Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Решение задач с классом на выбор учителя. 6 глава

- Почему древние греки изображали своих богов в виде людей? (Они верили в силу человека.)

- Какой народ в отличие от древних греков верил только в одного бога, создавшего весь мир? (Евреи.)

V. Закрепление изученного материала

- Никто не верит теперь, что на вершине Олимпа живут боги. От веры в олимпийских богов остались только легенды

и мифы. Однако ученые и мы с вами изучаем мифы древних греков. Почему древние греки верили в существование олимпийских богов? (Они не могли объяснить явления природы, от которых зависела порой их жизнь...)

- Почему сейчас люди не верят в них? (Потому что наука может объяснить многие сложные явления, происходящие в природе.)

- Объясните, почему ученые изучают легенды и мифы? (Это исторический источник, он позволяет представить мир, в котором жили древние греки.)

VI. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 28 Вигасина или § 24 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Какие религиозные верования существовали у древних греков?»; для любознательных: какие подвиги совершил Геракл?

Дополнительный материал

Подвиги Геракла

В греческой мифологии Геракл считался сыном Зевса и царевны Алкмены. С первого дня жизни Геракла преследовала жена Зевса - богиня Гера. В припадке безумия, которое наслала на него богиня, Геракл убил свою жену и детей. За это он должен был совершить двенадцать подвигов, находясь на службе у трусливого микенского царя Эврисфея. О первых двух подвигах рассказано в учебнике.

Третий подвиг - уничтожение и изгнание стимфалийских птиц (жили возле города Стимфала). Птицы имели медные когти и клювы, а перья у них были из бронзы. Роняя перья, они убивали людей и животных, словно стрелами.

Гераклу помогла богиня Афина. Она дала ему два медных тимпана, которые выковал бог Гефест. По указанию Афины герой встал на высоком холме у леса, где гнездились птицы, и ударил в тимпаны, а когда птицы в испуге взмыли ввысь, перестрелял их из лука.

Четвертый подвиг - поимка керинейской лани, которую богиня Артемида отправила в наказание людям опустошать поля. У лани были золотые рога и медные, не знавшие усталости ноги. Геракл гонялся за ланью целый год, ранил стрелой, поймал и отнес Эврисфею в Микены.

Пятый подвиг - поимка кабана, обладавшего чудовищной силой и жившего на горе Эриманфе. Геракл криком выгнал кабана из чащи, долго преследовал и наконец загнал в глубокий снег на вершине горы. Кабан увяз в снегу, Геракл связал его и отнес в Микены. Увидев кабана, Эврисфей от страха спрятался в огромный бронзовый сосуд.

Седьмой подвиг - укрощение огнедышащего критского быка. Бог Посейдон послал для жертвоприношения царю Миносу быка, но царь оставил его в стаде, а в жертву принес другое животное. Тогда Посейдон наслал на быка бешенство, и бык стал опустошать остров. Геракл поймал и укротил быка, а затем переплыл на нем море.

Восьмой подвиг - укрощение коней-людоедов, принадлежавших фракийскому царю Диомеду. Кони были прикованы железными цепями в стойлах, и Диомед бросал им на съедение всех гостей своего городка. Геракл увел коней на корабль, но на берегу его настиг разъяренный Диомед. Герой убил Диомеда и вернулся к Эврисфею.

Девятый подвиг - поход в страну амазонок за поясом царицы Ипполиты. Этот пояс являлся знаком власти над всеми амазонками, и его очень хотела иметь дочь Эврисфея. Геракл собрал отряд героев (в нем был и Тесей), переплыл Черное море и победил амазонок. Плененную Ипполиту герой отпустил, но забрал у нее пояс.

Десятый подвиг - поход за коровами великана Гериона на край земли, к берегам Атлантического океана. Гераклу пришлось переправиться на остров, где жил великан-чудовище (у Гериона было три туловища, три головы, шесть рук и шесть ног), и победить его в битве.

Михайловский Ф.Л. История Древнего мира.

Книга для учителя. М., 2000. С. 66.

Урок 34. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Цели: подвести учащихся к пониманию причин возникновения греческих полисов; обеспечить усвоение понятий «полис», «демос», «ареопаг», «архонты»; продолжить формирование умений использовать исторические документы как источники знаний.

Оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Религия

древних греков»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 27.

КАРТОЧКА № 27 Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Какие религиозные верования существовали у древних греков?» Для этого вспомни: - Где жили древнегреческие боги? - Какие боги считались у них главными? - Какие боги покровительствовали ремеслам? - Расскажи миф о любом древнегреческом боге. - Почему всех своих богов греки изображали в облике человека? Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

У древних греков, как и у многих других народов, существовали свои религиозные верования. Все их боги жили на горе Олимп. Главными считались Зевс - бог дождя и грома, Посейдон - бог моря и Аид - бог подземного царства. Многие греческие боги покровительствовали разным ремеслам, которыми занимались люди. Например, Гефест - кузнечному делу, Дионис - виноделию, Деметра - земледелию... Всех своих богов греки изображали в облике человека. Дело в том, что они верили в силу человека, в то, что от него в мире зависит многое. Таким образом, действиями богов греки объясняли разные явления природы.

2. Дифференцированная работа с учащимися письменно на листочках (5-7 человек).

В зависимости от уровня развития детей учитель выбирает задание сам.

а) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 10 (с. 9) или карточка № 1.

- Какие выводы можно сделать из приведенного отрывка:

«Одиссея», XVIII

Так, ему отвечая, сказал Одиссей многоумный:

«Если б с тобой, Евримах, состязаться пришлось мне в работе

В дни весенней поры, когда они длинны бывают,

На сенокосе, и нам по косе б, изогнутой красиво,

Дали обоим, чтоб мы за работу взялись и, не евши,

С ранней зари до темна траву луговую косили;

Если б также пахать на волах нам с тобою пришлося

Огненно-рыжих, больших, на траве откормившихся сочной,

Равных годами и силой - и силой немалой, если б

Четырехгийный участок нам дали с податливой почвой,

Ты бы увидел, плохую ль гоню борозду я на пашне...

Примерный ответ учащегося

Из отрывка можно получить информацию о занятиях жителей Древней Греции.

б) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 11 (с. 9) или карточка № 2. Реши задачу:

- Почему все известные греческие ученые жили после Гомера?

- Было ли что-то подобное в русской литературе и науке?

Примерный ответ учащегося

Крупные поэты обычно появляются в эпоху формирования народа, крупные политики - позднее, когда этот народ строит свое государство, а крупные ученые - еще позже, когда в этом государстве формируется цивилизация. Например, в Элладе сначала был Гомер, потом Солон, потом Евклид; в России сначала были сложены былины, потом были реформы Петра I, а затем появились Лобачевский и Менделеев.

3. Работа с классом.

- Беседа по содержанию мифа о подвигах Геракла.

- Кто прочитал мифы о подвигах Геракла? (Дети поднимают руки.)

- Сколько подвигов совершил Геракл? (Двенадцать.)

- Расскажите коротко о каждом из них (см. урок 33).

4. Устный ответ ученика по карточке № 27 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III. Переход к изучению новой темы

Итак, мы продолжаем изучать историю Древней Греции. Мы уже знаем, как жили древние греки в независимых городах Микенах, Афинах, Пилосе, Тиринфе, а также в царстве на о. Крит. Об этом нам рассказали интересные мифы и раскопки археологов. Однако жизнь на о. Крит в XV в. до н. э. остановилась, так как на соседнем острове Фара произошло землетрясение и извержение вулкана. Многие дворцы были разрушены, люди покинули остров.

Греческие города, объединенные под правительством царя Микен в 1200 г. до н. э., выиграли Троянскую войну, но победой не смогли воспользоваться. С севера в Грецию вторглись дорийские племена. Они разрушили многие города. Произошел упадок культуры, греки забыли свое письмо.

И вот, спустя два века после разрушения Микен, греки научились обрабатывать железо. Началось развитие новых ремесел. В Греции стали появляться полисы.

- Что такое полис? Как с его появлением изменилась жизнь греков?

IV. Изучение новой темы

План

1) Древнегреческие полисщ.

2) Занятия жителей полисов.

3) Управление полисом.

