Жизнеописание вельможи Уны
Информация для учителя Учитывая возраст школьников и соблюдая традиции преемственности среднего звена и начальной школы, целесообразно завершить изучение данного раздела игрой - путешествием в далекое прошлое наших предков. Игру можно организовать в виде путешествия по станциям. А также возможен и другой вариант проведения урока - выполнение учащимися специального теста*. Учитель может выбрать наиболее приемлемый для своих учеников вариант. Оборудование: карта мира, схема путешествия на доске. Xод урока I. Организационный момент II. Объявление темы и задачи урока Итак, несколько уроков подряд мы с вами изучали жизнь древних людей: их внешность, занятия, отношения между собой. Этот период времени ученые назвали первобытностью. А чем этот период времени отличается, например, от современности? Вот это мы с вами и выясним сегодня, повторяя изученный материал. - Каковы черты первобытности или первобытного общества? (Работая на уроке, учащиеся должны сформулировать своими словами отличительные черты первобытного общества.) III. Путешествие по станциям I. На первой станции выбираются два ученика, которые готовят развернутые ответы по карточкам. Им дается время на подготовку. На доске схема путешествия по станциям.
2. Пока готовятся двое учеников, класс «переместился» на станцию «Картово», где проверяется знание карты.
- Покажите материк, на котором найдены кости и орудия труда древнейших людей. (Африка.) - Покажите предполагаемую область прародины человечества. (Восточная Африка.) - Покажите древнейший район земледелия. (Западная Азия.) 3. На станции «Задачкино» решаются творческие задачи. Задача 1. Одно из первобытных племен не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие «кремень», «копье», «корзина», «лодка», «весло», «огонь», «шалаш». Можно ли на этом основании сделать выводы о быте и умениях племени? Докажите свою мысль. (Можно. Сами слова рассказывают о занятиях древних людей.) Задача 2. Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота? (Сумев соединить топор с рукояткой, человек попробовал соединить и бревна... Так появился плот.) Задача 3. Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди. (Следы очага, орудий труда, рисунки на стенах пещеры.) Задача 4. До недавнего времени коренные жители Австралии были отсталыми в хозяйственном и культурном отношении людьми. Они не умели читать, писать, не знали металлов. Вместе с тем австралийцы прекрасно разбирались в природе: они различали более двухсот видов пригодных в пищу диких растений, около ста видов съедобных улиток и более двадцати видов съедобных рыб. Чем объяснить, что большинство современных горожан и даже сельских жителей гораздо хуже австралийцев разбираются в окружающей природе. (На протяжении 2 млн лет собирательство и охота были главными занятиями людей.)
4. Развернутые ответы учащихся по карточкам № 7 и 8. 5. На этой станции дети разгадывают кроссворд.
По горизонтали: 1. Первое домашнее животное. 2. Толстый слой пьда. 4. Коллектив родственников, живших и трудившихся сообща. 6. 11одарок людей идолу. 7. Древнее орудие для рыхления почвы. Н. Древнее животное, переносящее холодный климат. 9. Гибкий прут, стянутый тетивой. 10. Первый металл, открытый человеком. 11. Связанные вместе бревна (для передвижения на воде). 12. Знатным человек, возглавлявший войско. 13. Несколько родов. По вертикали: 1. Занятие древних людей г 3. Наука, изучающая /ки'-шь по вещественным источникам. 5. Участок земли в соседской общине. Ответы: 1. Собака. 2. Ледник. 3. Археология. 4. Род. 5. Начел. 6. Жертва. 7. Борона. 8. Мамонт. 9. Лук. 10. Медь. 11. Плот. 12. Вождь. 13. Племя. J О В Драсланова, К. А. Соловьев, 5 кл. 6. На станции «Терминово» проверяется знание терминов. - Что обозначают слова и выражения: история, исторический источник^ Всеобщая история, орудия труда, религия, искусство, родовая община, соседская община, племя, вождь, идол, неравенство. 7. На станции «Отгадайкино» учитель возвращается к задаче урока. - Каковы черты первобытности? (Первобытность - это такой порядок жизни людей, при котором: а) люди жили небольшими коллективами и все были равны; б) имели общее имущество; в) совместно трудились.) Вывод записывается в тетрадь. IV. Подведение итогов урока Выставление оценок. Домашнее задание: самостоятельно прочитать текст параграфа «Счет лет в истории». Урок 8. Счет лет в истории Цели: сформировать у учащихся представления о хронологических датах как части исторических знаний; продолжить формирование умений счета лет в истории. Оборудование: лента времени на доске, карточки с названием изученных событий. Информация для учителя Вопрос об измерении времени годами, веками, тысячелетиями уже знаком учащимся 5-го класса из ранее изученного материала (пропедевтического курса истории и математики 3-го класса). Кроме того, учащиеся дома уже прочитали текст изучаемого на этом уроке параграфа. Поэтому целесообразно опираться на имеющиеся у них знания по теме.
