Закономерности и принципы педагогического процесса
Педагогический процесс имеет ряд закономерностей, Закономерности педагогического процесса – это объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся, необходимые и существенные связи между педагогическими явлениями, процессами, отдельными компонентами педагогического процесса. Выделяются три группы закономерностей: 1. Обусловленность педагогического процесса социальными условиями 2. Обусловленность педагогического процесса природой человека 3. Обусловленность педагогического процесса сущностными характеристиками воспитания и обучения. Из данных закономерностей происходят принципы педагогического процесса. - принцип культуросообразности, предполагающий, что содержание, организация педагогического процесса, отношения между его субъектами, строятся в соответствии с достижениями общечеловеческой, национальной, региональной и личностной культуры; - принцип природосообразности, предполагающий направленность педагогического процесса на потребности, возможности, состояние как внутренней природы человека, так и окружающей его природы; - принцип социосообразности, требующий построения педагогического процесса с учетом реальной социальной ситуации, в которой он развертывается. Цикл педагогического процесса включает в себя: целеполагание, целеосуществление, оценивание полученных результатов. Целеполагание включает в себя анализ ситуации, выделение актуальных проблем, определение возможных вариантов их решения, выбор варианта, для которого имеются необходимые возможности, и определение педагогических путей их достижения. Целеосуществление предполагает реализацию общего замысла, в ходе которого необходимо и корректировка, и регулирование, и стимулирование и т.д Целеосуществление предполагает выбор разнообразных вариантов деятельности, различных способов организации (управление, педагогическое руководство, помощь, сотрудничество), и ее разнообразных форм.
Оценивание результатов. В самом общем виде под результатами педагогического процесса можно понимать изменения в самих педагогах и воспитанниках. Эти изменения могут касаться интеллектуальной сферы личности (расширение кругозора, развитие интеллектуальных умений, развитие способностей и т.д.), потребностно-мотивационной (развитие мотивов, духовных потребностей, гармонизация интересов и т.д.), ее жизненных целей, отношений, способностей и т.д. Они могут затрагивать деловые и личные отношения субъектов процесса, всю систему их жизнедеятельности или только отдельные ее стороны, их деятельность в целом или только ее составляющие.
Литература 1. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. Режим доступа: elib.gnpbu.ru/text/kapterev-izbrannye-pedagogicheskie-sochineniya_1982/go,20;fs,o/ Раздел: Педагогический процесс. Параграф: Педагогический процесс как усовершенствование личности. С. 163-179. 2. Педагогика под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1983 г. Глава 4. Педагогический процесс. Структура педагогического процесса и его закономерности.Режим доступа: http://bib.convdocs.org/v40322. 3. Сластенин В.А. и др. Педагогика. М. 2002. Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0075/1_0075-174.shtml#book_page_top Глава 9. Целостный педагогический процесс. Параграфы: Сущность педагогического процесса. Педагогический процесс как целостное явление.
ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. ДИДАКТИКА
Дидактика - наука об обучении. Процесс обучения, его сущность. Характеристика категорий: преподавание, обучение, учение. Компоненты процесса обучения. Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение.
Термин «дидактика» происходит от греческих слов didactios — поучающий, изучающий. Считается, что этот термин был введен в употребление в 1613 г. немецким языковедом и педагогом Вольфгангом Ратке (1571-1635). Первой фундаментальной работой по теории обучения является «Великая дидактика» педагога и философа Яна Амоса Коменского (1592-1670), написанная им в 1632 г. и опубликованная в 1657 г. Над развитием теории обучения трудилось немало ученых. Значительный вклад внесли И.Ф.Гербарт, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег; в России – К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев. Среди классиков педагогики необходимо назвать труды Ю.К. Бабанского, М.А. Данилова, В.И. Загвязинского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, Г.И. Щукиной.
