Решение задач с классом на выбор учителя. 3 глава
III. Переход к новой теме Итак, мы выяснили причины появления и падения сильной Ассирийской державы. Как изменилась после этого обстановка в Западной Азии об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке. - Ознакомимся с тем, как создавалась Персидская держава. IV. Изучение новой темы План 1) Три великих царства в Западной Азии. 2) Персидская держава. На доске: тема урока. 1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. - Прочитать п. 1 § 19 на с. 84 Вигасина или пп. 1, 2 § 18 на с. 104-105 Михайловского. 2. Беседа по прочитанному. - Какие три великие державы образовались в Западной Азии? (Вавилонское царство, Лидийское царство, Мидийское царство.) - Где и когда впервые начали чеканить монеты? (В государстве Лидия, в VII в. до н. э.) - Как назывались племена, заселившие побережье Персидского залива? (Персы.) 3. Работа по карте (с. 89 Вигасина). - Каким цветом на карте обозначена территория, на которой возникло Персидское государство? (Темно-зеленым цветом.) - Какие две большие реки впадают в Персидский залив? (Реки Тигр и Евфрат.) - Где находилось государство Лидия? (В западной части полуострова Малая Азия.) - Где находилось государство Мидия? (К востоку от государства Лидия.) - Как называется сегодня государство, на территории которого жили персы? (Иран.) 4. Рассказ учителя о предводителе Кире (в объеме учебника). 5. Работа с историческими документами, раскрывающими деятельность Дария I. Геродот. История 89....Дарий разделил Персидскую державу на двадцать провинций (округов), которые у персов называются сатрапиями. Учредив эти округа и назначив их правителей, царь установил подати по племенам. Многие соседние народности были объединены в одну сатрапию... Распределение же сатрапий и ежегодных взносов податей он произвел следующим образом: тем, кто вносил подати серебром, царь назначил плату по весу вавилонского таланта (30,3 кг), а платившим золотом - по евбейскому весу (26,19 кг).
96. А сохраняет царь эти свои сокровища вот каким образом: он приказывает, расплавив металл, выливать его в глиняные сосуды. Когда сосуд наполнен, его разбивают. Всякий раз, когда нужны деньги, царь велит отрубать, сколько требуется, золота. 97. Таковы были эти округа и размеры податей. Только одну персидскую землю я не упомянул в числе земель, обложенных данью, потому что персы живут в стране, свободной от податей... Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 79-80. Вопросы к документу: - Что сделал Дарий I для более эффективного управления своей державой? (Разделил на 20 провинций (округов) и назначил в них правителей.) - Чем платили налоги Дарию I покоренные народы? (Золотом и серебром.) - Как хранил золото и серебро Дарий I? (Делал из них слитки в форме сосудов.) - Какой народ в державе Дария I не платил налоги? (Персы.) Ксенофонт. Экономика Мы согласны, что персидский царь чрезвычайно заботится о военном деле: каждому правителю каждого народа, с которого он собирает дань, он предписал столько всадников, стрелков, пращников и вооруженных щитами он должен содержать, сколько необходимо для управления подчиненными ему для защиты страны в случае нашествия неприятеля. Кроме того, он содержит гарнизоны в акрополях (укрепленная часть города). Содержит их правитель, которому это поручено, а царь ежегодно производит смотр наемникам и другим войскам, которым предписано быть в полном вооружении. Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 80. Вопросы к документу: - Для чего в каждой провинции Дарий I велел держать в боевой готовности военных? (Для подавления мятежей, отражения нападения врага.)
