Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Решение задач с классом на выбор учителя. 10 глава

- А кто сегодня в нашем государстве может участвовать в выборах? (Это все взрослые люди, достигшие 18 лет.)

- Могут ли женщины участвовать в выборах? (Да, могут.)

- Могут ли они быть избраны в органы государственной власти? (Да, могут.)

4. Устный ответ ученика по карточке № 36 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III. Переход к изучению новой темы

Расцвет греческих городов-государств был недолгим. Еще при жизни Перикла в самой Греции начались войны между городами за право главенствовать в Элладе. Для греков настали страшные времена: лилась кровь, разрушались жилища, приходили в запустение оливковые рощи и виноградники... А между тем северный

 

сосед Греции Македония в это время становится сильным и мощным государством. Царь Македонии Филипп смогут покорить Грецию. Почему? Вот это мы и выясним сегодня на уроке.

Каковы причины подчинения Эллады Македонии?

IV. Изучение новой темы

ВАРИАНТ 1 План

Потеря Грецией независимости.

Приход к власти А. Македонского.

На доске: тема урока.

Работа по карте (с. 194 Вигасина или с. 164 Михайловского).

- В какой части Балканского полуострова находится Македония? (На севере Балканского полуострова.)

- Сообщение одного учащегося о вооружении македонской армии (в объеме учебника).

- Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать п. 2 § 41 Вигасина или п. 3 § 35 Михайловского. Задание: выписать в тетрадь причины покорения Греции Македонией.

Ответы:

а) Греки воевали между собой, это ослабило страну.

б) Филипп создал сильную, мощную армию.

в) Умение Филиппа поссорить противников.

- Рассказ учителя и работа по историческим документам. Подчинив Грецию, Филипп не остановился на этом, он решил

подготовить поход в Азию. Но осуществить ему самому этот замысел было не суждено, он трагически погиб. Его дело продолжил сын Александр. Каким человеком он был? Об этом писали его современники, прочитайте исторические документы.

Плутарх. Александр

IV...Еще в детские годы обнаружилась его воздержанность: будучи во всем остальном неистовым и безудержным, он был равнодушен к телесным радостям и предавался им весьма умеренно; честолюбие же Александра приводило к тому, что его образ мыслей был не по возрасту серьезным и возвышенным. Он любил не всякую славу и искал ее не где попало, как это делал Филипп, подобно софисту хваставшийся своим красноречием и увековечивший победы своих колесниц в Олимпии изображениями на монетах. Однажды, когда приближенные спросили Александра, отличавшегося быстротой ног, не пожелает ли он состязаться в беге на Олимпийских играх, он ответил: «Да, если моими соперниками будут цари!» Вообще Александр, по-видимому,

Урок 46. Города Эллады подчиняются Македонии 201

не любил атлетов: он устраивал множество состязаний трагических поэтов, флейтистов, кифаредов и рапсодов, а также различные охотничьи соревнования и бои на палках, но не проявлял никакого интереса к кулачным боям или к панкратию и не назначал наград их участникам.

V. Когда в отсутствие Филиппа в Македонию прибыли послы персидского царя, Александр, не растерявшись, радушно их принял; он настолько покорил послов своей приветливостью и тем, что не задал ни одного детского или малозначительного вопроса, а расспрашивал о протяженности дорог, о способах путешествия в глубь Персии, о самом царе - каков он в борьбе с врагами, а также о том, каковы силы и могущество персов, что они немало удивлялись и пришли к выводу, что прославленные способности Филиппа меркнут перед величием замыслов и стремлений этого мальчика.

VIII. Мне кажется, что и любовь к врачеванию Александру более, чем кто-либо другой, внушил Аристотель. Царь интересовался не только отвлеченной стороной этой науки, но, как можно заключить из его писем, приходил на помощь заболевшим друзьям, назначая различные способы лечения и лечебный режим.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 163-164, 165. Полученную информацию учитель может дополнить дополнительным материалом.

ВАРИАНТ 2. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Учитель, предварительно попросив учащихся ознакомиться с материалами параграфа, предлагает написать сочинение «Почему Македония покорила греческие полисы?» (Сочинение рассчитано на 20 минут, учебниками и записями учениками разрешено пользоваться.)

- Закрепление изученного материала

С каждым годом росли усадьбы и мастерские рабовладельцев в Греции. Все больше скапливалось у богатых эллинов «говорящего скота». Пришел час, когда рабы превратились в страшную разрушительную силу.

- Почему рабы стали опасны для рабовладельцев? (Они могли поднять мятеж против рабовладельцев. Могли встать на сторону македонского войска, тем они и были опасны для рабовладельцев.)

- Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 41 Вигасинаили § 35 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему Греция потеряла независимость?»; ответить устно на вопрос 2 на с. 192 Вигасина.

