Представление о взаимосвязи природных условий и развития общества
В общественном сознании господствует представление об абсолютной независимости развития общества от природных условий, в которых оно происходит. Если возможность влияния различных экологических факторов на организм человека, люди еще как-то готовы признать (благодаря усилиям по экологическому образованию), то точка зрения, согласно которой существует влияние природной среды на развитие общества в целом, на социальные, политические, экономические и т.д. процессы, кажется им абсурдом. Более того, такая система представлений подкреплялась авторитетом науки, пронизанной духом картезианства: исследования по данной проблеме объявлялись ”биологизаторскими”, а сами исследователи упрекались в “недопонимании социально-исторической детерминированности общественного развития”. Тем не менее, для непредвзятого человека наличие такого влияния достаточно очевидно. Во-первых, природные условия в значительной степени определяли специфику исторического развития общества. Например, все первые человеческие цивилизации (Египет, Междуречье, Древняя Индия, Древний Китай) возникали вдоль крупных рек, без которых в то время было невозможно земледелие. И в дальнейшем города строились, в основном, именно на берегах рек: Рим, Киев, Моска, Санкт-Петербург, Париж, Лондон и т.д. Природные условия самым существенным образом влияли на различные исторические события. Золотые запасы земель инков сослужили им плохую службу в эпоху колонизации Америки. Новгороду удалось уцелеть во время походов Батыя не в последнюю очередь благодаря тому, что могноло-татарская конница не смогла пройти по весенней болотной топи, отделявшей новогородскую землю от среднерусских княжеств, а тонкий лед Чудского озера помог одержать русским победу на рыцарями Тевтонского ордена. Холодная зима 1812 года была весьма веским “аргументом”, способствовавшим принятию Наполеоном решения покинуть Москву. Островное положение Англии позволило ей избежать во второй мировой войне участи других европейских стран и т.д.
Во-вторых, природные условия самым существенным образом влияют на характер экономического развития общества: Арабским эмиратам, обладающим огромными нефтяными ресурсами, не требуется особых усилий, чтобы иметь один из самых высоких в мире уровней жизни: достаточно лишь заниматься экспортом нефти, а вот Япония, лишенная богатых материальных ресурсов, была вынуждена развивать наукоемкие технологии и потому существенно опережает в этом плане многие страны и т.д. В-третьих, природные условия влияют и на политическое развитие общества. В Древней Греции, территория которой представляла собой отделенные друг от друга горами, изолированные долины, образовался ряд самостоятельных замкнутых государств (Миккены, Афины, Спарта и др.) с такой специфической формой государственного устройства, как полис, являвшийся единством города и окружающей его местности. Отделенность Тайваня проливом от материка создала условия для формирования на этом острове принципиально другой политической системы, чем на территории остального Китая и т.д. В-четвертых, природные условия оказывают определенное влияние и на особенности культурного развития общества. Засушливый климат Средней Азии способствовал возникновению там особой культурной традиции — чайных церемоний. Упоминавшееся уже островное положение Англии обусловливало существовавшую долгое время изолированность жителей этой страны от культурного влияния других народов, следствием чего стал всемирно известный британский консерватизм. В языке эскимосов Гренландии, для которых снег является важнейшим фактором, определяющим их образ жизни, существует более 20 различных слов, обозначающих снег, а в языках европейских народов, не нуждающихся в дифференциации различных качественных состояний снега, существует для этого только по одному слову и т.д.
Таким образом, представление о взаимосвязи природных условий и развития общества позволяет личности понять единство людей и природы на уровне социума. В целом, формирование системы экологических представлений, базирующейся на описанных положениях, позволяет добиться понимания личностью единства человека и природы, приводящего к ее психологической включенности в мир природы.
СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ К МИРУ ПРИРОДЫ Важнейшей характеристикой экологичной личности является партнерское (субъектное) восприятие природных объектов, которое, с позиций экологической психопедагогики, в наибольшей степени складывается в процессе формирования субъективного отношения к природе. В соответствии с этим, главным педагогическим ориентиром при решении данной задачи экологического образования является необходимость добиться того, чтобы: а) природные объекты относились личностью к сфере "человеческого", равного ей в своей самоценности и, соответственно взаимодействие с ними включалось в сферу действия этических норм, правил и т.д.; б) природные объекты могли выступать для личности в роли референтных лиц, меняющих ее взгляды, оценки, отношения к себе, вещам, природе и другим людям; в) природные объекты могли выступать для личности в качестве полноправных партнеров по общению и совместной деятельности. Широта отношения к природе Формирование широты отношения обусловливает необходимость организации педагогического процесса таким образом, чтобы включить в субъективное пространство отношения личности к миру природы как можно больше природных объектов.
Формирование широты отношения не должно сводиться только к повышению экологической эрудиции, как это часто бывает на практике. Важно, чтобы у ребенка не просто было сформировано понятие о многих природных объектах, и он мог давать их описание, а чтобы эти природные объекты стали для него личностно значимыми, чтобы по отношению к ним проявлялись чувства ребенка. Если при низком показателе широты ребенок эмоционально привязан только, скажем, к своему котенку, интересуется кошками, знает, как с ними обращаться, то при высоком — его влечения, интерес и склонность распространяются на многих животных, различные растения и даже неживые природные объекты. Чем больше таких личностно значимых объектов включено в субъективное пространство отношения к природе, тем выше показатель параметра широты. Высокий параметр широты отношения к природе обусловливает также и расширение индивидуального экологического пространства личности — пространства, которое является для человека личностно значимым, за порядок в котором он чувствует себя персонально ответственным. Для кого-то это может быть только подоконник, на котором в идеальной чистоте и ухоженности растут любимые кактусы. Для другого — газон и клумба под окном. Третьего заботит состояние городского парка. Четвертый беспокоится за охрану "родной природы", но равнодушен к судьбе мира природы, скажем, в Африке или Южной Америке. И, наконец, для кого-то индивидуальным экологическим пространством является вся планета и даже космос. Понятие " индивидуальное экологическое пространство " может быть раскрыто на следующем реальном примере. Группа воспитанников детского дома, увлекавшихся содержанием животных, содержала помещение живого уголка в идеальном порядке. Однако, мусор из живого уголка порой выбрасывался школьниками прямо в школьный коридор, конечно когда этого не видели педагоги. Индивидуальное экологическое пространство этих ребят ограничивалось стенами живого уголка, а коридор был уже "чужой", "ничьей" территорией, личностно не значимой.
Таким образом, чем больше природных объектов составляют широту отношения личности к миру природы, тем больше территорий, с которыми они непосредственно связаны, и эти территории, тем самым, становятся небезразличными для личности, расширяя индивидуальное экологическое пространство. Следовательно, педагогически целесообразно формировать широту отношения школьников к миру природы как по линии "систематической" (различные царства, типы, классы и т.п. природных объектов), так и по линии "географической" (привязанность природных объектов к различным ландшафтам, территориям, регионам). Интенсивность отношения к природе Педагогический процесс должен направлять и расширять возможности проявления ребенком своего отношения к миру природы в сфере чувств; в познавательной сфере; в его практических действиях и поступках. Достижение высокого уровня сформированности интенсивности отношения к природе в сфере чувств обеспечивается, если процесс экологического образования опирается на следующие ориентиры: 1. Выявления эстетической ценности всего многообразия широты отношений природных объектов и явлений, их эстетической неповторимости и выразительности. 2. Актуализация комплекса естественных (визуальных, аудиальных, тактильных обонятельно-вкусовых, поведенческих) и социальных (эстетического и этического характера) стимулов в процессе восприятия личностью природных объектов. 3. Формирование способности личности эмоционально и деятельностно откликаться на встречу с природными объектами: чувством, оценкой, ассоциацией, творческим сопоставлением, трансформацией воспринимаемого образа в воображении, творческим действием с ними или их образами (изобразительным, литературным, музыкальным, пластическим и т.д.). Достижение высокого уровня сформированности познавательного компонента отношения к природе обеспечивается, если процесс экологического образования опирается на следующие ориентиры: 1. Актуализация активности школьников в самостоятельном поиске экологической информации. Необходимо показать из каких источников и каким путем эти сведения могут извлекаться. 2. Обучение школьников элементарным приемам и правилам самостоятельных натуралистических и экологических наблюдений. Самостоятельно "открытые" сведения о "тайнах природы" оказываются наиболее личностно значимыми, стимулируют дальнейшую познавательную активность школьников, обеспечивают развитие их интереса к миру природы.