- Почему Дарий I лично ежегодно проводил смотр наемных войск? (Это повышало, наверное, ответственность военных. Дарий Iлично хотел видеть в каком состоянии войска, так как в такой огромной державе в любой момент могли вспыхнуть вооруженные мятежи покоренных народов.) Геродот. История IV. 166....Дарий велел переправлять для чеканки монет, насколько возможно, самое чистое золото... V. 52. С этим путем в Сузы дело обстоит ведь так. На всем его протяжении есть царские стоянки и отличные постоялые дворы, и весь путь проходит по населенной и безопасной стране. 53. Если этот царский путь правильно измерен парасангами (мера длины) и если 1 парасанг равен 30 стадиям, то из Сард до царского двора в Сузах 13 500 стадий, так как путь составляет 450 парасангов. (Стадий - греческая мера длины, равна 184,97 метра.) VIII. 98. Нет на свете ничего быстрее этих гонцов: так умно у персов устроена почтовая служба! Рассказывают, что на протяжении всего пути у них расставлены лошади и люди, так что на каждый день пути приходится особая лошадь и человек. Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 81. Вопросы к документу: - Как факты из документов характеризуют хозяйственную деятельность Дария I? (Он чеканил монеты из золота, заботился о торговле между всеми своими провинциями, построил «царскую дорогу», наладил почтовую службу.) V. Закрепление изученного материала Решение задачи. Персидский царь Дарий I пользовался неограниченной властью. Только он один носил одежды, выкрашенные пурпуром. Перед ним падали ниц даже вельможи. Не было царя богаче Дария I. - В чем сходство власти персидских царей и фараонов в Египте? Какие сходные цели они преследовали? (Власть персидских царей, как и фараонов в Египте, была неограниченной, требовавшей полного подчинения во всем.) VI. Подведение итогов урока Домашнее задание: прочитать § 19 Вигасина или § 18, 21 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как правил Персидской державой Дарий I?»; рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 81. Дополнительный материал Персидское царство образовалось в середине VI в. до н. э. к востоку от Междуречья на Иранском плоскогорье, окаймленном со всех сторон горными хребтами. Основателем этого государства считают Кира II (558-530 гг. до н. э.). При Дарии I (522-486 гг. до н. э.) восточная граница Персидской державы проходила по реке Инд, на западе он завоевал Киренаику (в Африке), остров Самос (в Эгейском море), Фракию и Македонию. После подавления восстаний 522-521 гг. до н. э. Дарий провел ряд реформ с целью централизации управления многоплеменным государством. Он раздели страну на 20 областей (сатрапий). Во главе сатрапий стоял сатрап (наместник). Помимо сатрапа, в каждую
сатрапию царь назначил военачальника местных гарнизонов, независимо от сатрапов. Поощрялись Дарием I взаимные доносы с сатрапа на военачальника и наоборот. Вместо бессистемных даров Дарий установил определенную подать для каждой сатрапии (денежную или натуральную). Ежегодный доход от податей составлял примерно 400 тыс. серебра. При сборе податей практиковалась откупная система - богатые торговцы - ростовщики - вносили в царскую казну сразу подать за сатрапию, а затем собирали с населения большую сумму, что вызывало недовольство. Централизаторские тенденции Дария I особенно ярко проявились в военной реформе. Он лично устанавливал численность войска и каждого рода войск (пращники, лучники, кавалеристы) для каждой сатрапии, для каждого гарнизона. Персы в армии составляли только ядро. Персия была разделена на пять военных округов во главе с военачальниками, которым подчинялись начальники войск сатрапии. Дарий I ввел единую для страны золотую монету - дарик. Проведением монетной реформы он хотел ввести вместо разнообразной единую денежную систему и тем самым усилить экономические связи между сатрапиями, оживить торговлю. Чеканку монет Дарий I заимствовал у Лидийского царства. Для облегчения связей между областями персы проложили дороги, мощенные камнем. Главная из них, так называемая «царская дорога», вела от города Суз к городу Эфесу (на восточном побережье Эгейского моря). Царская почта обслуживалась пикетами всадников по эстафетной системе. Дороги прекрасно содержались и охранялись. Надпись Дария I, найденная у Суэцкого канала, свидетельствует о том, что он заботился не только о сухопутных дорогах, но и о морских путях.
Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 75-81. Урок 24. Природа и люди Древней Индии Цели: ознакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии; продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия разных стран, составлять рассказ. Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Индия и Китай. 3 тыс. до н. э. - III в. н. э.». Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Персидская держава "Царя царей"» 1. Подготовка устного ответа по карточке № 20.