 

Урок 47. Поход Александра Македонского на Восток

Цели: ознакомить учащихся с восточным походом греко- македонских войск; подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского; продолжить формирование умений работать с исторической картой, на основе текста учебника и документа давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности.

Оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.».

Информация для учителя

Исходя из требований программы на уроках истории дети должны учиться давать характеристику и оценку деятельности участников исторических событий. Поэтому на этом уроке целесообразно познакомить учащихся со специальной памяткой, которая поможет им в этом. Тем более что материал урока (деятельность Александра Македонского) позволяет сделать это.

Памятка для оценки государственного деятеля

1. Интересы какого класса выражал? В чем состояли цели и стремления этого класса?

2. Какими личными качествами обладал? Насколько они подходили для решения поставленных целей?

3. Какие средства использовал для достижения цели? Оцените их.

4. Какие результаты имела его деятельность? Оцените их.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Города Эллады подчиняются Македонии»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 37.

КАРТОЧКА № 37 Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него: - Почему Греция потеряла независимость? Для этого вспомни: - Чем была вооружена армия царя Македонии Филиппа? - Почему греки жили недружно и воевали между собой? - Что давала тактика Филиппа ссорить противников? Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

В середине IV в. до н. э. во главе Македонского царства встал умный и энергичный царь Филипп. Он создал мощную и сильную армию, которая состояла из конницы и пехоты. У каждого пехотинца было шестиметровое копье. В бою первые шесть рядов клали копья на плечи впередис- тоящих. Последние ряды фаланги поворачивались к противнику лицом. Тогда фаланга «ощетинивалась» и была неприступной. Армия Филиппа имела осадные башни. С такой сильной армией Филипп смог покорить Элладу, так как греческие полисы воевали между собой. Каждому из них хотелось быть во главе Эллады. Кроме того, Филипп мог подкупать и ссорить между собой противников. Таким образом, в результате перечисленных причин Македония смогла покорить Грецию.

2. Работа с классом. Решение задач.

Задача 1. Говорят, что в Македонии были города, но не было полисов. Что это значит и верно ли это? (Полис - это городская республика. В Македонском царстве не было городского самоуправления, были только царские крепости и столица Пелла.)

Задача 2. Почему ни один город Эллады не сумел объединить всю страну под своей властью, а македонцы сумели сделать это? (Филипп Македонский имел в 5-10 раз больше военных сил, чем Афины или Фивы, но гораздо меньше, чем объединенные военные ресурсы полисов Эллады. Однако Филипп был царь и мог собрать все свои силы вместе, а греки слишком завидовали друг другу и не хотели объединяться. Филипп в отличие от Ксеркса хорошо владел римской мудростью: «Разделяй и властвуй!»)

3. Устный ответ ученика по карточке № 37 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III. Переход к изучению новой темы

Итак, мы выяснили, что под натиском сильной македонской армии Греция потеряла свою независимость. После смерти Филиппа во главе государства стал его сын Александр. Он продолжил дело своего отца, осуществил поход на Восток. Мощная держава персов рухнула под ударами армии македонцев. Почему? Вот это мы и узнаем сегодня на уроке.

- Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?

IV. Изучение новой темы

План,

1) Победы войска Александра Македонского.

2) Гибель Персидского царства.

На доске: тема урока, новые слова: р. Граник, г. Исс, Парменион,

с. Гавгамелы.

1. Работа по исторической карте (с. 194 Вигасина или с. 206

Михайловского).

- Вспомните, как располагаются на карте части света.

север

юг

 

- Каким цветом обозначено на карте Македонское царство? (Коричневым.)

- Каким цветом обозначено Персидское царство? (Зеленым.)

- В какие известные нам государства совершил свои походы Александр Македонский? (В Египет, Финикию, Междуречье, Вавилон, Индию.)

- В какой части света находится большинство этих государств? (На востоке.)

- Какие важнейшие города были основаны Александром Македонским на завоеванных территориях? (Это были города с названием Александрия, в честь Александра Македонского, их было основано более 20 (в некоторых источниках цифра более 30. Энциклопедия для детей. Том 1. М.: Аванта+, 2000. С. 138.).)

- Какой пролив отделяет Европу от Азии? (Дарданеллы.)

2. Рассказ учителя.

Задание детям: из рассказа учителя уяснить и записать причины падения Персидской державы.

Весной 334 г. до н. э. сотни кораблей перевозили пехоту и конницу македонского царя Александра через узкий пролив на берег Малой Азии. Отсюда начинал Александр поход в сердце огромной Персидской державы.

Немного войска имел молодой царь. Всего 30 ООО отборной и закаленной в битвах пехоты, 5000 всадников, флот в 160 кораблей. В обозе везли каменные боевые машины и грозные тараны для разбивания стен вражеских крепостей.

