Решение задач с классом на выбор учителя. 4 глава
- Д ля проведения игрового урока учителю следует заранее сообщить ученикам об игре, ее правилах, распределить роли и попросить их подготовиться к игре, предварительно прочитав параграф. Класс должен быть поделен на две группы: «индийцы» и «египтяне». Они должны определить сходства и различия в социальном строе Египта и Индии. Игра Учитель на доске чертит таблицу.
Ученики, отыскивая сходства и различия между рыцарями и самураями, должны предлагать пункты, которые могли бы быть внесены в таблицу. Ученики могут пользоваться учебниками, тетрадями и любыми доступными им пособиями. Предложения учеников внести тот или иной пункт в таблицу должны быть аргументированными. Для того чтобы таблица представляла собой систематизированное знание, предполагается, что учитель должен направлять рассуждения учеников по следующему плану: 1) социальные группы; 2) причины превосходства одних над другими; 3) возможность перехода из одной группы в другую; 4) роль государства в социальном строе страны. По мере предложений учеников учитель должен заполнять таблицу, а ученики - переносить ее в тетради. За каждое аргументированное предложение ученик должен получать очко. Ученик(и), набравший наибольшее количество очков, получает пять. V. Закрепление изученного материала - Возникновение неравенства среди индийцев было закреплено религией. Объясните происхождение каст в Индии. Считаете ли вы справедливым разделение людей на касты? Мог ли человек перейти из одной касты в другую? (Религия Индии закрепила социальное неравенство в обществе. Конечно, это было несправедливо. Перейти из одной касты в другую было невозможно.)
VI. Подведение итогов урока Домашнее задание: прочитать § 21 Вигасина или § 19 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «На какие группы людей делилось древнеиндийское общество?»; прочитать легенду о Будде (Вигасин, с. 99), подумайте, какие выводы можно сделать из этого документа; для любознательных: подготовить сообщение о появлении шахмат; подготовить сообщение о письменности и книгах древних китайцев (1 ученик). Дополнительный материал Древнеиндийское рабовладельческое общество состояло из трех классов (рабовладельцы, рабы, свободные мелкие производители). Свободное население делилось на четыре общеиндийских сословия - варны (брахманы - члены жреческих родов, кшатрии - воины, вайшьи - рядовые общинники, шудры - неравноправные члены общества), а внутри варн - на множество местных замкнутых каст. К настоящему времени можно считать установленным, что варны как социальный институт значительно более раннего происхождения, чем касты. Возникновение варн связано с формированием раннекланового общества на территории Северной Индии. Источники позволяют соотнести появление варн с расселением в Северной Индии ариев и разложением у них родо-племенного строя, с выделением аристократии, жречества. Принадлежность к варне определялась рождением и наследовалась. Сословное деление было присуще и другим древним обществам,,но в Древней Индии ему характерна прочность, четкость. Объясняют это острой заинтересованностью господствующего класса во внеэкономическом принуждении трудящихся в условиях этой страны (богатство естественных и относительно легкодоступных средств к существованию: дикорастущие злаки, ягоды, плоды, дичь, рыба и т. д.; минимальные потребности в одежде, жилье). Варневое деление освящалось религией. Оно не совпадало с классовым. Варны различались в правах й обязанностях. Варны не следует отождествлять с кастами. Касты появились позднее. Каст, в отличие от варн, было множество - свыше 400.
Касты формировались на стадии классового общества в условиях неравномерного социально-экономического развития страны. В касты обособлялись группы людей, объединенные социальным положением, выполнением наследственных занятий, профессий, принадлежностью к определенным этническим, а также религиозным общностям. «Законы Ману» - сборник предписаний о долге, правилах поведения индийца в частной и общественной жизни. Его составление предписывается мифическому прародителю людей Ману. В действительности этот сборник создавался одной из брахманских научных школ в течение нескольких веков. В дошедшей до нас редакции он датируется примерно рубежом новой эры. Схематически социальную структуру древнеиндийского общества можно изобразить следующим образом: Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира.
Урок 26. Китайский мудрец Конфуций Цели: ознакомить учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция; продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, формулировать несложные выводы, работать с текстом учебника, выделять главное. Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н. э. - III в. н. э.» Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Индийские касты» 1. Подготовка устного ответа по карточке № 22.
