Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Решение задач с классом на выбор учителя. 9 глава

Во второй половине V в. до н. э. повсюду в Элладе славился милетский архитектор Гипподам. Он первым стал выравнивать дома в одну линию, разбивать улицы и площади по продуманному плану. Но его идеи можно было применять только при строительстве новых кварталов или новых городов. Городские жители, пользуясь мягкостью климата, большую часть своего времени проводили вне дома, под открытым небом. Вот почему даже дома состоятельных и именитых афинских граждан отличались скромностью и простотой.

На фасадной стороне дома, выходившей на улицу, не было никаких украшений. В стене с небольшими окошками открывался вход в дом. Входящий должен был постучать висевшим у притолоки молотком в дверь или громко закричать «оге!». Тогда раб-привратник открывал дверь.

Через небольшие сени входивший попадал во внутренний двор. Этот окруженный галереей с колоннами двор был центром дома. Сюда выходили двери из парадных и жилых комнат, комнат для гостей, кладовых и других помещений. Посередине двора, а часто и по его углам, возвышались жертвенники богам.

На противоположной от входа стороне двора широкая дверь вела в мужскую половину - главную комнату дома. Оштукатуренные стены этого зала, как и других парадных комнат, были украшены стенной живописью, бронзовыми и даже золотыми пластинками художественной работы. В этом зале собиралась вся семья, принимали гостей, устраивали пиры.

Мужской зал соединялся дверью с женской половиной дома - гинекеем. На этой половине дома жила хозяйка дома со своими детьми. Здесь она занималась разными хозяйственными делами. Правом входа в гинекей пользовались только члены семьи и домашние рабы. Посторонние сюда не допускались.

За гинекеем находился небольшой садик. Приятно было посидеть в нем в жаркие дни в тени деревьев.

Ряд других помещений в богатых домах отводился под пекарню, баню, кухню. Для рабов отводились особые помещения.

Именно таким был дом именитого афинского гражданина Аполлония. Предстоящим праздником были заняты мысли этого человека.

К вечеру стали собираться гости. Хозяин дома, одетый в праздничную одежду, с венком из душистого сельдерея на голове, встречал гостей у входных дверей. Все это были мужчины, потому что женщины по афинским обычаям на пирах не присутствовали. Рабы помогали гостям снимать обувь, мыли им ноги и натирали их душистым маслом. После этого хозяин провожал гостей в мужскую залу, убранную для пира.

Когда все гости заняли свои места, рабы подали им воду, чтобы они могли вымыть руки и приступить к еде. Вилки и ножи не были тогда в употреблении, и ели пальцами. Для возбуждения аппетита подавали закуски, затем рыбные и мясные блюда. После этого подавали вино и десерт - свежие фрукты, сыр, всякого рода сладкие и соленые печенья. Каждый гость пил только глоток чистого вина, остальное вино тут же на глазах гостей смешивали с водой и разливали по чашам.

Древняя Греция. Книга для чтения. JL, 1958.

С. 236-243.

Уроки 43-44. Культура Древней Греции

Цели: изучить особенности древнегреческого воспитания и образования, познакомить учащихся с развитием греческой науки и театра, показать, что греческая культура была в основе своей единой, хотя развивалась в условиях независимых полисов; продолжить формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой самостоятельно, составлять связный рассказ; воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.

Оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.», картина «Греческий театр».

Информация для учителя

Эти уроки можно провести, организовав деятельность детей по группам (подробно о методике организации групповой деятельности учащихся см. урок № 14-15). Проверку домашнего задания можно провести быстро, с помощью фронтальной беседы. Карточки-задания, подготовку по ним можно организовать заранее, а на уроках только слушать выступления учащихся. Поскольку на этих уроках оценки получат практически все дети, то домашнее задание можно дать по объему небольшое.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме

«В городе богини Афины»

Фронтальная беседа по вопросам.

- Какие три главных района города Афины описаны в учебнике? (Район Керамик, агора, Акрополь.)

- Что называется агорой? (Главная площадь Афин.)

- Что такое Акрополь? (Холм с крутыми склонами, где на вершине стояли статуя Афины и ее храм.)

- Как выглядел портик? (Это была крыша, которую поддерживали колонны.)

- Дайте определение понятию «культура». (Это достижения людей в разных областях человеческой жизни.)