Безусловно, педагог выступает как консультант школьника в потоке экологической информации, знакомит с научно-популярными материалами, доступными и интересными учащимся данного возраста, организует встречи с натуралистами; экологами; любителями, увлеченными аквариумистикой, разведением кактусов, фотоохотой и т.д. Достижение высокого уровня сформированности практического компонентаотношения к природе обеспечивается, если процесс экологического образования опирается на следующие ориентиры: 1. Стимулирование стремления школьников к непрагматическому практическому взаимодействию с природными существами, общению, т.е. субъект-убъектному, партнерскому взаимодействию с ними.
Именно высокий уровень сформированности практического компонента, в первую очередь, характеризует людей с высоко развитым субъективным отношением к природе. Достижение высокого уровня сформированности поступочного компонентаотношения к природе обеспечивается, если процесс экологического образования опирается на следующие ориентиры: 1. Формирование чувствительности к тем ситуациям, в которых природные объекты нуждаются в активной помощи со стороны людей. 2. Формирование готовности пойти на определенные жертвы, подврегнуться той или иной опасности ради природных объектов. Поступочный компонент отношения наиболее полно формируется в процессе природоохранной деятельности. Следует отметить, что ее экологическая целесообразность обеспечивается координацией отношения личности к миру природы и системы адекватных экологических представлений. Без подобной координации природоохранная активность школьников может оказать "медвежью услугу" природным объектам. Например, обнаружив на поляне "брошенного", "выпавшего из гнезда" птенца, школьники часто стремятся ему "помочь" — поймать и выкормить. Не только дети, но и взрослые просто не знают, что подросших, но не умеющих еще летать, птенцов (орнитологи называют их "слетками") родители продолжают выкармливать вне гнезда. Если птенцов удается поймать, они, как правило, погибают, поскольку выкормить их в искусственных условиях достаточно трудно, а если нет — они все равно подвергаются смертельной опасности: к ним привлекается внимание различных хищников, ведь единственное средство защиты таких птенцов — сидеть на земле тихо и незаметно. Степень осознанности отношения Педагогически целесообразно формировать осознанность отношения личности к миру природы на ранних этапах. Уже в младшем школьном возрасте школьникам следует задавать вопросы об их отношении к миру природы, предлагать описать, охарактеризовать его. Безусловно, такое задание поначалу будет вызывать определенные трудности (это нелегко сделать и взрослым), однако, в результате можно добиться повышения уровня осознанности их отношения к природы. Осознанность отношения к природе необходима для возможности его рефлексивного анализа, который является условием волевой коррекции личностью своего экологического поведения. Устойчивость отношения Экологическое образование должно быть ориентировано на формирование высокой устойчивости отношения школьников к природе. Это может быть достигнуто за счет непрерывности педагогического процесса. Если экологическое образование базируется только на периодических разовых акциях (День птиц, Экологический утренник, Неделя леса и сада и т.д.), то вряд ли можно добиться высокого уровня устойчивости отношения школьников к природе. Требуется хорошо продуманное планирование разносторонней экологической активности учащихся, с ориентацией не только на психологические особенности школьников данного возраста, но и с учетом "естественного календаря природы". Осенью это может быть сбор плодов и семян для зимней подкормки животных, изготовление кормушек и т.д. Зимой — подкормка зверей и птиц; знакомство с их следами, оставленными на снегу и т.д. Весной — развешивание искусственных гнездовий, посадка деревьев. Летом — знакомство с миром растений и насекомых и т.д. Уровень устойчивости отношения школьников к миру природы может контролироваться путем периодического тестирования школьников при помощи методик экологической психодиагностики. Такой эколого-психологический мониторинг позволяет также устанавливать индивидуальные особенности отношения школьников к природе, следить за динамикой уровня различных параметров этого отношения. Целесообразно проводить тестирование дважды в году — в начале и в конце учебного года. Результаты тестирования позволяют также делать выводы об эффективности педагогического процесса. Обобщенность Повышение уровня обобщенности отношения к миру природы является важнейшим педагогическим ориентиром в процессе экологического образования. Безусловно, экологичная личность должна обладать позитивным отношением не