Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Решение задач с классом на выбор учителя. 5 глава

3. Работа по карте, с. 115 Вигасина, с. 127 Михайловского.

- Каким знаком на карте обозначены границы территории, заселенные греческими племенами в конце II тыс. до н. э.? (Коричневой линией.)

- Какими морями омывается Греция? (Ионическим и Эгейским морями.)

- Каким знаком на карте обозначены города Древней Греции? Назовите их. (Синим кружочком. Микены, Тиринф, Пилос, Фивы, Афины.)

- Назовите самый большой остров, бывший частью Греции. (Это остров Крит.)

- Какой город является современной столицей Греции? (Город Афины.)

3. Рассказ учителя.

Берега полуострова гористые, сильно изрезанные; много крупных и мелких островов, удобных бухт. В море водится разнообразная рыба и съедобные моллюски. Земли, пригодной под пашню, в Греции немного. Лето здесь жаркое и засушливое, а зима прохладная, без снега, но с частыми бурями. Крупных рек нет. Почти все греческие города стоят у моря.

Подобно египтянам и вавилонянам древние греки верили в разных богов, но изображали их в виде людей. Греки придумали много интересных мифов (легенд) о своих богах, в которых они ведут себя совсем как люди: испытывают те же чувства, совершают такие же поступки. Изучая мифы, мы попытаемся понять, что является вымыслом, а что - реальностью, то есть попробуем использовать их как исторический источник.

4. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Задание: прочитать миф о Тесее и Минотавре.

- Что сказочного в мифе о Тесее? (Чудовище Минотавр, имевшее голову быка и тело человека, происхождение названия Эгейского моря.)

- Что могло соответствовать исторической действительности? (Наличие государств в то время, так как есть упоминание слов «цари», «дань». Существование городов, дворцов, искусных мастеров, развитие мореплавания, строительство кораблей.)

5. Сообщение учащегося о том, как мы узнаем о жизни древних греков (на примере раскопок на о. Крит).

ВАРИАНТ 2. ИГРОВОЙ УРОК

Для проведения игрового урока учителю следует заранее сообщить ученикам об игре, ее правилах, распределить роли и попросить их подготовиться к игре, предварительно прочитав параграф. Класс должен быть поделен на две группы: «египтяне» и «греки». Одни должны отстаивать преимущества климатических условий Египта, другие - Греции.

Игра

Учитель на доске чертит таблицу.

Египет Греция
   

 

Ученики, защищая преимущества климатических условий Египта и Греции, должны предлагать пункты, которые могли бы быть внесены в таблицу. Ученики могут пользоваться учебниками, тетрадями и любыми доступными им пособиями. Предложения учеников внести тот или иной пункт в таблицу должны быть аргументированными. Для того чтобы таблица представляла собой систематизированное знание, предполагается, что учитель должен направлять рассуждения учеников по следующему плану:

1) реки;

2) море;

3) острова;

4) плодородие почвы.

По мере поступления предложений учеников учитель должен заполнять таблицу, а ученики - переносить ее в тетради. За каждое аргументированное предложение ученик должен получать очко. Ученик(и), набравший(ие) наибольшее количество очков, получает пять.

III. Закрепление изученного материала

Прочтите в учебнике Вигасина на с. 117 «Миф о Дедале и Икаре». Ответьте на вопрос:

- Какие знания о далеком прошлом можно почерпнуть из этого мифа? Что свидетельствует в мифе о зарождении классового общества на Крите? Обоснуйте свои выводы.

IV. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 24 Вигасина или § 22 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как мы узнаем о жизни древних греков?»; для любознательных: объясните значение выражения «нить Ариадны». Воспользуйтесь лингвистическим словарем.

Дополнительный материал

Археологи откопали тысячи древнегреческих предметов и сооружений - как на суше, так и в море. По всей Греции и в греческих колониях, в частности в Южной Италии, были открыты целые поселения и города. Водолазы обнаружили на дне моря обломки древнегреческих судов, некоторые, как ни странно, с сохранившимся грузом. Греческие предметы находили в других странах - туда их привозили купцы. Например, сосуды, сделанные на Крите, обнаружены в египетских гробницах.

Греки славились своей керамикой, украшенной сценами из мифологии и повседневной жизни. Эти рисунки являются источником, из которого ученые черпают знания о жизни, одежде, домах и мебели древних греков.