III. Переход к изучению новой темы

Мы с вами уже познакомились с культурой древних египтян, жителей Двуречья, Китая, Индии. Кое-что мы знаем уже о культуре древних греков. Например, как проходили Олимпийские игры, что ценили греки (из мифов, поэм «Илиада» и «Одиссея»), какая система воспитания существовала в Спарте. Однако многое нам еще о культуре греков предстоит узнать. Ведь понятие «культура» объединяет самые, казалось бы, разные вещи и явления: прекрасную статую, каменный топор и то, как человек ведет себя в повседневной жизни.

- Продолжим знакомство с культурой древних греков.

IV. Изучение новой темы (работа по группам)

Для работы у каждой группы есть учебник, дополнительная литература и карточка-задание.

1. Условия работы групп (написать на доске).

а) Консультанты получают карточку-задание.

б) Работа с литературой - 25 минут.

в) Время на шум (обсуждение, составление рассказа) - 10 минут.

г) Выступления групп - 5-7 минут (на втором уроке).

2. Заполнение таблицы в тетради всеми учащимися на протяжении всего (второго) урока по итогам выступления групп.

Направления культуры Достижения Значение для мировой культуры
1. Афинская школа 2. Афинские палестры 3. Афинские гимнасии 4. Театр 5. Скульптура, архитектура 6. Быт    

 

3. Работа по карточкам.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 1 Школа Внимательно изучите литературу, которая указана ниже (распределите между собой работу над материалом): - Учебник Вигасина, пп. 1 и 2 § 38, или Михайловского, пп. 1 и 2 § 33. -Древняя Греция. Энциклопедия для школьников. М., 2001. С. 62-63. - Пич С., Миллард Э. Греки. М., 1994. С. 52-53. Подготовьте небольшой рассказ по теме: «Чему учили и как воспи тывали детей в Древней Греции».

 

 

V. Закрепление изученного материала

1. Беседа с учащимися.

- Какой вклад в развитие культуры народов всего мира внесли древние греки? Ответы:

а)Древние греки усовершенствовали финикийский алфавит, придумали гласные звуки, а от их алфавита произошли все алфавиты в мире.

б)Они придумали Олимпийские игры и театр.

в) Их скульптуры изображали красоту человеческого тела.

г) Они придумали своеобразную систему воспитания и обучения молодых людей.

2. Проверка заполнения таблицы учащимися класса, оценка их деятельности (можно собрать тетради тех, кто не успел выступить на уроке).

VI. Подведение итогов уроков

Домашнее задание: сравнить обучение в современной школе и в афинской, что тебе нравится, а что нет и почему; вспомнить, кто заложил своими реформами основы демократии в Афинах.

Дополнительный материал

В афинской школе

Вообще детей не слишком баловали: купали в холодной воде, заставляли выходить легко одетыми, и даже в самые холодные дни, чтобы они стали крепкими и закаленными. Однако их совсем не приучали к работе. Ведь у родителей были рабы, которые должны были услуживать во всем и взрослым, и детям, и малыш с раннего возраста привыкал смотреть с презрением на труд, считая, что неприлично работать ему, сыну свободного гражданина. С детства внушали ему, что трудиться должен раб, а его задача - развивать свой ум и укреплять тело, чтобы быть достойным членом Народного собрания, государственным деятелем, храбрым воином, полководцем.

Девочек в школу не отдавали. Ведь афинские женщины не участвовали ни в выборах, на в Народном собрании, ни в судах. Все, что от них требовалось, это быть скромными, покорными женами и достойными хозяйками. Чем реже показывались они на людях, тем больше гордился ими отец и муж. А для такой жизни вполне достаточно было обучить их дома ткать шерсть, печь хлеб да присматривать за рабынями.

Школу, которую посещали мальчики, держал учитель, которому родители платили за обучение детей. Афиняне, как и все рабовладельцы, презирали всякого, кто работал за плату, и потому учителя не пользовались большим уважением в обществе. Когда о каком-нибудь человеке долго не было вестей, знакомые говорили: он, верно, или умер, или сделался учителем. Этим они хотели сказать, что пропавший ведет слишком жалкую жизнь, чтобы подать о себе весть друзьям.

Небогатые афиняне не могли содержать в школе сыновей в течение девяти лет, как это делали состоятельные родители. Беднякам приходилось усваивать разве только грамоту, а потом они возвращались домой, чтобы научиться у своих отцов обрабатывать поле, ухаживать за скотом или перенимали их ремесло. Мальчики же из состоятельных семей учились в музыкальных школах до 16 лет.

