Решение задач с классом на выбор учителя. 1 глава
а) В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др. - Какие выводы можно сделать на основании этих погребений? Обоснуйте свое мнение. (Во-первых, у жителей древнего города Ура существовали религиозные верования, так как вера в загробную жизнь заставляла их хоронить вместе с хозяином и слуг, и конюхов, и музыкантов. Во-вторых, наличие неравенства среди людей, появление богатых и бедных, так как из 2000 гробниц всего лишь несколько отличались от других. Но чем! Золотыми украшениями и нахождением там слуг, конюхов и т. д.) б) В документе написано о мальчике, который опоздал на занятия, плохо учился и был несколько раз наказан ударами палки. А когда он вечером рассказал об этом отцу, тот очень обеспокоился. На другой день отец пригласил учителя. Его посадили на почетное место, угостили хорошим вином, потом подарили учителю нарядную одежду и надели на палец кольцо. - Подумайте, чем был обеспокоен отец ученика? Почему он принимал учителя как высокого гостя и сделал ему дорогие подарки? (Отец был обеспокоен тем, что из сына при таком отношении выйдет плохой писец, а писцы в то время очень ценились, так как они были помощниками царей.) 4. Устный ответ ученика по карточке № 15 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10). III. Изучение новой темы План 1.Вавилон - главный город Двуречья. 2.Законы царя Хаммурапи. На доске: тема урока. 1.Рассказ учителя. Города Двуречья долго воевали между собой за право быть главным. Победил в этой борьбе Вавилон, под властью которого объединилось все Двуречье. (Найдите город на карте.)
Вавилон был самым большим городом Передней Азии. Его улицы были четко распланированы. Город украшали величественные ворота, дома, храмы. Около ворот стоял царский дворец с висячими садами, которые считались одним из семи чудес света; в центре Вавилона возвышалась девяностометровая храмовая башня. С башни жрецы наблюдали за движениями звезд и планет. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750 г. до н. э. Работа с историческим документом. Законы царя Хаммурапи § 7. Если человек купит из руки сына человека (полноправный житель Вавилонского царства) или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, (то) этот человек - вор, его должно убить. § 53. Если человек ленится укрепить плотину своего поля и (вследствие того, что) плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля (общины), то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил. § 59. Если человек срубит в саду человека дерево без (ведома) хозяина сада, (то) он должен отвесить 1/2 мины (мера веса и денежного счета - около 0,5 кг) серебра. § 229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный дом обвалится и причинит смерть хозяину дому, (то) этого строителя должно убить. § 274. Если человек нанимает какого-либо ремесленника, (то) плату... 5 ше (0,05 г) серебра, плату землекопа, портного, камнереза, кузнеца, столяра, кожевника, плотника, строителя, (в) день (он должен) давать. § 48. Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле, или наводнение унесет (жатву), или вследствие засухи в поле не вырастет хлеб, (то) он может в этом году хлеб своему заимодавцу не возвращать и уничтожить свой документ, также и проценты за этот год он может не отдавать.
§ 205. Если раб человека ударит (по) щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо. § 26. Если редум или баирум (категории воинов), которому приказано выступить в царский поход, не пойдет, или наняв наемника, пошлет его в замену себя, (то) этого редума или баирума должно убить; нанятый им может забрать его дом. Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 59-63. 3. Беседа по вопросам к документу. - На какие группы делилось население Вавилонского царства? (Рабы, человеки (полноправные жители), ремесленники и земледельцы.) - Какие металлы обрабатывали жители Вавилонского царства? (Золото, серебро.) - Каких домашних животных разводили жители Вавилона? (Волов, овец, ослов.) - Что умели делать жители этой страны? (Обрабатывать землю, разводить сады, строить дома и плотины, шить одежду, изготовлять орудия труда, обрабатывать кожу, торговать.) - Если человек не имеет средств к существованию, как он может выйти из этого положения? (Взять землю в аренду (на временное пользование) под проценты.) - Как наказывали рабов? (Наносили увечье - отрезали ухо, но не убивали.) - Как наказывали воинов, которые отказывались выполнить приказ военачальника? (Убивали.) - С какой целью вводились такие жестокие порядки в армии? (Хаммурапи нужна были сильная боеспособная армия для поддержания порядка в стране, для укрепления собственной власти.) ВАРИАНТ 2 Учащимся после ознакомления с выдержками из законов Хаммурапи предлагается написать сочинение «Хаммурапи как мудрый правитель» (на это задание следует дать 20 минут, учебниками и записями ученикам разрешено пользоваться). IV. Закрепление изученного материала - Какое значение имели эти законы для жителей Вавилона? (Это были правила, по которым жили жители этого государства.) - Какое значение эти законы имеют для нас, людей, живущих в XXI в.? (Они дают нам информацию о том, как жили жители Вавилона при Хаммурапи, чем занимались, как им разрешал поступать закон в той или иной ситуации.) V. Подведение итогов урока Вариант урока 18. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы (урок-игра) Для проведения урока следует предварительно дать ученикам задание прочитать необходимый параграф. Предполагается также распечатать для учащихся дополнительные материалы, прилагаемые к уроку.