На доске: тема урока, новые слова: Аттика - область Средней

Греции, полис, демос, ареопаг, архонты.

1. Рассказ учителя.

Полис - город-государство. От этого корня произошло слово «политика». Центр его - город, который является центром небольшого самостоятельного государства, со своим правительством, войском и территорией. Он окружен стенами, внутри стен находилось возвышенное место - акрополь и открытое пространство, называвшееся агора, которое служило и рыночной площадью, и местом для народных собраний. Кроме города, такое государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей. В Средней Греции самым крупным полисом были Афины, в Южной Греции - Спарта, на побережье Малой Азии - Милет. Хотя полисы часто соперничали между собой, они имели черты, характерные для полисов всех греков: общий язык, культуру и религию, которые создали прочные связи между ними. В каждом полисе проживало всего несколько тысяч граждан.

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Прочитать п. 23 § 29 на с. 137 Вигасина.

- Какие занятия существовали у жителей полисов? (Разведение оливок и винограда, изготовление вина, оливкового масла.)

3. Работа с историческим документом.

Аристотель. Афинская полития [8]

2...В течение долгого времени происходили раздоры между знатью и народом. Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим (то есть властью немногих), но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих, и детей...

...Конечно, из тогдашних условий государственной жизни самым тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли.

5. Ввиду того что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных.

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 129.

4. Беседа по вопросам к документу.

- Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных? (Да, существовало.)

- Кто управлял государством? (Государством управляли олигархи, то есть самые богатые и знатные люди.)

- Кому принадлежала вся земля в государстве? (Земля была в руках немногих, то есть в руках богатых.)

- За счет чего жили бедные? (Они арендовали землю у богатых.)

- Что было с теми людьми, которые не могли заплатить арендную плату? (Богатые могли его самого и его семью увести в кабалу.)

- Чем простой народ был недоволен? (Тем, что он не имел своей доли, то есть не имел собственности и прав тоже.)

- К чему могло привести такое положение простых людей? (Народ восстал против знатных...)

5. Работа с новыми терминами.

Демос - простой народ, не участвовавший в управлении государством.

Ареопаг - совет знати государства.

Архонты - девять самых знатных и богатых правителей государства.

V. Закрепление изученного материала

Дайте определение понятиям «полис», «демос», «архонты», «ареопаг», «агора», «акрополь».

VI. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 29 Вигасина или § 25 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как жили древние греки в своих полисах?»; рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 16 (с. 13); для любознательных: что обозначает выражение «драконовские законы»? Воспользуйся лингвистическим словарем.

Дополнительный материал

Основным источником существования в Древней Греции было сельское хозяйство. Даже городские жители часто имели хозяйство в деревне и пользовались тем, что оно давало. Греческое крестьянское хозяйство было очень небольшим и давало ровно столько продовольствия, сколько нужно для одной семьи. В хозяйстве работал хозяин, его семья и несколько наемных работников либо рабов. Если хозяин жил по большей части в городе, он брал слугу, который присматривал за хозяйством и получал за это плату.

Многие крестьяне держали домашний скот: лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, свиней и домашнюю птицу. Как правило, лошадей привозили из Фессалии, богатой пастбищными землями. В других местах разводить их было слишком дорого. На плодородных землях коровы давали много молока; быков использовали при вспашке, а мулов - для перевозки грузов; от овец и коз получали молоко, мясо употребляли в пищу, а из шкур выделывали кожи.

Зерновые культуры выращивали на плодородных землях. Это самые главные культуры, так как хлеб был основным продуктом питания у греков. Зерновые сеяли в октябре, чтобы он успели вырасти в течение самого влажного периода года. Работали в паре: один направлял деревянный плуг, который тащили быки, другой шел за ним, бросая семена в землю. В апреле или мае урожай собирали закругленными ножами, которые называются серпами. Затем поле оставляли под пар (незасеянным) на какое-то время, чтобы восстановилось плодородие почвы. Зерно обмолачивали (отделяли от стеблей), гоняя мулов по вымощенной камнем площадке, устланной колосьями. Некоторые площадки были устроены так, чтобы ветер мог сдувать всю шелуху, которая покрывала зерно. Зерно отделяли от мусора, подбрасывая его в воздухе, чтобы всю мякину выдуло ветром. Это называется - веять зерно. Затем толкли зерно в ступе, чтобы удалить шелуху.