Примерный ответ учащегося Персидская держава поглотила почти все государства, историю которых мы изучали на наших уроках. Это - Междуречье, Лидия, Мидия, Палестина, Египет. Для того чтобы ему было легче управлять такой большой державой, он разделил ее на 20 округов, поставил во главе их своих наместников. Он заставил покоренные народы платить налоги золотом и серебром. Их не платили только персы. Для того чтобы облегчить торговлю на своей территории, он начал чеканить золотые монеты. Армию свою всегда проверял лично, держал в боевой готовности, так как боялся восстания покоренных народов. Для быстрого передвижения создает «царскую дорогу» из Суз в Сарды. Дороги содержали в порядке для облегчения связи между округами. 2. Индивидуальная работа с учащимися письменно на листочках (5-7 человек). Решение задачи. В результате завоевания образовалось огромное Персидское царство. Наибольшего могущества оно достигло при царе Дарии I. Многие народы Дарий держал в повиновении и выколачивал из них богатую дань. Во все концы государства он посылал шпионов, которых называли «глаза и уши царя». - Какими средствами Дарий I держал в повиновении покоренные народы? Охарактеризуйте положение завоеванных стран. (Действительно, Дарий I содержал огромную армию шпионов, но кроме них в каждом округе (а их было 20) находилась часть его армии. Каждый год он лично устраивал смотр своих вооруженных сил, держал армию в боевой готовности. Жители покоренных стран должны были платить ему налоги золотом или серебром.)
3. Работа с классом (задания на выбор учителя). а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 79 (с. 66). б) Решение задачи. Вот как описывается строительство дворца Дария I в его надписи: «Я - Дарий. Царь великий, царь царей, царь стран, царь этой земли. Этот дворец... я построил в Сузах. Все работы по рытью земли, по засыпке гравия, по ломке кирпича выполнял народ вавилонский. Кедр был доставлен с горы, называемой Ливанской. Золото, здесь употребленное, доставлялось из Сард и из Бактрии. Самоцветы, лазурит и сердолик доставлены из Согдианы. Темно-синий самоцвет доставлен из Хорезма. Серебро и бронза - из Египта... слоновая кость доставлена из Эфиопии и Индии. Рабочие, которые тесали камень, были панийцы и мидяне. Золотых дел мастера, которые работали над золотом, были мидяне и египтяне...» - Какие выводы можно сделать на основе этого документа? (Географические объекты, названные в документе, перечисление народов разных стран, позволяют судить о громадных масштабах державы Дария /. Перечисление драгоценных камней, металлов, других отделочных и строительных материалов позволяет судить о масштабах строительства дворцов для Дария I.) в) Работа с историческим документом. В надписи персидского царя Дария I говорится: «По воле Аура- мазды, я - царь. Аурамазда дал мне царство. Следующие провинции достались мне по воле Аурамазды, я стал над ними царем: Персия, Элам, Вавилония, Ассирия, Каппадония, Парфия, Дрангиана Ареста, Хорезм, Бакрия, Согдиана, Гайдара, Скифия, Саттагидия, Арахозия, Мака, всего 23 провинции». - Какие выводы можно сделать из этой надписи? 4. Устный ответ ученика по карточке № 20 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10). III. Переход к новой теме Мы познакомились с историей стран Западной Азии. Узнали, что здесь было много красивых городов, жители которых умели создавать прекрасные вещи, многие из которых сохранились и до нашего времени. Неоценимый вклад в развитие культуры народов мира внесли древние евреи, которые собрали мифы и предания своего народа и создали Библию... А как жили древние люди на юге Азии? Изучением истории народов Индии и Китая мы займемся на следующих уроках. - Ознакомимся с географическими условиями и занятиями жителей Древней Индии. IV. Изучение новой темы План 1) Географическое положение и природные условия Индии. 2) Занятия жителей Индии. 3) Религиозные верования индийцев. На доске: тема урока. 1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать пп. 1, 2 § 20 на с. 93-94 Вигасина или п. 1, 2 § 19 на с. 110 Михайловского. 2. Беседа по прочитанному и работа по карте (с. 94 Вигасина). - Где находится Индия? (Индия расположена на юге Азии.) - Какие моря омывают Индию с запада, востока и юга? (Индийский океан.) - Какие горы защищают Индию с севера? (Гималаи, самые высокие горы в мире.) - Какие крупные реки текут по территории Индии? (Инд и Ганг.) - Где берут начало эти реки? (Они берут начало в Гималаях.) - Как ведут себя реки в июле и в августе каждого года? (От сильных дождей они выходят из берегов.) - В каких странах Африки и Западной Азии мы встречали это явление?(В Египте и Междуречье.) - Что такое джунгли? (Густые труднопроходимые места.) - Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях? (Бананами, плодами манго, кокосовыми орехами.) - Чем опасны были джунгли? (Ядовитыми насекомыми, змеями, разными хищными зверями). 