Когда молодые афиняне достигали 18 лет, они кончали учение в школах и гимнасиях и шли на военную службу, становились эфебами. Эфеб - это юноша. Отныне мальчик считался совершеннолетним. Теперь его имя вносилось в списки из родного округа - дема. Это была важная и торжественная церемония, потому что внесенный в списки становился полноправным гражданином, мог участвовать в Народном собрании, управлять своим имуществом и, когда достигнет определенного возраста, занять любую государственную должность.

Эфебы должны были провести два года в афинских крепостях - Мунихии и Акте, обучаясь военному делу и неся гарнизонную службу. В свободное время они посещали театры и палестры, частные дома и общественные партии, где философы, ученые и ораторы вели беседы и поучали желающих. Особенно много слушателей собирали учителя мудрости - софисты. Молодежи нравились смелые мысли, которые проповедовали они, их умение говорит красноречиво и убедительно.

Проучившись некоторое время у какого-нибудь известного софиста, богатый молодой афинянин считал, что его образование закончено.

Древняя Греция. Книга для чтения. Л., 1958.

С. 254-260.

Урок 45. Афинская демократия при Перикле

Цели: углубить знания учащихся об античной демократии, рассказать о расцвете демократии в правление Перикла; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и историческими документами, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы.

Оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме

«Культура Древней Греции»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 35.

КАРТОЧКА №35 Внимательно прочитай задание: - Сравни обучение в современной школе и афинской. Что тебе нравится, а что нет? Почему? Для этого вспомни: - Со скольки лет начиналось обучение в афинской школе и у нас?Почему в афинской школе учили только мальчиков, а сейчас учат всех? - Чему учили детей? - До какого возраста обучались дети? - Что тебе нравится, а что нет в этих системах обучения? Сделай вывод.

-

Примерный ответ учащегося

В афинской школе учили только мальчиков с семи лет, в наших школах учат всех детей с 6 лет. Считалось, что женщинам надо владеть только домоводством. Детей учили грамоте, основам арифметики, заучивали поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», занимались очень серьезно физическим развитием детей, давали музыкальное образование, учили танцевать. Дети из бедных семей учились только грамоте, дети из состоятельных семей учились до 18 лет. Но были молодые люди, которые, став взрослыми, посещали гимнасии, где поддерживали свою спортивную форму и слушали разных философов.

2. Работа с классом.

а) Решение задачи.

Среди принятых за обедом развлечений греков была игра в вопросы и ответы. Вот некоторые из таких вопросов-загадок. Попытайтесь их разгадать.

- Я черное дитя сверкающего отца; птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков, едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе. (Дым.)

- Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз. (Зеркало.)

- Не говори ничего и ты выразишь мое имя, но если ты назовешь меня, говоря мое имя, о чудо! Ты выразишь меня. (Молчание.)

б) Беседа с классом.

- Кто заложил основы демократии в Афинах? (Это был Солон.)

- Дайте определение понятию «демократия». (Демократия - народовластие.)

- Какие преобразования осуществил Солон? (Отменил долговое рабство, в решении государственных дел принимали участие все граждане Афин, граждане могли присутствовать на судебном заседании.)

3. Устный ответ ученика по карточке № 35 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III. Переход к изучению новой темы

Итак, мы вспомнили, что основы демократии заложил в Афинах Солон. Демократия - это власть демоса. В период войн с персами значение афинского демоса возросло. Вождь демоса Фемистокл в борьбе против персов опирался на афинских бедняков, простых гребцов и матросов. И флот, в который брали бедняков, превратился в опору демократии. Наивысший расцвет афинской демократии наступил при Перикле.

- Что же изменилось в управлении государством в период правления Перикла?

IV. Изучение новой темы

ВАРИАНТ 1 План

1) Управление государством при Перикле.

2) Перикл, его друзья и враги.

На доске: тема урока.

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (п. 1 § 40 Вигасина или п. 2 § 30 Михайловского).

а) Прочитать текст.

б) Ответить на вопрос:

- Чем занималось Народное собрание в Афинах?

в) Заполнить таблицу (схема на доске).

 

Ответ: 1. Выбирало стратега. 2. Принимало законы. 3. Объявляло войну. 4. Утверждало мирные договоры. 5. Распоряжалось казной.

2. Работа с историческим документом.

а) С. 184 Вигасина, «Из речи Перикла перед согражданами».

б) Беседа по вопросу к документу.