Также греки выращивали виноград и оливки. Виноград собирали в сентябре и большую часть урожая использовали для приготовления вина. Сначала виноград давили ногами в больших чанах. Из этого сока получалось вино самого лучшего качества. Затем давленую виноградную массу помещали под пресс, отживали и разливали сок в большие кувшины-пифосы, где он постепенно превращался в вино.

Оливки собирали вручную или стряхивали с деревьев при помощи палок. Плоды шли в пищу, но большая часть - под пресс для получения масла. Оливковое масло было одним из основных продуктов питания. Его использовали также для освещения и в косметических целях. В афинском государстве считалось преступлением погубить оливковое дерево.

Большинство жителей Греции питалось хлебом и кашей. Обычно это был ячменный хлеб, так как пшеница стоила дороже, чем ячмень. Другой доступной пищей были сыры, рыба, овощи, яйца и фрукты. Охота на зайцев, оленей и кабанов давала возможность употреблять мясо. Очень популярными приправами были кориандр и кунжут. В терракотовых ульях держали пчел. Мед был единственной сладостью на столе древнего грека. Богатые люди питались более разнообразно. Они ели больше рыбы и мяса и могли позволить себе хлеб из пшеницы.

Пыч С., Миллард Э. Греки. М., 1994. С. 24-25.

Урок 35. Зарождение демократии в Афинах

Цели: подвести учащихся к пониманию причин и значению проведения реформ Солона; обеспечить усвоение понятий «демократия», «реформы»; продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме

«Земледельцы Аттики теряют землю и свободу»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 28.

КАРТОЧКА № 28 Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как жили древние греки в своих полисах?» Для этого вспомни: - Что такое полис? - Какие черты отличают его? - Какие полисы тебе известны? - Какие занятия существовали у жителей полиса? - Кто управлял им? - Чем был недоволен демос? Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

Древнегреческий полис - это город-государство. Кроме города, это государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей. Жители всех греческих полисов говорили на одном языке, у них была общая культура и религия. Самыми крупными полисами были Афины, Спарта, Милет. Жители полисов выращивали оливковые деревья, из плодов которого делали масло, виноград, занимались ремеслом. Полисом управлял совет знати - ареопаг. Простой народ - демос к управлению не допускался, постоянно испытывал нужду. Поэтому демос стремился добиться права самим управлять государством и отменить долговое рабство.

2. Работа с классом. Тест [9] .

3. Устный ответ ученика по карточке № 28 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III. Переход к изучению новой темы

Итак, мы познакомились с жизнью людей в древнегреческих полисах. Знаем, что демос добивался права участвовать в управлении Афинами и требовал отменить долговое рабство и переделить землю. Для того чтобы изменить эту опасную обстановку в стране, знать и демос в 594 г. до н. э. сообща избрали архонтом Солона. Он начал осуществлять преобразования в стране реформы.

- Какие реформы осуществил Солон в Древних Афинах?

IV. Изучение новой темы

ВАРИАНТ 1

План

1) Содержание реформ Солона.

2) Значение реформ.

На доске: тема урока, новые слова: Солон, граждане, реформы,

Народное собрание, демократия.

1. Рассказ учителя.

Солон принадлежал к знатному роду Медонтидов, из которого вышли афинские цари. Этот государственный деятель богатством не обладал, принадлежал к слою граждан со средним достатком (разные источники по-разному трактуют этот факт). Возможно, не пренебрегал торговой деятельностью. Среди человеческих качеств, отмеченных у Солона, главным было - любознательность. Он был не только видным политическим деятелем, но и мудрецом и поэтом. Он говорил о себе так: «Стар становлюсь, но всегда многому всюду учусь». Кроме того, он был убежден, что честное имя дороже денег, и так писал в одном стихотворении:

Также стремлюсь я богатство иметь, но владеть им нечестно

Я не хочу: наконец, Правда ведь все же придет.

