Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Отношение к природе в младшем и среднем подростковом возрасте





       Как утверждает Б.Т.Лихачев: "Подростковый возраст наиболее сензитивен к экологическому воспитанию". Действительно, у младших и средних подростков отмечается самый высокий уровень интенсивности отношения к природе, максимальный в процессе всего онтогенеза.     Анализ предпочитаемой деятельности, направленной на мир природы показывает, что во взаимодействии с природой "подростки в возрасте 10-11 лет в большей степени склонны к практическим занятиям.

       Показательно, что в 10-11 лет 38 %, а в 12-13 даже 46 % школьников высказывают свою готовность активно участвовать в охране природы, а о своем нежелании заниматься такой деятельностью заявляет соответственно только 2 и 6 % (Г.В.Шейнис). Готовность подростков к "экологически созидательной деятельности" отмечается также Б.Т.Лихачевым .

Такая экологическая активность является показателем достаточно высокой сознательности отношения к природе, которое в младшем и среднем подростковом возрасте занимает, к тому же, высокий ранг в иерархии всех субъективных отношений личности. Сравнительный анализ характера отношения детей подросткового возраста к природе показал, что развитие отношений с природой личностно значимо, отвечая психологическим потребностям, интересам и возможностям подростков, особенно в возрасте 12-13 лет. «Качественный анализ выборов (интерес к природе как области знаний, к практическим занятиям, к углубленному познанию природы и участию в просоциальной природоохранительной деятельности) показал, что наиболее пропорционально развит интерес к природе у подростков 12-13 лет» (Г.В.Шайнис).

       В начале подросткового возраста происходят существенные изменения в системе представлений ребенка о природе. Увеличиваются показатели полноты, цельности и осознанности этих представлений. По данным Л.Гуляницкой практически всеми детьми этого возраста в понятие "природа" наряду с растениями (93%) включаются и животные (91%, против 43% в младшем школьном возрасте), причем домашние животные составляют только 14% (против 80% в младшем школьном возрасте). Однако неживые объекты включает в понятие "природа" по-прежнему только половина школьников (48% против 43% в младшем школьном возрасте). Отмеченный рост сформированности представлений о мире природы становится основой для развития у подростков таких параметров отношения к природе как осознанность, широта и обобщенность.



В это время полностью исчезает антропоморфизм как способ осмысления мира природы, особенно свойственный дошкольнику и, в некоторой степени, младшему школьнику. Безусловно, определенные следы антропоморфизма сохраняются, так же как и у взрослых, но они уже не имеют принципиального значения.

           

В младшем подростковом возрасте каждый второй школьник (49-53%) включает те или иные природные объекты в список своих "значимых других", что существенно выше, чем в последующие периоды. К среднему подростковому возрасту этот показатель также ощутимо снижается (до 36% к 13 годам), оставаясь все-таки выше среднего уровня. Очень убедительные данные, подтверждающие субъектный характер восприятия природных объектов в этот период, были получены при изучении степени психологической близости со "значимыми другими". Оказалось, что для тех, кто включил в список различные природные объекты, в этом возрасте степень психологической близости с ними выше, чем со всеми остальным "значимыми другими": выше матери, отца, бабушки, дедушки, лучшего друга и т.д.

 

Показательны в этом плане высказывания младших подростков, записанные Е.В.Антоновой, когда она просила пятиклассников — владельцев животных — закончить предложение: "Моя собака (кошка, ...) — ...".

"Моя собака — она очень милая, хорошая, ласковая. Она очень меня любит, помогает мне, утешает. Я хочу, чтобы я была собаке как сестра".

"Моя кошка — это ЧУДО! У нее особенный характер. Она все понимает, все-все, а мама и папа не всегда".

"Мой кот — он так понимает меня, как будто даже точно может говорить".

           "Я доверяю моей собаке свои маленькие тайны, советуюсь с ней, а иногда даже спорю".

 

       Следовательно, для младших и средних подростков свойственен субъектный и непрагматический характер отношения к природе.

       Отмеченный ранее у школьников 10-11 лет преобладающий выбор практического характера деятельности, направленной на природу, и субъектно-непрагматический тип модальности отношения к ней позволяют обозначить отношение к природе в младшем подростковом возрасте как субъектно-практическое.

В свою очередь, у 12-13 летних подростков отношение к природе может быть охарактеризовано, как субъектно-этическое.

