Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессиональная педагогическая деятельность – сущностные характеристики и основные функции

Слово «педагог» в переводе с греч. Означает «детоводитель» - раб, сопровождающий ученика к учителю.

Педагог – это профессия, направленная на подготовку человека к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями. 

Педагогическая деятельность – это профессиональная активность учителя, в которой с помощью различных средств решаются задачи обучения, воспитания и развития обучающихся. 

Существуют различные виды педагогической деятельности: обучающая, воспитательная, организаторская, диагностическая, деятельность по самообразованию и др. При всем разнообразии видов педагогическая деятельность имеет общую структуру:

- постановка учителем педагогических целей и задач;

- выбор педагогических средств и способов их применения;

- контроль и оценка результатов педагогических воздействий. 

Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.

С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась, прежде всего, воспитательная функция. Учитель – это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Ей близка адаптивная функция, связанная с приспособлением воспитанника к конкретным требованиям социокультурной ситуации.

По мере усложнения процессов общественного производства, развития способов познания и стремительного роста научных знаний в обществе появилась потребность в специальной передаче знаний, умений и навыков. Вот почему из области «чистого» воспитания в педагогической профессии выделилась относительно самостоятельная функция - обучающая.

Развивающая функция. Учитель должен не просто хорошо знать свой предмет и уметь донести его до ученика, но в первую очередь, уметь средствами своего предмета создать условия для развития ученика.

Функция содействия образованию школьника. Данная функция учителя проявляется: в отборе учителем содержания образования по предмету; в выборе учителем образовательных технологий; в формировании учителем открытой образовательной среды; в выборе разнообразных способов оценки и учета достижений учащихся.

Функция проектирования индивидуального образовательного маршрута проявляется в совместной деятельности с учеником. Ее реализация обеспечивается: наличием вариативных образовательных программ; индивидуально ориентированных образовательных технологий, программ внеурочной деятельности и дополнительного образования. 

Функция управления реализуется в координации деятельности субъектов образовательного процесса, в проектировании образовательной программы школы. 

Функция самообразования – готовность к изменениям в профессиональной деятельности.

Личность учителя

В профессиональной педагогической деятельности большое значение имеет личность учителя. Она проявляется в наличии жизненных идеалов и ценностей, в профессиональном педагогическом самосознании, в индивидуальном стиле деятельности и общения, в творчестве.

Профессиональное педагогическое самосознание – это комплекс представлений о себе как о профессионале. Он включает в себя составляющие:

- профессиональное мировоззрение, эталоны отношений с окружающими;

- представления о себе на основе мнений учеников и коллег, оценку своих возможностей – актуальных и идеальных;

- положительную самооценку себя как учителя – позитивная «Я-концепция» учителя.

Индивидуальный стиль деятельности и общения – характерное сочетание задач, средств и способов педагогической деятельности. Выделяются стили (по А.К.Марковой):

- рассуждающе-методичный – склонность к четкому структурированию организации педагогического процесса, к повторению, закреплению материала, к методичной работе и с сильными, и со слабыми, не пропуская ничего. Его цель – добиться высокого качества. Однако активность и самостоятельность учеников стимулируется редко.

- эмоционально-импровизационный – опора на самостоятельность учеников, повторение и закрепление материала не приветствуется. Учитель увлекается, ориентирует учеников на исследование. Не всегда достигается высокое качество обучения.

Каждый из учителей имеет и свои преимущества, и свои недостатки. Учителя нужны разные.

Творчество учителя проявляется в способности находить неожиданные решения, увидеть знакомое с новой стороны. Творческий учитель создает новые приемы, находит удачное сочетание методов обучения и воспитания. Он способен выстроить программу собственного профессионального развития. Выделяется ряд уровней педагогического творчества.

Первый уровень. Учитель в целом работает по шаблону, но время от времени корректирует свои действия в зависимости от ситуации.

Второй уровень. Учитель умело сочетает содержание, методы и приемы.

Третий уровень. Выбор содержания, методов и приемов исходит из особенностей развития конкретных учеников.

Т  ворческий поиск учителя всегда осуществляется во взаимодействии с учениками.

Личность учителя является основой его авторитета в глазах учеников.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...