Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Решение задач с классом на выбор учителя. 2 глава

29.И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; -вам [сие] будет в пищу;

30.а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

31.И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

2.

1. Так совершены небо и земля и все воинство их.

2. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.

3. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.

Беседа по вопросам.

- Кто создал мир? (Бог.)

- Что еще создал Бог? (Землю, небо, день, ночь.)

- Какие два светила придумал Бог? (Солнце, чтобы светить днем, Луну, чтобы светить ночью.)

- Какие живые существа создаются им? (Рыбы, пресмыкающиеся, птицы, различные звери, также и человек.)

- Сколько дней в неделю все это создавал Бог? (Шесть.)

- Какой день был выходным? (Седьмой день.)

Библейское сказание о первых людях (текст на с. 76 Вигасина)

Беседа по вопросам.

- Как звали первых людей, которых сотворил Бог? (Адам и Ева.)

- За что Бог изгнал Адама и Еву из рая? (За непослушание. Они попробовали запретный плод с древа познаний.)

Библейское сказание о Всемирном потопе (текст на с. 77 Вигасина)

Беседа по вопросам.

- Что делали люди для того, чтобы выжить? (Много трудились.)

- За что наказал Бог людей? (Люди стали совершать дурные поступки и преступления.)

- Как наказал Бог людей? (Он устроил потоп.)

- За какие качества пожалел Бог Ноя и помог построить ему ковчег? (Ной был богобоязненным и добрым человеком.)

Библейское сказание о Вавилонском столпотворении (Бытие)

11.

1. На всей земле был один язык и одно наречие.

2. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.

3. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.

4. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.

5. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.

6. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;

7. сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.

8. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню].

9. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.

Беседа по вопросам.

- Что стремились объяснить древние евреи этим сказанием? (Появление разных национальностей у людей.)

V. Закрепление изученного материала

- Что можно сказать о жизни древних евреев по сказаниям - чем они занимались, где жили, что ценили?

VI. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 16 Вигасина или § 16 Михайловского; подготовить развернутые ответы на вопросы: «Какие сказания вошли в древнюю часть Библии Ветхий Завет?», «Какие заповеди дал Бог Моисею?»

Дополнительный материал

Библия - канонизированное собрание священных книг иудейской и христианской религии. Дохристианская часть Библии - Ветхий Завет. Христианская часть Библии - Новый Завет.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996. С. 94.

Заповеди Божии

Первая заповедь

Я Господь Бог твой, чтобы у тебя не было других богов, кроме Меня. Веруйте в Бога, слушайтесь Его и бойтесь сделать что-нибудь худое, чтобы не прогневать Бога и молитесь Ему. Не забывайте Бога и знайте, что Он все видит и знает не только то, что мы делаем и говорим, но и то, что мы думаем про себя. Вторая заповедь

Не делай себе кумира и никаких изображений того, что ты видишь вверху на небе, внизу на земле, под землею, в воде. Смотри! Не молись этим изваяниям и не приноси им жертвы - не служи им.

Мы идолам не молимся, но бываем горды, скупы, объедаемся, любим лакомство и тем та грешим против второй заповеди, считаем за идолов наши дурные наклонности и служим им, как божеству. Третья заповедь

Не произноси напрасно имя Божие.

Не божитесь, не торопитесь читать молитвы, молитесь с вниманием; на молитве в церкви и дома думайте о Боге, а не о шалостях, платьях, игрушках и т. д. Четвертая заповедь

Соблюдай праздничный день, чтобы свято хранить его; шесть дней трудись и делай в них всякие дела свои, а седьмой день посвяти Господу Богу твоему. Пятая заповедь

Почитай отца своего и матерь свою, и хорошо тебе будет, и долго проживешь на свете.

Хочешь быть счастливым и прожить до старости? Почитай, люби и слушайся родителей; береги отца и мать; помогай им, если они бедны, ходи за ними, если они больны. Грубить родителям, не слушаться и обманывать - большой грех. Шестая заповедь Не убивай.

Сохрани Бог убивать! Не деритесь, не обижайте, не браните никого. Берегите и свое здоровье. Помогай всем, кому только чем-нибудь можешь помочь.

Седьмая заповедь Не развратничай.