Примерный ответ учащегося В Древней Индии существовала легенда о том, что бог Брахма из частей своего тела создал четыре касты. Касты - группы людей, у которых были строго определенные права и обязанности. Самыми почтенными в Индии считались брахманы - жрецы. Они носили одежду из белых тканей и служили богам. Для того чтобы стать настоящим брахманом, нужно было долго и основательно учиться. Воины участвовали в военных битвах, защищали царей, носили одежду из красной ткани. Земледельцы должны были работать **а земле, заниматься хозяйством. Они носили одежду из желтой ткани. Слуги делали разную работу, обслуживали своих хозяев, подчинялись представителям вышеуказанных каст, их цвет одежды - черный. Но тяжелее всех было неприкасаемым. Эти люди делали самую грязную работу и были изгоями в обществе. Таким образом, неравенство между этими группами казалось индийцам естественным и вечным. Его закрепляла религия.
2. Работа с классом (учитель выбирает любой из предложенных вариантов). Вариант 1. Беседа по прочитанной легенде о Будде (с. 98-99 § 21 Вигасина). - Когда произошло объединение Индии? (В III е. до н. э.) - Какой царь объединил Индию? (Царь Ашока.) - Как вы думаете, почему Ашока стал исповедовать буддизм и призывать к этому жителей своего государства? (Когда существует единая вера, легче объединить народ, легче им управлять.) - У какого народа Древнего мира подобные заповеди мы уже встречали? (У евреев, которые похожие заповеди поместили в Библию.) Вариант 2. Тест [5] . 3. Устный ответ ученика по карточке № 22 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10). III. Переход к изучению новой темы Мы познакомились с религиозными верованиями древних индийцев. Выяснили, что Будда, основатель буддизма, учил отдавать предпочтение личным достоинствам человека, а не его происхождению. А вот чему учил китайский мудрец Конфуций, мы выясним сегодня на уроке. - Ознакомимся с учениями китайского мудреца Конфуция. IV. Изучение новой темы План 1) Географическое положение и природные условия Китая. 2) Конфуций - древнекитайский философ. 3) Учение Конфуция. На доске: тема урока, новые слова: Хуанхэ, Янцзы, Конфуций, бамбук. 1. Работа по карте (с. 103 Вигасина). - Где находится Китай? (В Восточной Азии.) - Какие крупные реки протекают по территории Китая? (На севере - Желтая река (Хуанхэ), на юге - Голубая река (Янцзы).) - Какой рельеф в этом государстве? (На западе лежат горы и пустыни Центральной Азии, на северо-западе - степи, а на юге - горы Южной Азии, покрытые тропическими лесами.)
- Какой город сегодня является столицей Китая? (Пекин.) 2. Рассказ учителя. Великие реки Китая похожи на реки Тигр и Евфрат. Они очень бурные, несут много ила и песка, часто внезапно разливаются, разрушая дамбы и смывая почву с полей. Освоение долин этих рек началось около 2000 г. до н. э. в среднем течении Хуанхэ. Позднее, около 1700 г. до н. э., здесь возникли первые государства, правители которых часто враждовали между собой. Об обычаях древних китайцев рассказывал мудрец Конфуций, которого очень почитали китайцы (подробнее о Конфуции см. ниже в дополнительном материале для учителя). 3. Работа с историческим документом на с. 104-105 Вигасина. 4. Беседа по прочитанному. - Всякого ли образованного человека Конфуций считал настоящим ученым? (Нет, только того, кто жил честным трудом, не стремился к приобретению богатства, посвящал себя науке.) - Согласны ли вы с наставлениями Конфуция? Если да, то с какими? Если нет, то с какими? (Ответы детей.) 5. Сообщение учащегося о письменности и книгах древних китайцев. V. Закрепление изученного материала а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 89 (с. 74). б) Решите задачу. Подумайте, чему учил древний китайский философ: «Все в государстве не могут быть равными. Если бы все были знатными, дела не выполнялись бы. Если же сделать, чтобы совсем не было знатных, то народ сам не может управляться. Поэтому и различают знатных и низких, чтобы создавать справедливость знатности и подлости... Поэтому дети земледельцев всегда становятся земледельцами». - Определите, чьи интересы выражает этот документ. Чем была вызвана необходимость его появления? Мог ли это говорить Конфуций? (Этот философ пытается закрепить неравенство, существовавшее в обществе. Пытается защитить интересы имущих слоев общества.) VI. Подведение итогов урока Домашнее задание: прочитать § 22 Вигасина или § 20л. 1, 3 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Чему учил китайский мудрец Конфуций?»; рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 83, заполните контурную карту «Китай в древности»; для любознательных: а) подумайте, в чем сходство и в чем различия учений Будды и Конфуция; б) подготовить сообщение о строительстве Великой Китайской стены (1 ученик). Дополнительный материал Конфуций (Кун Цю) (551-479 гг. до н. э.) Древний китайский проповедник и писатель. В историю мировой культуры Конфуций вошел как основоположник особой религии - конфуцианство. Это имя было дано ему иезуитскими миссионерами примерно через 2000 лет после его смерти.
