Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приоритетные механизмы формирования экологической культуры

 

       Приоритетные инструменты и институты формирования экологической культуры. Современные тенденции развития экологического образования. Эколого-просветительская деятельность. Экологическая пропаганда. Художественные средства формирования экологической культуры.

Специфика работы с приоритетными целевыми группами населения: взрослое население, школьники и студенты, политики и управленцы, состоятельные люди, педагоги, ученые, деятели культуры и искусства, местное население охраняемых природных территорий и т.д.

Приоритетные проблемы: подготовка квалифицированных специалистов; эколого-образовательное обеспечение социально-экономических проектов; включение вопросов устойчивого развития и здоровья среды в содержание государственных образовательных стандартов; популяризация идей охраны природы силами общественных организаций; просветительская деятельность природоохранных структур, средств массовой информации, учреждений культуры; усиление роли гуманитарных аспектов экологического образования и просвещения.

Критерии и методы оценки эффективности деятельности по формированию экологической культуры населения.

       Региональный опыт эколого-образовательной и эколого-просветительской деятельности. Анализ регионального эколого-образовательного и эколого-просветительского потенциала и перспектив его развития.

 

 

Тема 4

Обеспечение поддержки деятельности по формированию экологической культуры со стороны российских и международных организаций

       Возможности методической и финансовой поддержки эколого-образовательной и эколого-просветительской деятельности. Поиск и анализ информации о потенциальных партнерах.

       Российские организации, которые могут оказывать методическую помощь.

       Федеральные и региональные целевые и научно-технические программы. Экологические фонды. Взаимодействие с органами власти субъектов федерации и местного самоуправления. Понятие «фандрейзинг».

Международные благотворительные гранты и грантодатели. Типы фондов и их особенности. Выбор фонда и написание заявки на получение гранта. Международные правительственные организации. Международные неправительственные организации. Глобальные и региональные системы, сети и базы данных. Международные конвенции. Деятельность международных природоохранных организаций в России.

Опыт и перспективы региона в организации сотрудничества с другими российскими регионами, а также федеральными, международными и зарубежными структурами.

 

Литература к разделу II

Гордина Ф.Я., Добрынина Н.Г., Орлов В.А. Охрана природы: Международные организации, конвенции и программы. М.: Московский офис МСОП, 1995.

Концепция работы государственных природных заповедников и национальных парков Российской Федерации по экологическому просвещению населения. М.: Всемирный фонд дикой природы, ЭкоЦентр “Заповедники”, 1998.

Концепция экологического образования для стран СНГ // «Зеленый мир» № 5 (299), 1999.

Официальные материалы 2-го Всероссийского съезда по охране природы // Федеральный вестник экологического права «ЭКОС информ». № 8-9. 1999.

Приоритеты национальной экологической политики России / Под. ред. В.М. Захарова. М., Наука. 1999.

Федоров А.В., Усачева И.И. Российское природоохранное движение – 1999 (экологические международные, общероссийские и межрегиональные объединения, зарегистрированные в Минюсте России, крупнейшие региональные объединения). М.: РЭФИА. 1999.

       Экологическая культура и образование: опыт России и Югославии / Под. ред. С.Н. Глазачева, В.И. Данилова-Данильяна, Данило Ж. Марковича.. М., 1998. (ЭКОС: Россия + Европа).

Раздел III

ИСТОРИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ

ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Тема 5

Культурно-историческая обусловленность

Современного общественного экологического сознания

Проблема культурно-исторической периодизации экологического сознания. Системный анализ экологического сознания по шкалам: «включенность – противопоставленность», «объектное восприятие природы – субъектное восприятие природы», «прагматический характер взаимодействия с природой – непрагматический характер взаимодействия с природой».

Мир природы в архаическом сознании. Взгляд на отношение человека к природе в христианском учении. Природа в материалистической картине мира. Сущность антропоцентрического экологического сознания. «Парадигма человеческой исключительности». Различия отношения к природе в традиционных «западной» и «восточной» культурах.

       Социологические исследования экологического сознания жителей России.

       Исторические особенности формирования экологической культуры жителей региона. Традиции природопользования местного населения.

 

Тема 6

Становление новой экологической культуры

На фоне экологического кризиса

 

Истоки и сущность экоцентрического экологического сознания. Русский космизм. Учение о ноосфере. Американский инвайронментализм: «консервационисты» и «экологисты». Российский экологический аскетизм. Биоцентризм. Универсальная этика. Экологическая этика. «Новая инвайронментальная парадигма».

Особенности отношения к природе людей, пострадавших от техногенных экологических катастроф (район Чернобыльской АЭС).

Культурно-исторические тенденции развития общественного экологического сознания.

Литература к разделу III

 

       Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс. 1996 (Глава VIII. Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза. Стр. 190-212).

Кавтарадзе Д.Н., Овсянников А.А. Природа и люди России: основания к пониманию проблемы. М., 1999.

Мартынов А.С. Природа и люди России: экология, религия, политика и действие. М., 1999.

Яницкий О.Н. Экологическая социология // Социология в России / Под ред. В.А.Ядова. М., 1996. С. 541 — 570.

Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М:, Смысл. 2000.

Ясвин В.А. История и психология формирования экологической культуры: Удобно ли сидится на вершине пирамиды? М:, Наука. 2000.

 

 

Раздел IV

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...