только к отдельным "симпатичным" природным объектам, но и к миру природы в целом, то есть характеризоваться высоким уровнем обобщенности своего отношения к природе. Важным условием повышения уровня обобщенности является формирование широты отношения к миру природы. Личность, обладающая высоким показателем широты в процессе стереотипизации отношения к разнородным природным объектам, все больше и больше повышает и уровень обобщенности своего отношения к миру природы. Следует отметить, что обобщенность отношения может формироваться не только на основе позитивного отношения к отдельным природным объектам, но и на основе негативного. Некоторые люди свое отрицательное отношение к комарам, мухам и тараканам путем стереотипизации переносят не только на всех насекомых, но и на "на всю эту кишащую мелюзгу", а порой даже на весь мир природы. Они избегают покидать "уютный", "безопасный" город, где чувствую себя избавленными от нежелательных контактов с "подобными тварями". Обобщенность отношения к миру природы увеличивается также на основе углубления экологических представлений школьников. Характерно, что для системы представлений дошкольников типично, например, разделенность "животных" и "природы". "Природа" в их представлениях — это деревья, озеро, "все, что за городом". Такое представление, вероятно, формируется на основе фразы "поехать на природу", не раз слышанной от родителей. А "животные" — это собака, кошка, белочка, лиса и т.д., которые как бы "сами по себе". Таким образом, отношение дошкольников к животным — это совсем "другое" отношение, нежели их отношение к "природе". Доминантность (значимость) Безусловно, даже у экологичной личности ее отношение к миру природы совершенно необязательно должно быть самым значимым, сверхдоминантным. Средний уровень доминантности отношения к миру природы является вполне педагогически приемлемым. Высокие показатели доминантности этого отношения характерны скорее для натуралистов-любителей, профессиональных биологов (работников заповедников, зоопарков), активистов зеленого движения и т.д. Следует отметить, что абсолютное превышение значимости для личности отношения к миру природы над значимостью других отношений (к людям, к себе, к труду и т.д.) может как раз свидетельствовать о социально-адаптационных проблемах данной личности. Высокая доминантность отношения к миру природы может носить компенсаторный характер, как это отмечается у воспитанников интернатов, пациентов психиатрических клиник, детей из неблагополучных семей. В то же время, низкий уровень доминантности отношения к миру природы свидетельствует о пренебрежении личности к экологическим проблемам, о несформированности экологической культуры личности. Таким образом, представляется, что наиболее педагогически желательным является средний уровень параметра доминантности отношения к миру природы. В этом случае отношение к природе органично вплетается в систему отношений личности, занимая свое достойное место, и в то же время, уступая "законные" позиции группе важнейших социальных отношений личности. Когерентность (согласованность) Когерентность по широте показывает насколько согласованны, гармоничны субъективные отношения личности к различным природным объектам. Достаточно часто встречаются ситуации, когда школьники любят животных и совершенно равнодушны к растениям или с симпатией относятся к птицам и с отвращением — к земноводным и пресмыкающимся и т.д. Очевидно, что экологичная личность должна обладать высоким уровнем когерентности по широте своего отношения к природе — для экологичной личности все природные объекты равноценны. Безусловно, у каждого могут быть свои "любимчики", главное чтобы не было "отверженных" природных объектов. В этом плане педагогическая задача заключается в выявлении таких "отверженных" природных объектов и педагогической коррекции отношения к ним, что позволяет повысить уровень когерентности отношения личности к природе. Когерентность по интенсивности показывает насколько отношение личности к миру природы в равной степени проявляется в эмоциональной, познавательной и практической сферах. На практике учебный процесс, зачастую, строится таким образом, что актуализирует проявление отношения школьников к природе, в основном, в познавательной сфере, уделяя гораздо меньше внимания эстетическому, духовному освоению мира природы и технологиям взаимодействия с отдельными природными объектами. Показательно, что экологические игры и практические занятия носят большей частью познавательный характер, просто расширяя экологическую эрудицию школьников. Формирование высокого уровня когерентности отношения к миру природы в процессе экологического образования достигается комплексной педагогической актуализацией не только познавательной активности школьников, но и аффективных проявлений их отношения к природе, а также практического взаимодействия с природными объектами. Принципиальность Часто во время различных социологических опросов школьники демонстрируют "понимание важности экологических проблем", "готовность участвовать в природоохранной деятельности" и т.