Когда римляне во втором тысячелетии до н. э. захватили Грецию, их так поразили греческое искусство и архитектура, что они сделали тысячи копий того, что нашли там. Хотя многие греческие оригиналы утрачены, сохранилось большое количество римских копий.

Греки плодотворно работали в области истории, политики, философии и литературы, но не многие из их рукописей сохранились. И вновь историки полагаются на римлян, которые сделали копии греческих сочинений. Источником информации служат также монеты, глиняные таблички и общественные памятники.

Чизолм Д. Древняя Греция. Энциклопедия для школьников. М., 2001. С. 6-7.

Урок 30. Микены и Троя

Цели: ознакомить учащихся с микенской культурой Древней Греции, подвести к пониманию причин Троянской войны; продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам.

Оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)»

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Греки и критяне»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 24.

КАРТОЧКА № 24 Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как мы узнаем о жизни древних греков?» Для этого вспомни: - Какую информацию дают археологические раскопки? Например, на древнейшем острове Крит? - Что находят археологи на дне моря? - О чем рассказывают расписные сосуды древних греков? - Почему мы изучаем мифы древних греков? - Расскажите любой миф и попробуйте доказать, что он дает нам информацию о древних греках. Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

Археологами раскопано очень много предметов на суше и в море. Это дворцы, такие как на о. Крит, предметы домашнего быта, украшения из золота и серебра. Расписные сосуды древних греков содержат сцены из различных мифов и реальной жизни. На дне моря археологи находят остатки судов древних греков, порой даже с сохранившимся грузом. Интересную информацию о взглядах древних греков на жизнь, их ценностях дают мифы. Источником информации служат также монеты, которых дошло до нас довольно много. Таким образом, о жизни древних греков мы узнаем из разных исторических источников.

2. Дифференцированная работа с учащимися письменно на листочках (5-7 человек).

а) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание №1,2 (с. 3).

б) Вспомните печальную историю об афинском царе Эгее, который должен был посылать могущественному царю Крита - Миносу в качестве дани каждые девять лет семь юношей и семь девушек. У этого властелина жило в лабиринте страшное чудовище... Продолжите этот миф. Что в нем вам особенно понравилось?

3. Работа с классом.

а) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 3 (с. 3).

б) Реши задачу.

Греческий автор так описывает физический облик древнего эллина: «Эллины отличались высоким ростом, белым цветом кожи, красивым и пропорциональным телосложением». Найдите в учебнике иллюстрации, которые создают представление об облике древних греков. Как эллины изображали своих соотечественников?

4. Устный ответ ученика по карточке № 24 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III. Переход к изучению новой темы

Итак, мы продолжаем изучать историю цивилизации Древней Греции. Одним из признаков цивилизованного развития людей является наличие городов. В Древней Греции городов было больше чем в Финикии. Одним из крупнейших городов того времени был город-государство Микены. С изучения занятий его жителей мы и начнем наш урок.

- Ознакомимся с микенской культурой и выясним причины Троянской войны.

IV. Изучение новой темы

План

1) В городе Микены.

2) Причины Троянской войны.

На доске: тема урока, новые слова: богини Гера, Афина, Афродита, бог Зевс, Парис - царевич, Агамемнон - владыка Микен.

1. Рассказ учителя.

Первые города в Греции появились уже в III тыс. до н. э. Самым богатым и могущественным был город Микены, который расположен в Южной Греции (город показывается на карте). Как же жили жители этого города? Судите сами.

2. Решение задачи.

При раскопках Микен археологи обнаружили акрополь, на котором находился царский дворец, дома знати, некоторые гробницы с золотыми масками погребенных, а также сотни глиняных табличек с надписями-списками рабынь, ремесленников-плотников, кожевников, горшечников, золотых дел мастеров. Кроме того, были найдены панцири и шлемы с рогами.

- Какие выводы о жизни жителей древних Микен можно сделать из этих данных?

Ответы:

а) У древних микенцев существовало неравенство, классы, так как в захоронениях есть золотые вещи, а также на гли- няных дощечках есть списки рабынь.

б) По перечисленным ремесленным специальностям можно судить о видах ремесел.

в) Наличие панцирей и шлемов позволяет судить об участии жителей в военных походах.

3. Работа с историческим документом.

Надписи из архива Пилосского дворца

а) Списки рабынь и их детей.