3. Решение задач. Задача 1. Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во II тыс. до н. э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам. - Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок? (Люди в Древней Индии строили города, в которых были кирпичные дома и даже канализация. Города строились по специальному плану, значит люди обладали математическим знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремесел. Наличие гирь позволяет судить о развитии торговли.) Задача 2. В начале I тыс. до н. э. наиболее быстро стало развиваться хозяйство в долине Ганга. Преодолевая огромные трудности, люди отвоевали у джунглей землю для посева: копали каналы, насыпали плотины, рыхлили землю. - Подумайте, какими успехами в развитии хозяйства это было вызвано? В каких странах были сходные природные условия? (Все вышеперечисленные работы можно было производить только железными орудиями труда, поэтому с освоением железа связаны, очевидно. Успехи в развитии хозяйства индийцев, живущих в долине реки Ганг. Сходные природные условия были в Египте, Междуречье.) 4. Комментированное чтение п. 4 § 20 на с. 95-96 Вигасина. Беседа по вопросам. - Какие религиозные верования существовали у древних индийцев? - Что сходно в представлениях индийцев и египтян о посмертном существовании, что различно? (Египтяне верили, что после смерти человек переселяется в царство мертвых, но не всех туда пускают. Это решает суд Осириса. Индийцы считали, что и после смерти человек не перестает жить, а меняет свой внешний облик, превращается в другое существо.) V. Закрепление изученного материала 1. Впишите недостающие слова. - Индия расположена на юге материка... - Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире. Их название... - Берега Индии с запада, востока и юга омывает... океан. - Самые многоводные реки Индии - это... - В... в. до н. э. почти все индийские царства объединились под властью царя... - Индийский мудрец... учил, что главное - личные достоинства человека, а не его происхождение. 2. Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 84 (с. 71). 3. Объясните значение слов: Брахман -... Шудра-... Каста -... Бамбук -... Будда Отшельник -... V. Подведение итогов урока Домашнее задание: прочитать § 20 Вигасина или § 19 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Какие занятия и верования существовали у древних индийцев?»; рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 83; для любознательных: «Мальчику, выросшему среди людей, никогда бы не пришло в голову одному свежевать десятифутового тигра, но Маугли лучше всякого знал, как приложена шкура животного и как ее надо снимать. Однако работа была трудная, и Маугли старался целый час, отдирая и полосуя шкуру ножом, а волки смотрели, высунув языки, или подходили и тянули шкуру, когда он приказывал им. Вдруг чья-то рука легла на плечо Маугли...» Выясни, что произошло с Маугли, прочитав книгу Р.Д. Киплинга «Маугли». Урок 25. Индийские касты Цели: обеспечить усвоение учащимися понятия касты; подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией; продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, документа, самостоятельно строить рассказ на основе одного-двух источников знаний. Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток* Индия и Китай. 3 тыс. до н. э. - III в. н. э.». Ход урока ВАРИАНТ 1 I. Организационный момент II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Природа и люди Древней Индии» 1. Подготовка устного ответа по карточке № 21.
Примерный ответ учащегося С освоением железа работа по обработке земли, вырубке деревьев стала намного легче. Появились топоры, мотыги, лопаты. Древние жители Индии сеяли пшеницу, ячмень, сажали рис, хлопчатник. Из джунглей приносили плоды, охотились на диких зверей, сетями ловили птиц, на лесных опушках они пасли коров и коз. В джунглях водились хищные звери, особенно боялись индийцы ядовитых змей, поэтому считали, что их нужно «задобрить», оставляли на земле вокруг своих жилищ вареный рис. Древние индийцы поклонялись слону, а особенно - корове, так как она считалась кормилицей. А еще древние индийцы верили в переселение душ. Кем он станет после смерти, зависит от того, как он жил в этой жизни. Таким образом, занятия и верования древних индийцев во многом были похожи на занятия и верования жителей Египта и Междуречья. 