       В целом, для процесса развития отношения к природе в возрастном промежутке от 10 до 13 лет свойственна тенденция к нарастанию экологической активности подростков на фоне субъект-субъктного характера их взаимодействия с миром природы. Если в начале периода это отношение реализуется, прежде всего, в непрагматической практической деятельности "для себя" — в содержании животных и растений, в общении с ними; то к концу периода к этому прибавляется еще и деятельность, направленная на преобразование окружающего мира — природы и других людей. Отношение становится эмоционально напряженным и требует своей активной внешней демонстрации, что и обусловливает высокую готовность подростков этого возраста участвовать в природоохранной деятельности. Следствием этого и является переход от субъектно-практического типа отношения к природе в младшем подростковом возрасте к субъектно-этическому типу — в среднем подростковом. Однако недостаток социального опыта и операциональной вооруженности подростков ограничивают их инициативу при самостоятельной реализации природоохранной деятельности: школьникам этого возраста свойственна больше готовность к такой деятельности, нежели стремление к ней. Таким образом, для развертывания подростками природоохранной деятельности, к которой они потенциально готовы, требуется, соответствующая организация со стороны взрослых.

       Отношение к природе в старшем подростковом возрасте

       В старшем подростковом возрасте происходят кардинальные изменения субъективного отношения к природе. Причем, если представления о мире природы продолжают постепенно углубляться — уже 83% школьников включают в понятие "природа" наряду с растениями и животными также и объекты неживой природы, то процесс развития субъективного отношения к природе вступает в критический период.

       Прежде всего, обращает на себя внимание то обстоятельство, что это отношение приобретает прагматический характер. Для большинства старших подростков природа — это, прежде всего, источник какого-либо материального продукта, она представляет интерес с точки зрения возможности что-нибудь взять из нее и принести домой.

       О низком уровне осознанности отношения к природе в старшем подростковом возрасте свидетельствует следующий факт. Когда школьникам предлагалось ответить на прямой вопрос: "Природа для Вас — это, прежде всего, объект: 1) красоты, 2) изучения, 3) охраны, 4) пользы", - многие из тех, у кого по данным методики было зафиксировано доминирование прагматических экологических установок и низкая степень выраженности этических (природоохранных) установок, давали, тем не менее, ответ "охрана". Иными словами, система реальных прагматических установок, определяющих характер деятельности, направленной на природные объекты, не соответствует декларируемым подростками социально одобряемым природоохранным мотивам.

       Представляется, что подобные психологические феномены могут значительно искажать результаты различных опросов, направленных на выявление особенностей экологического сознания, проводимых социологами и педагогами. Картина "сознательного отношения к природе" в этом случае может выглядеть более благополучной, чем это имеет место в действительности.

       Следует отметить, что прагматизм старшего подростка по отношению к природным объектам принципиально отличается от прагматизма дошкольника. У дошкольника он является следствием общего прагматизма мышления, у старшего подростка — прагматично отношение к природным объектам как таковым, а другие группы отношений могут отличаться непрагматическим характером модальности. У дошкольника он носит, в общем-то, латентный характер и проявляется, в основном, в познавательной сфере, в вопросе "зачем", у старшего подростка — активный и проявляется во всей системе его практических действий с природными объектами. Таким образом, для природы прагматизм старшего подростка более экологически "опасен".

 

       Таким образом, для старших подростков свойственен прагматический характер отношения к природе. Это происходит на фоне существенного снижения числа школьников, для которых природные объекты являются "значимыми другими": оно становится ниже среднего. В возрасте 15 лет только 11% подростков включают представителей мира природы в свой список "значимых других" .

       Со старшего подросткового возраста разрушается субъектное восприятие природных объектов, "субъектная установка" по отношению к ним, свойственная всем предыдущим периодам, сменяется "объектной". Следует отметить, что переход к объектному восприятию мира природы начинается уже со среднего подросткового возраста, хотя, как уже говорилось, отношение к природе в этот период продолжает носить еще в целом субъект-субъектный характер. Определенную роль в таком переходе играет изучение в среднем и старшем подростковом возрасте курса биологических дисциплин, поскольку система образования пронизана духом картезианства.

 

Поскольку в старшем подростковом возрасте природные объекты уже не относятся к сфере равного в своей самоценности, то становятся возможными, более того — естественными, те действия по отношению к ним, которые раньше были заблокированы этическими нормами, которыми руководствовался ребенок в отношении мира природы. Как и дошкольники, старшие подростки оказываются способными на жестокое обращение с животными и растениями. Но если детская жестокость является, в общем-то, "жестокостью по непониманию" (дошкольники, в силу не преодоленного еще эгоцентризма, обычно просто не способны в достаточной мере сопереживать чужой боли), то жестокость старших подростков по отношению к природным объектам носит совершенно другой характер: зачастую на них выплескивается накопившийся из-за социальных трудностей данного периода заряд агрессивности, старший подросток как бы "отыгрывается" на беззащитных животных и растениях.