Ход урока I. Организационный момент II. Изучение новой темы Задача для учащихся: научиться вести счет лет в истории. План 1) Годы, века, тысячелетия. 2) Как считали время в древности? 3) Современное летоисчисление. На доске: тема урока, изображена лента времени.
1. Беседа по вопросам. - Сколько дней в году? - Век - это сколько лет? - Тысячелетие - это сколько веков? - В каком веке мы живем? - Какой год был последним в XX в.? - К какому веку относятся: 1147 г.-... в. 1917г.-... в. 356 г.-... в. 998 г.-... в. 1941 г.-... в. 1242 г.-... в.
- Какой век будет следующим? - В каком году начался XXI век? 2. Работа в тетрадях. Задание: в хронологической последовательности разместите на ленте времени даты, которые мы уже изучили: а) появление человека на Земле - 2 млн лет тому назад; б) появление «человека разумного» - 40 тыс. лет назад; в) появление скотоводства и земледелия - 10 тыс. лет назад; г) обработка меди - 9 тыс. лет назад; д) появление ледника - 100 тыс. лет назад. 3. Сообщение по теме «Как считали время в древности». Счет лет, которым пользуются современные люди, связан с верой в Иисуса Христа. Первым Ъ нашем летоисчислении считается год рождения Христа. Но так было не всегда. Древние египтяне, например, начинали отсчет лет заново каждый раз с правления нового фараона (гак назывались цари Египта). Древние римляне вели отсчет времени от основания Рима (753 г. до. н. э.). В жизни древних греков очень важное место занимали Олимпийские игры, поэтому они вели свое летоисчисление по олимпиадам. Допетровская Русь считала годы «от сотворения мира». Можно представить, как трудно было установить, когда происходило то или иное событие. Например, чтобы перевести счет по олимпиадам на современный, надо умножить число прошедших олимпиад на 4, прибавить уменьшенное на единицу число лет текущей олимпиады и полученную сумму вычесть из 776, если событие произошло осенью или зимой, и из 775, если весной или летом. Трудно даже прочитать это, не говоря уже о самих расчетах.
Вот и предложила христианская церковь создать единую систему отсчета лет: «Пусть год рождения Христа будет первым, следующий - нторым и т. д.». Постепенно такой счет лет приняли в большинстве с гран мира (в России он принят с 1700 г.). Время от рождения Христа до наших дней мы называем нашей эрой, а если какое-то событие произо- • 11 но раньше рождения Христа - мы говорим «до нашей эры». Древний! рек говорил: «Это было в первом году 75-й олимпиады». Римлянин мог ему возразить: «Нет, это было в 273 г. от основания Рима». А мы с вами сказали бы им обоим: «Не спорьте, вы оба правы. И было это событие, о котором вы говорите, в 480 году до нашей эры». Так была создана общая система летоисчисления, удобная для всех. Громов А.В., Чудакова Н.В. Я познаю мир. История. М., 1996. С. 31-32. 6. Рассказ учителя. Вы уже поняли, что счет лет велся в разных странах по-разному. Естественно, это было неудобно. Один из верующих предложил вести счет лет от рождения Иисуса, т. к. христианская религия стала распространяться по многим странам мира. Время, исчисляемое от Рождества Христова, называется нашей эрой (сокращенно н. э.). Продолжается она более 2000 лет. III. Закрепление изученного материала (задания на выбор учителя) 1. Рабочая тетрадь (вып. 1), задания № 17, 18, 19 (с. 17). 2. Сосчитайте: - Сколько прошло лет с первого года нашей эры до сегодняшнего дня? Сколько это составляет полных веков? Какой сейчас идет век? (2003 года, 20 веков, XXI век.) - Когда было первое упоминание о Москве (в каком году, веке, тысячелетии)? (В 1147 году, XII веке, во II тысячелетии.) - Какой год был раньше и на сколько раньше - 65 г. до н. э. или 40 г. н. э. Объясните, как вы сосчитали. (65 г. до н. э. был раньше на 105 лет.) - В 1985 году были найдены останки двух захоронений, которые пролежали в земле 784 года - первое и 920 лет - второе. Какое из них было сделано раньше и на сколько раньше? (Второе захоронение было сделано раньше на 136 лет.) IV. Подведение итогов урока Домашнее задание: рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 19; индивидуально подготовить сообщение о природных условиях Египта. РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК Урок 9. Государство на берегах Нила Цели: изучить местоположение и природные условия Древнего Египта; подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнегреческой цивилизации; обеспечить усвоение учащимися понятия «цивилизация»; продолжить формирование умений работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками. Оборудование: политическая карта мира (современная) и карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия». Информация для учителя