Как о любом религиозном деятеле, о нем складывались различные легенды. Согласно одной из них матери Конфуция было видение о том, что она должна отправиться в пещеру, где родится ее сын. Женщина отправилась туда и родила младенца. Вокруг новорожденного парили драконы и бодисатвы. На самом же деле Конфуций родился в городе Лу (совр. Цюйфу провинции Шаньдун) в благородной, но обедневшей семье аристократов, чиновников и военных. Поэтому его жизнь была наполнена лишениями и одновременно страстным желанием пробиться и стать достойным и уважаемым членом общества. Его отличало жадное стремление к знаниям. Юноша много читал и старался приобрести любые книги, какие только ему удавалось найти. Книг в то время было немного, и они писались на кусках дерева бамбука или на шелке. В первую очередь его интересовали традиции и религии Китая, древняя история и литература. Конфуций много учился и в 22 года начал обучать сам, вскоре прославившись как один из лучших педагогов Китая. В школе Конфуция дети изучали четыре дисциплины: мораль, язык, политику и литературу. После смерти матери он последовал общепринятому обычаю - вернулся домой и соблюдал траур три года. Он отказался от всех удовольствий, только читал и занимался самообразованием. Ему тогда было 42 года. В 50 лет Конфуций начал политическую деятельность и вскоре занял высокое положение в Jly. Но какое-то время спустя ему пришлось уйти со службы из-за интриг. После этого Конфуций в течение 13 лет путешествовал по Китаю, но так и не нашел применения своим способностям и идеям. В дальнейшем он уже не вернулся на службу и большую часть жизни занимался тем, что преподавал и служил домашним учителем детей в семьях знатных господ и официальных лиц. Кроме того, он собирал и редактировал основные философские книги «Шуцзин», «Ицзин», а также первую историческую хронику Китая «Чуньцю». Учение Конфуция стало известно по книге «Луньюй» («Беседы и суждения»), составленной из записей, сделанных его учениками. Суть учения Конфуция сводилась к тому, что необходимо создать организованное общество, в котором люди будут довольны своим положением. Для этого всем следует жить в гармонии, быть честными, добрыми и законопослушными, а также уважать своих родителей. Он также утверждал, что управлять низшими классами следует прежде всего с помощью доброты и гуманного к ним отношения, а не с помощью силы. Отсюда и происходит китайская традиция правления, когда правитель и его чиновники являются для народа «отцом и матерью». Подобные взгляды Конфуция основывались на его особом отношении к семье и на поклонении предкам. В свою очередь корнями они уходили в традиции китайской культуры. В своем учении Конфуций развивал положения древних учений, где говорилось об уважении людей друг к другу и о необходимости соблюдать обычаи. Он также полагал, что дворянин и придворный чиновник должны не стремиться к власти и получению новых чинов, а изучать музыку, поэзию и историю своих предков. Соблюдение обрядов означало почитание памяти предков, появление уважения к современным правителям и почтение к пожилым людям. Последние годы жизни Конфуций провел, записывая свои мысли. Изречении были собраны в литературный сборник, получивший название «Аналекты Конфуция». Одно из изречений, например, гласит: «Не причиняй другим то, что они могут причинить тебе». Распространение идей Конфуция началось с правления династии Хань (202 г. до н. э.), тогда была принята идея философа о необходимости работы ученых людей в правительстве и начато обучение правительственных чиновников. Вскоре идеи Конфуция были признаны государственной религией Китая и оставались таковыми до 1912г., когда был сброшен последний китайский император. Правда, к началу 20-х гг. влияние конфуцианства в Китае ослабло, и сегодня на его место пришел буддизм. Все обо всех. Том 2. М., 1996. С. 131-135. Урок 27. Первый властелин единого Китая Цели: подвести учащихся к пониманию значения образования единого Китая и изобретений китайцев; продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Индия и Китай. 3 тыс. до н. э. - III в. н. э.». Ход урока ВАРИАНТ 1 I. Организационный момент П. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Китайский мудрец Конфуций» 1. Подготовка устного ответа по карточке № 23.
