Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследования экологического сознания

Исследование экологического сознания различных категорий жителей проводилось слушателями семинара «Основы формирования экологической культуры населения” (Воронеж, Пермь, Чебоксары, Калининград) с помощью исследовательского комплекса «Экологическая психодиагностика»:

· методика диагностики отношения к природе «Натурафил», представляющая собой опросник, позволяющий получить количественную и качественную характеристики таких компонентов этого отношения как: 1) эмоциональный, 2) познавательный, 3) практический, 4) поступочный;

· вербальная ассоциативная методика диагностики типа экологических установок личности «ЭЗОП», позволяющая выявить преобладание у респондентов: 1) эстетических, 2) познавательных, 3) прагматических или 4) природоохранных акцентов в отношении к природе;

· методика диагностики предпочитаемой деятельности, связанной с миром природы, «Альтернатива», представляющая собой дифференциальный опросник, позволяющий констатировать предпочтение: 1) эстетического освоения природы, 2) изучения природы, 3) практического взаимодействия с миром природы («общения с природой»), 4) прагматического использования природных объектов;

· методика ранжирования «Доминанта», позволяющая определить место (ранг) отношения к природе в системе всех субъективных отношений человека;

· методика диагностики отношения к заповедникам и национальным паркам «Заповедные мифы», представляющая собой опросник, позволяющий получить количественную и качественную характеристики таких компонентов этого отношения как: 1) эмоциональный, 2) познавательный, 3) практический и, 4) поступочный к таким структурным составляющим охраняемой территории как: 1) заповедная природа, 2) заповедный режим, 3) сотрудники заповедника, 4) государственная организация.

Далее в качестве примера будет приведена аннотация исследований, проведенных в г.Воронеже и Воронежской области.

В работе, выполненной авторским коллективом в составе Н.В. Стороженко, С.С. Кирилловой, И.В. Щегловой и Е.А. Кравцова, исследовались особенности экологического сознания лиц, принимающих решения, значимые для экологической ситуации в регионе (начальники департаментов, отделов и других подразделений мэрии г. Воронежа; специалисты ряда предприятий города, ответственные за охрану окружающей среды, всего 75 человек).

       Статистический анализ результатов, полученных с помощью методики “Натурафил”, показал, что все параметры отношения к природе (эмоционально-положительное восприятие природы, стремление получать информацию о природе, стремление к личному контакту с миром природы, природоохранная активность, натуралистическая эрудированность) у данных категорий населения выше среднестатистических показателей россиян в целом и соответствуют уровню от «среднего» до «выше среднего». Выявлено характерное различие между группами сотрудников местного самоуправления, с одной стороны, и руководителями-природопользователями, с другой: если у «природопользователей» уровень личной природоохранной активности несколько ниже уровня других параметров, то у «представителей власти» – наоборот, несколько выше. Можно констатировать у представителей самоуправления более высокий уровень экологической ответственности, чем у руководителей городских предприятий.

       Таким образом, можно с удовлетворением констатировать достаточно высокий уровень экологической культуры лиц, ответственных за принятие экологически значимых решений в г. Воронеже. 

       Две исследовательские работы были посвящены изучению экологического сознания студентов– будущих специалистов, которым уже через несколько лет предстоит реализовывать региональную экологическую политику. Т.А. Девятовой и О.П. Негробовым изучалось отношение к природе студентов различных факультетов Воронежского государственного университета, а авторским коллективом в составе В.Н. Немых, Н.Ю. Федоровой, Н.А. Щетинкиной и Н.В. Князьковой – студентов Воронежской государственной медицинской академии.

       Исследования установили, что у большинства студентов показатели всех параметров отношения к природе соответствуют среднему уровню, при высоком уровне натуралистической эрудиции. Среди субъективных ценностей студентов мир природы также занимает среднюю позицию, уступая таким ценностям как труд, общение, наука и искусство. Отношение к природе носит устойчивый характер.

       Мир природы воспринимается студентами, прежде всего, с эстетических позиций; значительно выражено также прагматическое, утилитарное отношение к природе; в меньшей степени природа воспринимается как объект изучения и в минимальной – как объект охраны и заботы.

