Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы педагогического исследования

Метод исследования – это способ решения научно-исследовательской задачи. Чем богаче арсенал методов, тем выше успехи в исследовательской деятельности. При выборе методов исследования придерживаются 2-х правил:

•   для решения научной проблемы используется не один, а несколько методов;

•   метод должен соответствовать изучаемому предмету и результату, который должен быть получен.

Особенности педагогического исследования заключается в его неповторимости. Педагог-исследователь не может многократно повторять эксперимент в неизменных условиях. Педагогическое исследование не должно нанести ни малейшего вреда здоровью и развитию обучающихся. Результаты исследования должны быть направлены на повышение эффективности учебно-воспитательной работы.

Наиболее распространенные методы педагогического исследования: наблюдение, опрос, тестирование, теоретический анализ литературы по теме исследования; анализ документов, продуктов творчества; эксперимент. 

Научное наблюдение – специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. используется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.

Процесс научного наблюдения:

•   определение задач, выделение признаков наблюдения

•   фиксирование результатов в виде протокола, дневника

•   обработка полученных данных

•   сопоставление результатов с другими данными

Опросные методы: беседа, анкетирование, интервьюирование.

Беседа – диалог исследователя с испытуемым по заранее разработанной программе.

Правила проведения беседы:

•   выбор компетентных респондентов

•   обоснование цели беседы

•   формулирование вопросов различных типов: простых, сложных, уточняющих («Правильно ли я понял?»), восполняющих («Что?», «Где?», «Почему?»)

Интервью – беседа с заранее заданной темой по тому или иному вопросу.

Анкетирование – письменный опрос. Документирование полученной информации. Типы анкет: открытые, закрытые, смешанные. Анкетный опрос предполагает тщательную разработку и предварительную проверку на нескольких испытуемых (пилотное исследование).

Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех обследование, проводимое в строго контролируемых условиях с возможностью автоматизации обработки полученных данных. используется с целью контроля успеваемости. В американских школах проводят общее тестирование на интеллект и специальное – по предметным знаниям. С 1974 г. измеряется качество образования.

Теоретический анализ литературы. Этапы изучения научного текста:

•   общее ознакомление с текстом по оглавлению

•   беглый просмотр содержания

•   выборочное чтение материалов, представляющих интерес

•   выписка необходимых материалов

•   критическая оценка, редактирование, чистовая запись в качестве фрагмента своей работы

При изучении научного текста используется не вся информация, а только та, которая имеет отношение к работе. Источниками добывания информации являются: монографии, материалы научных конференций, научные статьи. Они насыщены рассуждениями, сравнениями, доказательствами, отражают авторскую позицию. Поэтому необходимо верно оценить материал, разобраться в нем. Нужно опираться на авторитетные и современные источники. Для того, чтобы без искажения передать позицию автора, используется цитирование.

Требования к цитированию:

•   Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике

•   Каждая цитата сопровождается ссылкой на источник в соответствии с требованиями библиографических стандартов

•   Недостаток цитирования снижает уровень научной работы; избыток – снижает уровень самостоятельности. Оптимально количество ссылок на 1 страницу – 2-3.

Анализ документов дает возможность устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями. Школьные документы – это классные журналы, протоколы собраний и заседаний, расписание занятий, планы учителей и воспитателей, конспекты уроков и др.

Анализ продуктов творчества показывает индивидуальные особенности учеников, мотивы их деятельности. Изучение домашних и классных работ, сочинений, рефератов, отчетов, результатов творческой деятельности и др.

Педагогический эксперимент – это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Другие методы лишь регистрируют то, что уже существует. педагогический эксперимент нацелен на создание нового качества в обучении, воспитании, управлении педагогическим процессом. Пед. эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу, несколько школ – вплоть до целостной системы образования.

Этапы эксперимента:

•   констатирующий эксперимент – изучение существующего педагогического явления. Констатирующий этап направлен на выявление фактического состояния исследуемого объекта.

•   уточняющий эксперимент – проверка гипотезы

•   формирующий эксперимент – конструирование новых педагогических явлений.

Педагогический эксперимент проводится, преимущественно, в естественных условиях и касается обновления содержания, методов, технологий образования. Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях и применяется крайне редко.

Проведение эксперимента

•   предварительное целенаправленное наблюдение изучаемого

явления

•   определение исходных данных и гипотезы

•   выбор объектов для экспериментального воздействия

•   тщательная разработка процедуры эксперимента

•   проведение систематических наблюдений за объектом

•   регистрация фактов при помощи различных методов

•   анализ и обобщение полученных данных.

 

Получаемые с помощью различных методов данные обобщаются, описываются, представляются в виде текстов, таблиц, графиков, диаграмм.

Педагогическое исследование может быть проведено в разных формах. Это может быть научное исследование, организованное научной лабораторией или научным институтом в целях проверки научной гипотезы. Другой формой педагогического исследования является выполнение научно-квалификационной работы – диссертации (магистерской, кандидатской или докторской).

Учитель всегда имеет возможность выполнить педагогическое исследование в рамках методической темы или в процессе поиска оптимальных путей решения педагогических проблем в собственной профессиональной деятельности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...