Методы педагогического исследования
Метод исследования – это способ решения научно-исследовательской задачи. Чем богаче арсенал методов, тем выше успехи в исследовательской деятельности. При выборе методов исследования придерживаются 2-х правил: • для решения научной проблемы используется не один, а несколько методов; • метод должен соответствовать изучаемому предмету и результату, который должен быть получен. Особенности педагогического исследования заключается в его неповторимости. Педагог-исследователь не может многократно повторять эксперимент в неизменных условиях. Педагогическое исследование не должно нанести ни малейшего вреда здоровью и развитию обучающихся. Результаты исследования должны быть направлены на повышение эффективности учебно-воспитательной работы. Наиболее распространенные методы педагогического исследования: наблюдение, опрос, тестирование, теоретический анализ литературы по теме исследования; анализ документов, продуктов творчества; эксперимент. Научное наблюдение – специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. используется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами. Процесс научного наблюдения: • определение задач, выделение признаков наблюдения • фиксирование результатов в виде протокола, дневника • обработка полученных данных • сопоставление результатов с другими данными Опросные методы: беседа, анкетирование, интервьюирование. Беседа – диалог исследователя с испытуемым по заранее разработанной программе. Правила проведения беседы: • выбор компетентных респондентов • обоснование цели беседы
• формулирование вопросов различных типов: простых, сложных, уточняющих («Правильно ли я понял?»), восполняющих («Что?», «Где?», «Почему?») Интервью – беседа с заранее заданной темой по тому или иному вопросу. Анкетирование – письменный опрос. Документирование полученной информации. Типы анкет: открытые, закрытые, смешанные. Анкетный опрос предполагает тщательную разработку и предварительную проверку на нескольких испытуемых (пилотное исследование). Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех обследование, проводимое в строго контролируемых условиях с возможностью автоматизации обработки полученных данных. используется с целью контроля успеваемости. В американских школах проводят общее тестирование на интеллект и специальное – по предметным знаниям. С 1974 г. измеряется качество образования. Теоретический анализ литературы. Этапы изучения научного текста: • общее ознакомление с текстом по оглавлению • беглый просмотр содержания • выборочное чтение материалов, представляющих интерес • выписка необходимых материалов • критическая оценка, редактирование, чистовая запись в качестве фрагмента своей работы При изучении научного текста используется не вся информация, а только та, которая имеет отношение к работе. Источниками добывания информации являются: монографии, материалы научных конференций, научные статьи. Они насыщены рассуждениями, сравнениями, доказательствами, отражают авторскую позицию. Поэтому необходимо верно оценить материал, разобраться в нем. Нужно опираться на авторитетные и современные источники. Для того, чтобы без искажения передать позицию автора, используется цитирование. Требования к цитированию: • Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике • Каждая цитата сопровождается ссылкой на источник в соответствии с требованиями библиографических стандартов
• Недостаток цитирования снижает уровень научной работы; избыток – снижает уровень самостоятельности. Оптимально количество ссылок на 1 страницу – 2-3. Анализ документов дает возможность устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями. Школьные документы – это классные журналы, протоколы собраний и заседаний, расписание занятий, планы учителей и воспитателей, конспекты уроков и др. Анализ продуктов творчества показывает индивидуальные особенности учеников, мотивы их деятельности. Изучение домашних и классных работ, сочинений, рефератов, отчетов, результатов творческой деятельности и др. Педагогический эксперимент – это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Другие методы лишь регистрируют то, что уже существует. педагогический эксперимент нацелен на создание нового качества в обучении, воспитании, управлении педагогическим процессом. Пед. эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу, несколько школ – вплоть до целостной системы образования. Этапы эксперимента: • констатирующий эксперимент – изучение существующего педагогического явления. Констатирующий этап направлен на выявление фактического состояния исследуемого объекта. • уточняющий эксперимент – проверка гипотезы • формирующий эксперимент – конструирование новых педагогических явлений. Педагогический эксперимент проводится, преимущественно, в естественных условиях и касается обновления содержания, методов, технологий образования. Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях и применяется крайне редко. Проведение эксперимента • предварительное целенаправленное наблюдение изучаемого явления • определение исходных данных и гипотезы • выбор объектов для экспериментального воздействия • тщательная разработка процедуры эксперимента • проведение систематических наблюдений за объектом • регистрация фактов при помощи различных методов • анализ и обобщение полученных данных.
Получаемые с помощью различных методов данные обобщаются, описываются, представляются в виде текстов, таблиц, графиков, диаграмм.
Педагогическое исследование может быть проведено в разных формах. Это может быть научное исследование, организованное научной лабораторией или научным институтом в целях проверки научной гипотезы. Другой формой педагогического исследования является выполнение научно-квалификационной работы – диссертации (магистерской, кандидатской или докторской). Учитель всегда имеет возможность выполнить педагогическое исследование в рамках методической темы или в процессе поиска оптимальных путей решения педагогических проблем в собственной профессиональной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|