I. Игра Учитель выбирает 6 человек, которым поручает в качестве домашнего задания написать коллективное сочинение от имени вавилонского царя XVIII в. до н. э. «Мои законы». На уроке представители этой группы зачитывают сочинение. После этого учитель и учащиеся задают авторам вопросы, вступают с ними в дискуссию. Авторы отстаивают свои положения исходя из мировоззренческих установок гуманизма. Если сочинение будет признано удачным, его авторы получают оценку пять, отличную оценку получают также учащиеся, активно принимавшие участие в дискуссии. II. Подведение итогов урока В конце урока учитель напоминает учащимся, что именно на Древнем Востоке возникла та юридическая система, которая существует до сих пор. Домашнее задание: прочитать § 14 Вигасина; подготовить развернутый ответ на вопрос: «О чем рассказывают законы Хаммурапи?»; рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 53 (с. 44). Дополнительный материал Законы царя Хаммурапи Законы Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) - шестого царя первой Вавилонской династии - найдены французской археологической экспедицией в 1901 г. в Сузах (столица Элама), хранятся в Луврском музее в Париже. Законы высечены на черном базальтовом столбе, который в качестве трофея был увезен эламитами из Вавилонии в XII в. до н. э. Кодекс законов содержит 282 статьи, но на столбе сохранилось только 247 статей, 35 статей выскоблены, очевидно, по приказу эламского царя. Впоследствии недостающие статьи были восстановлены на основе фрагментов дубликатов, найденных в Сузах, в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (669 - ок. 630 гг. до н. э.) в Ниневии. Клинописный текст состоит из трех частей: введения, собственно законов и заключения. В первой и последней частях указана цель составления законов: чтобы сильный не угнетал слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове...» В верхней части лицевой стороны столба изображен Хаммурапи стоящим в молитвенной позе перед сидящим богом солнца и правосудия Шамашем, вручающим ему законы. Законы Хаммурапи позволяют охарактеризовать экономический и общественный строй Древневавилонского царства.
В статьях законов можно найти упоминание о том, что в Вавилоне были развиты оросительное земледелие, скотоводство, ремесла, торговля; сельскохозяйственными орудиями труда были плуг, борона, лопата, мотыга, оросительное орудие. Статьи законов об аренде и найме, так же как и о рабстве- должничестве, свидетельствуют об имущественном расслоении, лишении крестьян частично или полностью земли, скота, сельскохозяйственных орудий. В статьях указывается на определенную плату за аренду или наем. В эпоху Хаммурапи значительное развитие получило долговое рабство. В долговое рабство попадали разорявшиеся крестьяне, ремесленники. Они, беря в долг зерно, деньги у богачей, обязывались возвращать долг с процентами. При возврате зернового долга уплачивали 30% годовых, а денежного - 20%. Должник, не погасивший в срок ссуду, становился рабом своего кредитора или отдавал ему в кабалу человека своей семьи. Это приводило к обострению отношений между бедными и богатыми. Чтобы смягчить эти противоречия, Хаммурапи ограничил действия заимодавцев. Они обязаны были: 1) брать от должника хлеб в счет погашения денежного долга, но не имели права самовольно брать зерно из амбара или закрома должника; 2) по истечении трех лет на четвертый год отпускать должников на свободу; 3) в течение трех лет с должником нельзя было плохо обращаться. В случае смерти должника от побоев или дурного обращения по принципу равного возмездия казнили соответственно члена семьи заимодавца (дочь, сына, жену). Этими мерами Хаммурапи хотел защитить бедных от произвола богатых и тем самым укрепить единство свободных людей. Из статей законов видно, что рабами были военнопленные. Иногда в рабов обращали осужденных по суду. Раб находился в полной собственности своего хозяина. Раба можно было продать, передать наследнику. В наказание рабов обычно не убывали, не калечили. Им наносили физическое увечье - отрезали ухо, что не лишало раба трудоспособности. Убийство раба нанесло бы материальный ущерб господину раба. В качестве протеста против порабощения и эксплуатации рабы убегали от своих хозяев. Но и* ловили, а тех, кто их укрывал, казнили. Законы Хаммурапи охраняли собственность рабовладельцев. Воинам в законах Хаммурапи уделяется особое внимание. Войско в эпоху Хаммурапи было профессиональным, постоянным, находилось па царском довольствовании. При натуральном хозяйстве и наличии большого фонда земли у Хаммурапи основным вйДОм этого довольствования, обеспечивающего воина и его семью, являлся надел из царской земли. В связи с этим воин был зависим только от царя. Вместе с тем такое довольствие делало войско прочным оплотом деспотической власти царя и государства.
