Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сихотэ-Алинский заповедник

Взрослое население

       Отношение к природе различных категорий взрослого населения имеет приблизительно одинаковую структуру: это прежде всего эстетическое отношение и, в наименьшей степени - прагматическое. Такая структура отношения к природе свидетельствует об экологически благоприятной социально-психологической ситуации.

       Также можно констатировать и высокий уровень всех показателей отношения взрослого населения к заповеднику. И мужчины и женщины воспринимают заповедник эмоционально положительно, проявляют к заповеднику большой познавательный и практический интерес, проявляют высокую природоохранную активность, очень хорошо информированы о деятельности заповедника. Учителя имеют ещё более высокие показатели компонентов отношения к заповеднику, демонстрируют исключительную осведомлённость о его деятельности. Интенсивность позитивного отношения к заповеднику учителей пос. Терней является наиболее высокой по сравнению со всеми социально-возрастными группами населения исследуемых территорий.

Выводы и рекомендации

Для различных категорий взрослого населения характерно преобладание эстетического восприятия природы. При этом, восприятие природы как объекта охраны и заботы выражено сильнее, чем у жителей больших городов, никак не связанных с деятельностью заповедников. В наименьшей степени у населения представлено отношение к природе как к объекту изучения.

Прагматическое отношение к природе (как к источнику материальной пользы) у мужчин выражено сильнее, чем у женщин и у пожилых людей - сильнее, чем у молодёжи.

Отношение взрослого населения к природоохранной деятельности заповедников в целом носит позитивный характер. Эмоционально положительное восприятие заповедников намного превосходит эмоционально отрицательное. Население проявляет значительный интерес к информации об охраняемых природных территориях, готово в определённой степени оказывать содействие в природоохранной деятельности.

Осведомленность населения о заповедниках, их функциях и значении, остаётся недостаточной. Однако, более высокий уровень информированности людей сам по себе не является гарантом более позитивного отношения к заповедникам.

Отношение молодёжи к природоохранной деятельности заповедников более позитивно, чем отношение людей зрелого и, особенно, пожилого возраста, отношение женщин - более позитивно, чем мужчин.

В отношении школьников к природе по сравнению со взрослыми более выражено восприятие природы как объекта охраны и заботы, которое часто является преобладающим. Это отличает школьников из населённых пунктов, в которых сотрудниками заповедников ведётся эколого-просветительская работа. Их отношение к природе носит менее прагматический и более природоохранный характер по сравнению со сверстниками из городов европейской части России.

Отношение к заповедникам школьников всех возрастов носит ярко выраженный позитивный характер. Наиболее позитивное отношение к деятельности охраняемых природных территорий отмечается у учащихся среднего школьного возраста (до 14-15 лет). Отношение к заповедникам учащихся старшего школьного возраста имеет более низкие показатели. Девочки относятся к заповедникам более позитивно, чем мальчики.

Школьные учителя представляют собой наиболее экологически активную категорию населения. Однако их информированность о деятельности заповедников является недостаточной.

       Результаты исследования показывают, что эколого-просветительская работа, проводимая сотрудниками охраняемых природных территорий, может оказывать значительное влияние на экологическое сознание местного населения.

       Эффект коррекции отношения к природе и к заповедникам может быть достигнут путём разработки и реализации комплекса эколого-просветительских программ, направленных на работу с различными категориями населения. Прежде всего, целесообразно создать такие программы для работы с людьми пожилого возраста и школьниками старших классов. Особую задачу представляет эколого-просветительская работа с мужской частью взрослого населения. Разрабатывая такие программы необходимо опираться на психологические особенности соответствующих социально-возрастных групп.

       Проблема заключается в том, что традиционно в эколого-просветительской работе основное внимание уделяется школьникам, причём, преимущественно учащимся среднего школьного возраста. С одной стороны, эта сфера эколого-просветительской работы имеет более развитую методическую базу, а с другой - психологические особенности детей данного возраста делают эту работу педагогически более лёгкой и эффективной. Если работа со школьниками может и должна осуществляться в тесном контакте с учителями, то работа со взрослым населением полностью ложится на плечи сотрудников заповедников и национальных парков.

       Представляется совершенно необходимым

· во-первых, с помощью социологов и психологов разработать комплексную программу тщательного изучения особенностей отношения к природе и к заповедникам различных категорий взрослого населения;

· во-вторых, накапливать банк данных о формах и методах успешной эколого-просветительской работы с различными категориями взрослого населения;

· в-третьих, не менее важно накапливать банк данных об ошибках и провалах в работе с теми или иными категориями взрослого населения;

· в-четвёртых, разработать и апробировать комплекс экспериментальных эколого-просветительских программ, направленных на работу со взрослыми;

· в-пятых, организовать конкурс программ эколого-просветительской работы со взрослым населением и т.д.

РЕЗЮМЕ

Методика диагностики отношения к природе «Натурафил» представляет собой опросник, позволяющий получить количественную и качественную характеристики таких компонентов этого отношения как: 1) эмоциональный, 2) познавательный, 3) практический, 4) поступочный.

2. Вербальная ассоциативная методика диагностики типа экологических установок личности «ЭЗОП» позволяет выявить преобладание у респондентов: 1) эстетических, 2) познавательных, 3) прагматических или 4) природоохранных акцентов в отношении к природе.

3. Методика диагностики предпочитаемой деятельности, связанной с миром природы, «Альтернатива» представляет собой дифференциальный опросник, позволяющий констатировать предпочтение: 1) эстетического освоения природы, 2) изучения природы, 3) практического взаимодействия с миром природы («общения с природой»), 4) прагматического использования природных объектов.

4.Методика ранжирования «Доминанта» позволяет определить место (ранг) отношения к природе в системе всех субъективных отношений человека.

5.Методика диагностики отношения к заповедникам и национальным паркам «Заповедные мифы», представляющая собой опросник, позволяющий получить количественную и качественную характеристики таких компонентов этого отношения как: 1) эмоциональный, 2) познавательный, 3) практический и, 4) поступочный к таким структурным составляющим охраняемой территории как: 1) заповедная природа, 2) заповедный режим, 3) сотрудники заповедника, 4) государственная организация.

6. Проведенные исследования показывают, что структурная характеристика экологического сознания детей и молодежи свидетельствует о ряде неблагоприятных тенденций (прагматизм восприятия природы, социально-экологическая пассивность, высокий показатель отрицательного отношения к заповеднику и т. п.). В то же время позитивный социально-экологический потенциал других категорий населения (прежде всего педагогов и пожилых людей) остается недостаточно востребованным.

7. Эффект коррекции отношения к природе и к заповедникам может быть достигнут путём разработки и реализации комплекса эколого-просветительских программ, направленных на работу с различными категориями населения. Прежде всего, целесообразно создать такие программы для работы с людьми пожилого возраста и школьниками старших классов. Особую задачу представляет эколого-просветительская работа с мужской частью взрослого населения. Разрабатывая такие программы необходимо опираться на психологические особенности соответствующих социально-возрастных групп.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...