Особенно прославился Солон во время борьбы афинян с соседним городом Мегарами за остров Саламин. Вначале афиняне потерпели поражение, и на Саламине расположился военный отряд мегарцев. Саламин закрывал вход кораблям в афинскую гавань, но аристократам не нужна была морская торговля. Желая, чтобы о неудаче поскорее забыли, правители запретили под страхом смерти даже упоминать название острова.

Тогда Солон прикинулся сумасшедшим и прочел толпе народа свое новое стихотворение, в котором много раз повторялось запрещенное название острова.

Впоследствии Солон сам лично возглавил борьбу добровольцев за этот остров и добился победы.

2. Работа с историческим документом.

Аристотель. Афинская полития

6. Взяв дела в свои руки, Солон освободил народ и в текущий момент, и на будущее время... Затем он издал законы и произвел отмену долгов, как частных, так и государственных.

7. Государственный строй, который установил Солон, и законы, которые он издал, были новые; законы же Дракона перестали применять, за исключением законов об убийствах.

Солон установил эти законы на сто лет и дал государству следующее устройство. На основании оценки имущества он ввел разделение на четыре класса... на пентакосиомедимнов, всадников, зевгитов и фетов. (Все классы были гражданами, имеющими собственность)... Каждому классу он представил должность сообразно с величиной имущественной оценки...

8. Высшие должности Солон сделал избирательными по жребию.

Далее, он учредил Совет четырехсот... а совету ареопагитов назначил охранять законы...

9....Вот какие три пункта в солоновском государственном устройстве являются наиболее демократичными: первое и самое важное - отмена личной кабалы... далее - предоставление всякому желающему выступать истцом за потерпевших обиду; третье - апелляция к народному суду. И действительно, раз народ участвует в голосовании, он становится властелином государства.

10....Но раньше законодательства он произвел отмену долгов, а после всего э того увеличение мер, весов и монеты.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 130-132.

3. Беседа по вопросам к документу.

- Чьи законы отменил Солон? (Законы Дракона, за исключением законов об убийствах.)

- Как в законах Солона решали вопрос о долгах населения? (Он отменил как частные, так и государственные долги.)

- На какие четыре группы разделил население Солон? (Он разделил население на четыре класса по имущественному признаку.)

- Какие права Солон дал каждой группе? (Предоставленные права были для всех групп населения, но права были разного объема. Кроме того, народ мог обращаться в суд в том случае, если происходило нарушение прав.)

- Какое значение это имело? (Раньше права имели только богатые, а сейчас все. Это было очень важно для демоса.)

- Какой новый орган власти создал Солон? (Совет четырехсот.)

- Чем занимался совет ареопагитов? (Он должен был следить за выполнением его законов.)

- Почему в документе народ назван властелином государства? (Потому, что он теперь мог участвовать в голосовании.)

4. Самостоятельная работа учащихся с текстом Вигасина п. 3 на с. 141-142 (со второго абзаца).

Задание: выяснить, как изменился суд при Солоне.

Ответы:

а) Судьями могли быть выбраны любые граждане государства независимо от их состояния, не моложе 30 лет и не замеченные в дурных поступках.

б) На судебном заседании мог присутствовать любой афинянин.

в) Решение суда определялось большинством голосов судей.

5. Работа с новыми терминами.

Граждане - все свободные жители Афин. «

Народное собрание - орган, который решал важные государственные дела, в его работе участвовали все граждане Афин.

Демократия - власть демоса или народовластие.

ВАРИАНТ 2. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Учитель, предварительно попросив учащихся ознакомиться с материалами параграфа, предлагает написать сочинение-размышление «Последствия солоновских реформ». (Сочинение рассчитано на 35 минут, учебниками и записями ученикам разрешено пользоваться).

V. Закрепление изученного материала

1. Решение задачи.

Греческий правитель Солон писал, что лучшей свидетельницей его деятельности является

Мать черная земля многострадальная, С которой сбросил я позорные столбы, Рабыня раньше, а теперь свободная. - Объясните, о чем идет речь в данном отрывке. Какие изменения произошли в Афинском государстве после реформ Солона? Какое значение имели эти изменения?

Ответы:

а) Речь в данном отрывке идет о личной оценке своей деятельности самим Солоном. Главным своим достижением он считает отмену рабства в Афинском государстве. С момента проведения реформ рабами в Афинском государстве были только чужеземцы.