Примерный ответ учащегося Известный китайский мудрец Конфуций считал, что нужно соблюдать традиции, которые установились с давних времен. Младшие должны уважать и слушаться старших. Для того чтобы стать мудрым человеком, нужно много читать, приобщаться к мудрости древних. Воспитанным считался тот человек, который обладал хорошими манерами. Например, при входе в дом нужно снимать обувь, сидеть нудно было подогнув под себя ноги, есть двумя палочками, волосы заплетать, быть вежливым. Любой правитель государства должен заботиться о своих подданных. Он не должен быть жестоким. Таким образом, многие положения учения Конфуция современны и сегодня. Особенно отношение к старшим, к учениям. 2. Индивидуальная работа с учащимися. а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 88 (с. 73-74). б) Реши задачу. Из китайских народных песен: Наши крысы, наши крысы, Не грызите вы посевы. Мы живем у вас три года, А наград от вас не видно. Бросим вас, уйдем подальше, В страны счастья мы уйдем. Посмотри на крысу: у нее есть шкура, А у господ нет и благородства. Если человек не имеет благородства, Что ему еще делать, как не умирать? - Кого авторы песен показывают в образе вредителей посевов - крыс? - Какие мысли и чувства народа переданы в этих песнях? (В об разе вредителей посевов - богатые люди, эксплуатировавшие бедных, которые мечтали о лучшей жизни.) 3. Работа с классом. а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 87 (с. 73). б) Решите задачу. На гадательных костях были найдены вопросы к богам: Правильно ли принести в жертву военнопленных? Правильно ли закапывать рабов или нет? Принести в жертву 30 человек, 10 быков? Если головы люда принести в жертву, царь получит помощь? - Какие выводы можно сделать на основании этих письменных источников о хозяйстве, строе, верованиях древних китайцев? (Данные надписи свидетельствуют о существовании у древних китайцев религиозных верований, о жертвоприношениях, о существовании рабства, о жестоком обращении с рабами.) 4. Устный ответ ученика по карточке № 23 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10). III. Переход к изучению новой темы Мы знаем, что китайский мудрец Конфуций учил правителей заботиться о своих подданных, не мучить их суровыми наказаниями и не проявлять жестокость. В 221 г. до н. э. единым правителем Китая стал Цинь Ши Хуан. Он смог объединить отдельные китайские государства в одно. Какое это имело значение для жителей Древнего Китая? Выполнял ли он заветы мудреца Конфуция? Вот это мы и узнаем сегодня на уроке. - Какое значение имело для жителей Древнего Китая объединение страны в единое государство? IV. Изучение новой темы План 1) Объединение Китая в 221 г. до н. э. 2) Управление государством Цинь Ши Хуаном. 3) Открытия китайцев. На доске: тема урока, новые слова: Цинь ШиХуан, гунны, бойница, Южно-Китайское море. 1. Рассказ учителя. Итак, в 221 г. до н. э. правителем единого китайского "государства стал Цинь. Он принял новый императорский титул Цинь Ши хуанди. Его министр Ли Сы - очень умный и жестокий человек - провел важнейшие преобразования и реформы. Была установлена единая система мер и весов, единая денежная система, проложены хорошие дороги. Чиновники провели перепись населения по всей стране, так что император зиал, какие налоги можно собрать с крестьян и ремесленников. Вся территория государства была разделена на 36 областей во главе с наместниками, которых назначал император. Император держал людей в страхе. За малейшую провинность людей били и даже отрезали нос. За преступление одного человека, наказывали всю семью, а также соседей. Он уничтожил многих почитателей учений Конфуция. Кроме этого император затеял военные походы в другие страны. Для чего? Это вы объясните сами. 2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать п. 2 § 23 на с. 107 Вигасина или п. 2 § 20 на с. 115 Михайловского. 3. Беседа по прочитанному. - С какой целью Цинь Ши Хуан организовывал военные походы? (Его интересовали новые земли, желание присоединить их и расширить свои территории.) - Куда были организованы походы? (На побережье Южно- Китайского моря.) - С кем на севере страны воевали жители Древнего Китая? (С племенами гуннов.) 