Объяснение свободной воли посредством дуализма и эмерджентизма
Человеческий разум не связан с основными физическими законами. Источником такой точки зрения является утверждение, что человеческий разум состоит из другой субстанции, нежели материя. Две эти мысли нашли отражение в дуалистическом подходе и были восприняты и либертарианским подходом. На протяжении истории философии дуализма придерживались многие известные философы. Один из них – Платон, который в своем учении связывает эпистемологический подход с дуалистическим[378]. Ибн Сина предлагает нам вообразить себя в подвешенном состоянии, в котором мы словно не чувствуем и не видим своего тела. В таком состоянии можно понять, что душа – это отдельная по отношению к материальному телу субстанция[379]. Декарт, чье имя в истории философии больше других ассоциируется с дуализмом, определял собственное бытие следующим образом: «Мыслю, следовательно, существую». В этом высказывании он также разделяет тело и душу (разум)[380]. В наше время дуалистический подход перестал быть таким популярным среди философов и теологов. Однако и сегодня многие философы, например, Суинберн, придерживаются дуализма и, утверждая, что науке пока не удалось объяснить природу разума, связывают разум с отдельной материей, которая является источником таких особенностей, как сознание и свобода воли[381]. На протяжении нескольких тысяч лет большая часть теистов придерживалась дуалистического подхода. Однако многие теисты считали, что с точки зрения теистической теологии нет необходимости верить в то, что дух состоит из отличной от тела субстанции. Например, Джон Грин, изучив каждую фразу Ветхого и Нового Завета, сделал вывод, что в них нет упоминания некой субстанции, онтологически отличающейся от материи[382]. Туран Коч заявляет, что в Коране нет прямых свидетельств того, что человек был создан из двух отличных друг от друга субстанций[383]. Такого понятия, как «субстанция», нет в указанных в священных текстах. Это понятие пришло из Древней Греции и использовалось в иудаизме, христианстве и исламе[384]. В итоге, можно сказать, что в священных текстах нет утверждений о том, что тело и разум являются разными субстанциями. Исмаил Хаккы Измирли говорит, что как бы человек ни верил в реальность и природу духа, противоположной единобожию веры не появится[385].
Одной из основных особенностей сциентизма, который утверждает, что наука – это единственный путь познания вещей и событий, стал редукционизм[386]. В идеале научный материализм объясняет все феномены, разбивая материю на самые маленькие частицы[387]. Согласно этому подходу, психологические эксперименты будут объяснять явления в нейронах, явления в нейронах прольют свет на жизнь внутри клеток, а последняя, в итоге, объяснит феномены атомного уровня. Последователи дуализма обычно не приемлют такого редукционизма. Однако для тех, кто считает, что разум нельзя сводить к материи, помимо дуализма есть еще один путь – это эмерджентизм[388]. Согласно этой концепции, целое – это не просто совокупность составляющих его частиц, а нечто большее, поэтому целое нельзя объяснить лишь перечислением частей, из которых оно состоит[389]. Таким образом, разум нельзя исследовать исходя из материалистического редукционизма. Как мы убедились раньше, квантовая теория нанесла сокрушительный удар по материалистическому редукционизму. Благодаря этой теории стало понятно, что даже спустившись до уровня протонов и электронов, мы не сможем описать всю природу атома[390]. Такие концепции, свойственные квантовой теории, как принцип Паули и нелокальная причинность, поддерживают тот эпистемологический подход, в котором редукционизм уступает место целостному восприятию объекта исследования. Это же, в свою очередь, важно с точки зрения проблемы свободы воли, даже если не принимать во внимание квантовую теорию и ее идею «объективных альтернатив». Роль квантовой теории здесь скорее косвенная; эта теория поддерживает принцип целостности, демонстрируя невозможность редукционизма. Принцип целостности, в свою очередь, способствует поддержке эмерджентизма, а последний утверждает, что разум не связан с детерминизмом и является источником свободы воли.
Наряду с тем, что на квантовом уровне редукционизм не оказался успешным в применении, также не удалось объяснить психические явления при помощи деятельности нейронов (т. е. при помощи этого подхода)[391]. Те, кто рассматривает человеческий разум как «эмерджентный», считают, что разум наделен особенными свойствами, которые не присутствуют в образующих его частицах. «Нередуктивный физикализм» (nonreductive physicalism) настаивает на том, что сущность человеческого разума нельзя сводить к материальным процессам и законам. И даже если человеческий разум не состоит из двух разных по сути субстанций, у него есть две формы[392]. Все эти подходы, принимая дуализм, считали, что даже в условиях детерминированной Вселенной разум невозможно объяснить лишь действием свойственных материи закономерностей и что разум обладает особенностями, с материей никак не связанными, например, свободой воли[393]. Как мы видели, часть приверженцев либертарианского подхода поддерживает утверждение эмерджентизма и дуализма о том, что человеческий разум не зависит от детерминизма и что человек обладает свободой воли. Таким образом, сторонники подобных подходов могут защищать существование свободы воли в ее либертарианском понимании, не опираясь при этом на индетерминистическую интерпретацию квантовой теории. Короче говоря, дуализм и эмерджентизм являются для последователей либертарианского подхода альтернативой квантовой теории. Однако многие философы и теологи полагают, что отсылки к квантовой теории и индетерминизму являются предпочтительным путем для либертарианского в вопросах о существовании свободы воли.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|