Прежде всего, настораживает преобладание прагматического отношения к природе над этическим, причем у многих студентов эта тенденция нарастает к старшим курсам. Можно констатировать, что для формирования экологической культуры студентов недостаточно использовать традиционную систему непрерывного экологического образования, в которой главный акцент делается на экологические знания. Следствие – высокая экологическая эрудиция, но низкий уровень природоохранной активности, слабо выраженное нравственное начало в отношении взаимодействия с природой.

Исследователи считают необходимым пересмотреть стратегию формирования экологического сознания студентов, видят перспективу в усилении гуманитарных аспектов и воспитательного компонента экологического образования.

Отношение к природе школьниковг. Воронежа изучалось в работах Л.Н. Ильиной и Н.Н. Братющенко. Л.Н. Ильина с помощью методик “Эзоп” и “Альтернатива” выявила рассогласованность между экологическим сознанием и поведением учащихся младшего школьного и подросткового возраста (60 человек): если на уровне сознания природа воспринимается прежде всего прагматически, как источник материальной пользы, то поведение школьников в большей степени направлено на познание природы и практическое натуралистическое взаимодействие с животными и растениями, но не на их практическое использование.

Таким образом, зафиксирован феномен, обусловленный противоречием, характерным для традиционной системы школьного экологического образования, которое вольно или невольно формирует прагматизм экологического сознания («природные ресурсы», «полезные» животные и «вредители» и т. д.), в то время как на поведенческом уровне детям свойственно стремление к общению с миром природы, натуралистическому взаимодействию с ней.

       Л.Н.Ильина предлагает для преодоления прагматизма восприятия природы учащимися активнее использовать в образовательном процессе произведения литературы и искусства, систематически привлекать школьников к конкретым природоохранным акциям, проводить экологические праздники, сотрудничать с заповедником и т. п.

       В исследовании Н.Н. Братющенко с помощью методики “Натурафил” устанолено, что у младших школьников (92 человека) показатели параметров отношения к природе ниже среднего уровня. Преобладает эмоциональный компонент отношения к природе (единственный показатель, соответствующий среднему уровню).

        Н.Н. Братющенко также изучалось отношение к природе людей пожилого возраста (95 человек в возрасте 60-70 лет). При среднем уровне показателей отношения к природе для этой категории населения характерен относительно высокий уровень природоохранной активности, обусловленный осознанием личной ответственности и стремлением повлиять на поведение своих земляков.

Таким образом, пожилые люди обладают значительным социально-экологическим потенциалом, который может быть использован в природоохранной деятельности. Для этого необходимо разработать соответствующую региональную программу.

Наконец, в работе О.В. Трегубова и Т.А. Трегубовой изучались особеннсти экологического сознания школьников (135 человек) и педагогов (23 человека), проживающих вблизи Воронежского государственного заповедника.

Отмечается “средний” уровень показателей параметров отношения к природе (“Натурафил”). В отличии от городских школьников у учащихся, проживающих вблизи заповедника, преобладает эстетическое восприятие природы. Это характерно для всех школьных возрастов (“ЭЗОП”). Однако вызывает тревогу то, что к старшему школьному возрасту отмечается увеличение доли прагматического отношения к природе и снижение познавательного. Отмечается, что вследствии недостаточной эколого-просветительской работы 40 % старшеклассников эмоционально-отрицательно относятся к деятельности заповедника (Методика «Заповедные мифы»).

Школьные педагоги в целом позитивно относятся к заповеднику, готовы участвовать в формировании экологического сознания школьников, однако не знают, что и как надо делать!

           Таким образом, проведенные исследования показывают, что структурная характеристика экологического сознания детей и молодежи Воронежа свидетельствует о ряде неблагоприятных тенденций (прагматизм восприятия природы, социально-экологическая пассивность, высокий показатель отрицательного отношения к заповеднику и т. п.). В то же время позитивный социально-экологический потенциал других категорий населения (прежде всего педагогов и пожилых людей) остается недостаточно востребованным. Следовательно, необходимость разработки и внедрения региональной системы формирования экологической культуры населения получила социально-психологическое подтверждение.