Персидская держава раскинулась от реки Инд до Средиземного моря. Народы Египта, Ассирии, Финикии давно уже страдали от власти персов, мечтали о том, чтобы сбросить ненавистное иго угнетателей персов.

Персидская армия была огромна. Лучшую ее часть составляла царская гвардия и отряды наемников разных национальностей. Сатрапы грабили и разоряли местное население. Армия, состоявшая из

людей покоренных народностей, была плохо обучена и не умела выдерживать трудные походы. Персидская знать непрерывно боролась за власть, страну терзали восстания, перевороты и гражданские войны.

Противник Александра, царь Дарий III, был слабый, нерешительный человек и бездарный полководец.

Узнав о переправе Александра через Гелеспонт, сатрапы Малой Азии собрали большое войско. У них было около 20 ООО всадников и 20 ООО греческих наемников. Один из военачальников, грек Мем- нон, опытный полководец, советовал избежать сражения, отступая, опустошать страну, чтобы Александр не мог найти нигде пристанища. Но его не послушали. Персы заняли позицию на правом берегу маленькой горной реки Граник.

Здесь произошло ожесточенное сражение. Закипел горячий рукопашный бой. Победа Александра была полная. Пало владычество персов в Малой Азии.

В городе Гордии, древней столице Фригии, армия Александра остановилась на зиму. Здесь Александру показали знаменитую колесницу, принадлежавшую царю Гордию. На ней был сделан узел из ремней, которыми прикреплялось дышло. Существовало древнее предсказание, что тот, кто развяжет узел, овладеет Азией. Александр сделал попытку развязать узел, но безуспешно. Однако он не растерялся: выхватив меч, он одним ударом разбил узел пополам. Но до завоевания Азии было еще далеко.

3. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Прочитать пп. 2, 3 § 42 на с. 193-194 Вигасина.

Выяснить, какие крупные сражения смог выиграть Александр

Македонский в период военного похода на Восток.

4. Беседа по прочитанному.

- Где находится город Исс? (На побережье Средиземного моря.)

- Благодаря чему македоняне смогли ворваться в город Тир? (Они применили тараны и метательные машины. Разрушили стены и захватили город.)

- Почему египтяне встретили Александра как освободителя? (Они устали от власти персов, от их притязаний.)

- Какие новые черты характера появились в Александре Македонском? (Он был упоен победами, согласился с тем, что его жрецы объявили богом.)

- Какой город основал Александр в дельте Нила? (Город Александрию, на о. Фарос.)


- Какое крупное сражение выиграл Александр на территории Двуречья? (Сражение у селения Гавгамелы.)

V. Закрепление изученного материала

1. Беседа по вопросам.

- Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?

Ответы:

а) Армия персов состояла из наемников, а они в любой момент могли подвести, они не были заинтересованы в результатах военных операций.

б) Знать Персидской державы боролась за власть, в стране было неспокойно, поэтому такое государство легче покорить.

в) Покоренные и уставшие от власти персов народы, могли встать на сторону македонской армии, так как они хотели освободиться от ига сатрапов.

г) Полководческий талант Александра Македонского сыграл важную роль в разгроме армии Персидской державы.

2. Оценка личности Александра Македонского (используйте памятку).

VI. Подведение итогов урока

Вариант урока 47. Поход Александра Македонского на Восток (урок-игра)

Для проведения урока следует предварительно дать ученикам задание прочитать необходимый параграф.

I. Игра

Класс делится на две группы: «персы» и «греки». Представители этих групп должны отстаивать преимущества того варианта абсолютизма, который был реализован в их стране. При этом они должны исходить не из позиций сегодняшнего дня, а из мировоззренческих установок IV в. до н. э. В ходе дискуссии учитель на доске заполняет таблицу, которую ученикам предлагается перенести в тетради.

  Персия Греция
Государственный строй Деспотия Города-полисы
Экономика Экономическая жизнь полностью подчинена царю Общество землевладельцев
Армия Регулярная Ополчение граждан
Религия Зороастризм Политеизм

 

II. Подведение итогов урока

Во время походов Александра столкнулись две цивилизации, которые имели очень отличные друг от друга основания. Империя Александра в значительной мере способствовала их синтезу.

Домашнее задание: прочитать § 42 Вигасина или § 36 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?»; рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 52 (с. 37); для любознательных: как могли 40 ООО македонцев разгромить 200 ООО персов при Гавгамеле?