Из статей известно правовое положение воинов. Смертной казнью каралась посылка воином вместо себя заместителя- Из плена воина выкупали. Вернувшемуся из плена воину возвращал^ его надел. В случае гибели воина весь его надел передавался взрослому сыну, а малолетнему сыну только часть надела в целях обеспечения его воспитания, закон защищал воина от злоупотреблений со стороны его командира и от произвола заимодавца. Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 58-64. Урок 19. Финикийские мореплаватели Цели: ознакомить учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры; продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду, самостоятельно строить рассказ на основе одного-двух источников знаний. Оборудование: карты Средиземноморья и мира, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия». Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы» 1. Подготовка устного ответа по карточке № 15..
Примерный ответ учащегося Хаммурапи был самым могущественным и знаменитым царем Вавилона. Он прославился своими законами, которые были высечены на большом столбе из твердого черного камня. Прочитав их, ученые выяснили, что в Древнем Вавилоне существовали рабовладельцы, рабы, ремесленники и крестьяне. Они умели обрабатывать землю, разводить сады, выращивать пшеницу, строить дома, плотины, шить одежду, обрабатывать кожу, торговать. За совершение преступления наказание - смерть. Рабы не имели никаких прав, существовали наравне с вещами. Законы защищали права подданных самого Хаммурапи. Таким образом, этот документ дает нам очень много сведений о жизни жителей Древнего Вавилона. 2. Индивидуальная работа с учащимися. а) Решите задачу. В странах Междуречья была распространена легенда: «Некий садовник был опытен и трудолюбив, но все его усилия были напрасны. Как бы он ни поливал свой сад, тот засыхал и его растения гибли. Тогда он обратился к богам и, возведя глаза к звездам, изучил знамения и законы богов. С новыми знаниями он посадил у себя в саду новое дерево, которое своей широкой листвой укрывало в тени весь сад. С тех пор урожай стал велик и неизменен». - Какие действительные факты из жизни людей отражает эта легенда? (Существование религиозных верований, упорство и трудолюбие жителей Междуречья.) б) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 56 (с. 46-47). Первыми жителями Южного Междуречья были шумеры. На глиняных табличках, которым без малого четыре тысячи лет, ученые прочитали шумерские пословицы и поговорки. Вот, например, нытик, вечно жалующийся на свою судьбу, любил поговорку: «Я родился в злосчастный день!» О беспомощных неудачниках шумеры говорили так: «Брось тебя в воду - вода протухнет, пусти тебя в сад - все плоды сгниют». Шумеры высоко ценили дружбу. Но, как говорят по-русски, «свой своему поневоле брат». Примерно так же говорили в Южном Междуречье: «Дружба длится день, родство длится вечно». В ряде пословиц и поговорок проявилось отношение шумеров к войне и миру. С одной стороны, постоянная готовность к войне, казалось, была необходима, чтобы выжить. Шумеры говорили: «Если страна плохо вооружена, враг всегда будет стоять у ворот». Но, с другой стороны, шумерам была очевидна бессмысленность войн, а также тот факт, что враг в долгу не останется: «Ты идешь завоевывать землю врага, враг приходит, завоевывает твою землю». А вот еще несколько пословиц и поговорок первых жителей Южного Междуречья: 1. Бедняк занимает - себе забот наживает! 2. Не все семьи бедняков одинаково покорны! 3. Что это за писец, если не знает шумерского языка! 4. Хорошо одетому всегда рады. 5. Он еще не поймал лисицу, а уж делает для нее колодку. 6. Увернулся от дикого быка - натолкнулся на дикую корову. Попытайтесь объяснить смысл этих пословиц и поговорок. Какие из них можно употребить в наши дни? В каких случаях? Приведите примеры. Три последние шумерские пословицы (№ 4-6) напоминают русские пословицы. Подумайте, какие именно. 3. Развернутый ответ учащегося по карточке № 15. III. Переход к изучению новой темы Торговые пути из Двуречья выходили к государству с красивым названием Финикия. Жители его были замечательными мастерами, мореплаватели бороздили просторы морей и океанов. Поэтому сегодня на уроке мы выясним следующее. - Какие открытия были сделаны финикийцами? IV. Изучение новой темы План 1) Географическое положение и города Финикии. 2) Открытия, сделанные финикийцами. На доске: тема урока. 