Способ. «Кусочно-линейная функция».
Графиком кусочно-линейной функции является ломаная линия. Для построения графика находят уравнения звеньев ломаной. Пример 1. Построить график функции Решение: Дана функция . Преобразуем 1. Область определения: 2. Область значений: 3. Четность, нечетность: и ни четная, ни нечетная 4. Монотонность: убывает во всей области определения . 5. Пересечение с осями 0 x и 0 y: 6. Промежутки знакопостоянства: , . 7. Поведение функции вблизи точек разрыва и при : По результатам решения строим график. Комментарий. При построении графика функции следует найти точки, в которых он пересекает оси координат, а также выяснить поведение функции при x, стремящемся к в случае, когда ее область определения не ограничена. Необходимо также исследовать поведение функции вблизи тех точек, в которых она не определена. Пример 2. Построить графики следующих функций: . Решение: 1. Рассмотрим функцию . Она определена на всей оси 0 x, четная. Ее график состоит из двух лучей, выходящих из начала координат и направленных по биссектрисам I и II координатных углов. 2. Обратимся к функции . Она определена на всей оси 0 x, четная. На рисунке приведен ее график, причем он построен из двух половинок y = 2x, при x ≥ 0 и y = 2-x, при x < 0:
3. Функция определена на всей оси 0 x, они четная:
Поскольку знаменатель дроби 1 + x2 ≥ 1 при любом x, то 0 < y ≤ 1. В точке x = 0 функция достигает своего наибольшего значения. При неограниченном возрастании x величина y становится сколь угодно близкой к нулю (стремится к нулю). Пример 3. Построить график функции на основании результатов исследования функции. Решение: Для построения графика функции исследуем ее, придерживаясь общей схемы исследования.
1. Нахождение области определения: . 2. Определение четности или нечетности: . Функция — четная. Дальнейшее исследование будем проводить для . 3. Область изменения функции. Если x = 1, то y = 0. Если . Следовательно, . 4. Пересечение с координатными осями. Если. Пересечений с осью 0 y нет, т.к. x = 0 не входит в область определения функции. 5. Выделение промежутков монотонности. Для x1 > x2 ≥ 1 рассмотрим разность: . При возрастании значений x от 1 до ∞ значения y возрастают. 6. Нахождение корней функции и промежутков знакопостоянства. Если при x = 1, при всех . По результатам исследований строим график функции Пример 4. Примеры функций.
2) Решить задание: 1. С помощью графиков определите, сколько решений имеет система уравнений: 2. Постройте график функции у = х2 + х – 6. Используя график, решите неравенство х2 + х – 6 < 0. 3. Постройте график функции у= 2х2 найдите: а) значение функции, если х=10; х=–12; б) значение аргумента, если у=4; у=–5. 4. Постройте график у = найдите: а) значение y, если х=10; х=–8; б) значение x, если у=11;у=–7. 5. По графику функции у=0,5х+3 найдите: а) значение функции, если х=10; х=–12; б) значение аргумента, если у=4; у=–5. 6. Постройте график функции у=–2х
8. Постройте график функции у= 0,5х2 найдите:а) значение функции, если х=10; х=–12; б) значение аргумента, если у=4; у=–5. 9. Постройте график функции: . 10. Постройте график функции и запишите ее свойства (область определения, область значений, нули функции, промежутки знакопостоянства, промежутки монотонности): Инструкционная карта ПР № 20 «Построение графиков периодических функций». Задание: 1) Перепишите и заполните пропуски: Пример 1. Определить возрастает или убывает функция: а)y = cosx при , б)y = sinx при ,в) у =tgx при . Решение: а)убывает,…,б) …, возрастает, в) возрастает.
Ответ: а)…, возрастает,б) убывает, …, в)... Пример 2. Нацдите х, при котором функция пересекает ось ох: а) y = cosx при , б) y = sinx при ,в) у =tgx при . Решение: а) ,б) ,в) . Ответ: а) ,б) ,в) . Пример 3. Определить принимает положительные или отрицательные значения функция: а) y = cosx при ,б) б)y = sinx при ,в) у =tgx при . Решение: а)положительные при ,отрицательные при , б) положительные при ,отрицательные при , в) положительные при ,отрицательные при . Ответ: а)положительные при ,отрицательные при , б) положительные при ,отрицательные при , в) положительные при ,отрицательные при . Пример 4. Построить график функции по таблице: а) y = 2cosx, б) y = 6sinx.
Решение: а) б)
Пример 5. Сравнить а) и , б) и . Решение: а) < , (0< < < ),б) > . Ответ:: а) < ,б) > . 2) Решить задание (по примерам): 1. Определить возрастает или убывает функция: а)y = cosx при , б)y = sinx при ,в) у =tgx при . 2. Нацдите х, при котором функция пересекает ось ох: а) y = cosx при , б) y = sinx при ,в) у =tgx при . 3. Определить принимает положительные или отрицательные значения функция: а) y = cosx при ,б) б)y = sinx при ,в) у =tgx при . 4. Построить график функции по таблице: а) y = 6cos x.
б) y = 4sinx.
5. Сравнить а) и , б) и . 3) Решить задание: 1. Построить график функции y = ctgx; запишите свойства этой функции, используя свойства функции y = tgx, и то что эти функции взаимо обратны. 2. Сравнить числа: а) и , б) tg 2,3 и tg 3, в) и , г) tg 1 и tg 1,5. 3. Построить график функции по таблице: y = sin 4x.
4. Построить график функции по таблице: y = cos 4x.
5. Построить график функции по таблице: y = tg2x.
6. Построить график функции по таблице: y = сtg2x.
7. Построить график функции: а) y = sin 2x, б) y = 2sinx, в) y = cos 2x, г) y = 5sinx, д) y = 4cosx,е) y = 2сtgx. 8. Построить график функции: а) y = sin 4x, б) y = cos 4x, в) y = tg 2x, г) y = 2sinx, д) y = 2cosx, е) y = 2tgx. Инструкционная карта
ПР № 21 «Построение графиков обратных функций». Задание: 1)А) Опорный конспект.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|