готовности и стремлении к непрагматическому практическому взаимодейс­твию с природными объектами.



       Поступочная шкала (Пс) направлена на диагностику из­менений в поступках личности, обусловленных отношением к природе, про­являющихся в активности личности по изменению окружения в соответствии с этим отношением.

       Дополнительная шкаланатуралистической эрудиции (НЭ) направлена на диагностику совокупности имеющихся у личности сведений об объектах природы.

       Каждая шкала состоит из 10 дихотомических пунктов (по принципу "да — нет"), всего — 50 пунктов.

       При составлении матрицы-спецификации методики закладывались пунк­ты, диагностирующие отношения к трем условным классам природных объек­тов: животным, растениям и биоценозам (болото, лес, луг и т.п.),- для обеспечения содержательной валидности. Таким образом, испытуемый, име­ющий высокую интенсивность отношения, например, только, к животным, но избегающий растений, не может получить максимальные баллы, так как его отношение к природе в целом действительно не является достаточно сфор­мированным.

       В своем анализе активности как функции всевозрастающей сложности организации ее материальных носителей С.Д.Смирнов отмечает, что "важ­нейшим направлением прогрессивного изменения активности является пере­ход от процессов адаптивного, приспособительного плана к процессам преобразования и активного конструирования внешних условий существова­ния системы, стремящейся сохранить и развить свою внутреннюю опреде­ленность" (1985, с.30). В соответствии с этим, когнитивная и практи­ческая шкалы включают по 5 пунктов, отражающих ситуации адаптивного, приспособительного характера, т.е. связанные с деятельностью, задавае­мой другими людьми или обстоятельствами (более низкий уровень), и по 5 пунктов, отражающих процессы преобразования и активного конструирова­ния внешних условий, связанных с деятельностью, организованной лич­ностью самостоятельно (более высокий уровень).

       В поступочной шкале было сделано разграничение пунк­тов по активности, направленной на сами объекты природы, и активности, направленной на людей, взаимодействующих с природой. Предполагалось также, что это две качественно различающиеся между собой ситуации, и, соответственно, они должны быть равным образом представлены в методике (каждая по 5 пунктов). При этом считалось, что активность, направлен­ная на людей, является более "трудной", поэтому испытуемые, набравшие большое количество пунктов данного типа, должны иметь и достаточно вы­сокие показатели по пунктам, связанным с активностью, направленной на сами объекты природы.

       Отметим, что поступочная шкала в этом отношении прин­ципиально отличается от когнитивной и практической: любой поступок по определению является "деятельностью, организованной самостоятельно", но отличается по своему объекту, а практическая и когнитивная шкалы характеризуют деятельность, которая может быть одного или второго типа, но объектом ее всегда является какой-либо природный объект.

       Процедура проведения

       Опросник "Натурафил" может использоваться с испытуемыми в возрас­те начиная с 10-11 лет и предназначен для диагностики интенсивности отношения к природе. Методика проводится в устной или письменной форме, испытуемые на специальном бланке отмечают свои ответы. Возможен индивидуальный и групповой вариант проведения.

       Испытуемым раздаются бланки следующего образца.

 

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

 

1. 6. 11. 16. 21. 26. 31. 36. 41. 46.

 

2. 7.  12. 17. 22. 27.  32. 37.  42. 47.

 

3. 8. 13. 18.  23. 28.  33. 38.  43. 48.

 

4. 9. 14.  19. 24.  29. 34.  39.  44. 49.

 

5. 10.  15.  20. 25. 30.  35. 40.  45 . 50.

 

Зачитывается инструкция:

       "Перед Вами ряд вопросов о Вашем отношении к природе, на которые мы просим ответить "да" или "нет" (на вопросы, отмеченные " * " можно отвечать "не знаю"). Отвечать на вопросы следует быстро, так как пер­вая реакция лучше всего отражает Ваш выбор.

       В данной методике нет "хороших" и "плохих" ответов. Ваше мнение ценно для нас именно таким, какое оно есть. При ответе "да" на бланке ответов ставьте "+" рядом с номером вопроса, при ответе "нет" — "-", "не знаю" — "н"".

 

       При проведении методики "на слух" вопросы зачитываются один раз. Время на ответ 3-5 секунд. Общее время проведения методики с учетом самостоятельной подготовки испытуемыми бланка для ответов — около 25-30 минут.