Приступая к изучению истории древних цивилизаций, для более полного раскрытия материала, целесообразно использовать фрагменты исторических источников. Для работы с ними до учащихся нужно довести конкретные рекомендации. 1. Сформулируйте общее представление о произведении (ознакомьтесь с заголовком, оглавлением, если оно имеется, просмотрите текст). 2. Обратите внимание на дату написания, реконструируйте, опираясь на уже имеющиеся сведения и привлекая дополнительные, историческую ситуацию. 3. Определите причины, побудившие автора написать работу. 4. Внимательно прочитайте текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное. Снимите неясности, используя словари, справочную литературу. 5. Разделите текст на законченные в смысловом отношении ча- . сти. Анализируя каждую, попытайтесь выделить основные положения, идеи автора, а также его аргументацию. Обратите внимание на многообразие связей и отношений, в которые включается рассматриваемый автором вопрос. Раскройте связи теоретических положений и конкретных фактов, определяя ту их совокупность, которая послужила основой для сделанного вывода. 6. Еще раз просмотрите весь текст. Установите логические связи между выделенными частями; составьте структурный план. На его основе подготовьте тезисы или конспект, оформите соответствующие записи в тетрадях. Естественно, для пятиклассника формулировка этих рекомендаций будет сложна. Поэтому учителю необходимо ее упростить при работе с детьми. Ход урока I. Организационный момент И. Изучение новой темы План 1) От первобытности к цивилизации. 2) Страна Египет. 3) Разливы Нила. 4) Объединение Египта. На доске: тема урока, новые слова: папирус, дельта, оазис, фараон. 1. Рассказ учителя. Государства, существовавшие в IV тыс. до н. э. - первой половине I тыс. н. э. на территории Северо-Восточной Африки, Передней, Южной и Восточной Азии, в исторической литературе принято называть древневосточными. Это название условное, оно восходит к периоду древнеримского владычества, когда многие из этих стран были завоеваны Римом, по отношению к которому, они находились на Востоке. А знакомиться с цивилизациями Древнего Востока мы начнем с истории Древнего Египта. - Изучить местоположение и природные условия Древнего Египта. 2. Самостоятельная работа. Задание: прочитать текст на с. 32 Вигасина или с. 44 Михайловского. 3. Беседа по прочитанному материалу. - Что называется цивилизацией? Цивилизация - объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления. 4. Работа с историческим источником (желателен раздаточный материал - это возможно, если вырезать работу и размножить ее на копировальной технике). Диодор Сицилийский. Историческая библиотека Диодор (жил в I в. до н. э.) - греческий историк, родился в городе Агирии на острове Сицилия (поэтому его называют Сицилийским). В течении тридцати лет работал над сочинением «Историческая библиотека» в сорока книгах (до нас дошло 14). В первых книгах описана история Египта, Вавилона, Ассирии. 30. Египет простирается в основном (с севера) на юг и, кажется, не в малой степени превосходит природной укрепленностью и красотой страны. С запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние... Из частей же страны, обращенных к востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами. 31....Четвертая сторона вся омывается Египетским (Средиземным) морем, почти не имеющим пристани <...> Итак, Египет укреплен со всех сторон самой природой... Очертания его продолговатые; он имеет прибрежную полосу в две тысячи стадий (стадий - 184,97 м), а в глубь материка простирается почти на шесть тысяч стадий. 32....Вступив в Египет, Нил имеет ширину или менее стадий и течет не по прямому направлению, а образуя всяческие извивы... ибо с каждой стороны реки находятся горы, тянущиеся вдоль берега на большое расстояние... Нил, разделяясь в нижней части Египта на много частей, образует называемую так по очертанию Дельту. Стороны ее образуют крайние из рукавов реки, основанием же служит море, принимающее течение реки. Нил вливается в море семью устьями... 34. Дельта очертаниями похожа на Сицилию <...