Не следует браниться худыми словами, грешно пить и слушать соблазнительные песни. Восьмая заповедь Не кради.

Никогда не бери потихоньку чужого, хотя бы это был кусок сахара, иголка, перо, листок бумаги или другая какая-нибудь маленькая вещь. Грех! Сначала украдешь пустяки, а потом сделаешься и большим вором.

Девятая заповедь

Не произноси и не принимай ложного свидетельства, или показания на ближнего твоего. К этой заповеди относятся запрещения следующего рода: не ябедничай, не жалуйся понапрасну, не сплетничай. Десятая заповедь

Не смей желать жены ближнего твоего, или поле, или слуги, или служанки его, или вола, или осла, или какого-нибудь животного, словом всего, что принадлежит ближнему твоему.

Не только не берите чужого, но даже и не желайте иметь, что вам нравится у других. Не завидуйте, если у ваших товарищей одежда, сапоги и другие вещи лучше, а у вас хуже, да, может быть, и совсем нет. Будем довольны тем, что у нас есть, и за все благодарить Бога. v

Библия для детей. Баку, 1991. С. 86-89.

Урок 21. Царство Давида и Соломона

Цели: ознакомить учащихся с библейскими сказаниями о героях, показать их положительные качества; продолжить формирование умений составлять рассказ на основе текста учебника и исторических документов.

Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

Ход урока

ВАРИАНТ 1

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Библейские сказания»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 17.

 

КАРТОЧКА № 17 Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Какие мифы вошли в древнюю часть Библии Ветхий Завет?» Для этого вспомни: - Где жили еврейские племена в 2000 г. до н. э.? - В какую книгу вошли предания этого народа? - Что называется Ветхим Заветом? - Что обозначает понятие «единобожие»? - Что рассказывается в мифе о сотворении мира? - Как появились первые люди по библейским сказаниям? - За что Бог наказал людей, устроив потоп на земле? Сделай вывод, почему мы сегодня изучаем мифы, которые вошли в Библию.

Примерный ответ учащегося

В 2000 г. до н. э. еврейские племена жили в степных районах между Египтом, Вавилонией и Финикией, предания этого народа вошли в Библию. Первая часть этой книги называется Ветхий Завет. Когда-то евреи, как и египтяне, пришли к единобожию, то есть к вере в одного Бога - Яхве. Они верили, что он дал людям заповеди, правила, по которым людям надо жить. Евреи верили, что мир и первых людей создал этот Бог. Он же и наказал людей за непослушание, устроив потоп. Мифы мы изучаем потому, что они отражают представления людей о мире, о добре и зле, то есть являются своеобразным источником жизни.

2. Индивидуальная работа с учащимися.

а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 72 (с. 61).

б) Замените одним словом следующие выражения:

- Знак на теле раба -... (клеймо).

- Древняя часть Библии -... (Ветхий Завет).

- Правила, данные богом Яхве, по которым должны были жить евреи -... (заповеди).

- Враги израильтян -... (филистимляне).

- Каменные доски, на которых были написаны заповеди -... (скрижали).

3. Работа с классом. Беседа по содержанию библейских заповедей.

- Какие заповеди содержит Библия? (Веруйте в Бога, не делайте себе кумира, не произноси напрасно имя Божие, почитай отца своего и мать, не убивай, не кради, не лги...)

- Как вы думаете, можно ли нам сегодня жить по этим заповедям?

4. Устный ответ ученика по карточке № 17 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III. Переход к изучению новой темы

Итак, мы продолжаем знакомство с Библией. Сегодня мы познакомимся с библейскими преданиями о героях.

- Какие качества ценили древние евреи в своих героях?

IV. Изучение новой темы План

1) Библейские предания о героях.

2) Правления царя Давида и Соломона.

На доске: тема урока, новое слово праща.

1. Комментированное чтение по абзацам п. 1 § 17 на с. 79 Вигасина.

2. Работа по карте (с. 80 Вигасина).

- В долине какой реки поселились евреи в XIII в. до н. э.? (В долине реки Иордан.)

- Где берет свое начало река? Ливанских горах.)

- Каким цветом обозначены на карте границы Израильского царства? (Зеленой полоской.)

3. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

- Прочитать пп. 2, 3 § 17 на с. 80 Вигасина или пп. 3, 4 § 16 на с. 95-96 Михайловского.