3. Рассказ учителя.

При Перикле афинская демократия достигла наивысшего расцвета. Перикл был богат и знатен, красив, высок ростом, широко образован и красноречив. Люди находили, что он похож на Зевса, и прозвали его Олимпийцем. Перикл защищал интересы большинства граждан Афин.

Он сделал оплачиваемыми государственные должности. Он ввел раздачу денег нуждающимся в дни театральных представлений. Он не жалел денег на обширное строительство в Афинах. Именно при нем отстроили заново афинский Акрополь. Это было самое великолепное сооружение греческого мира.

Город и порт Пирей были укреплены крепостными стенами. Учителями Перикла были замечательные ученые. Например, Анаксагор изучал явление природы и считал, что Солнце и Луна - это не боги, а огромные раскаленные камни. Творец «Антигоны» Софокл, создатель статуй Фидий, «отец» истории Геродот - это люди, с которыми общался Перикл, участвовал с ними в ученых спорах.

Однако у Перикла были и враги. Они клеветали на него и его друзей, обвиняли их в преступлениях. Фидия обвиняли в том, что он утаил золото при создании статуи Афины. Чтобы отстаять свою честь, Фидий снял со статуи золотую одежду ее взвесили и убедились в честности этого человека.

Именно во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады.

ВАРИАНТ 2. РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМ ДОКУМЕНТОМ

Плутарх[12]. Сравнительные жизнеописания. Перикл (гл. 7-9)

7. В молодости Перикл очень боялся народа: собою он казался похожим на тирана Писистрата; его приятный голос, легкость и быстрота языка в разговоре этим сходством наводили страх на очень старых людей. А так как он владел богатством, происходил из знатного рода, имел влиятельных друзей, то он боялся остракизма и потому не занимался общественными делами, но в походах был храбр и искал опасностей. Когда же Аристид умер, Фемистокл был в изгнании, а Ки- мона походы удерживали по большей части вне Эллады, тогда Перикл с жаром принялся за политическую деятельность. Он стал на сторону демократии и бедных, а не на сторону богатых и аристократов - вопреки своим природным наклонностям, совершенно не демократическим. По-видимому, он боялся, как бы его не заподозрили в стремлении к тирании, а кроме того видел, что Кимон стоит на стороне аристократов и чрезвычайно любим ими. Поэтому он и заручился расположением народа, чтобы обеспечить себе безопасность и приобрести силу для борьбы с Кимоном.

Сейчас же после этого Перикл переменил и весь свой образ жизни. В городе его видели идущим лишь по одной дороге - на площадь и в Совет. Он отказался от приглашений на обеды и от всех такого рода дружеских, коротких отношений, так что во время своей долгой политической деятельности он не ходил ни к кому из друзей на обед; только, когда женился его родственник Эвриптолем, он пробыл на пире до возлияния и тотчас потом встал из-за стола. И действительно, панибратство обладает такой силой, что перед ним не может устоять никакая напускная величавость, и при коротких отношениях трудно было сохранить важность, которая рассчитана на приобретение славы. Напротив, в истинной добродетели всего прекраснее то, что в ней наиболее явно, и в добродетельных людях ничто не кажется посторонним настолько удивительным, как их повседневная жизнь - лицам, их окружающим. Перикл так же вел себя и по отношению к народу: чтобы не пресытить его постоянным своим присутствием, он появлялся среди народа лишь по временам, говорил не по всякому делу и не всегда выступал в Народном собрании, но приберегал себя, как Саламинскую триеру, по выражению Критолая, для важных дел, а все остальное делал через своих друзей и подосланных им других ораторов. Одним из них, говорят, был Эфиальт, который сокрушил мощь Ареопага, наливая, как сказано у Платона, гражданам много несмешанного вина свободы. Упившись ею, народ, как конь, стал своевольным и, как говорят комики, «не хотел больше повиноваться, но стал кусать Эвбею и кидаться на острова».