1. Работа по карте (с. 31 Вигасина). - На каком побережье Средиземного моря располагалась Финикия? (На восточном побережье Средиземного моря.) - Какой рельеф на территории этого государства? Посмотрите легенду карты. (Горы и возвышенности.) - Обозначены ли на карте крупные реки, такие как Нил, Тигр или Евфрат? (Нет, таких крупных рек в Финикии не было.) - Какие крупные города существовали в Древней Финикии? (Библ, Сидон, Тир.) - Сегодня территория Финикии - это какое государство? (Сирия.) 2. Самостоятельная работа с текстом учебника. - Прочитайте п. 1 § 15 на с. 71 Вигасина. Выясните, какие ремесла существовали у жителей Финикии? (Выращивали виноградники, оливковые деревья, делали вино и масло, продавали лес, изобрели прозрачное стекло, строили корабли и бороздили моря и океаны.) 3. Работа с историческими документами. Геродот о финикийцах (Путешествие финикийцев) ... Ливия же, по-видимому, окружена морем, кроме того места, где она примыкает к Азии; это, насколько мне известно, первым доказал Нехо, царь Египта. После прекращения строительства канала из Нила в Аравийский залив царь послал финикиян на кораблях. Обратный путь он приказал им держать через Геракловы Столпы, пока не достигнут Северного моря и таким образом не возвратятся в Египет. Финикияне вышли из Красного моря и затем поплыли по Южному. Осенью они приставали к берегу и, в какое бы место в Ливии ни попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикияне обогнули Геракловы Столпы и прибыли в Египет. По их рассказам (я-то этому не верю, пусть верит, кто хочет), во время плавания вокруг Ливии солнце оказывалось у них на правой стороне. Так впервые было доказано, что Ливия окружена морем. Впоследствии карфагеняне утверждали, что им также удалось обогнуть Ливию... Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987.С. 74. - Какое открытие сделали финикийские мореплаватели? (Доказали, что Африка окружена морем) - Как поступали иногда с местными жителями (с. 71 Вигасина)? (Местных жителей тайно похищали и продавали в рабство.) 4. Работа по карте (с. 72 Вигасина). - Где побывали финикийцы? (В Греции, на о. Крит, на о. Кипр, в Италии, в Испании, обогнули всю Африку, Малую Азию.) - Что обозначено на карте кружочком? (Колонии финикийцев). 5. Работа с новыми терминами. Колония - поселение. Колонизированные- захваченные (территории) и подчиненные кому-либо. 6. Работа с историческим документом. Финикийская письменность А финикияне эти, прибывшие в Элладу с Кадмом (среди них были и упомянутые гефиреи), поселились в этой земле и принесли эллинам много наук и искусств и, между прочим, письменность, ранее, как я думаю, неизвестную эллинам. Первоначально у кадмейцев письмена были те же, что и у остальных финикиян. Впоследствии же вместе с изменением языка постепенно изменилась и форма букв. В то время из эллинских племен соседями их были в большинстве областей ионяне. Они переняли от финикиян письменность, изменили также по-своему немного форму букв и назвали письмена финикийскими (что было совершенно справедливо, так как финикияне принесли их в Элладу). Ионяне также издревле называют книги кожами, потому что при отсутствии папируса они писали на козьих и овечьих шкурах. Еще и поныне многие варварские народности пишут на таких шкурах. Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 74. Вопросы к документу. - Что придумали финикийцы? (Финикийцы придумали алфавит). - Какое это и^ело значение? (Способствовало развитию письменности). V. Закрепление изученного материала 1. Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 61, 62 (с. 50). 2. Заполни пропуски. - На восточном побережье Средиземного моря находилась... (Финикия). - Финикийцы сажали... (виноград) к... (оливковые деревья). - Самыми крупными городами финикийцев были...,... и... (Библ, Сидон, Тир). - В Финикии изобрели... (прозрачное стекло),... (алфавит) и пурпурную... (краску). - Финикийцы основывали... (колонии). - В Северной Африке финикийцы основали город... (Карфаген). VI. Подведение итогов урока Домашнее задание: прочитать § 15 Вигасина или § 15 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Какие открытия были сделаны финикийцами?»; для любознательных: выяснить, чем закончился рассказ «Царская краска» из «Книги для чтения по истории Древнего мира» А.И. Немировского, М., 1986. Урок 20. Библейские сказания Цели: ознакомить учащихся с библейскими сказаниями, показать особый вклад древних евреев в мировую культуру - создание первой монотеистической религии; обеспечить усвоение понятий «миф», «предание», «единобожие»; продолжить формирование умений давать развернутый ответ и отзыв на него, работать с разными источниками информации. Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия». Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Финикийские мореплаватели» 1. Подготовка устного ответа по карточке № 16.