           

           

Таким образом, для старших подростков свойственен объектный характер отношения к природе. Следовательно, в целом отношение к природе в 14-15 лет является объектно-прагматическим, что и обусловливает, в частности, нередко наблюдаемую "экологическую криминальность" старших подростков.

       Как уже говорилось, мотивацией деятельности, связанной с природой, природными объектами, является возможность выхода компенсаторной агрессивности, обусловленной трудностями социализации в этом возрасте (причем, выхода достаточно "безопасного", не грозящего серьезными наказаниями). Ведь, в общественной системе ценностей мир природы, как правило, отодвинут на последние ранги, относится к одной из наименее ценных категорий (О.П.Неменова).

       Подростки, ломающие в парке скамейку, будут, скорее всего, сразу же остановлены прохожими или, по крайней мере, работниками правоохранительных органов. А вот на подростков, забивающих в пруду палками "противных" жаб и лягушек, собравшихся для икрометания, прохожие (в том числе и работники правоохранительных органов), как правило, просто не обращают внимания, более того могут сами "накинуться" на человека, пытающегося остановить это массовое убийство: "Что вы пристали к детям? Они же не делают ничего особенного!" Как отмечает Б.Т.Лихачев: "Главный враг оторочества — негативное, безнравственное социальное окружение, вызывающее атрофию ответственности, перерастающую в жестокость".

       Свойственный старшим подросткам прагматизм отношения к природе и их общая социально-психологическая напряженность превращают для них мир природы в своего рода "полигон" для социальных достижений. В основе деятельности, связанной с природой, может лежать, в частности, мотивация получения какого-нибудь "трофея", повышающего статус среди сверстников: подростки-рыболовы стремятся наловить рыбы обязательно больше, чем у других, причем зачастую они даже не знают, что потом с ней делать, но это для них и не важно. В основе поведения подростков может лежать также подражание прагматической практической деятельности взрослых, например, девочки часто стремятся приносить домой все, что можно солить, консервировать, засушивать и т.д.,- одним словом, "употреблять", чтобы доказать, что они "настоящие хозяйки". Таким образом, у старших подростков преобладает практический характер реализации своего объектно-прагматического отношения к природе.

Количество подростков, высказывающих готовность принимать активное участие в природоохранной деятельности резко снижается: с 46% в среднем подростковом возрасте до 23 %, причем увеличивается количество тех, кто отказывается от участия в ней: соответственно, с 6 % до 16 % (Г.В.Шейнис). Старшие подростки стремятся просто использовать природу, а к взаимодействию, общению с природными объектами они уже не склонны.

       Таким образом, старший подростковый возраст — критический и наиболее педагогически сложный онтогенетический этап развития отношения к природе. В этом возрасте уже доминирует объектное представление о мире природы, а прагматизм отношения к природе достигает максимума.

       В старшем подростковом возрасте уже четко выкристаллизовывается группа школьников с высокоинтенсивным отношением к миру природы (17 %), которая разительно отличается от большинства сверстников по характеристикам своего отношения к природе. В то же время значительная часть старших подростков (37 %) имеет очень низкую интенсивность непрагматического отношения к природе.

       Коррекционный процесс в этом возрасте оказывается наиболее трудным. Опору целесообразно делать на эмоциональный компонент отношения к миру природы, который является у старших подростков доминирующим, то есть акцентируются эстетические свойства природных объектов, совпадение их витальных (жизненных) проявлений с аналогичными проявлениями человека и т.д.

       Объектно-прагматический характер, свойственный экологической деятельности старших подростков может быть педагогически "нейтрализован" путем стимулирования у них экологического коллекционирования, не связанного с лишением жизни природных объектов (птичьи перья, шишки и т.п.) или их символов (марки "флора и фауна", фотографии и т.п.). В такой деятельности в трансформированной форме (и безопасной для мира природы!) реализуется свойственная этому возрасту потребность в добывании "трофея" (в первую очередь, у мальчиков).

       Отмечаемый рост симпатий старших подростков, как мальчиков так и девочек, к "благородным хищникам" — львам и тиграм — может быть также использован путем выбора именно хищных животных в качестве "модельных" природных объектов при развитии экологических представлений.

       Педагогический процесс в старшем подростковом возрасте носит, в основном, "нейтрализующий" характер.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.