Мололыциц (женщин) 7, (девочек) 10, (мальчиков) 5.

Чинилыциц (женщин) 12, (девочек) 16, (мальчиков) 8...

Прядильщиц (женщин) 37, (девочек) 26, (мальчиков) 4...

Банщиц (женщин) 38, (девочек)...

Подсобных работниц (женщин) 4...

Служанок (женщин) 32, (девочек) 26...

Швей (женщин) 38, (девочек) 20...

б) Списки сыновей работниц.

В Левытре (название местности).

Сыновей чистильщиц (мужчин) 2, (мальчиков) 1.

В Пилосе

Сыновей швей (мужчин) 2.

Сыновей банщиц (мужчин) 22, (мальчиков) 11.

В Евдевере (название местности)

Сыновей белошвеек (мужчин) 4

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 107.

4. Беседа по вопросам к документу.

- Почему в списках указаны только женщины-рабыни и их дети?

- О чем свидетельствует перечисление названий занятий женщин-рабынь?

- О чем свидетельствует отдельный список сыновей работниц? (В плен брались в это время обычно женщины и их дети. Это особый характер рабства в крито-микенскую эпоху, когда рабов-мужчин, взятых в плен, боялись и предпочитали домашних рабов, выросших в неволе. Кроме того, по перечисленным названиям занятий можно судить о том, где применялся труд подневольных рабов. Второй список свидетельствует о том, в какой местности было больше сыновей рабынь.)

5. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Прочитать п. 3 на с. 120-121 Вигасина или с. 131-132 Михайловского «Миф о начале Троянской войны».

Выяснить причины Троянской войны.

6. Беседа по прочитанному.

- Какая причина начала Троянской войны указана в мифе? (Бегство Елены Прекрасной (жены царя Спарты) с троянским царевичем Парисом.)

- Как вы думаете, что могло быть действительной причиной этой войны? (Стремление греков укрепиться на территории полуострова Малая Азия, расширить свои владения.)

V. Закрепление изученного материала

- Элладу можно назвать «страной городов». Какие еще страны древнего мира заслуживают, чтобы их так назвали? (Можно использовать карту.) (Древнейшей страной городов было Двуречье - страна Шумер. Под ее влиянием городская культура

распространилась в Финикии, а позднее финикийские купцы- мореходы способствовали развитию городов Эллады.) - Перечислите известные вам города Эллады и Финикии. Как вы думаете, почему в Элладе было гораздо больше городов, чем в Финикии? (В Финикии - Тир, Сидон, Библ, Бейрут. В Элладе - Афины, Микены, Аргос, Пилос, Коринф, Тиринф, Пирей, Милеет, Фивы, Спарта. Изрезанные берега Эллады имеют много удобных бухт, где возникли сначала рыбачьи поселки, а потом - портовые города.)

VI. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 25 Вигасина или с. 130-132 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему началась Троянская война?»; подготовить сообщение о жизни древнегреческого поэта Гомера (1 ученик); для любознательных: что обозначает выражение «яблоко раздора»? Для выяснения значения используй лингвистический словарь.

Дополнительный материал

Генрих Шлиман (1822-1890)

Свою трудовую жизнь известный археолог Шлиман начал подсобным рабочим в небольшом сельском универмаге. Не желая мириться с таким уделом, он стал искать приключения и нанялся юнгой на корабль, направлявшийся из Германии в Венесуэлу, но в самом начале пути попал в кораблекрушение и едва живой оказался в Голландии. За последующие несколько лет Шлиман сменил ряд профессий и к 25 годам стал достаточно опытным торговцем. Занимаясь международной торговлей, он по собственному методу овладел в совершенстве многими языками - английским, французским, голландским, испанским, португальским, русским, шведским, польским, древнегреческим. В результате увлечения древностями он пришел к убеждению, что «Илиаду» Гомера следует рассматривать не просто как литературное произведение, но и как серьезный исторический источник. В 1867 году эта мысль настолько овладела им, что заставила отказаться от погони за дальнейшими богатствами и обратила к поискам Трои.