4. Объяснение значений новых слов.

Праща - древнее ручное боевое оружие для метания камней.

5. Беседа по прочитанному.

- Кто был первым правителем Израильского царства? (Саул.)

- Кого поразил в смертельной схватке пастух Давид? (Фили- стимлянского воина Голиафа.)

- Какой город в X в. до н. э. стал столицей Израильского царства? (Город Иерусалим.)

6. Работа с историческим документом.

Легенда о суде Соломона (с. 82 Вигасина или с. 97 Михайловского)

ВАРИАНТ 2. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Учитель предлагает написать сочинение «Чем религия древних евреев отличалась от религии Древнего Египта?». (Предполагается, что ученики акцентируют внимание на монотеизме у евреев.) (Работа рассчитана на 25 минут, учебниками и записями ученикам разрешено пользоваться.)

V. Закрепление изученного материала

- Какие качества ценили древние евреи в своих героях? (Древние евреи ценили силу, как у Самсона и Давида, мудрость и справедливость, заботу о людях, как у Соломона.)

- Как вы думаете, нужны ли эти качества людям сегодня? VI. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 17 Вигасина или § 16 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Какие качества ценили древние евреи в своих героях?»; выяснить и выписать в тетрадь, что обозначает выражение «труба иерихонская», используйте для этого лингвистический словарь.

Урок 22. Ассирийская держава

Цели: подвести учащихся к пониманию причин возникновения и гибели Ассирии; показать грабительский характер ассирийских завоеваний; продолжить формирование умений работать с исторической картой, историческими документами.

Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», картина «Возвращение ассирийского войска из похода».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Царство Давида и Соломона»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 18.

КАРТОЧКА № 18 Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Какие качества ценили в своих героях древние евреи?» Для этого вспомни: - Где находится Палестина - страна, в которой поселились евреи в XIII в. до н. э.? - Какой подвиг совершил Самсон? - Благодаря чему смог победить Давид огромного воина Голиафа? - За что царя Соломона признали мудрым? - Как он разрешил спор двух женщин? Сделай вывод.*

Примерный ответ учащегося

На восточном побережье Средиземного моря, в долине реки Иордан, в XIII в. до н. э. после долгих странствий поселились древние евреи. За право жить на этих землях им пришлось долго бороться с филистимлянами. По преданию, с ними боролся и богатырь Самсон. Он приподнял столбы, на которых крепилась крыша дома, и обрушил огромный дом. Погиб сам, но и многих врагов погубил. Благодаря сме-

4 О. В. Арасланова, К. А. Соловьев, 5 кл.

лости и ловкости смог Давид расправиться с Голиафом. После смерти Давида правил государством царь Соломон, который прославился своей мудростью. Примером этому может служить его решение в споре двух женщин за право владеть живым ребенком. Таким образом, библейские сказания рассказывают о героях еврейского народа. Кого же считали они своими героями? Людей, которые заботились о других, были мудрыми, сильными, ловкими в борьбе с общими врагами.

2. Индивидуальная работа с учащимися.

а) Задача.

- Чем религия древних евреев отличалась от религии египтян или вавилонян? Что между ними общего? (Религия древних евреев отличалась от религии египтян и вавилонян тем, что они преклонялись одному богу, а не многим богам. Однако у тех и других существовали религиозные обряды, жилища богов - храмы, служители богов - жрецы, изображения богов.)

б) Заполни пропуски:

- Река в Палестине -... (Иордан).

- С филистимлянами сражался могучий... (Самсон).

- Предмет, которым герой библейских сказаний сокрушил вражеское войско -... (ослиная челюсть).

- Юный израильский пастух, с которым сразился Голиаф -... (Давид).

- Столица царства при Давиде -... (Иерусалим).

3. Работа с классом.

а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 71 (с. 60).

б) Вставьте пропущенные буквы:

- В XIII в. до н. э. евреи пришли вП у.

- После Давида на престол вступил С н.

- Оружие Давида в битве с Голиафом - п х или п а.

Девушка, которую полюбил Самсон - Д а.

