Проведение и интерпретация
Инструкция: "Выразите степень значимости (важности) для Вас предложенных понятий в эмоциональном плане, в плане получения информации и в плане практических занятий. Для этого выберите три наиболее важных и три наименее важных понятия из предлагаемого списка".
В эмоциональном плане наиболее важные наименее важные 1. 1. 2. 2. 3. 3.
В плане получения информации наиболее важные наименее важные 1. 1. 2. 2. 3. 3.
В плане практических занятий наиболее важные наименее важные 1. 1. 2. 2. 3. 3.
СПИСОК ПРЕДЛАГАЕМЫХ ПОНЯТИЙ
материальные ценности (хорошие вещи); природа и животные; окружающие люди; секс (отношения мальчиков с девочками); государство (власть); труд (профессия, учеба); нравственность (добро и зло); наука и искусство; я сам (отношение к себе).
В скобках даются формулировки, которые необходимо дополнительно предъявлять при использовании методики с испытуемыми младше 14-15 лет.
Пример: Первичные данные
В эмоциональном плане наиболее важные наименее важные 1. Я сам 1. Наука и искусство 2. Природа и животные 2. Труд 3. Секс 3. Государство
В плане получения информации наиболее важные наименее важные 1. Я сам 1. Нравственность 2. Государство 2. Материальные ценности 3. Окружающие люди 3. Наука и искусство
В плане практических занятий наиболее важные наименее важные 1. Окружающие люди 1. Государство 2. Я сам 2. Нравственность 3. Секс 3. Наука и искусство
Обработка результатов По описанному ранее алгоритму определяются ранги всех понятий по каждой сфере: эмоциональной, когнитивной и практической. Затем высчитывается средний ранг для каждого понятия по трем сферам и вновь производится ранжирование.
Эмоцион. Когнит. Практич. Сред. Итого материальные ценности 5 8 5 6.0 6 природа и животные 2 5 5 4.0 4
окружающие люди 5 3 1 2.7 2 секс 3 5 3 3.7 3 государство 7 2 9 6.0 6 труд 8 5 5 6.0 6 нравственность 5 9 8 7.3 8 наука и искусство 9 7 7 7.7 9 я сам 1 1 2 1.3 1
Если для нескольких понятий средний ранг совпадает, им присваивается общий средний ранг. В нашем примере "материальные ценности", "государство" и "труд" получили одинаковый средний ранг 6.0. В итоговом ранжировании предыдущее понятие "природа и животные" получило 4 ранг, соответственно данные понятия должны были бы расположиться на 5, 6 и 7 позициях. Поэтому им присваивается общий ранг 6, а следующему "нравственность" — уже 8. Следует отметить, что, строго говоря, данная методика не позволяет определить точный ранг того или иного отношения. Корректно рассматривать только принадлежность данного отношения к трем наиболее доминантным, трем средним и трем наименее доминантным в системе субъективных отношений личности. Соответственно, если анализируемое отношение попадает в верхнюю тройку, то речь может идти о высокой его доминантности; если в среднюю тройку — о средней, если в нижнюю — это отношение с низкой доминантностью. Таким образом, субъективное отношение к природе у испытуемого из нашего примера является средне доминантным. При анализе различий между доминантностью отношения по трем сферам следует обращать внимание только на разницу, превышающую 3-4 ранга. В нашем случае можно предполагать, что субъективное отношение к природе является в эмоциональном плане более доминантным, чем в когнитивном и практическом. ВЕРБАЛЬНАЯ АССОЦИАТИВНАЯ МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ "ЭЗОП"
Вербальная ассоциативная методика "ЭЗОП" направлена на исследование типа доминирующей установки в отношении природы. В ней использовались принципы вербальных ассоциативных методик.