14 июня 1873 года он нашел на месте Трои, под холмом Гиссарлык, первые золотые изделия явно древнее классической эпохи: знаменитую золотую диадему из 16 353 отдельных частей. Так началось открытие микенской цивилизации. Экспедиция Шлимана работала в Трое более 10 лет. Впоследствии его основное внимание привлекли Микены, где он нашел 5 царских гробниц с богатым инвентарем из золота и бронзы. Он поспешил телеграфировать королю Греции о том, что найдены могилы с погребальными масками и останками Агамемнона и его жены Клитемнестры. Впоследствии оказалось, что его находки в Трое и Микенах намного древнее эпохи, о которой повествует греческий эпос. Шлиман проводил работы в Тиринфе, Орхоменеи на Крите, опубликовал несколько книг - о Трое, Микенах, родине Одиссея Итаке и Пелопоннесе.

Энциклопедический словарь юного историка.

М., 1994. С. 33.

Уроки 31-32. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Цели: ознакомить учащихся с содержанием поэм Гомера, памятниками мировой культуры и важными историческими источниками; продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы, использовать исторические документы как источник знаний; на положительных образах гомеровских героев воспитывать трудолюбие, смекалку, стремление помочь людям, презрение к опасностям.

Оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)»

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме

«Микены и Троя»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 25.

КАРТОЧКА № 25 Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Почему началась Троянская война?» Для этого вспомни: - Что рассказывает миф о начале Троянской войны? - Кого не позвали на свой пир греческие боги? - Из-за чего поссорились богини Гера, Афина и Афродита? - В кого влюбился царь Трои Парис? - Какова действительная причина этой войны? Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

Богиню ссор и раздоров греческие боги не пригласили на свой пир. Она бросила среди гостей золотое яблоко. Три богини Гера, Афина и Афродита стали спорить, кому оно будет принадлежать. Решили, что спор рассудит царь Трои Парис. Парис увозит Елену Прекрасную из Спарты к себе. Тогда ее муж собирает большое войско и осаждает Трою. Так рассказывает о начале войны миф. Но на самом деле греческим царям нужны были земли на территории полуострова Малая Азия. Таким образом, в 1200 г. до н. э. царь Микен повел свое войско в Трою.

2. Работа с классом. Тест [7] ..

3. Устный ответ ученика по карточке № 25 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III. Переход к изучению новой темы

Более ста лет назад вопрос о древнейшей Греции еще не ставился. Даже поэмы Гомера считались просто литературными произведениями, совершенно не связанными с действительной жизнью. Весь ученый мир того времени склонялся к мнению, что они - соединения различных мифов. И только археолог Г. Шлиман подошел к ним как к историческим источникам. Вот и мы, на двух наших уроках, будем знакомиться с содержанием этих поэм и попробуем провести простейшие исследования: отделим вымысел от настоящих фактов, которые расскажут нам о жизни древних греков.

Задача для учащихся: ознакомиться с содержанием поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Информация для учителя

Поскольку содержание поэмы изучается на уроке, то текст ее напечатанный мелким шрифтом, целесообразнее зачитывать на уроке самому учителю. Перед изучением новой темы новые слова лучше прочитать вслух с классом.

IV. Изучение новой темы

ВАРИАНТ 1

План

1) Сведения о жизни Гомера.

2) Поэма Гомера «Илиада».

3) Поэма Гомера «Одиссея».

На доске: тема урока, новые слова: г. Илион, Гектор, Гомер,

Приам, Ахиллес, Алкиной, Навсикая, Демодок, Посейдон, Полифем, Гефест.

1. Сообщение учащегося о жизни древнегреческого поэта Гомера.

2. Рассказ учителя.

В основе поэмы Гомера «Илиада» лежит миф о последнем - десятом годе Троянской войны. Ее название происходит от другого имени города Троя - Илион. В наши дни ученые считают, что поэмы созданы были в VIII в. до н. э.

В этих поэмах боги являлись такими же действующими лицами, как и смертные люди. В «Илиаде» поэт ярко изображает быт военного времени - битвы, подвиги героев, жестокости войны. В «Одиссее» же он рисует главным образом картины мирной жизни. В VI в. до н. э. правитель города Афин Писистрат составил специальную комиссию, которой было поручено записать тексты обеих поэм, что она и сделала. С тех пор изучение текста обязательно в Греции для всех школьников. Высоко оценил эти произведения Платон: «Гомер воспитал всю Грецию».

На берегу Черного моря, в одной из колоний Греции, археологи нашли обломки камня с вырезанным на его поверхности началом «Илиады». Надпись была сделана явно неопытной рукой, так как в ней были найдены ошибки. Археологи предположили, что высек эти строчки начинающий камнерез, которому поэмы была дана в качестве упражнения.