-

4. Устный ответ ученика по карточке № 18 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III. Переход к новой теме

Итак, мы познакомились с мифами и преданиями еврейского народа, которые вошли в Библию. Узнали о взглядах древних евреев на мир, на появление человека, на то, кем они представляли своих героев, познакомились с библейскими заповедями, по которым можно жить и сегодня... На территории восточного Средиземноморья кроме древних евреев проживали и древние ассирийцы, жители Ассирии. Они смогли создать сильное и мощное государство.

- Благодаря чему ассирийцы смогли создать сильную державу?

IV. Изучение новой темы

План

1) Преимущества освоения железа.

2) Ассирийское войско.

3) Завоевания ассирийских царей.

4) Причины гибели Ассирийской державы.

На доске: тема урока.

1. Решение задачи.

В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего примерно 3 тыс. лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много предметов из золота и всего три вещи из железа: кинжал, браслет, священный жук.

- Предположите, почему железных изделий было так мало. (Железо было редким металлом и ценилось на вес золота.)

2. Рассказ учителя.

Обрабатывать железо люди начали около X в. до н. э. Еще рань-. ше они научились обрабатывать медь и бронзу. Но в отличие от этих металлов железо было прочнее.

3. Беседа с учащимися.

- Как это открытие могло повлиять на жизнь людей? (Это привело к изменению орудий труда человека. С помощью железных орудий труда можно было рубить лес, распахивать твердые почвы, копать глубокие колодцы. Со временем каждая семья могла изготовить себе топор, лопату, наконечник для плуга. Из железа можно было изготовлять и оружие для армии.)

4. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

- Прочитать п. 2 § 18 на с. 84 Вигасина или п. 1 § 17 на с. 97 Михайловского. Выяснить, как была вооружена ассирийская армия?

5. Беседа по прочитанному.

- Чем была вооружена армия Ассирии? (Железными мечами, боевыми топорами, круглыми щитами, обитыми металлическими бляхами, остроконечными шлемами, панцирями и тугими луками.)

- Почему армия ассирийцев была маневренной, быстро передвигающейся? (Ассирийцы широко использовали конницу.)

- Какие новые технические средства они использовали во время боя? (Они использовали таран, и при форсировании реки воины надували специальные кожаные мешки, на которых можно было перебраться вплавь.)

6. Работа по карте, с. 84 Вигасина.

- Где находится государство Ассирия? (Севернее Вавилонии, в верхнем течении реки Тигр.)

- Каким знаком на карте обозначены направления военных походов древних ассирийцев? (Черной стрелочкой.)

- На территорию каких государств совершали военные походы древние правители Ассирии? (На территорию Вавилона, Урарту, Финикии, Палестины, Израиля, Египта.)

7. Работа с историческим документом.

Из анналов Салманасара III (859 -824 гг. до н. э.)

Салманасар III - царь Ассирии, вел борьбу с государством Урарту.

К Арзашку, царскому городу Араму урартского, я приблизился. Араму урартский испугался горечи моего сильного оружия и сильной битвы и оставил свой город. В горы Аддури он поднялся; за ним поднялся и я, сильную битву устроил я в горах, 3400 воинов поверг своим оружием, как Адад, туч над нами пролил я дождем, и кровью окрасил я горы, как шерсть, его лагерь я захватил, его колесницы, всадников, коней, мулов, телят, имущество и богатую добычу привел я с гор. Араму, свою жизнь спасая, убежал на недоступную гору. В моей могучей силе, как тур, раздавил я его страну, поселения превратил в развалины и сжег огнем.

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М, 1987. С. 75.

Вопросы к документу:

- С какой целью ассирийские цари совершали свои военные походы в соседние страны? (С целью обогащения.)

- Что забирали с собой ассирийские воины в качестве добычи? (Воинов, оружие, коней, домашний скот...)

- Какой характер носили войны, которые вели цари Ассирии? (Захватнический, грабительский, несправедливый.)

- Цари какой известнейшей страны также активно вели военные походы? (Фараоны Египта.)

8. Работа по картине «Возвращение ассирийского войска из похода».

- Кто изображен в центре картины?

- Как вооружены воины?

- Как обращались с пленными победители?

9. Рассказ учителя.

Одним из последних царей Ассирии был Ашшурбанапал. Он был человеком образованным. Об этом свидетельствуют многочисленные исторические документы, которые были найдены в его библиотеке. Однако сохранились документы, которые раскрывают его с другой стороны (зачитать).