Можно выделить четыре типа таких установок: личность воспринимает природу как объект красоты ("эстетическая" установка); как объект изучения, получения знаний ("когнитивная"); как объект охраны ("этическая") и как объект пользы ("прагматическая"). "ЭЗОП" — это "эмоции", "знания", "охрана", "польза" — такие рабочие названия типов установок использовались во время создания методики. Методика состоит из 12 пунктов. Каждый пункт содержит стимульное слово и пять слов для ассоциаций. Например: ЛОСЬ — следы, лесник, трофей, камни, рога. Эти слова отобраны как наиболее характерные, но "неявные" ассоциации, возникающие у людей, с четко выраженным доминированием соответствующей установки. (Четыре слова соответствуют четырем типам установки, пятое — для отвлечения внимания, "мусорное" слово). Методика проводится в устной форме. На бланке испытуемый фиксирует только ответ. Возможен индивидуальный и групповой вариант. В письменном варианте методика может использоваться с испытуемыми, начиная с 10-11 лет. (Возраст ограничен лишь умением быстро писать). В индивидуальном варианте можно не использовать бланк для ответов: испытуемый сообщает их экспериментатору устно. В этом случае минимальный возраст испытуемого 6-7 лет и ограничен только его способностью понять инструкцию. Испытуемому предъявляется стимульное слово и предлагается выбрать одно из пяти следующих, которое, по его мнению, больше всего "к нему подходит". Слова предъявляются в высоком темпе, у испытуемого не остается времени осмыслить варианты (5 вариантов оказалось для этого наиболее оптимальным) и он вынужден выбирать тот, который "первым пришел в голову". Этот вариант как раз и характеризует доминирующую экологическую установку. Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально возможного, а затем им присваиваются соответствующие ранги: 1, 2, 3 и 4. Тип установки, получивший наибольший удельный вес (1 ранг), рассматривается как ведущий у данной личности.
Опыт показывает, что, как правило, у испытуемых существует не один, а два преобладающих типа установок. Инструкция: "Вам будут предложены слова и к каждому из них еще по пять слов. Выберите то из этих пяти, которое для Вас лучше всего связывается с предложенным. Например, дается слово "МЯЧ" и к нему следующие слова: "красный", "футбольный", "большой", "резиновый", "детский". В качестве ответа Вы записываете только выбранное слово, например, "резиновый". Отвечать нужно быстро, так как первая реакция наиболее точно отражает Ваш выбор". Текст методики: 1. ЛЕС: поляна (К); муравейник (И); заповедник (О); дрова (П); песок. 2. ЛОСЬ: следы (И); лесник (О); трофей (П); камни; рога (К). 3. ТРАВА: поливать (О); силос (П); кора; роса (К); стебель (И). 4. ОЗЕРО: улов (П); шерсть; острова (К); моллюск (И); очищать (О). 5. МЕДВЕДЬ: паутина; хозяин (К); малина (И); редкий (О); шкура (П). 6. ДЕРЕВО: осень (К) кольца (И) вырастить (О) мебель (П) сено 7. БОЛОТО: головастик (И); заказник (О); торф (П); яблоки; туман(К). 8. УТКА: запрет (О); жаркое (П); рассвет (К); ветка; кольцевание (И). 9. РЫБА: жабры (И); серебристая (К); нерестилище (О); жарить (П); перо. 10. САД: берлога; цветущий (К); опыление (И); ухаживать (О); урожай (П). 11. БОБР: ловкий (К); резцы (И); расселение (О); шуба (П); грибы. 12. ПРИРОДА: красота (К); изучение (И); охрана (О); польза (П).