3. Комментированное чтение текста учебника (пп. 2, 3, 4, 5 на с. 122-126 Вигасина или п. 2 на с. 133-134 Михайловского).

4. Беседа по прочитанному.

- События какой войны отражены в поэме Гомера «Илиада»? (События Троянской войны.)

- Кто является одним из сильнейших греческих воинов? (Это Ахиллес.)

- Почему Ахиллес обладал большой силой? (Его мать, богиня Фетида, выкупала младенца в реке, текущей в подземном «царстве мертвых».)

- Почему он отказался сражаться с троянцами? (Царь Агамемнон отобрал у него любимую девушку.)

- Какое место на теле Ахиллеса было единственно уязвимым? (Это пятка, так как его мать во время купания держала его за это место.)

- Кто убил самого близкого друга Ахиллеса Патрокла? (Военный вождь троянцев - Гектор.)

- Удалось ли Ахиллесу отомстить за смерть своего друга? (Да.)

- Какую, на ваш взгляд, достоверную информацию мы можем получить из этой поэмы о жизни греков? (Мы видим, что у греков существует рабовладельческое государство, так как в тексте есть упоминание о царе и рабыне. Греческие цари ведут войны, так как текст посвящен военным событиям. Рабами у греков становились пленные. Греки были храбрыми воинами и очень яростно сражались. Греческие воины облачались в специальные доспехи, которые были сделаны из металла: голову защищал шлем, грудь - специальный панцирь.)

- Какие качества ценят греки в человеке? (Они ценят силу, храбрость, дружбу, сострадание.)

- Попробуйте оценить поступки героев «Илиады». Что вас в них привлекает? Что вы осуждаете? Почему? (Ответы детей.)

5. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать пп. 1, 2, 4 § 27 Вигасина или п. 3 на с. 135-137 Михайловского.

6. Беседа по прочитанному.

- Откуда возвращался Одиссей, герой поэмы Гомера «Одиссея»? (Он возвращался с Троянской войны.)

- Какой царь дал приют Одиссею? (Царь Алкиной.)

- О каких испытаниях рассказывает Одиссей? (О встрече с циклопом Полифемом, с сиренами, о чудовищах Сцилле и Харибде, о расправе его с женихами в своем доме...)

- Нравятся ли вам герои «Одиссеи»? Если да, то чем?

- Осуждаете ли вы какие-нибудь их поступки? Какие?

- Какие положительные качества в людях ценили греки? (Смекалку, ум, способность не сдаваться суровым испытаниям жизни, целеустремленность. Любовь к своим ближним...)

ВАРИАНТ 2. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Учитель, предварительно попросив учащихся ознакомиться с материалами параграфа, предлагает написать сочинение «В чем значение поэм Гомера для современности?» (сочинение рассчитано на 30 минут, учебниками и записями ученикам разрешено пользоваться).

V. Закрепление изученного материала (на доске)

1. Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 9 (с. 8).

2. Определите, из какого литературного произведения взят этот отрывок. О каком эпизоде он рассказывает?

«...Нет, недостойное дело, бывши главою народа, в беды вовлекать нас, ахеян! Слабое, робкое племя, ахеяны мы, не ахейцы! В домы свои отплываем, а его (Агамемнона) мы оставим под Троей, здесь насыщаться чужими наградами...» (Отрывок из поэмы «Илиада».)

VI. Подведение итогов уроков

Домашнее задание: прочитать § 26, 27 Вигасина или § 23 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Какое значение имеют поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея"?»; для любознательных: что обозначают выражения «между Сциллой и Харибдой», «ахиллесова пята» и «Троянский конь»? Для выполнения задания воспользуйся лингвистическим словарем.

Урок 33. Религия древних греков

Цели: изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них; подвести учащихся к пониманию общей закономерности: религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделять главное.

Оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Поэмы

Гомера "Илиада" и "Одиссея"»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 26.