Вариант урока 22. Ассирийская держава (урок-игра) 101

Надпись Ашшурбанапала

Царь Египта, которому царь Ассирии, отец, мой родитель, нанес поражение и страной которого он овладел, забыл мощь Ашшура и великих богов, моих владык, доверился собственным силам, пошел на наместников, которых отец, мой родитель, поставил в Египте... Гонец ирибыл в Ниневию и сделал мне об этом сообщение. Из-за этих событий разгневалось мое сердце и разожглось мое нутро. Я... двинул мои величавые боевые силы... и направил поход на Египет. Чтобы помочь царям, наместникам в Египте, рабам, смотрящим на мое лицо, я спешно передвигался... я нанес в битве на широкой равнине поражение его войску... Он оставил Мемфис и бежал в Фивы, чтобы спасти свою жизнь... Царей-правителей, наместников, которых поставил в Египте отец... я вернул и снова поставил их на место их должности. Египтом я снова завладел... С обильным награбленным добром и с тяжелой добычей я благополучно вернулся в Ниневию...

Михайловский Ф.А. История Древнего мира.

М., 2000. С. 49-50.

Вопросы к документу.

- Каким мы видим Ашшурбанапала при подавлении восстания в Египте? (Жестоким завоевателем.)

V. Закрепление изученного материала

- Благодаря чему ассирийцы смогли создать сильную державу? (Они научились обрабатывать железо, изготовлять из железа грозное оружие, создали сильную армию, широко начали применять конницу, жестоко подавляли восстания, на захваченных территориях им помогали править наместники, которые подчинялись только ассирийским царям.)

- Почему такая мощная и сильная держава в 612 г. до н. э. распалось? (Силу ее подточили восстания народов покоренных территорий.)

VI. Подведение итогов урока

Вариант урока 22. Ассирийская держава (урок-игра)

Для проведения урока следует предварительно дать ученикам задание прочитать необходимый параграф.

I. Игра

Класс делится на группы по 6 человек. В каждой группе назначается капитан. Дается задание написать коллективное сочинение от имени ассирийца «Какие книги хранились в библиотеке Ашшурбанапала». При этом ученики должны попытаться понять и реконструировать особенности восприятия ассирийца эпохи Ашшурбанапала. На задание дается 25 минут.

Затем капитаны команд и учитель составляют жюри, которое заслушивает сочинения и выставляет баллы. Членам команды, набравшей больше всего баллов, ставится оценка «пять».

II. Подведение итогов урока

В конце урока учитель напоминает учащимся, что книжная культура Ассирии очень отличалась от современной. Ее своеобразие является лучшей характеристикой самой ассирийской культуры.

Домашнее задание: прочитать § 18 Вигасина или § 17 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему ассирийцы смогли создать мощную и сильную державу?»; рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 74 (с. 62).

Дополнительный материал

Искусство Ассирии складывалось как искусство придворное. Военизированный характер государства определял направленность его тем и образов, воздействовал на дух зодчества страны. Ассирийские города были крепостями, обнесенными мощными стенами и обведенными рвом. Въездные башенные ворота представляли собой сложную систему укреплений, которые служили не только оборонным целям, но и являлись показателем богатства и могущества города. Не случайно про стену в VIII—VII вв. до н. э. ассирийской столицы Ниневии говорили: «Та, которая своим ужасным сиянием отбрасывает врагов». Стены древнейшей столицы Ашшура (начало VIII в. до н. э.), выложенные из сырцового кирпича, достигали 15-18 метров в высоту, 6 метров в толщину и были к тому же укреплены на фундаменте из огромных каменных глыб. Покрытые цветной глиняной обмазкой, они поверху были украшены сверкающими на солнце голубыми глазурованными кирпичными зубцами и золотисто-желтой каймой.

Дмитриева Н.А., Виноградова НА. Искусство Древнего

мира. М., 1989. С. 126-127.

Урок 23. Персидская держава «Царя царей»

Цели: ознакомить учащихся с политической историей создания Персидской державы и ее государственно-административным устройством; продолжить формирование умений работать с историческими источниками, картой, делать выводы.

Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

Ход урока

Г. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме

«Ассирийская держава»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 19.