Примечание: в скобках после стимульного слова указывается, к какому типу установки относится данный ответ испытуемого; этот ключ, ествественно, не зачитывается. К — природа воспринимается как объект красоты — "эстетическая" установка И — природа воспринимается как объект изучения — "когнитивная" установка О — природа воспринимается как объект охраны "этическая установка" П — природа воспринимается как объект пользы "прагматическая" установка
Пример: Первичные данные и обработка результатов
1. Поляна - К 2. Трофей - П тип колич. ранг 3. Роса - К 4. Острова - К К 7 I 5. Шкура - П 6. Осень - К И 2 III 7. Туман - К 8. Кольцевание - О О 0 IY
9. Жабры - И 10. Цветущий- - К П 3 II 11. Шуба - П 12. Красота — К
Интерпретация В данном случае у испытуемого доминирующей является установка на природу как объект красоты ("эстетическая" установка), а установка на природу как объект охраны ("этическая") не проявляется вообще. 7.4. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРИРОДОЙ "АЛЬТЕРНАТИВА"
Методика "Альтернатива" направлена на диагностику ведущего типа мотивации взаимодействия с природными объектами: эстетического, когнитивного, практического и прагматического. Испытуемому предлагается выбрать "более подходящий для него" вариант вида деятельности, например: Для Вашего аквариума Вы бы предпочли завести рыбок: (А) с красивой окраской; (Б) с интересным поведением. Предпочитаемый вид деятельности позволяет судить о характере мотивации взаимодействия с природой. Предъявляется 12 пар, которые составлены таким образом, чтобы каждый тип мотивации встречался 6 раз. Количество выборов того или иного типа также представляется как доля от максимально возможного, а затем каждому типу присваиваются соответствующие ранги: 1, 2, 3 и 4. Тип мотивации, получивший наибольший удельный вес (1 ранг), интерпретируется как ведущий. Как правило, для испытуемых характерно наличие двух основных типов мотивации. Инструкция: "В предложенных ситуациях выберите, пожалуйста, один из двух вариантов А или Б, который кажется наиболее подходящим для Вас. Если Вы считаете данную ситуацию маловероятной для Вас или трудно предпочесть один вариант, то все-таки постарайтесь сделать свой выбор. Отвечать лучше быстро, так как первая реакция наиболее точно выражает Ваше мнение". Текст методики: 1. Для Вашего аквариума Вы предпочли бы завести рыбок А. с красивой окраской Б. с интересным поведением
2. Вы бы сочли для себя более подходящим занятием А. собирать гербарий лекарственных растений Б. собирать растения для изготовления настоек
3. Если бы Вы были учителем биологии, то с большим удовольствием рассказывали ученикам А. о строении животных Б. о том, как ухаживать за животными
4. В ботаническом саду Вы скорее всего А. будете любоваться тропическими растениями Б. захотите получить отросток для выращивания дома
5. Просматривая книгу о грибах, Вы больше обратите внимание А. на то, как они устроены Б. на то, как их лучше сохранить на зиму
6. Будучи селекционером, Вы бы предпочли выводить новые сорта А. цветочных культур Б. плодовых культур
7. Купив календарь природы, Вы сначала прочтете А. стихи хороших поэтов о природе Б. заметки из блокнота натуралиста
8. Получив диплом ученого-агронома, Вы предпочли бы работать А. в лаборатории Б. на опытной станции
9. Вы бы завели собаку А. чтобы ухаживать за ней Б. для охраны квартиры
10. Вы предпочтете прочесть А. книгу о красоте природы Б. книгу, которая учит ухаживать за растениями и животными
11. Если бы Вы работали в лесном хозяйстве, то предпочли бы А. следить за ростом и развитием деревьев Б. руководить заготовкой ценной древесины
12. Если Вас пригласят провести выходной на даче с фруктовым садом, то Вы предпочтете поехать туда А. в мае Б. в августе
КЛЮЧ
Примечание: Э — эстетический тип мотивации К — когнитивный тип мотивации П — практический тип мотивации Пг — прагматический тип мотивации Пример: Первичные данные и обработка результатов
1. А 2. Б тип колич. ранг 3. А 4. А Э - 6 I 5. Б 6. А И - 1 III-IY 7. А 8. Б П - 1 III-IY 9. Б 10. А Пг — 3 II 11. Б 12. А
В данном случае у испытуемого доминирует эстетический тип мотивации, а вторым по значимости является прагматический.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|