 

КАРТОЧКА № 26 Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Какое значение имеют поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея"?» Для этого вспомни: - Какие события отразил в своих поэмах древнегреческий поэт Гомер? - Попытайся сказать, какую достоверную информацию мы можем получить из содержания этих поэм на примере любого отрывка из этих поэм? - Что ценили в людях древние греки? Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

В поэмах «Илиада» и «Одиссея» древнегреческий поэт Гомер рассказывает о Троянской войне и об одном уцелевшем в ней герое - Одиссее. В произведениях много вымышленного, но и некоторую достоверную информацию можно получить. Например, читая фантастические истории, происходившие с Одиссеем, мы понимаем, что греки ценили в людях смелость, ум, способность не сдаваться перед трудностями жизни, целеустремленность и любовь к своим близким. Таким образом, произведения Гомера имеют большое значение и как литературные произведения, и как исторические источники о жизни древних греков.

2. Дифференцированная работа с учащимися письменно на листочках (5-7 человек).

В зависимости от уровня развития детей учитель выбирает задание сам.

а) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 9 (с. 8).

б) Прочитайте отрывки из поэмы и ответьте на вопросы. Вздулся кровавый синяк полосой на спине от удара. Сжался Терсит, из очей его брызнули крупные слезы.

Муж великанского роста в пещере той жил, одиноко. Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился,

Мачту поднявши и белый на мачте расправили парус, Все мы взошли на корабль и пустились в открытое море...

Определите, из каких литературных произведений приведены эти отрывки. Расскажите об одном из описанных здесь эпизодов. Что можно узнать из этих отрывков о жизни греков в это время?

3. Работа с классом.

а) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 14 (с. 12).

б) Решите задачу.

- Почему поэмы Гомера были сложены гораздо позже Троянской войны? Было ли что-нибудь подобное в русской истории и литературе? (Русские былины о богатырях были сложены в XV-XVI вв., когда Россия стала великой державой, хотя герои былин жили в XI-XIII вв. Разница во времени их создания почти такая же, как между Троянской войной и поэмами Гомера.)

4. Устный ответ ученика по карточке № 26 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III. Переход к изучению новой темы

1. Беседа с учащимися.

- Дайте определение понятию «религия». (Религия - это вера человека в сверхъестественное.)

- Почему появляются религиозные верования? (Потому, что человек не мог объяснить явления природы.)

2. Рассказ учителя.

Читая поэмы Гомера, мы убедились, что в содержании их встречаются названия различных древнегреческих богов, которые либо помогают, либо, наоборот, не помогают героям его произведений. Сегодня на уроке мы познакомимся с разными греческими богами.

- Ознакомимся с мифами о древнегреческих богах.

IV. Изучение новой темы

План

1) Боги Греции.

2) Миф о Деметре, Дионисе, Прометее.

На доске: тема урока, новые слова: гора Олимп, боги: Зевс, Аид, Деметра, Дионис, Гефест, Цербер - пес с тремя головами и змеиным хвостом

1. Рассказ учителя.

Греки верили, что главные боги живут большой семьей в роскошных дворцах на вершине горы Олимп. Главным богом у греков был Зевс, это был бог дождя, грома и молний. Его изображали могучим мужчиной средних лет. Он господствовал на небе. Взмахнет Зевс рукой - удары грома раскатываются по небу, сверкнет молния - и хлынут потоки дождя. Один раз в четыре года в Олимпии устраивали Олимпийские игры в честь бога Зевса. По преданию, именно в Олимпии Зевс одержал победу над своим отцом Кроном.

Крону сказали о том, что его дети отнимут у него власть. Тогда он решил съесть своих детей, рожденных от Реи. Однажды, когда родился Зевс, Рея решила подсунуть ему камень, завернутый в пеленку. Так и получилось, что Зевс остался жить, и когда он вырос - победил своего отца.

2. Работа с иллюстрацией «Боги и богини Греции», с. 133 Вигасина.

3. Заполнение таблицы в ходе изучения материала (в тетрадях).

Имена богов Какие силы природы они отражали Покровителями каких занятий они считались
     

 

4. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Прочитать миф о Деметре и Персефоне, миф о Прометее,

с. 134-135 Вигасина.

5. Беседа по прочитанному.

- Какие боги были покровителями некоторых занятий древних греков? (Гефест - покровитель кузнечного дела, Деметра - покровительница земледелия, Дионис - покровитель виноделия...)

- Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона, а в религии египтян не было вовсе ни бога грома и молний, ни бога моря? (Это связано с разными природными климатическими условиями, в которых жили греки и египтяне. В Египте почти не бывает дождей, Средиземное море не играло в их жизни большой роли. В Греции же нет реки, подобной Нилу, от которой зависела бы вся хозяйственная жизнь страны.)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...