8. Перикл, настраивая свою речь, как музыкальный инструмент, в тон этому укладу жизни й высокому образу мыслей, во многих случаях пользовался Анаксагором, примешивая понемногу, как бы в подкрепление, к своему красноречию науку о природе. «Ту высоту мыслей и способность творить нечто совершенное во всех отношениях», как выражается божественный Платон, «он извлек из этого учения и присоединил к своим природным дарованиям, заимствуя из него все полезное для искусства слова». Благодаря этому он далеко превзошел всех ораторов. По этой причине, говорят, ему и было дано его известное прозвище. Впрочем, некоторые думают, что он был прозван «Олимпийцем» за те сооружения, которыми украсил город, другие - что за его успехи в государственной деятельности и в командовании войском; и нет ничего невероятного, что его славе способствовало сочетание многих качеств, ему присущих. Однако из комедий того времени, авторы которых часто поминают его имя как серьезно, так и со смехом, видно, что это прозвище было дано ему главным образом за его дар слова: как они говорят, он гремел и метал молнии, когда говорил перед народом, и носил страшный перун на языке. Кто-то упоминает еще шутку Фукидида, сына Мелесия, по поводу красноречия Перикла. Этот Фукидид принадлежал к аристократической партии и очень долгое время был политическим противником Перикла. Однажды спартанский царь Архидам спросил его, кто искуснее в борьбе, он или Перикл. «Когда я в борьбе повалю его, - отвечал Фукидид, - то он говорит, что не упал, чрез это оказывается победителем и убеждает в этом тех, которые это видели».

Однако и сам Перикл был осторожен в речах и, идя к ораторской трибуне, молил богов, чтобы у него против воли не вырвалось ни одного слова, не подходящего к данному делу. Сочинений в письменном виде Перикл никаких не оставил, кроме народных постановлений; замечательных выражений его сохранилось тоже совсем мало. Так, например, он советовал Эгину удалить, как гнойник, Пирея; он говорил, что видит, как война несется от Пелопоннеса. Однажды, когда он вместе с Софоклом участвовал в морской экспедиции в должности стратега, и Софокл похвалил одного красивого мальчика, Перикл ему сказал: «У стратега, Софокл, должны быть чистыми не только руки, но и глаза». По словам Стесимброта, Перикл, произнося с трибуны надгробную речь в память граждан, павших на Самосе, назвал их бессмертными подобно богам. «Ведь и богов мы не видим, - сказал он, - но по тем почестям, которые им оказывают, и по тем благам, которые они нам даруют, мы заключаем, что они бессмертны; эти черты свойственны и тем, которые погибли в бою за отечество».

9. Фукидид изображает государственный строй при Перикле как аристократический, который лишь по названию был демократическим, а на самом деле был господством одного первенствующего человека. По свидетельству многих других авторов, Перикл приучил народ к клерухиям, получению денег на зрелища, получению вознаграждения; вследствие этой дурной привычки народ из скромного и работящего под влиянием тогдашних политических мероприятий стал расточительным и своевольным. Рассмотрим причину такой перемены на основе фактов.

Вначале, как сказано выше, Перикл в борьбе со славою Кимона старался приобрести расположение народа; он уступал Кимону в богатстве и денежных средствах, которыми тот привлекал к себе бедных. Кимон приглашал каждый день нуждающихся граждан обедать, одевал престарелых, снял загородки со своих усадеб, чтобы, кто захочет, пользовался их плодами. Перикл, чувствуя себя побежденным такими демагогическими приемами, по совету Дамонида из Эй обратился к разделу общественных денег, как свидетельствует Аристотель. Раздачею денег на зрелища, платою вознаграждения за исполнение судейских и других обязанностей и разными вспомоществованиями Перикл подкупил народную массу и стал пользоваться ею для борьбы с Ареопагом, членом которого он не был, так как ему не выпал жребий быть ни архонтом, ни царем, ни полемархом, ни фесмофетом. Эти должности с давних пор были выборными по жребию, и, пройдя их, люди, выдержавшие испытание, вступали в члены Ареопага. Итак, Перикл со своими приверженцами, приобретя большее влияние у народа, одолел Ареопаг: большая часть судебных дел была отнята у него при помощи Эфиальта, Кимон был изгнан посредством остракизма как сторонник спартанцев и враг демократии, хотя по богатству и происхождению он не уступал никому другому, хотя одержал такие славные победы над варварами и обогатил отечество большим количеством денег и военной добычи, как рассказано в его жизнеописании. Так велика была сила Перикла у народа!

Вопросы и беседа по прочитанному.

- В чем особенность политической жизни 1 (Демократическое устройство, большое значение народного собрания.)

- Как афинские государственные деятели приходили к власти? (Путем выборов, для этого им надо было привлечь симпатии народа.)

- Какие личные качества политика были востребованы в Афинах? (Ораторский талант, понимание потребностей народных масс.)

