Педагогическая технология, ее признаки и свойства
Понятие технология традиционно используется в сфере производства. В политехническом словаре оно определяется как «...совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, форм сырья, материала или полуфабриката в процессе производства [41, с.534]». В то же время использование этого понятия в образовании вполне правомерно. Прежде всего, нужно вспомнить, что слово «технология» в переводе с греческого означает «наука об искусстве (мастерстве)». В словаре современного русского языка «технология» и определяется как совокупность приемов, применяемых в каком-либо мастерстве или искусстве. Педагогику нередко называют искусством, а высшую степень владения педагогической деятельностью – мастерством. В педагогической литературе выделяется различное понимание понятия «педагогическая технология». Оно встречается в проблемном поле дидактических концепций, педагогических систем, в вопросах взаимодействия учителя и ученика. Научной базой педагогической технологии выступает педагогика – ее законы и закономерности. Чаще всего рассматривается вопрос об отличии технологии от традиционных методов. Утверждается, что в технологии больше внимания уделяется как личности ученика и личности учителя, так и способам их взаимодействия. Общим выводом является понимание того, что педагогическая технология является не совокупностью методов, а четкой прописанными шагами – алгоритмом деятельности, который ведет к поставленной цели. Существует общая тенденция технологизации образования. Е.С.Полат в связи с этим отмечает: «...под педагогическими технологиями мы понимаем именно целенаправленное, последовательное описание деятельности учителя и учащихся для достижения поставленных дидактических целей [там же, с.3]». В.В.Анисимов, О.Г.Грохольская, Н.Д.Никандров выделяют технологическую функцию педагогики, которая имеет проективный, преобразовательный и рефлексивный уровни. Ими дается следующее определение: «Педагогическая технология – это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов обучения и воспитания, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения педагогических задач [5, с.19]».
Н.Е.Щуркова дает следующее определение: «Педагогическая технология – прикладная педагогическая дисциплина, обеспечивающая реальное взаимодействие педагога с детьми как решающий фактор взаимодействия детей с окружающим миром, посредством тонкого психологически оправданного «прикосновения к личности», искусством которого владеет педагог [53, с. 12]». Педагогическая технология начинала развиваться в рамках теории обучения. Значительный вклад в эту область знания внесли А.С.Макаренко, Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, П.Я.Гальперин, Л.Я.Зорина, М.В.Кларин, Л.Н.Ланда, И.П.Раченко, А.Г.Ривин, Г.К.Селевко, Н.Ф.Талызина, П.М.Эрдниев и др. Технология обучения тесно связана с педагогическими задачами, с планированием учебной работы. Она включает в себя предварительную диагностику уровня усвоения учебного материала; мотивацию и организацию учебной деятельности; действие средств обучения; контроль качества усвоения и т.п. Педагогическая технология учитывает логику формирования знаний, умений и навыков, основанную на восприятии, осмыслении, запоминании учебного материала и применение его в практической деятельности Выделены основные признаки технологии обучения: целенаправленность, целостность, научная обоснованность, планируемость, системность, высокая эффективность, проектируемость, четкость и определенность фиксации результата, пошаговая структура деятельности субъектов, наличие критериев достижения результата; педагогическая идея, методологическая философская позиция, фиксация педагогических действий и операций в процессе взаимодействия учителя и ученика; диагностично заданная цель, система практических задач, жесткая логика этапов усвоения материала, система способов взаимодействия участников учебного процесса и др.
Отличительной чертой педагогической технологии является наличие ряда устойчивых элементов. 1. педагогическое общение, 2. педагогическая оценка, 3. педагогическое требование, 4. информационно-речевое воздействие. реди элементов педагогической технологии выделяются педагогические цели и задачи. В.П.Беспалько считает необходимой постановку предельно диагностической цели - так, чтобы по ней «...можно было однозначно сделать заключение о степени ее реализации и построить вполне определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время [8, с.30]». Признаками диагностичной цели являются: точное и определенное описание формируемого качества; наличие инструментов и шкал для контроля качества. Особое значение придается педагогической задаче, которую В.А.Анисимов, О.Г.Грохольская, Н.Д.Никандров называют технологической единицей педагогического процесса в целом. Педагогическая задача обусловливает необходимость нахождения способа решения той или иной проблемной ситуации. По целевой направленности выделяются задачи педагогической диагностики, проектирования содержания и способов деятельности учащихся, выбора методов и приемов, формирования учебной мотивации, умений самоконтроля, развития самостоятельности, самовоспитания и т.п. По временному признаку выделяются задачи стратегические, тактические и оперативные. По родовому признаку выделяются задачи дидактические и воспитательные. В качестве ключевого условия реализации педагогической технологии выделяется педагогическая техника - «...комплекс общепедагогических и психологических умений и навыков педагога, обеспечивающих владение им собственным психофизиологическим состоянием, настроением, эмоциями, телом, речью и организацию педагогически целесообразного общения, т.е.оптимальное поведение педагога и его эффективное взаимодействие с воспитанниками в различных педагогических ситуациях [26, с.364]». С точки зрения понимания педагогики как искусства, педагогическая техника сродни технике актера. Она определяет коммуникативное поведение педагога, обращая внимание на культуру и технику его речи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|