По итогам проведенных исследований предполагается подготовка и издание региональных научно-методических сборников, посвященных вопросам организации регионального социально-психологического мониторинга экологического сознания населения.

 

Комплексное социально-психологическое исследование отношения различных категорий местного населения к природоохранной деятельности заповедников изучалось нами по инициативе Эколого-просветительского центра «Заповедники». Исследование проводилось в населенных пунктах, расположенных на территории Лапландского, Костомукшского, Катунского и Сихотэ-Алинского заповедников или в непосредственной близости от их границ.

Лапландский заповедник

Мужчины

       Природа воспринимается мужским населением прежде всего как источник материальных благ. В определённой степени - как объект красоты и изучения, и в минимальной - как объект охраны.

       Показатели всех компонентов отношения к заповеднику - ниже среднего уровня. Заповедник воспринимается в целом эмоционально положительно (на среднем уровне), однако, в значительной степени выражено и эмоционально отрицательное отношение к заповеднику, которое преобладает у каждого третьего взрослого мужчины. Абсолютно положительно воспринимает заповедник только один из десяти мужчин. Соответственно, ниже среднего уровня и готовность в той или иной мере поддерживать природоохранную деятельность заповедника, принимать в ней какое-либо участие.

       Взрослое мужское население может рассматриваться работниками заповедника как самая проблемная группа, для которой должна быть создана специальная программа эколого-просветительской работы.

Женщины

       Отношение к природе у женщин имеет совершенно другую структуру, которая является вполне благоприятной с природоохранной точки зрения. Для женщин природа, прежде всего, - это источник красоты. Восприятие природы с прагматической точки зрения выражено в наименьшей степени (почти в два раза меньше чем у мужчин). При этом, у женщин, по сравнению с мужчинами, в два раза сильнее выражено восприятие природы как объекта охраны и заботы.

       Все показатели отношения женщин к заповеднику (кроме поступочного компонента) - выше среднего уровня. Более 60 % опрошенных женщин эмоционально воспринимают заповедник исключительно положительно. (Небольшое преобладание эмоционально отрицательного восприятия заповедника отмечено лишь у трёх из тридцати восьми опрошенных женщин.) Представляется особенно важным - средний уровень показателя готовности женщин оказывать содействие заповеднику, что значительно выше соответствующего показателя у мужчин. В то же время, следует заметить, что женщины гораздо менее мужчин осведомлены о деятельности заповедника.

Учителя

       У учителей абсолютно преобладает эстетическое восприятие природы. Однако, отношение к природе как к источнику материальной пользы значительно превосходит познавательное и природоохранное отношение, что является тревожным симптомом.

Все компоненты отношения учителей к заповеднику имеют высокие показатели. Особенно важно, что это касается и готовности учителей оказывать заповеднику поддержку и содействие. Эмоциональное восприятие заповедника учителями также имеет выраженный положительный характер. Учителя являются наиболее благополучной социальной группой с природоохранной точки зрения. В то же время, учителя демонстрируют довольно низкую информированность о деятельности заповедника (ниже среднего уровня).

Школьники

       Отношение к природе подростков 12-16 лет представляется с природоохранной точки зрения более благополучным, чем отношение взрослого населения (рис. 10 а и 11 а). Характерно, что именно у школьников, и только у них, преобладает отношение к природе как к объекту охраны. Природа также воспринимается подростками в значительной степени эстетически и, в меньшей степени - познавательно и прагматически (как источник материальной пользы). По сравнению со школьниками соответствующего возраста из других городов, не имеющими никакой связи с эколого-просветительской деятельностью заповедника, у подростков Мончегорска в меньшей степени проявляется восприятие природы как источника материальной пользы, а природоохранное отношение выражено сильнее.

       Однако, у подростков с возрастом намечается тревожная тенденция роста доли прагматических установок по отношению к природе (с 19 % в 12-13 лет до 22 % в 14-17 лет) на фоне снижения доли её эстетического восприятия (с 30 % до 24 %).

       Каждый четвёртый (26 %) из опрошенных подростков (как мальчиков так и девочек) имеет очень высокие показатели всех компонентов отношения к заповеднику (кроме информированности о заповеднике). При этом, четко выраженного отрицательного отношения к заповеднику (как это имело место у взрослых мужчин) среди школьников не отмечено.