б) После реформ Солона все граждане (свободные жители Афин) получили право участвовать в выборах Народного собрания, обращаться в суд, присутствовать на судебных заседаниях, после 30 лет любой порядочный гражданин Афин мог быть выбран судьей.

в) Реформы Солона имели большое значение для государства. Они заложили основы демократии.

2. Рассказ учителя.

После проведения своих реформ Солон был вынужден покинуть государство на 10 лет, уехать в Египет, как пишет об этом Аристотель. Почему? Ответ на этот вопрос вы дадите на следующем уроке.

VI. Подведение итогов урока

Вариант урока 35. Зарождение демократии в Афинах

(урок-игра)

Для проведения урока следует предварительно дать ученикам задание прочитать необходимый параграф.

I. Игра

Класс делится на группы по 6 человек. В каждой группе назначается капитан. Дается задание написать коллективное сочинение от имени перса «Как греки управляют своими городами». При этом ученики должны попытаться понять и реконструировать особенности восприятия нового континента европейцами V в. до н. э. На задание дается 25 минут.

Затем капитаны команд и учитель составляют жюри, которое заслушивает сочинения и выставляет баллы/Членам команды, набравшей больше всего баллов, ставится оценка «пять».

II. Подведение итогов урока

В конце урока учитель напоминает учащимся, что система управления в греческом полисе качественно отличалась от того, что имело место в Передней Азии, где зародилась деспотическая модель государственного устройства.

Домашнее задание: прочитать § 30 Вигасина или § 26 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему благодаря реформам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия?»; для любознательных: прочитайте рассказ Геродота «Солон и лидийский царь Крез» и ответьте на вопрос: «Почему царь Лидийского царства Крез назвал Солона совершенно глупым человеком?»

Урок 36. Древняя Спарта

Цели: ознакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты, сравнить его с Афинским государством; продолжить формирование умений правильно показывать на карте места изучаемых событий, анализировать ответы товарищей, составлять рассказ.

Оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)».

Ход урока

I. Организационный момент

И. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Зарождение демократии в Афинах»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 29.

КАРТОЧКА № 29 Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Почему благодаря реформам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия?» Для этого вспомни: - Кем был Солон? - Как он поступил с должниками? - Как изменились права демоса? - Что такое Народное собрание? - Что обозначает понятие «демократия»? Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

Солон был политиком, поэтом и мудрецом Афинского государств;! В 594 г. до н. э. он начал свои реформы в этом государстве. Первым делом он освободил всех должников от кабалы - долгового рабства. Все граждане государства стали участвовать в выборах главного органа власти и судей, могли присутствовать на любых судебных заседаниях Таким образом, реформы Солона заложили основы демократии, т. с. власти демоса.

2. Дифференцированная работа учащихся по карточкам письменно на листочках (5-7 человек). Задания выбирает учитель.

а) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 17 (с. 13). Карточка № 1. Напишите, что означают эти слова:

1) Демос - народ;

2) Демократия - власть народа;

3) Реформы - преобразования;

4) Граждане - свободные афиняне.

б) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 18 (с. 14). Карточка № 2.

- Определите, кто из деятелей Афинского государства мог бы сказать о себе такие слова: «Поверьте, мне было нелегко... Все, все были недовольны! Одни корили меня тем, что я забыл о своем происхождении. Другие, правда, ставили в заслугу, что я очистил их поля. Да, от 'камней, лишивших многих сна и покоя, но те же люди добавляли, что я остановился на полпути, не доведя дело до конца. И вообще, лучше бы мне писать стихи, чем пытаться мирить врагов. Увы, упреки были справедливы, но кто осмелится сказать, что я напрасно прожил жизнь! А как считаете вы?» (Солон. Его реформами были недовольны как аристократы (он лишил их дешевой рабочей силы, запретив долговое рабство, и усилил роль народного собрания), так и бедняки (Солон не произвел передела земли). Несмотря на ограниченный характер реформ, Солон заложил основы афинской рабовладельческой демократии.)

в) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 20 (с. 15) или карточка № 3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...