4. Сообщение о строительстве Великой Китайской стены (делает 1 ученик). ВАРИАНТ 2. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Учитель, предварительно попросив учащихся ознакомиться с материалами параграфа, предлагает написать сочинение «Чем отличается режим правления Цинь Ши хуанди от государственного механизма в Древнем Египте?» (сочинение рассчитано на 30 минут, учебниками и записями ученикам разрешено пользоваться). V. Закрепление изученного материала - Что положительного дало древним китайцам объединение страны в единое государство? (Прекратились войны между жителями этой страны, принята была единая система мер и весов, денежная система. Это облегчило торговлю людей. Построены хорошие дороги.) - Как изменилась жизнь простых китайцев при императоре Цинь Ши Хуане? (Их жестоко эксплуатировали, собирали налоги, наказывали за малейшую провинность и недовольство.) VI. Подведение итогов урока Домашнее задание: повторить к контрольно-обобщающему уроку: а) новые термины, которые изучали в разделе «Древний Восток»; б) § 13, 16, 18, 20 Вигасина, § 15, 16, 17, 18 Михайловского. Дополнительный материал В это время китайская государственность изменялась медленно, зато наука, литература и ремесла развивались быстро. Именно в то время китайцы научились выращивать гусениц бабочки-шелкопряда и делать шелковые ткани. Росло производство железа, а из бронзы делали красивые сосуды и статуи. В V в. до н. э. началось строительство Великой Китайской стены, которая отделяет плодородные земли Китая от сухих степей, населенных кочевниками. У кочевников (гуннов) китайцы научились ездить верхом; появилась боевая конница. Китайские оружейники изобрели арбалет (самострел) для борьбы с конными лучниками. Китайская наука достигла в это время больших успехов. Астрономы и математики Китая не уступали своим коллегам из Египта, Вавилона и Греции. В Китае впервые был изобретен компас из намагниченного железа, помогавший воинам и купцам находить верный путь через степи и леса. Китайские путешественники в это время проникли в горные джунгли за рекой Янцзы, а на западе они достигли Средней Азии и завязали торговлю с жителями Самарканда и других городов. Постоянная торговля с Западом по Великому шелковому пути началась после объединения всей страны империей Хань (И в. до н. э.). В это время китайцы писали на бамбуковых дощечках, а важные документы записывали кисточкой на шелке. Позднее они научились делать бумагу из ветоши и древесной коры. В Китае (одновременно с Грецией) возникла наука о государственном управлении. Китайские ученые часто становились министрами. Около 500 г. до н. э. ученый Конфуций (Кун Цю) основал первый университет и привел в систему летописи, составленные в разных княжествах. Учение Конфуция о правилах поведения князей, чиновников, воинов и крестьян распространялось в Китае так же широко, как учение Будды в Индии. Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира. М., 1994. С. 55. Урок 28. Контрольно-обобщающий урок по разделам Цель: систематизация и контроль качества знаний учащихся по этому разделу. Ход урока L Организационный момент II. Проведение теста[6] (15 минут) III. Работа с текстом исторического источника Учащимся предлагается прочитать текст (10 минут). IV. Воистину: азиаты все стали подобны египтянам, а египтяне (1) [стали] подобны чужеземцам, выкинутым на дорогу. Воистину: волосы выпали у всех. Не различается сын мужа от такого, который не имеет отца. Воистину: [страдают] (2) из-за шума. Не прекращается шум в годы шума. Нет конца шуму. Воистину: большие и малые (говорят): «Я желаю, чтобы я умер». Маленькие дети (3) говорят: «О если бы он (т. е. отец) не дал бы мне жизнь». Воистину: дети знатных разбиваются об стены. Дети любимые кинуты на высоты (4). Хнум скорбит из-за бессилия своего. Воистину: те, которые лежали в месте бальзамирования, они кинуты на высоты. Тайны бальзамировщиков раскрыты. Воистину: (6) вся Дельта, она больше не защищена. То, что дорого стране севера, находится на путях, открытых удару. Что (7) нам делать, чтобы не было доступа всюду? Пусть скажут: держись вдали от места тайн! (ибо) смотри! оно в руках, не знающих его, как будто они знали бы (8) его. Варвары стали искусны в работах Дельты. Воистину: люди зажиточные поставлены к работе над ручными мельницами. Те, которые были одеты (9) в тонкое полотно, они избиваются палками. Те, которые не видели (сияния) дня, они выходят беспрепятственно Те, которые лежали на ложах мужей своих, пусть спят они на баржах...