Дополнительный материал

Смерть Александра Македонского

В 324 г. до н. э. Александр начал готовиться к новым походам. Но царь не успел завершить начатое. 23 июня 323 г. до н. э. Александр Македонский, владыка половины мира, умер в Вавилоне от лихорадки, не осуществив всех своих планов. Гроб с телом Александра увез в свою часть владений правитель Египта Птолемей Лаг, который сделал Александра богом - покровителем своего рода. Мать Александра Македонского, Олимпиада, узнав, что ее сын долгое время лежит без погребения, горевала и говорила: «Дитя, ты стремился к доле небожителей, ныне тебе отказано даже в том, что получают все люди на земле, - в могиле». Тело Александра Птолемей отправил в бочке с медом в Александрию, там и похоронил. Его неожиданная и загадочная смерть на тридцать третьем году жизни застала всех врасплох. Говорят, что когда полководцы спросили умирающего царя, кому он предназначает престол, Александр ответил: «Достойнейшему».

Долгая память осталась в веках от Александра Македонского. И причина этого - не его держава, которая распалась сразу после смерти царя. Не был он и основателем новой династии: два его сына - Александр и Геракл - еще юными погибли в кровавых распрях. Вызывали восторг и зависть его молодость и та легкость, с которой он завоевал полмира. Сколько будущих великих полководцев повторяли слова Александра: «20 лет - и ничего для бессмертия!»

Цезарь с восхищением думал об удивительной судьбе Александра Великого. Наполеон и Суворов зачитывались книгами о его походах. Сколько легенд ходило по миру и сколько восточных правителей выводили свой род от Искандера Двурогого (так на Востоке называли Александра).

И пусть спартиаты, которых царь принуждал почитать себя как Олимпийца, насмешливо заявляли: «Представим Александру, если ему так хочется, называть себя богом», - он все-таки стал им. Стал кумиром юных умов, воплощением удачи, волнующей легендой и удивительной болью для современников и потомков.

Энциклопедия для детей. Том 1. М.: Аванта+, 2000.

С.138-139.

Урок 48. В древней Александрии Египетской

Цели: подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского, познакомить с распространением греческой культуры в странах Древнего Востока; продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, составлять рассказ.

Оборудование: карта «Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме

«Поход Александра Македонского на Восток»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 38.

КАРТОЧКА № 38 Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?» Для этого вспомни: - Почему армия Александра Македонского была сильнее, чем армия персов? - Чего хотела знать Персидской державы? - Почему многие народы Персидской державы встречали Александра Македонского как освободителя? - Какую роль сыграл лично Александр Македонский в этом походе? - Какие государства покорил Александр Македонский? Воспользуйся картой. Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

Армия персов состояла из наемников, а они в любой момент могли подвести, они не были заинтересованы в результатах военных операций. Знать Персидской державы боролась за власть, в стране было неспокойно, поэтому такое государство легче покорить. Покоренные и уставшие от власти персов народы могли встать на сторону македонской армии, так как они хотели освободиться от ига сатрапов. Полководческий талант Александра Македонского сыграл важную роль в разгроме армии Персидской державы. Александр Македонский покорил следующие государства: Египет, Финикию, Междуречье, Вавилон, Индию.

2. Индивидуальная работа (5-6 человек, письменно на листочках). Тест [13] .

3. Работа с классом. Решение задачи.

- Поэма Гомера «Илиада» сопровождала Александра Македонского во всех походах. Он хранил книгу под подушкой вместе с кинжалом. Царь считал, что изучение «Илиады» - хорошее средство для воспитания военной доблести. Прав ли был Александр? (Александр Македонский был прав, так как поэма посвящена Троянской войне, об одном из ее героев Ахиллесе. Греки выиграли эту войну, вероятно, поэтому Александр возил с собой эту поэму.)

4. Устный ответ ученика по карточке № 38 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III. Переход к изучению новой темы

Сразу же после того, как не стало Александра Македонского, его полководцы начали делить земли, которые входили в состав его державы. В начале III в. до н. э. держава Александра Македонского распалась на множество государств. Самыми главными из них были: Египетское, Македонское и Сирийское. Еще в период осуществления своих военных походов Александр на покоренных территориях основывал новые города. Названия городов носили его имя. Одним из самых красивых городов Восточного Средиземноморья стала столица Египетского царства Александрия. Во многом этот город походил на города Греции. Почему?

- Ознакомимся с достопримечательностями города Александрии.

IV. Изучение новой темы

ВАРИАНТ 1

План

1) В александрийском порту.

2) На улицах и площадях города.

На доске: тема урока.

1. Работа по карте.

а) С. 199 Вигасина.

- Каким цветом обозначены государства, на которые распалась держава Александра Македонского? (Коричневым - Македония, оранжевым - Сирия, желтым - Египет.)

б) С. 200 Вигасина или с. 211 Михайловского.

- Какие объекты можно выделить на территории города Александрии? (Это My сей, гимнасии, театр, стадион, ипподром, маяк, царский дворец, порт.)

2. Работа с историческим документом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...