V. Закрепление изученного материала

- Каковы различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте? (В Древнем Египте существовала так называемая деспотия, отличительным признаком которой являлись централизация управления и обоготворение царя с целью укрепления его верховной власти. В Древних Афинах существовала система коллективного решения государственных вопросов, хоть и не для всех жителей государства. Должность первого стратега была выборной.) - Можно ли считать Афинское государство образцовым? (Нет, нельзя, так как правами и свободами в Афинах владело меньшинство населения. Женщины, рабы, метеки их не имели. Кроме того, Афины грабили своих союзников по морскому союзу.)

VI. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 40 Вигасина или § 30 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как управлялось Афинское государство при Перикле?»; устно ответить на вопрос 2 на с. 188 в конце § 40 Вигасина; подготовить сообщение о вооружении македонской армии (1 ученик).

Урок 46. Города Эллады подчиняются Македонии

Цели: подвести учащихся к пониманию причин подчинения городов Эллады Македонии; продолжить формирование умений составлять рассказ, делать несложные выводы, использовать исторические документы как источник знаний.

Оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Афинская демократия при Перикле»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 36.

КАРТОЧКА №36 Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как управлялось Афинское государство при Перикле?» Для этого вспомни: - Кто мог участвовать в работе Народного собрания - главного органа власти в Афинах? - Как часто собиралось Народное собрание, где? - Какие вопросы решало Народное собрание? - Как называлась такая форма правления государством? Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

В V в. до н. э. в Афинах власть принадлежала демосу. Популярным вождем афинского демоса длительное время был Перикл. Для решения

государственных дел представители демоса (только граждане-мужчины, начиная с 20 лет) собирались 3-4 раза в месяц для участия в работе Народного собрания. Путем поднятия рук Собрание выбирало первого стратега (он ведал отношениями Афин с другими государствами, флотом и войском), объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы, распоряжалось казной и решало, какую зарплату платить выборным лицам. Такая форма правления называлась демократией.

2. Дифференцированная работа учащихся по карточкам письменно на листочках (5-7 человек). Задания выбирает учитель.

а) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 40 (с. 28), задание № 47, (с. 31-32).

б) Решение задач.

Задача 1. Знойное летнее утро... Земледельцы с надеждой смотрят на вершины гор: не покрылись ли они тучами? Но нет, уже много дней безоблачное небо, засуха выжигает поля, предвещает голод. «О ты, Тучегонитель! - молятся греки. - Полям нужен дождь, иссохшие комья земли кричат о жажде. Каждый из нас принес тебе подарки: один - барана, другой - козла, третий - кабана, а бедняки - по лепешке. Подай нам дождь!»

- Назовите имя бога, которому молились древнегреческие земледельцы. Почему древние египтяне не обращались с подобными молитвами к своим богам? (Речь идет о боге грома и молний Зевсе. Египтяне не почитали аналогичное божество, т. к. в Египте дожди очень редки (за исключением дельты Нила) и основную влагу, необходимую для посевов, давали разливы Нила, а не дожди.)

Задача 2. Плывут на корабле греческие мореходы... Вдруг поднимается сильный ветер, море, прежде спокойное, становится неузнаваемым. Маленький деревянный корабль бросает как щепку, ветер свалил мачту, водой смыло несколько гребцов. Корабль дал течь... Люди в ужасе: чем они прогневали грозного бога, пославшего эту бурю?!

- Какому богу молились древние греки о спасении корабля? Почему этот бог был одним из самых главных в их религии? (Бог моря Посейдон. Почитание бога было связано с развитием мореплавания.)

г) Работа по карточкам.

КАРТОЧКА 1 Афинский стратег Перикл, узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: «Вот еще одним педагогом стало больше!» - Что означали слова Перикла? - Кого греки называли педагогами?

Ответ: Педагогами греки называли сопровождающего ребенка. Как правило, это были рабы, которые состарились или получили увечье, поэтому не могли выполнять какую-то другую более сложную работу.

 

Ответ: Современники известных скульпторов считали, что статуи очень похожи на живых людей, в точности передавали их образы. Главное отличие скульптур, сделанных в Древнем Востоке: чаще всего голова и ноги изображались в профиль, а торс развернутым.

3. Работа с классом. Беседа по вопросам.

- Что свидетельствует о развитии демократии в нашем государстве сегодня? (Возможность говорить то, что ты думаешь, участвовать в выборах в Государственную думу, президента России.)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...