2. Дифференцированная работа по карточкам (письменно 5-6 человек). В зависимости от уровня развития детей учитель выберет задания из представленных ниже заданий. а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 85 (с. 71). б) Ответьте на вопросы. - Почему мы называем эту страну Индия, а не Гандия? (Раннюю историю Индии мы знаем из сообщений западных авторов, а они были лучше знакомы с долиной Инда, которая лежит на западе, чем с долиной Ганга, которая простирается на востоке.) - В глубокой древности численность населения Индии, Египта и Двуречья была примерно одинакова, а сейчас в Индии живет в 20 раз больше людей, чем в Египте или Иране. Почему так получилось? (В древности земледельцы теснились по берегам больших рек. В Египте и Двуречье дождей почти не бывает; здесь земледельцы не смогли далеко отойти от рек, и рост населения этих стран прекратился, достигнув примерно 20 млн человек. Напротив, большая часть земель Индии орошается частыми дождями, все эти земли были освоены земледельцами, в итоге население Индии стремительно увеличилось и приблизилось к 1 млрд человек.) в) Выполни задания. Задание 1. Ответьте на вопросы. Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину. - Если бы ты только знал, - рассказывал он приятелю, - какая удивительная страна Индия! Там на кустах растет белая шерсть. Приятель принял эти слова за шутку. - Ну какой же ты выдумщик и враль! - Не хочешь - не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани... Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли, а на вкус он слаще пчелиного меда! - Вранье!.. На свете нет ничего слаще пчелиного меда! - Лгал ли путешественник? Почему его рассказ встретил недоверие и удивление? (Путешественник не лгал, так как он рассказывал о хлопке (белая шерсть) и сахаре.) Задание 2. Реши задачу. Знатные индийцы говорили: «Если не будет царской защиты, богатые люди будут обречены на смерть и гонения». - Объясните смысл этого высказывания. О какой защите здесь идет речь? Нуждались ли в царской защите знатные люди в других странах Древнего Востока? Объясните свой вывод. (Речь идет о регулярной армии, которая подчинена царю и в любой момент может подавить восстание недовольных. А недовольства простого народа, вызванного Жестокой эксплуатацией знати и богатых людей было предостаточно. В этом смысле царская защита нужна была знатным людям и в других странах Древнего Востока.) 3. Работа с классом. Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 86 (с. 72). 4. Устный ответ ученика по карточке № 21 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10). III. Переход к изучению новой темы Мы познакомились с природными условиями Индии, с ее географическим положением, с занятиями ее жителей и их религиозными верованиями. По преданию, главный бог Брахма создал касты из своих частей тела. Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырех каст. - Выясним, что такое касты. IV. Изучение новой темы План 1) Миф о происхождении каст. 2) Характеристика каст (работа по группам). 3) Индийские цифры и шахматы (самостоятельно дома). На доске: тема урока, новые слова: касты, варны, джунгли, брахман, шудра, буддизм. 1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать п. 1 § 21 на с. 98 Вигасина. 2. Беседа по прочитанному. - Дайте определение понятию «касты» или что называется кастой? (Каста - это группа людей, которая обладает определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству.) - Какие касты существовали у древних индийцев? (Касты жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг.) - Откуда появились эти касты? (По легенде - из частей тела бога Брахмы.) - У какого народа существовала подобная легенда? (У древних евреев (в Библии) легенда о происхождении Адама и Евы.) - Из каких частей тела бога Брахмы были созданы эти касты? (Жрецы-брахманы - из его рта, воины - из его рук, земледельцы - из его бедер, слуги - из запыленных ступней его ног.) - Могут ли человек, принадлежавший к одной касте, со временем перейти в другую касту? (Нет, не мог. Предание гласило, что человек, от рождения находящийся в одной касте, в другую перейти не может. Ведь корова не может родить свинью...) 3. Работа с классом. а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 86 (с. 72). б) Вставьте пропущенные буквы: - По верованиям индийцев, бог, создавший людей из разных частей своего тела, - Б___ а. - Река, на берегах которой возникли древнейшие в Индии города, -И_д. - Труднопроходимые леса в Индии - д и. - Человеческий детеныш из книги Р. Киплинга - М и. - Выращивали в Индии х к и с й т к. Животные, водившиеся в джунглях, - т ы, л _ _ ы, - Информация для учителя Вопрос о правах и обязанностях, собственности людей, принадлежавших к каждой касте, можно изучить, организовав работу класса по группам. Класс можно разделить на четыре группы, каждая группа получает свое задание (подробнее об организации работы класса по группам см. урок № 14-15). Группы могут работать с текстом учебника и дополнительно к этому с историческими документами. В ходе выступления представителей каждой группы класс заполняет в тетради таблицу.
4. Работа по группам.
ВАРИАНТ 2. ИГРОВОЙ УРОК
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|