Процесс обучения – это часть целостного педагогического процесса. Процесс обучения заключается во взаимодействии учителя и ученика и осуществляется в процессе совместной деятельности, которая основана на системе знаний о мире, разнообразных способах деятельности, опыте творческой деятельности и личностном опыте школьников. Процесс обучения может описываться с помощью понятия «учебный процесс». Процесс обучения включает в себя множество разнообразных связей и отношений. Основные понятия процесса обучения: преподавание, обучение, учение. Преподавание – это деятельность учителя, предполагающая планирование и организацию процесса обучения, контроль за его ходом и оценку достигаемых результатов. Обучение – • это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие, усваиваются школьниками отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания» (П.И.Пидкасистый) • это процесс взаимодействия учеников и учителей, направленный на решение учебных задач, в результате которого учащийся овладевает знаниями, умениями, навыками, развивает личностные качества (А.В.Хуторской). Учение – • это деятельность по освоению содержания учебного предмета, служащая основой для подготовки учащихся к практической деятельности, формированию и развитию опыта решения учебных и жизненных задач • самостоятельная активная познавательная деятельность учащегося, направленная на усвоение знаний, умений, навыков, на развитие личности.
Функции процесса обучения Образовательная функция - вооружение учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью использования их на практике. Научные знаний должны быть полными, систематичными и осознанными. Поэтому процесс обучения должен быть построен так, чтобы из него не выпали какие-либо существенные важные элементы. Образовательная функция выражается в формировании мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности. Образовательная функция тесно связана с организацией самостоятельной работы, с формированием навыков работы с книгой, со справочной литературой. Воспитательная функция – содействие в формировании мировоззрения, взглядов, убеждений, отношений. Воспитательная функция органически вытекает из содержания, форм и методов обучения. Она осуществляется посредством общения педагога с учащимися. Обучение призвано воспитывать отношение к изучаемому предмету, интерес к учебной деятельности, формировать мотивацию к познанию нового. Развивающая функция – содействие развитию психических процессов – мышления, памяти, свойств личности. Обучение способствует развитию речи, мышления; целостной психофизиологической сферы: сенсорной, эмоциональной, волевой, двигательной, мотивационно-потребностной. В 60-х гг. 20-го века в педагогике создана система развивающего обучения, направленная на активизацию интеллектуального развития личности. Логика процесса обучения Логика процесса обучения складывается из логики учебного предмета и психологии усвоения учебного материала. Первый уровень обучения – созерцательный. На данном уровне осуществляется восприятие учебного материала непосредственно с помощью органов чувств или опосредованно с помощью слов учителя. На восприятие влияет множество факторов: скорость передачи информации, психическое состояние учащегося, день недели и часы занятий, интересы, прошлый опыт учащегося и др. Второй уровень – теоретическое абстрагирование. Движение от восприятия предмета к пониманию его сущности путем установления связей и отношений между новым материалом и ранее изученным. Осмысление – анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация информации. Обобщение – выделение и систематизация существенных признаков предметов и явлений, установление связей между ними, выводы, доказательства. Движение от понимания смысла к определению понятия.
Третий уровень – практический. Проверка эффективности и закрепление знаний. Движение от абстрактных знаний к конкретным формам и видам деятельности. Содержание образования. Источники и принципы отбора содержания образования. Основные концепции формирования содержания образования Содержание образования – это система научных знаний, практических умений и навыков, мировоззренческих идей и убеждений, которыми необходимо овладеть в процессе обучения. Человек веками приобретал знания о природе, о самом себе, об обществе, учился выполнять различные виды работ, решать проблемы. Человечество накопило огромный запас знаний. Их так много, что нельзя даже и подумать о полном их усвоении. Поэтому и существует проблема выбора самых главных, или базисных знаний. Накопленные человечеством знания попадают в школу в распредмеченном виде, в виде школьных предметов – литературы, математики, биологии и др. Источники содержания образования – это культура, наука, опыт общественных отношений, духовные ценности, сферы деятельности человека. При педагогической переработке отбирается то, что наиболее ценно для активного участия в жизни общества, для развития способностей и личности в целом. Отбор содержания в современной школе осуществляется со следующих позиций: • содержание должно отражать научную картину мира • содержание должно иметь общеобразовательное значение – значение для многих предметов • содержание должно быть доступным и логичным • содержание должно показывать способы применения полученных знаний на практике • содержание должно раскрывать нерешенные проблемы, значимые для науки и общества
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|