И их использование в образовательном процессе
Переход к информационному обществу требует формирования коммуникативной и информационной компетентности личности. Информатизация нацелена на создание благоприятных условий для доступа к учебной, научной и культурной информации, на интенсификацию взаимодействия участников образовательного процесса с помощью применения средств информатизации, на изменение модели управления образованием, и, в целом, на повышение качества образования. Основные направления информатизации образования: 1.Компьютеризация образовательных учреждений, в которую входит не только обеспечение школ и университетов компьютерами, но и периферийным оборудованием, таким как мультимедийные проекторы и доски, принтеры, сканеры, модемы и прочее. 2.Подключение образовательных учреждений к сЕти интернет. Это позволит ученикам пользоваться информационно-образовательными ресурсами непосредственно во время урока, а учителя смогут проводить уроки удаленно либо же посещать дистанционные курсы повышения квалификации на рабочем месте. 3. Создание и реализация технологий дистанционного обучения. На сегодняшний день данная форма обучения считается одной из наиболее перспективных. Но в тоже время дистанционное образование имеет ряд недостатков, среди которых можно выделить высокую стоимость курсов и несколько непроработанную систему контроля знаний. 4. Создание единой информационной системы мониторинга обучения, что поможет проводить своевременные срезы знаний, определять недостатки и преимущества того или иного способа обучения. 5. Обеспечение образовательных учреждений электронными учебными пособиями, соответствующими образовательным программам.
Технология игры Игра предстает как вид общественной практики, который воспроизводит любое жизненное явление. Игра - это деятельность, занятие детей и занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов, служащее для заполнения досуга, для развлечения, являющееся видом спорта (спортивные игры, военная игра). Игра, имитируя реальные процессы, дает человеку знание о мире, формирует навыки, привычки, развивает необходимые способности. Без игры не смогли бы сформироваться навыки деятельности и поведения. Игра – это ведущая деятельность ребенка и основа его развития, которая способствует формированию первоначального опыта жизни в обществе и развивает его физические и духовные силы и способности. Античные философы рассматривали игру как источник удовольствия (Платон), как подготовку к труду (Аристотель). B древнем мире игры были центром общественной жизни, им придавалось религиозно-политическое значение. Ярчайшим образцом следует считать Олимпийские игры, нa период которых, как известно, прекращались все войны. Начало изучения игры относят к XIX веку, когда немецкий психолог К.Гросс представил ее как изначальную школу поведения. Он усматривал сущность игры в том, что она служит подготовкой к дальнейшей серьезной деятельности. Американский психолог и психиатр Э.Бери рассматривал игру как форму поведения со скрытым мотивом. Поэтому весь процесс воспитания, по его убеждению, должен быть процессом обучения различным игровым ситуациям и поведению в них. Ф.Шиллер называл игру раскрытием всех сил и сущностей человека. З. Фрейд видел в игре реализацию вытесненных из жизни желаний, поскольку в ней часто разыгрывается и переживается то, что не удается реализовать в жизни. А. Адлер понимал игру исходя из того, что в ней проявляется неполноценность субъекта, бегущего от жизни, с которой он не в силах совладать.
В отечественной педагогике и психологии. К.Д.Ушинский рассматривал игру как интересное занятие, которое способствует самоутверждению ребенка, реализации его стремлений чувствовать, действовать. Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин видели в игре возможность для ребенка овладеть игровыми символами культуры. С.Л.Рубинштейн рассматривал игру как выражение потребностей ребенка в контактах с окружающим миром. Исследователь игр школьников О.С.Газман писал "Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому игра имеет генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступает как специфическая детская форма познания, труда, общения, искусства, спорта и т.д.". Таким образом, в самом общем представлении, игра – это доступный ребенку путь понимания и освоения мира. Развивающий потенциал игры Зачатки игровой деятельности появляются тогда, когда ребенок берет нa себя ту или другую роль, когда один предмет выступает как обозначение другого предмета или существа. «В игре ребенок создает мнимую ситуацию», — подчеркивал Л. С. Выготский, отмечая необычайное значение в игре воображения, которое и позволяет осуществлять иллюзорную реализацию нереализуемых желаний. Детская игра — своеобразный театр, в котором ребенок выступает нередко одновременно и как «актер», играющий какую-то роль, будь то роль мамы или доктора, воспитательницы или пожарника, и как «режиссер», организующий действия своих сверстников («Я буду доктор, а ты — больной») и участвующих в игре вещей, и как «драматург», импровизирующий сюжетное действие и словесный текст за себя и за куклу. Обобщая обширный экспериментальный материал, автор монографии «Психология игры» Д. Б. Эльконин пришел к выводу, что «путь развития игры идет от конкретного предметного действия к обобщенному игровому действию и от него к игровому ролевому действию». Чем старше ребенок, тем больше усложняется и схематизируется игра, приобретая условный характер (игры в прятки, в «казаки-разбойники», в классы, игры с мячом и т. д.). Воспитательные и развивающие функции игры Игра обладает рядом воспитательных и развивающих функций. Социокультурная функция. Игра позволяет усвоить ценности и нормы общества, особенности психологического склада народа. Игра — действенное средство нравственного воспитания. Это особый вид деятельности, в которой отражается отношение к социальной действительности. Игра содействует формированию физических и духовных способностей растущего человека, его познавательной активности, воображения, воли, властвования собой. Здесь ребенок не только знакомится с различными профессиями, нo учится ценить труд.