Возрастные изменения отношения школьников к заповеднику имеют положительную динамику по всем показателям, кроме практического (рис. 12). Наиболее заметен рост информированности школьников о деятельности заповедника (практически в два раза), который, тем не менее, не обеспечивает даже среднего уровня и, следовательно, в итоге этот показатель не может считаться удовлетворительным.

Костомукшский заповедник

Взрослое население

       Для всех категорий взрослого населения характерно в большей степени эстетическое отношение к природе - как к объекту красоты. При этом, молодые люди (18-35 лет) относятся к природе существенно менее прагматично (как к источнику материальной пользы), чем лица старших возрастов. Природоохранный тип отношения слабо представлен во всех категориях взрослого населения.

       В целом отношение взрослого населения к Костомукшскому заповеднику следует считать экологически благоприятным. Отмечается высокий уровень всех компонентов отношения: люди воспринимают заповедник эмоционально положительно, хотят получать о нём информацию и, что самое главное, готовы оказывать необходимую поддержку деятельности заповедника. Население также демонстрирует средний уровень информированности о функционировании данной охраняемой территории.

       Однако, на этом безусловно благополучном фоне резко выделяются показатели отношения к заповеднику мужчин старше 35 лет, которые воспринимают заповедник более эмоционально отрицательно, нежели положительно (!), относительно плохо информированы о заповеднике и не хотят оказывать какую-либо поддержку его деятельности. Единственным позитивным показателем у этой категории населения является наличие определённого интереса к заповеднику, т.е. готовности воспринимать информацию о заповеднике.

Учителя

       Структурные характеристики отношения к природе у костомукшских учителей в целом соответствуют показателям взрослого населения. Отмечается высокий и очень высокий уровень показателей их отношения к заповеднику: эмоциональный компонент (эмоционально положительный) - 8,2 балла; познавательный - 8,3 балла; практический - 9,1 балла; поступочный - 6,9 балла. Однако, информированность учителей о деятельности заповедника не превышает среднего уровня (4,8 балла), уступая (!) информированности взрослого населения в целом (5,7 балла).

Школьники

       Наблюдаются существенные различия отношения к природе школьников 10-13 и 14-17 лет.

Если младшими (10-11 лет) и средними подростками (12-13 лет) природа воспринимается прежде всего как то, о чём необходимо заботиться, что следует охранять (соответственно 30 % и 39 %), то начиная со старшего подросткового возраста (14 лет) происходит резкое снижение доли природоохранного типа отношения (до 16 %). Именно в этом возрасте формируется структура отношения к природе, характерная для взрослых - преобладает эстетическое отношение. Отмеченная тенденция снижения роли природоохранного отношения на фоне роста эстетического восприятия природы у костомукшских школьников совпадает с аналогичными данными, полученными нами в других регионах.

       К сожалению, можно констатировать, что с возрастом у костомукшских школьников снижается уровень большинства компонентов их отношения к заповеднику.

       Если в 10-13 летнем возрасте все показатели отношения к заповеднику находятся на высоком уровне (7 баллов и более), то начиная с 14 летнего возраста эти показатели не превышают среднего уровня. Исключение составляет только эмоциональный компонент отношения, показатель которого сохраняется на высоком уровне. Вместе с тем, уровень информированности более старших школьников о заповеднике в два раза превышает этот показатель у школьников более младшего возраста.

       Отмечается также важное различие по отношению к заповеднику между юношами и девушками (16-17 лет): если девушки склонны оказывать поддержку деятельности заповедника (поступочный компонент - 5,7 балла), то юноши остаются к этому более безразличными (4,2 балла), хотя их информированность о заповеднике (3,5 балла) превосходит соответствующий показатель у девушек (2,7 балла).

Катунский заповедник

Взрослое население

Природа воспринимается взрослым населением, прежде всего, как источник красоты. Это характерно и для мужчин и для женщин всех возрастных категорий. Однако, женщины относятся к природе «более экологично», чем мужчины. Если для женщин природа - это красота, которую следует охранять и о которой необходимо заботиться, то мужчинам, наряду с эстетическим и этическим (природоохранным) восприятием, в значительной степени свойственно также и прагматическое восприятие природы (как источника материальной пользы).