Примерный ответ учащегося На восточном побережье Средиземного моря находилось древнейшее государство Финикия. Рельеф этого государства представлял собой горы и возвышенности. Крупных рек, как в Египте и Междуречье, не было. Три крупных портовых города Тир, Библ и Сидон встречали торговые караваны с разных частей света. Поскольку Финикия - это государство, расположенное на побережье моря, его жители были прекрасными мореплавателями. Они обогнули Африку, побывали в Греции, Испании, Италии, на о. Крит, Кипр, Сицилия. На некоторых территориях они бывали часто, поэтому обосновывали там свои поселения или колонии, например Карфаген в северной части Африки. Ремесленники изготовляли цветное стекло, пурпурную краску, делали быстроходные суда. Финикийцы придумали алфавит, от которого затем появится греческий алфавит, а позднее и все алфавиты мира. 2. Индивидуальная работа с учащимися. а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 61 (с. 50). б) Решите задачу. - Каким образом народы Двуречья переняли от финикийцев их алфавит, не отказываясь от клинописи? (Новые народы Двуречья (арамеи) выбрали для каждой финикийской буквы одно свое слово, начинающееся с этой буквы. Группы клиньев, изображающих эти слова, стали играть роль букв в новой алфавитной записи.) 3. Устный ответ ученика по карточке № 16 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10). 4. Проверку домашнего задания можно провести с помощью теста [4] . III. Переход к изучению новой темы В степных и холмистых районах между Египтом, Вавилонией и Финикийским побережьем Средиземного моря издавна пасли свои стада еврейские племена. Их старейшины бережно хранили в памяти предания о своем прошлом, которые впоследствии вошли в Библию. Само слово «Библия» на древнегреческом языке значит «книга». - Ознакомимся с библейскими сказаниями. Информация для учителя Поскольку тема является для учащихся достаточно сложной, то целесообразнее использовать на уроке только тот материал, который есть в учебнике (в том числе и мифы, выделенные специальным шрифтом). Объяснив, что такое мифы и предания, нужно подвести учащихся к пониманию необходимости использования их как исторических источников. Отдельно и более подробно можно остановиться на заповедях, которые есть в Библии (текст заповедей см. ниже). IV. Изучение новой темы План 1) Ветхий Завет. 2) Мифы и сказания древних евреев. На доске: тема урока, новые слова: Ветхий Завет, миф, предание, заповеди, завет. ч 1. Комментированное чтение ( п. 1 § 16 на с. 75 Вигасина). 2. Объяснение новых понятий. Ветхий Завет - первая часть Библии. Миф - древнее народное сказание о героях, богах, о явлениях природы или недостоверный рассказ, выдумка. Предание - переходящий из уст в уста рассказ о былом, легенда. Заповеди - правила, по которым должны жить люди. Завет - договор между Богом и людьми. 3. Работа с древними библейскими сказаниями. Библейское сказание о сотворении мира (Бытие) 1. 1. В начале сотворил Бог небо и землю. 2. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. 3. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. 4. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. 5. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. 6. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. 7. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. 8. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй. 9. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. 10. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что [это] хорошо. 11. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. 12. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что [это] хорошо. 13. И был вечер, и было утро: день третий. 14. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; 15. и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. 16. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; 17. и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, 18. и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что [это] хорошо. 19. И был вечер, и было утро: день четвертый. 20. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. 21.И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что [это] хорошо. 22.И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. 23.И был вечер, и было утро: день пятый. 24.И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. 25.И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что [это] хорошо. 26.И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. 27.И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. 28.И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|