д. Однако, на практике те же учащиеся оказываются и равнодушными к этим самым экологическим проблемам, и уклоняются от участия в природоохранных мероприятиях, более того, могут своим поведением наносить вред миру природы. В подобных случаях проявляется низкий уровень параметра принципиальности их отношения к природе. Давая при опросах социально желательные ответы, школьники могут быть совершенно искренними, и действительно верить в правдивость своих высказываний, но когда снимается "давление" экспериментальной ситуации, сразу же проявляется низкая принципиальность их отношения к природе. Формирование высокого уровня принципиальности отношения к природе в процессе экологического образования осуществляется путем создания таких педагогических ситуаций, в которых школьники учатся отстаивать свои экологические убеждения. Принципиальность отношения к природе проявляется и когда малыш заступается за котенка, которого мучают старшие ребята, и когда группа школьников отправляется к администрации завода с требованием наладить очистку ядовитых стоков. Сознательность Традиционно в отечественной педагогической литературе именно сознательности отношения личности к природе придается особое значение. Под "сознательным" или "ответственным отношением к природе" подразумевается отношение к природе как к объекту и предмету труда, к деятельности по ее охране, которая соответствует правовым нормам общества, принципам и нормам морали. Сознательность отношения к миру природы в значительной степени формируется под влиянием системы экологических представлений личности. Если школьники понимают глобальное значение экологических проблем; убеждены, что решение этих проблем зависит и от их личного вклада, то они уже сознательно корректируют собственное отношение к миру природы в соответствии со своими представлениями об экологической целесообразности.
СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ И ТЕХНОЛОГИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МИРОМ ПРИРОДЫ Важнейшей характеристикой экологичной личности является стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы, которое, с позиций экологической психопедагогики, в наибольшей степени формируется через освоение соответствующих стратегий и технологий в процессе практической деятельности с конкретными природными объектами. В соответствии с этим, главным ориентиром при решении данной задачи экологического образования является принятие личностью стратегий и освоение технологий непрагматического взаимодействия с миром природы. В основе выбора личностью тех или иных стратегий взаимодействия с природными объектами лежат существующие у нее экологические представления и субъективное отношение к данным природным объектам. Но те или иные стратегии могут считаться сформированными только в том случае, когда они обеспечены владением соответствующими технологиями. Технологии эстетического освоения природных объектов Экспериментальные исследования показывают, что существует рассогласование между потребностью людей в эстетическом освоении мира природы, наслаждении ее красотой и предпочтением тех или иных видов деятельности, направленной на природу. Люди занимаются сбором ягод, грибов, рыбалкой и т.д., а природой любуются "между делом". Проводить время среди природы, не мотивируя это хоть какой-либо ощутимой и понятной пользой (например, "дышать свежим воздухом для здоровья" и т.д.), до сих пор считается как-то не совсем "достойным" серьезного человека: просто так бродить по лесу или наслаждаться кваканьем лягушек на болоте могут лишь одни чудаки. Показателен случай, произошедший с группой наших соотечественников в Японии. Согласно программе местной туристической фирмы, их отвезли на автобусе в горы и высадили на специально оборудованной смотровой площадке. Предполагалось, что они будут наслаждаться "любованием" прекрасного пейзажа. Автобус вернулся через... два часа. Все это время наши туристы изнывали от тоски, сожалея о "потраченном впустую" времени, проклиная сотрудников фирмы с их глупыми "затеями". В европейской культурной традиции не распространены соответствующие технологии эстетического поведения в природе, хотя на уровне стратегий наслаждение красотой природы признается вполне "достойным и благородным" занятием. В то же время, система подготовки суровых японских самураев, наряду с боевыми