Анализ показывает, что отношение к природе практически не различается у представителей различных возрастных групп взрослого населения. Однако, с возрастом наблюдается тенденция более прагматического отношения к природе. Если у школьников восприятие природы с точки зрения её материального использования составляет десятую часть, у взрослых людей до 50 лет - уже пятую часть, то у пожилых людей - четвёртую часть. Наиболее выражено природоохранное отношение у школьников, наименее - у взрослых 20-50 лет, а у пожилых людей вновь отмечается повышение доли такого отношения к природе.

Отношение населения к заповеднику также представляется в целом достаточно благоприятным с природоохранной точки зрения. Показатели всех компонентов этого отношения и у мужчин и у женщин 20-50 летнего возраста значительно превышают средний уровень. Население воспринимает деятельность заповедника эмоционально положительно, проявляет интерес к заповеднику, предрасположено к духовному общению с природой, проявляет значительную степень готовности оказывать содействие в охране природы. Осведомлённость о деятельности заповедника - на среднем уровне.

Несколько ниже - на среднем уровне - показатели отношения к заповеднику пожилых людей (как мужчин, так и женщин старше 50 лет), хотя их осведомлённость о заповеднике даже несколько превышает этот показатель у более молодых возрастных групп.

Характеристики отношения к природе и к заповеднику школьных учителей в целом не отличаются от соответствующих характеристик остального взрослого населения. Восприятие природы: охрана - 21%, Красота - 48%, изучение - 19%, польза - 12%. Можно отметить преобладание эстетического восприятия природы на фоне несколько меньшей степени как прагматического, так и природоохранного отношения к природе. Отношение к заповеднику: эмоционально положительное - 6,8 баллов, эмоционально отрицательное - 2 балла, стремление получать информацию о заповеднике - 8,2 балла, стремление к общению с природой - 8,4 балла, готовность оказывать содействие в природоохранной деятельности заповедника - 6,5 балла. Интенсивность позитивного отношения к заповеднику - 74,8 балла. Осведомлённость о заповеднике и его деятельности - 6 баллов.

Школьники

       Для школьников различного возраста (11-18 лет) характерно приблизительное одинаковое отношение к природе, которое в целом соответствует отношению взрослых. При этом мальчикам более свойственно восприятие природы как объекта охраны и заботы. Это отношение, безусловно, может рассматриваться как экологически благоприятное. Подчеркнём, что отношение к природе как к объекту охраны и заботы у алтайских школьников (36-45 %) существенно превышает этот показатель у городских школьников европейской части России (18-29 %). При этом, доля прагматического отношения к природе у алтайских школьников в два раза меньше, чем у их городских сверстников и европейской части (10-13 % против 23-28 %). Эти цифры несомненно свидетельствуют о положительных результатах эколого-просветительской работы сотрудников заповедника.

       В то же время, наблюдается некоторое снижение уровня показателей положительного отношения к заповеднику к старшему школьному возрасту (с 15 лет). Если показатели всех компонентов этого отношения у школьников 11-14 лет находятся на очень высоком уровне (8-9 баллов), то к старшему школьному возрасту они несколько снижаются (до 6-7,5 баллов), при этом стабильно продолжая превышать средний уровень. Отметим, что осведомлённость о деятельности заповедника с возрастом несколько повышается, причём именно школьники оказываются категорией населения наиболее информированной о заповеднике.

Результаты данного исследования свидетельствуют о высокой эффективности эколого-просветительской работы сотрудников заповедника. Характер отношения местного населения к природе и заповеднику в целом можно квалифицировать как достаточно благоприятный с природоохранной точки зрения. При этом социологические исследования 1994 года (Л.В.Байлагасов, В.В.Байлагасова) показывали весьма тревожную картину: 22 % местных жителей вообще не знали о существовании заповедника, 48 % - отрицательно относились к его деятельности и только 19 % поддерживали создание этой охраняемой природной территории.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...