> Этот остров разделяется многими каналами, сделанными людьми, и является самой прекрасной местностью в Египте. Ибо, состоя из речных отложений и будучи орошаем, он производит многие и разнообразные плоды, так как, ежегодно разливаясь, река наносит свежий ил... Нил течет тихо и увлекает с собой много различной земли, поэтому по низким местам много различной земли, поэтому по низким местам образуются тонкие места и плодородные болота... Скот же во время разлива прокармливается в селениях и деревнях заранее приготовленным для него кормом. Для предотвращения бед в Мемфисе учреждено царями наблюдение за Нилом; 36. Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным. Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, а в последующее время лета еще более мелеют, только он один тогда начинает подниматься, день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет. И так как страна имеет равнинный характер и города, и деревни лежат на искусственных насыпях, то этот вид напоминает Кикладские острова. Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 31-33. 5. Беседа по содержанию документа и параллельно работа по карте (с. 31 «Древний Восток» Вигасина или с. 79 Михайловского). - Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский? (Египет.) - Где находится Египет? (В северо-восточной части Африки.) - Чем защищен Египет с запада? (Ливийской пустыней.) - Чем защищена восточная часть страны? (Рекой и пустыней с болотистыми местами, или «безднами».) - Каким морем омывается северная часть страны? (Средиземным.) - Какой рельеф имеет страна (см. карту и документ)? (Песчаные каменистые пустыни, горы и возвышенности.) - О какой реке идет речь в документе? (О реке Нил.) - Где берет свое начало река Нил? (В Центральной Африке.) - Куда впадает Нил? (В Средиземное море.) - Что такое дельта реки? (Место, где река делится на рукава.) - Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние? (Начинается разлив Нила.) - Какие занятия существовали у жителей Египта (см. п. 34 документа)? (Египтянемогли строить каналы, занимались орошением, а значит, занимались земледелием, скотоводством.) - Кто управлял Египтом? (Цари, а это значит, что у древних египтян существовали государства.) 6. Рассказ учителя и работа с иллюстрациями учебника на с. 34-35. Действительно, на территории Египта возникло около сорока государств. Они постоянно воевали между собой, пока не образовалось два больших царства: Северный Египет и Южный Египет. Но между царями этих двух государств тоже шла ожесточенная война. О чем сохранились специальные свидетельства. Посмотрите на египетский рельеф на с. 35 Вигасина А.А. Примерно за 3 тыс. лет до н. э. царь Южного Египта победил окончательно царя Северного Египта, объединив всю страну. Он стал носить двойную корону. Его стали называть фараоном, а столицей стал город Мемфис. III. Закрепление изученного материала - Почему древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила»? Подумайте, прав ли был Геродот? (Река Нил оставляла после разлива плодородный ил, поэтому главное занятие египтян - земледелие, а это основа будущей цивилизации.) IV. Подведение итогов урока 1. Подчеркнуть мысль о том, как много можно получить информации, работая с историческими источниками, картой. 2. Поставить оценки наиболее активным детям. 3. Сделать вывод о том, что благоприятная географическая среда ускоряла процесс распада родовых отношений и образование неравенства среди людей, а впоследствии государства. Домашнее задание: внимательно прочитать § 6 Вигасина или § 7 Михайловского; подготовить ответ на вопрос: «Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия и чем?» Дополнительный материал Заупокойная плита фараона Нармера (конец IV тыс. до н. э.) хранится в Каире. В учебнике дается краткое объяснение изображений на лицевой и оборотной сторонах памятника. Учитель должен быть готов к дополнительным вопросам. На лицевой стороне, кроме царя в короне Верхнего Египта, побеждающего своего противника, изображен в виде сокола бог Гор - божественный покровитель царя. Он держит веревку, опутывающую символическое изображение Нижнего Египта (в виде полоски земли с пучком папируса и человеческой головой). Позади царя - придворный сандаленосец. Внизу изображены убегающие или поверженные враги. На оборотной стороне тот же царь в двойной короне обозревает десять обезглавленных трупов. Перед ним идут писец и четыре воина, несущие штандарты с изображениями богов. Внизу царь в образе могучего быка разбивает стены вражеской крепости, из которой спасается бегством воин. Урок 10. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте Цели: ознакомить учащихся с жизнью земледельцев и ремесленников; продолжить формирование умений использовать исторические документы как источник знаний, формулировать несложные выводы, правильно показывать на карте исторические объекты, давать устный отзыв на ответы других учащихся. Оборудование: политическая карта мира (современная) и карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия», картина «Гончарная мастерская». Информация для учителя В ходе изучения истории Древнего мира учащиеся должны научиться давать устный отзыв на ответы своих одноклассников. Для более эффективной работы над этим требованием программы учитель может предложить учащимся специальную памятку. Целесообразно положить ее на каждый стол, за которым сидят ученики. Устный ответ слушают все, а подробно анализирует кто-то один. Остальные учащиеся дополняют или высказывают свою точку зрения. План-памятка для оценки устного ответа на уроках истории в 5-м классе 1. Внимательно выслушай ответ своего одноклассника. 2. Обрати внимание, по существу ли поставленного вопроса отвечал твой одноклассник. 3. Правильно ли воспроизведены в ответе факты, даты, названия событий, географических объектов, имена, фамилии. 4. Дополни или исправь ответ одноклассника, если в этом есть необходимость. 5. Есть ли вывод в конце выступления. 6. Попробуй оценить ответ. Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая. Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки и неточности. Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки. Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Государство на берегах Нила» 1. Подготовка устного ответа у доски по карточке № 9.
Примерный ответ учащегося Египет находится на северо-востоке Африки. В стране теплый климат, дожди выпадают редко, большую часть года стоит сильная жара. На тысячи километров простираются песчаные и каменистые пустыни. С юга на север страну пересекает река Нил. В начале лета от таяния снегов и сильных дождей Нил разливался. В ноябре вода спадала, оставляя черный плодородный ил. Такая земля давала хорошие урожаи, поэтому земледелие было главным занятием египтян. Кроме земледелия развивалось ткачество, гончарное производство, ювелирное дело. Таким образом, труд людей преображал долину Нила. Из места, почти непригодного для жизни человека, Египет уже в IV тыс. до н. э. превращался в густонаселенную страну. 2. Индивидуальная работа (письменно) по карточкам (5 человек). Задание: внимательно прочитай отрывок исторического документа «Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу». Ответь на вопрос: «Почему египтяне писали подобные хвалебные песни Нилу?» Слава тебе, Нил, приходящий, чтобы оживить Египет! Орошающий землю, владыка рыб и птиц, творец зерна и травы для скота. Если он медлит, жизнь замирает и люди гибнут. Когда же он приходит, земля ликует и все живое в радости. Еда появляется после его разлива. Все живут благодаря ему и богатства обретают по его воле. 3. Работа с классом. а) Заполните контурную карту «Древний Египет». Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 23 (с. 20). б) Фронтальная беседа по вопросам: - Как назывался правитель Древнего Египта? (Фараон.) - Как называется растение, из которого египтяне изготовляли материал для письма? (Папирус.) - Какой город был столицей Египта? (Мемфис). - Когда в Египте образовалось единое государство? (3 тыс. лет до н. э.) 4. Заслушивание устного ответа по карточке № 9. Отзыв учащихся по плану-памятке (см. выше). III. Переход к новой теме Итак, мы выяснили, что после разлива Нил оставляет на полях влагу и плодородный ил, почву можно было обрабатывать простой деревянной мотыгой. Поэтому в Древнем Египте развивается земледелие. Кроме этого появляются разные ремесла. - Как жили земледельцы и ремесленники Древнего Египта? IV. Изучение новой темы План 1) Жители Египта. 2) Жизнь и труд простых земледельцев, ремесленников. 3) Сбор налогов. На доске: тема урока, новые слова. 1. Самостоятельная работа с текстом учебника. - Прочитайте п. 1 §7нас. 35 Вигасина или пп. 1,2§ 12нас. 70—71 Михайловского. - Ответьте на вопрос: «На какие группы делилось население Древнего Египта?» (Фараоны, вельможи, писцы, земледельцы, ремесленники.) Информация для учителя Прежде чем начать работу по документу, можно смоделировать игровую ситуацию. Например, сказать детям, что они сегодня настоящие исследователи и что в их руках древнегреческий папирус. Поскольку текст документа достаточно большой, то в зависимости от уровня развития детей его можно разделить на три части (так он и размещен ниже). Каждую часть документа можно распределить между тремя группами учащихся (или рядами). Задание для каждой группы одно. Выяснить: какие виды ремесел были развиты в Древнем Египте? Как жили ремесленники? В тетрадь вписать виды ремесел. 