           

Текст методики:

1. Вас радует, когда тигр в цирке прыгает сквозь огонь?

2. Верно ли, что придя к кому-то в гости и увидев там библиотечку, Вы невольно ищете глазами книги, связанные с природой?

3. Вам было бы чуждо ухаживать за животными, принадлежащими кому-то из членов Вашей семьи?

4. Проходя мимо, Вы бы стали освобождать животное из капкана?

 * 5. Верно ли, что хвойные деревья отличаются от лиственных еще и тем, что не сбрасывают свою хвою?

6. Комнатные растения улучшают Ваше настроение?

7. Увидев в лесу незнакомое растение, Вы постараетесь узнать, как оно называется?

8. Вы специально покупаете растения, чтобы ухаживать за ними?

9. Правда ли, что Вы скорее всего не станете мешать близкому человеку нарвать в лесу букет красивых, но редких цветов? (да, не стану; нет, стану)

* 10. Алоэ относится к кактусам?

11. Мох на деревьях портит их внешний вид?

12. Листая книгу и встретив в ней изображение незнакомого растения, Вы захотите прочесть и его описание?

13. Если в Вашей семье заводят комнатные растения, то они будут поса­жены и Вашими руками?

14. Верно ли, что если Вы очень торопитесь и на Вашем пути оказались заросли ландышей, то вы, вероятно, не станете их обходить? (да, не стану; нет, стану)

*15. Семена ели созревают осенью?

16. Как Вам кажется, Вы способны пожалеть раздавленного таракана?

17. Вам приходилось переписываться со специалистами-биологами или за­давать вопросы редакциям научных журналов?

18. Вы тратите деньги на Ваши увлечения, связанные с природой?

19. Вы можете сказать, что благодаря Вашим стараниям у когонибудь от­ношение к природе в чем-то улучшилось?

* 20. Окунь — это хищная рыба?

21. Вы считаете крыс противными?

22. Если началась передача или фильм о животных, то Вы скорее всего переключите телевизор на другую программу?

23. Если Вам на день рождения принесут хомячка, рыбок или других жи­вотных, то Вы удивитесь и растеряетесь такому подарку?

24. Вам приходилось помогать животным в трудное для них время?

* 25. Паук — это насекомое?

26. Вы бы стали любоваться ядовитыми змеями в зоопарке?

27. Вы встанете в длинную очередь за билетами на выставку собак, ко­шек, птиц, рыбок или других интересных Вам животных?

28. Вам приходилось получать потомство от Ваших животных?

29. Вам случалось по собственному желанию делать заметки о животных для журнала, газеты или стенгазеты?

* 30. Спаниель — это служебная собака?

31. Вы считаете крапиву неприятным растением?

32. Вы находите интересным послушать сообщения знатоков природы об их наблюдениях?

33. Вы готовы потратить время, чтобы научиться у специалиста собирать, засушивать и сохранять природные материалы для композиций?

34. Правда ли, что Вы вряд ли отзоветесь на объявление в газете с предложением поехать в воскресенье расчищать лес от мусора?

* 35. Бамбук — это трава?

36. Вы согласны, что серьезный человек не станет просто так бродить по лесу? (да, не станет; нет, станет)

37. Вы испытываете потребность в поиске новых знаний о природе?

38. Вы согласитесь по просьбе музея собрать и оформить ботаническую или зоологическую коллекцию природы Вашей местности?

39. Вы стремитесь раскрывать людям красоту, тайны природы?

* 40. Биология — это наука об изучении всей природы?

41. Вы сочтете чудаком человека, который находит приятным кваканье ля­гушек на болоте?

42. Просматривая научно-популярные журналы, Вы в первую очередь обра­щаете внимание на статьи о природе?

43. Вы согласны часами проводить время с человеком, который научил бы Вас вести наблюдения за жизнью природы?

44. Вы участвуете в работе экологических групп, движении "зеленых" и т.п.?

* 45. В пустыне можно замерзнуть, простудиться?

46. У Вас вызывают неприязнь бродячие собаки и кошки?

47. Вы бы поехали специально в другой город на зоологическую выставку, в ботанический сад, музей природы?

48. Вам трудно умело оборудовать аквариум или клетку для попугаев?

49. Вам приходилось вступать в конфликт с людьми, которые сильнее Вас или выше по своему положению, если они могли нанести ущерб природе?

* 50. Белый медведь охотится на пингвинов?





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.