Функция общения. Игра — этo школа общения. «Ребенок учится в игре своему «я» (Л. С. Выготский), но он в игре, овладевая ролью, учится понимать другого, входить в его положение, что чрезвычайно важно для жизни в обществе. Функция самореализации в игре, когда важен не результат игры, а ее процесс. Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение. В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Войдя в игру и раз за разом совершаясь в ней, соответствующие действия закрепляются. Игра – практика развития. B игре проявляются и удовлетворяются первые человеческие потребности и интересы ребенка; проявляясь, они в ней вместе с тем и формируются. B игре формируются все стороны психики ребенка. В игре у ребенка формируется воображение. Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию ее в действии, ее изменению закладываются и подготовляются в игровом действии. Диагностическая функция заключается в раскрытии физического, интеллектуального, творческого потенциала ребенка. B игре в той или иной мере формируются свойства, необходимые для учения в школе, обусловливающие готовность к обучению. Терапевтическая функция выражена в способности игры снимать страхи, восстанавливать душевное равновесие, корректировать отношения. Игра, благодаря доставляемому ею удовольствию,— этo отдых, разрядка психической напряженности.
Развлекательная функция. Игра имеет развлекательную функцию. И хотя развлечение как форма поведения иная, чем игра (человек может развлекаться и общением с другими людьми, и спортом, и искусством и т.д.), в нем также сохраняется игровое начало Все функциональные значения игры выступают вместе, даны в комплексе, пронизывая друг друга и усиливая одно через другое. Структура игры Содержание и сюжет. Сюжет игры — этo непосредственное действие, которое производится в игре, действие, воспроизводящее житейские отношения или почерпнутое из прослушанной сказки. Различные формы серьезной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности детей. Игры органически связаны со всей культурой народа; свое содержание они черпают из труда и быта окружающих. Воображаемая ситуация. Создание программы игрового поведения, которая объединяет жизненные впечатления и выдумку. Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто переносится в чужую личность; принимая нa себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. Ha этом отношении личности ребенка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, нo и личности ребенка в целом. Правила игры. Это система норм, которая зачастую создавалась веками, отражая обычаи народа. Сама игра — деятельность спонтанная, непринужденная. Ребенка нельзя заставить играть. Однако в любой игре есть правила. «Так нельзя!», «Так не бывает!»,— основные доводы детей, когда им навязывается игровая ситуация, не соответствующая реальным отношениям. Игровые действия включают постановку задач, выбор средств. Основным мотивом игровой деятельности является интерес к игре. Риск игры отражает неопределенность и степень опасности игры. Он формирует смелость, решительность, упорство, инициативность. Результат игры – это победа, выигрыш. Однако ведущим является нематериальный стимул, направленный на развитие духовных сил ребенка. Дидактические игры, широко используемые в процессе обучения, выделяют обучающую функцию игровой деятельности. Использование игр в качестве модели обучения дает основание подразделять игры: нa внеутилитарные и деловые (имитационные, организационно-деятельностные, игры-маневры и т.п.). Первые есть собственно игры, вторые — модельно-обучающие, в которых игра — технологический способ обучения. К данной категории относятся интеллектуально-творческие игры: предметные забавы; сюжетно-интеллектуальные игры; дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные); технические, конструкторские; электронные, компьютерные игры.
ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ Построение технологии воспитания имеет свою специфику. Н.Е.Щуркова выделяет ряд технологических принципов воспитания: принцип субъектности, принцип ценностности, принцип системности (целостности), принцип амплификации, принцип «здесь и сейчас», принцип поля личностного влияния, принцип свободы выбора («ненасилия»). Принцип субъектности реализуется путем постановки вопросов: «Чего ты хочешь?», «Как ты себя при этом чувствуешь?». Этот принцип проявляется в рефлексии, самоанализе, самооценке. Типичными высказываниями являются: «За это время я...», «Главным для меня было...» и т.п. В контексте данного принципа предлагается методика «договора», когда учитель и ученик договариваются между собой об условиях взаимодействия: «когда..., то я...» и.т.п. Принцип ценностности (ценностно-ориентационный) проявляет социальный и личностный смысл окружающих предметов и вещей («Карандаш как инструмент познания» и т.п.). Принцип системности ориентирует на человека как носителя социальных отношений. Щуркова пишет о своеобразном «проживании» учеником проявления жизни при широком задействовании его психофизического аппарата, о формировании и осмыслении жизненного опыта. Трудность реализации данного принципа видится в объединении разума, эмоций, воли в одном переживании. Принцип ампфлификации проявляет внешнюю сторону воздействия учителя на ученика. Его специфика заключается в выборе выразительных средств, которых должно быть больше, чем в обыденной жизни. Необходимо выражать восторг, страх, негодование более выпукло. Принцип «здесь и сейчас» предполагает активное включение реальных действий. Принцип поля личностного влияния заключается в воздействии личности учителя на личность ребенка. Это своеобразное духовное пространство, которое создается умением учителя общаться с аудиторией. Принцип «ненасилия» связан с пониманием свободы человека. Это представление ученику выбора отвечать, играть, высказывать свое мнение и т.д. В технологии воспитания особое значение приобретает «... педагогическая стратегия – направленность внимания педагога на воспитательную цель и выстраивание системы педагогических воздействий во взаимодействии с детьми в согласии с идеальным представлением о конечном результате профессиональной деятельности» (Н.Е.Щуркова). Педагогическая стратегия ориентирует педагога на достижения цели воспитания и дает возможность оценить каждый момент воспитательного процесса. Педагогическая тактика, в свою очередь, позволяет выстроить систему педагогических воздействий в ходе решения задач педагогического общения. Разработка тактики педагогической технологии включает в себя арсенал операционных решений. Нужно четко представлять себе ситуацию, в которой будет разворачиваться взаимодействие двух субъектов. Следует понимать, что она может быть благоприятной или неблагоприятной, напряженной или свободной и т.д. Задача педагога – овладеть ситуацией, то есть – зафиксировать и мгновенно проанализировать ее, принять решение по использованию способов педагогического воздействия. Большое значение в технологии воспитания придается технологической операции – способу выполнения того или иного действия. Нужно иметь в виду, что технологическая операция содержательно нейтральна, если нет четко очерченных функций. Технологически это выглядит так. Определяется система задач планируемого действия, задачи рассматриваются как функции, к каждой функции подбираются основные операции, затем подбирается содержательный материал. Примерами функций у Щурковой являются: вовлечение детей в активное взаимодействие, осмысление детьми деятельности, осмысление своего «Я» и т.п. Технологические операции должны облекаться в лексическую форму, отвечающую этическим требованиям. (Вместо: «Ты чего?» - «Вы, наверное, хотели» и т.п.). Мы видим, что педагогическая технология строится на основах речевой деятельности и культуры речевого поведения. В построении педагогической технологии рекомендуется опираться на ряд функций педагогического общения. Первая функция – «открытие на общение». Она обеспечивается следующими операциями: «платье доброжелательности» педагога; поза без «замков» рук и ног, без закрытия себя предметами и т.п. избегание угрожающих поз: «позы льва» (опора двумя руками о стол), «воинствующего петуха» (руки за спиной), «полицейского (руки в карманах, или в руках стреляющий «пистолет» ручки, указки, линейки и т.п.); «Я-сообщение» («Я слегка волнуюсь...»). Вторая функция – «соучастие партнеру общения». Речь идет о незаметной помощи партнеру в общении. Предлагаются следующие операции: «вопрос в связи с обстоятельствами» («Интересно, кто здесь...», «Любопытно, каким образом это...»); «вопрос по поводу деятельности» обусловлен тем, что происходит здесь и сейчас; «вопрос об интересах» поддерживает активность ребенка. Его лучше задавать поле первых двух; «присоединение» - значит, встать рядом с ребенком в его духовном пространстве, показать, что он не одинок («Я тоже думаю, что...»); «предложение помощи»; «предложение высказать мнение» требует тщательной интонационной инструментовки, выражать призывность и в то же время, ненавязчивость, мягкость; «признание в личных пристрастиях либо слабостях» необходимо для укрепления духовных сил ребенка; «вопрос идеологического плана» («Для меня главное в жизни»). Третья функция – «возвышение партнера общения». Она направлена на повышение самооценки ребенка, на педагогическую его поддержку. Основные операции: «авансирование» - приписывание ученику достоинств, которые еще не сформировались; «оправдание поведения» - операция, помогающая ученику самостоятельно справиться с недостойными действиями; «компенсирование» - выделение сильных сторон личности учащегося; «просьба о помощи». Информационная составляющая педагогического общения заключается, прежде всего, в речевых умениях педагога. В основе - формула: «тезис-аргумент-иллюстрация». В тезисе выделяется личностный элемент – точка зрения на проблему. Аргумент выдвигает довод в пользу тезиса. Под иллюстрацией понимаются разнообразные виды наглядности. Для изложения темы Н.Е.Щуркова предлагает выстраивать следующую логику вопросов: «что-зачем-где-когда-как?» Выступающий выделяет ключевое понятие и стремится подводить под него текст, высказывать к нему свое отношение. Информационная составляющая формирует требования к оратору – подготовку места выступления, особенности предъявления информационного материала, инструктирование по его восприятию, свой пластический образ и т.д. Автор предлагает активно использовать художественные средства – метафоры, сравнения, аналогии, художественные произведения и т.п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|