КАРТОЧКА № 19 Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Почему ассирийцы смогли создать мощную и сильную державу?» Для этого вспомни; - Какие изменения произошли в жизни ассирийцев с освоением ими железа? - Как была вооружена ассирийская армия? - Что такое таран? - Как поступали ассирийские воины с пленными? - Какие крупные государства и города покорили войска ассирийцев? Сделай вывод, почему ассирийская держава не смогла устоять под ударами вавилонян и мидийцев.

Примерный ответ учащегося

Около X в. до н. э. люди начали обрабатывать железо. Это позволило им изготовлять новые орудия труда и оружие, которые были прочнее медных. Ассирййская армия по тем временам стала самой сильной в мире. У воинов были железные мечи, топорики, круглые щиты, обитые металлическими бляхами, а также луки и панцири. Ассирийцы использовали конницу. Крепостные сооружения воины разрушали с помощью тарана. Благодаря этому они смогли покорить государство Урарту, Вавилон, часть Палестины, города Библ, Тир, Сидон. Но несмотря на это, сильная Ассирийская держава распалась, так как против ее правителей объединились жители покоренных стран и подняли вооруженное восстание.

2. Индивидуальная работа с учащимися.

а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задания № 75, 77 (с. 64-65).

б) Решение задачи.

Из надписи ассирийского царя о походе в Урарту: «Кровь их я заставил течь, как реки; селения я запалил, как костры; свежую воду канала превратил я в болото, прекрасные сады вырубили мои воины... ни колоса я не оставил». Какой характер носили войны Ассирии?

в) Текст с ошибками «Ассирия».

Очень пестро выглядела толпа властителей Ассирии: льняные хитоны финикийцев и этрусков перемежались тогами чернокожих эфиопов, хлопковые халаты уроженцев Урарту - простыми юбками персов

и мидян, чудные колпаки и завитые бороды египтян соседствовали с париками амореев и наголо обритыми головами иудеев. Каждый кичился своим наследственным титулом: энси Лагаши или угула-гуруш Эреду, лугаль Аккада или пер-аа Ниневии, архонт Суз или шару Элама. Но все эти слова отражали лишь славное прошлое; настоящее определялось способностью угадать волю царя и исполнить ее невзирая на любые препятствия.

Ответ: Хитон - греческая одежда, финикийцы и этруски ее не носили. Все перечисленные иноплеменники могли быть подданными Ассирии, но не ее властителями. Тога - римская одежда, эфиопы ее не носили. В Урарту не было хлопка, халаты появились гораздо позже. Персы и мидяне, давние конники, носили штаны, а не юбки. Египтяне не носили колпаков и бород, а брились наголо и иногда надевали парик. Иудеи никогда не ходили с непокрытой головой.

3. Решение задач с классом (на выбор учителя).

Задача 1. В одном из клинописных текстов, найденных в Ассирии, сказано: «В третьем году моего правления укрепленные города задумали мятеж. Многочисленные войска,., я мобилизовал и выступил в поход на завоевание этих городов. Сильными осадными орудиями я пробил их укрепленные стены и сровнял их с землей. Людей с их имуществом я взял в плен; эти города я разрушил, снес и сжег в огне...»

- Что мы можем узнать из этого отрывка и какие сделать выводы? Предположите, кто мог быть его автором. (Автором этих строк мог быть правитель Ассирии, который выступил в поход против мятежников. Из документа видно, как жестоко он подавил восстание, что сделал с восставшими и как он разрушил город.)

Задача 2. Геродот, характеризуя систему орошения в Ассирии, писал: «Земля ассирийцев орошается дождем мало. Дождевой воды достаточно только для начального питания корней хлебных растений; вырастает же посев и созревает хлеб при помощи орошения из реки. Река эта не разливается, впрочем, по полям, как в Египте; орошают здесь руками и с помощью насосов».

- Что нового вы узнали из этого отрывка о природе и хозяйстве Ассирии? Чем отличались природные условия Ассирии от Южного Междуречья и Египта? (Орошение с помощью насосов не упоминается в учебнике, этот факт можно выделить как новый для детей. Река в Ассирии не разливается так сильно, как в Египте и в Южном Междуречье.)

4. Устный ответ ученика по карточке № 19 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...