2. Работа с историческим документом. Поучение Хеши, сына Дуауфа, своему сыну Пени Данный текст сохранился до нашего времени в двух папирусах (хранятся в Британском музее). Хети везет сына Пепи в столичную писцовую школу и по дороге рассказывает ему о положении писца. Сам Хети, видимо, писец, так как он с большим убеждением и со знанием дела подчеркивает преимущества писца. Хети красочно нарисовал картину тяжелого изнурительного и голодного существования различных групп простых людей. Для 1-й группы О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги больше, чем свою мать, если бы я мог показать красоты их перед тобой. Лучше это всех других должностей... Когда он (писец) еще ребенок, уже приветствуют его. Посылают его для исполнения поручения, и не возвращается он, чтоб надеть передник. Не видывал я скульптора посланником или ювелира посланным, но я видел медника за его работой у топок его печи. Его пальцы были как кожа крокодила, и он пахнул хуже, чем рыбья икра. Каждый ремесленник, работающий резцом, устает больше, чем землепашец. Поле его - дерево, оружие его - металл. Ночью, когда свободен он, он работает больше, чем могут сделать его руки, и ночью зажигает он свет. Каменотес ищет работу по всякому твердому камню. Когда же он кончает, руки его падают, и он утомлен. И так сидит он до сумерек, колени его и спина согнуты. Для 2-й группы Брадобрей бреет до вечера... Он бродит с улицы на улицу, чтобы найти кого побрить. Он напрягает свои руки, чтобы наполнить свой желудок, подобно пчелам, поедающим свои труды... Я расскажу тебе о строителе стен. Он постоянно болен, так как представлен ветрам. Строит он с трудом, привязанный к лотосам (т. е. к верхушкам колонны в форме цветов лотоса)... все одежды его лохмотья... Моется он только один раз... Хлеб - отдает он его домой; избиты, избиты его дети... У земледельца одежда вечная. Высок голос его, как у птицы «абу»... Устает он... и спокойно ему так, как спокойно кому-нибудь под львом. Болен он постоянно... И едва он возвращается домой вечером, ему вновь надо идти. Для 3-й группы Ткач - внутри дома, хуже ему, чем женщине. Ноги его на желудке его. Не дышит он воздухом. Если за день не выработает он достаточно тканья, он связан, как лотос в болоте. Дает он хлеб привратнику, чтобы мог он увидеть свет... Когда гонец выходит в чужую страну, завещает он свое имущество детям из-за страха перед львами и азиатами. И если вернулся он в Египет, едва достиг он сада, едва достиг он дома своего вечером, и вновь ему надо идти... У красильщика пальцы издают зловоние, как от дохлой рыбы,...рука его не останавливается. Сандалыцику совсем плохо, он всегда нищенствует. Ему так же спокойно, как спокойно кому-либо среди дохлых рыб. Жует он кожу. Прачечник стирает на берегу рядом с крокодилом... Неспокойное это занятие перед тобой... Говорят ему: если ты опоздаешь принести, будут избиты твои губы... Я расскажу тебе еще о рыбаке, достается ему хуже, чем во всякой другой должности. Смотри, разве не работает он на реке вперемежку с крокодилами... Смотри, нет должности, где бы не было начальника, кроме должности писца, ибо он сам начальник. Круьикол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 40-41. 3. Беседа по вопросам к документу. Записи в тетрадь видов ремесел Древнего Египта. О работе горшечников можно рассказать по картине «Гончарная мастерская». 4. Работа над новым понятием. Налоги - это платеж чем-либо (деньгами, частью урожая, скота, сделанной продукцией) господину зависимым населением или налоги - это продукты труда, которые крестьяне и ремесленники отдавали в казну фараона. V. Закрепление изученного материала - На какие группы делилось население Древнего Египта? (Фараоны, вельможи, земледельцы, ремесленники, писцы.) - Какие ремесленные специальности существовали в Древнем Египте? (Скульптор, медник, каменщик, брадобрей, ткач и т. д.) - Что обозначает понятие «налоги»? (Платеж чем-либо фараону или государству.) - Кто платил налоги? (Все зависимые от знати категории населения.) - Как называли сборщиков налогов? (Писцы.) VI. Подведение итогов урока Выставление оценок. Вариант урока 10. Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте (урок-игра) Для проведения урока следует предварительно дать ученикам задание прочитать необходимый параграф. I. Игра Класс делится на группы по 6 человек. В каждой группе назначается капитан. Дается задание написать коллективное сочинение от чужеземного странника «Путешествуя по Фивам». При этом ученики должны попытаться понять и реконструировать особенности восприятия XVIII в. до н. э. На задание дается 25 минут. Затем капитаны команд и учитель составляют жюри, которое заслушивает сочинения и выставляет баллы. Членам команды, набравшей больше всего баллов, ставится оценка «пять». Подведение итогов урока В конце урока учитель напоминает учащимся, что весь Египет служил фараону, обслуживал хозяйственные надобности дворца. Это накладывало свой отпечаток и на образ жизни египтян Нового царства. Домашнее задание: прочитать § 7 Вигасина или § 12 Михайловского; составить рассказ от имени египетского земледельца о том, как прошел его день, на каких работах он был занят, что ел на обед, описать дом, в котором он жил. Урок 11. Жизнь египетского вельможи Цели: ознакомить учащихся с жизнью египетских вельмож; продолжить формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп. Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», план-памятка для оценки устного ответа на уроках истории в 5-м классе. Ход урока ВАРИАНТ 1 I. Организационный момент II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте» 1. Подготовка устного ответа по карточке № 10.
Примерный ответ учащегося Древние египтяне не только умели обрабатывать землю, но и заниматься разными ремеслами. Среди них были прекрасные скульпторы, ювелиры, медники (металлурги), резцы по дереву, каменотесы и т. д. Труд их был крайне тяжелым, так как почти всю работу приходилось делать вручную и при этом платить фараону налоги, т. е. продукты своего труда. Таким образом, древние ремесленники Египта давали разнообразную, нужную продукцию, но жили в очень тяжелых условиях. 2. Пока ученик готовится, можно попросить зачитать рассказ от имени египетского земледельца. 3. Индивидуальная работа. Выполнение теста [1] ( выборочно проверить нескольких учеников). 4. Заслушивание устного ответа по карточке № 10. Отзыв учащихся по плану-памятке (см. урок № 10). III. Переход к новой теме Итак, мы познакомились с жизнью простых египтян: земледельцев и ремесленников. Но кроме них в государстве жили фараоны и вельможи. - Как жили египетские вельможи? IV. Изучение новой темы План 1) В усадьбе вельможи. 2) Служебные обязанности вельможи.' На доске: тема урока. 1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать пп. 1 и 2 § 8 на с. 40 Вигасина или п. 3 § 12 на с. 72 Михайловского. 2. Беседа по прочитанному. - Где берут информацию ученые-египтологи о жизни вельмож? (На стенах гробниц сохранились надписи, рельефы, рисунки о жизни вельмож.) - В каких условиях жил вельможа? (В богатом доме, носил дорогие украшения, питался разными яствами и развлекался под игру музыкантов и танцовщиц.) - О чем свидетельствуют найденные в гробнице маленькие фигурки работников? (О существовании у древних египтян религиозных верований, в данном случае - о вере в загробную жизнь.) Информация для учителя Организация управления государством хорошо прослеживается по автобиографиям вельмож. Эти документы свидетельствуют об оформлении в Древнем Египте прочного аппарата государственной власти, деспотии, отличительными признаками которой являлись централизация управления его верховной власти. В автобиографиях вельмож указывается на щедрость царя по отношению к ним, сообщается о том, как они достигли высоких должностей при дворе. 3. Работа по историческому документу. Жизнеописание вельможи Уны (Начало служебной деятельности.) (Я был юноша), опоясавшийся поясом (зрелости) при величестве Тети (первый фараон VI династии, середина XXV в. до н. э.), причем должность моя была начальник дома шена (мастерская). Я был смотрителем дворцовых хентиу-ше (арендаторы царских земель.) (Назначение судей). ... его (величество назначил меня) судьей и устами Нехена (судейская должность), так как он полагался на меня больше, чем на любого другого своего слугу. Я вел допрос наедине с главным судьей - верховным сановником в случае любого тайного дела... (Назначение начальником дворцовых хентиу-ше.) В бытность мою судьей и устами Нехена его величество назначил меня единственным другом и начальником дворцовых хентиу- ше. Я
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|