искусствами, предусматривала также и обучение стихосложению (в основном, на тему восприятия мира природы), и составлению растительных композиций (икебана). Таким образом, в процессе экологического образования необходимо особое внимание уделять овладению личностью технологий, необходимых для эстетического освоения мира природы. Одной их быстро завоевывающих в нашей стране широкую популярность технологий эстетического освоения мира природы является икебана. Это слово переводится с японского как "пробудить растение к новой жизни" или "искусство ставить ветки и цветы в сосуды". Икебана — символ творческого сотрудничества природы и человека. Эта технология позволяет почувствовать состояние гармонии с миром природы. При составлении композиции должна быть "понята душа растения", постигнуты его красота, характер и нюансы витальных проявлений. Осваивая технологию икебаны, школьники учатся выражать свои мысли и чувства через растения, являющиеся смысловыми знаками. Безусловно, эстетическому освоению мира природы способствует изобразительное творчество. Среди тысяч людей, отправляющихся в лес с корзинками для грибов, в лучшем случае можно встретить одного-двух, идущих туда с мольбертами. В процессе рисования пейзажа, отдельного животного или растения органично постигаются цвета и их сочетания, формы, пропорции, размеры, симметрия и т.п. Изображение природных объектов актуализирует ассоциации, размышления о гармонии, совершенстве мира природы, о его хрупкости и уязвимости. Художественная фотография также способствует эстетическому освоению мира природы. По сравнению с рисованием, фотографирование — более динамичная технология, позволяющая оперативно запечатлевать интересные моменты жизни природы. Целям экологического образования может служить и литературное творчество на тему мира природы. Стихи и сочинения (рассказы) могут посвящаться и отдельным ландшафтам, и временам года, и конкретным растениям или животным. Литературное творчество целесообразно и уместно не только во внеклассной обстановке, но и на различных уроках. Углублять свое эстетическое освоение природы можно также с помощью музыки, пластики, различных видов декоративно-прикладного искусства (орнамент, вышивка, аппликация, керамика и т.д.). В целом, арсенал технологий эстетического освоения мира природы достаточно широк и может быть эффективно использован в процессе экологического образования. Технологии получения научной информации о мире природы Технологии научного познания мира природы традиционно наиболее широко представлены в экологическом образовании и просветительской работе. Методики их освоения, как правило, отработаны и педагоги их активно используют. Одним из наиболее популярных видов деятельности является коллекционирование. Это естественное, интересное для учащихся и вместе с тем познавательное занятие может эффективно использоваться в процессе экологического просвещения. Крайне важно, чтобы при этом не наносился ущерб самим природным объектам. Можно коллекционировать элементы природных объектов (например, перья птиц, листья растений, оставленные гнезда) или следы деятельности животных (например, погрызенные шишки и ветки, помет), образцы минералов, интересные коряги и т.д. Познавательными являются также коллекции марок, значков, денежных знаков, гербов, эмблем с изображением природных объектов, а также их фотографий и записей голосов на пластинках или аудиокассетах. Крайне важно, чтобы все коллекции были тщательно систематизированы, оформлены, снабжены этикетками и пояснительными надписями. Необходимо обучать технологиям наблюдения за природными объектами: планировать наблюдение, грамотно и точно фиксировать факты, производить элементарную статистическую обработку наблюдений, представлять материалы в табличном виде, наконец, делать обобщения и выводы. Большую педагогическую ценность имеет правильное и систематическое ведение дневника наблюдений, в котором целесообразно размещать также зарисовки и фотографии. Все сказанное относится и к постановке натуралистических экспериментов. Как бы это ни показалось странным, но полный отказ от экспериментов, связанных с деструктивным воздействием на мир природы, больше способствует реализации целей экологического образования, чем углубление каких-либо биологических понятий, достигаемое в процессе подобнымх экспериментов. Таким образом, овладение технологиями исследовательской деятельности является крайне необходимым для решения задач экологического образования. Кроме этого, безусловно, необходимо освоить и технологии работы с учебной, научной и научно-популярной литературой: конспектирование, реферирование, рецензирование, работа с библиотечными каталогами и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|