Скажут они: Тяжело мне на барже с миррой (11), то пусть нагрузят их сосудами, полными с... Пусть узнают они носилки. Что касается слуг, (то ведь) те больны! (А) это хорошее лекарство для них (12), (когда) из-за них страдают благородные женщины, подобно рабыням. То, что поют певцы в хоромах (13) богине Мерт, это скорбь, повесть (о муках) над жерновом. Воистину: рабыни все стали владеть устами своими. Если говорят (14) их госпожи, то это тяжело переносить рабыням. VI. Воистину: зерно гибнет на всех путях. Люди лишены платья, мази и масла. Все (4) говорят: нет ничего. Закром разрушен. Страж его повержен на землю. Это несчастие для сердца моего. Я подавлен (5) совсем. О! если бы я мог дать (услышать) мой голос в этот час, чтобы он спас меня от того несчастья, в котором я нахожусь. Воистину: прекрасная судебная палата. Расхи(6)щены ее акты, лишены хранилища ее тайн (своего) содержания. Воистину: магические формулы стали общеизвестными. Заклинания «шем» и заклинания «сехен» сделались опасными, ибо они запоминаются (теперь всеми) людьми. Воистину: вскрыты архивы. Расхищены их податные декларации. Рабы стали владельцами (8) рабов. Воистину: (чиновники) убиты. Взяты их документы. О, как скорбно мне из-за бедствий этого времени. Воистину: (9) писцы по учету урожая, списки их уничтожены. Зерно Египта стало общим достоянием. Воистину: свитки законов (10) судебной палаты выброшены, по ним ходят на перекрестках. Бедные люди сламывают их печати на (11) улицах. Воистину: бедные люди достигли положения Эннеады, (ибо) то веде-; ние дел дома Тридцати лишилось своей замкнутости. (12) Воистину: великая судебная палата стала (местом) выхождения и вхождения в нее. Бедные люди выходят и входят в великие дворцы. Воистину: (13) дети вельмож выгнаны на улицу. - Человек знающий подтвердит все это, глупец [же] будет отрицать, [ибо] невежде будет казаться прекрасным [все свершающееся] перед ним... Речение Ипувера (около 1300 г. до н. э.). Учащимся предлагается на основании прочитанного написать сочинение-эссе на тему «Какое событие описывает Ипувер». Работа рассчитана на 15 минут. Учащиеся могут пользоваться всеми необходимыми материалами. IV. Подведение итогов урока Домашнее задание: подготовить сообщение о том, как мы узнаем 1 жизни древних греков (на примере раскопок на о. Крит) - 2 ученик. РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ Урок 29. Греки и критяне Цели: ознакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции, с древнейшим периодом греческой; истории; продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, сравнивать природные условия разных стран. Оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V в. I до н. э.)», современная карта мира. Ход урока I. Организационный момент Информация для учителя Поскольку прошлый урок был контрольно-обобщающим, то этот урок нужно полностью посвятить изучению новой темы. II. Изучение новой темы ВАРИАНТ 1 План 1) Природа и местонахождение Древней Греции и о. Крит. 2) Миф о Тесее и Минотавре. 3) Откуда мы знаем о древних греках. На доске: тема урока, новые слова: Балканский полуостров, 1. Крит, Микены, Тиринф, Пилос, Афины - города, Минос, Минотавр, Ариадна, Дедал. 2. Рассказ учителя. Более трех с половиной тысяч лет назад в Европе, в южной части Балканского полуострова, жили греческие племена. Древние греки называли свою страну Элладой, а себя - эллинами. (Греками их называли римляне, историю которых мы будем изучать позже). Поэтому сегодня на уроке мы познакомимся с природными условиями Древней Греции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|