Федеральный государственный образовательный стандарт
Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация. Она вызвана необходимостью создания единого образовательного пространства во всей стране, получения одинакового уровня образования. Слово стандарт в пер. с англ. означает «норма», «образец», «мерило». Образовательный стандарт сегодня выступает в качестве инструмента государственной политики в образовании и обеспечивает: • равенство и доступность при различных стартовых возможностях; • сохранение единства образовательного пространства в РФ; • преемственность ступеней образования; • вариативность содержания основных образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования основных образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся; • государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к реализации основных образовательных программ; • признание документов иностранных государств об образовании.
Учебный план, учебная программа, учебник, учебное пособие, Учебно-методический комплекс Учебный предмет - система научных знаний, практических умений и навыков, которая позволяет в соответствии с возрастными возможностями усваивать основы науки. культуры, труда, производства. Учебная программа - нормативный документ, в котором изложен круг основных знаний, умений, навыков, подлежащих усвоению. Существуют типовые, рабочие и авторские программы обучения. Типовые – утверждаются министерством образования РФ; рабочие и авторские – педагогическим советом школы. Любая учебная программа содержит 3 компонента: объяснительная записка – указание целей и задач предмета; информация о содержании предмета; методические указания об освоении учебного предмета. Существует 2 способа разработки учебных программ. Линейный – части учебного материала образуют непрерывную линию, последовательность частей. Концентрический – материал излагается несколько раз с элементами усложнения, расширения.
Учебник - один из основных источников знания. Хороший учебник – интересный, доступный, хорошо иллюстрированный, краткий. Главный компонент учебника – текст, к которому прилагаются: вопросы, задания, таблицы, схемы и т.п. Учебник выполняет функции: 1) мотивационная, заключающаяся в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к работе; 2) информационная - является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание; 3) контрольно-корректирующая, выступает средством обучения, с помощью которого, осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников. То есть, Учебник выполняет 2 функции: а) источник учебной информации; б) средство обучения. Учебник является своеобразной комплексной информационной моделью образовательного процесса. Учебник отображает цели и содержание обучения, дидактические принципы, технологию обучения. В учебнике находят отражение такие этапы обучения, как постановка задачи, предъявление информации, раскрытие путей решения проблем, обобщение и систематизация, закрепление и контроль, самостоятельные исследования, домашняя работа. Учебное пособие Начиная с 1970-х г. в стране создаются учебно-методические комплексы — открытые системы учебных пособий, обеспечивающих личностно-ориентированный уровень обучения в условиях массовой школы. Сегодня учебно-методические комплексы по некоторым учебным курсам содержат до двух десятков элементов: учебник, задачник, книга для чтения, хрестоматия, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, видеокассета, CD-Rom и т. п.
Принципы обучения Дидактический принцип – это основное положение, руководящая идея, требование к организации учебного процесса. Учитель, зная закономерности процесса обучения, имея представления о целях обучения, содержании и методах обучения, использует свои знания для организации процесса обучения, руководствуясь принципами, которые выражают идеалы и нормы, принятые в педагогике на определенном этапе общественного развития. Принцип сознательности и активности обучения. В основе данного принципа лежит положение о том, что основу образования составляют самостоятельно осмысленные знания. Сознательное усвоение знаний зависит от мотивов обучения, от характера познавательной деятельности. Активность учащегося влияет на скорость усвоения материала, его глубину и прочность. Этот принцип диктует свои правила: • учащийся должен понимать цели и задачи предстоящей работы • нужно использовать разнообразные формы познавательной деятельности • нужно приводить примеры • нужно чаще задавать вопрос: «Почему?», чтобы научить понимать причинно-следственные связи • нужно вселять в ученика уверенность в успехе Принцип наглядности в обучении. Один из самых древних принципов. В его основе лежит строго зафиксированная закономерность о том, что органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям. Через органы зрения мозг получает в 5 раз больше информации, чем через органы слуха. Правила: • в младших классах школьники мыслят формами, красками, звуками, ощущениями. Поэтому обучение должно строиться не на отвлеченных понятиях, а на конкретных образах • все, что только можно, нужно давать для восприятиями чувством: видимое – для зрения; слышимое – для слуха и т.д. • необходимо использовать все виды памяти – не только слуховую, но и зрительную и моторную
• в то же время, наглядности должно быть в меру. Она не должна препятствовать восприятию и пониманию главного Принцип систематичности и последовательности в обучении. Система научных знаний создается благодаря внутренней логике учебного материала и познавательным возможностям учащихся. Чем меньше перерывов и неуправляемых моментов в процессе обучения, тем он успешнее. Если систематически не упражняться в определенных навыках, то они утрачиваются. Если не соблюдать последовательности в обучении, то процесс развития учащегося замедляется. Правила: • содержание образования необходимо разделять на логически завершенные части; • нельзя ставить на уроке вопросы, которые не будут основательно раскрыты • сформированная система знаний препятствует их забыванию. Даже забытые знания быстро восстанавливаются в системе • сегодняшние знаний должны закреплять вчерашние и прокладывать дорогу для завтрашних. Принцип прочности результатов обучения. В данном принципе закреплены следующие закономерности. Прочность усвоения материала зависит не только от его содержания и структуры, но и отношения к нему учащегося. Прочность зависит от вида и методов обучения, от избирательности памяти учащихся, их интересов и ценностей. Правила: • следует экономить силы учащихся – не допускать перегрузок памяти в ущерб мышлению • запоминать необходимо сознательно усвоенное и хорошо осмысленное • следует приучать учащихся пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями • нельзя приступать к изучению нового, не сформировав к нему положительного отношения • необходимо развивать память учеников Принцип доступности обучения. Доступность определяется возрастными особенностями учащихся, их индивидуальными особенностями. Она зависит от организации учебного процесса, от выбора форм, методов, технологий обучения. Правило доступности обучения по Коменскому: от легкого – к трудному; от простого – к сложному; от известного – к неизвестному. Правила:
• когда приступают к изучению какого-либо предмета, школьник должен быть к этому подготовлен • процесс обучения происходит из уровня развития и возможностей учащихся • процесс обучения должен идти в оптимальном темпе – не задерживая сильных и развивая скорость действия слабых • введение каждого нового понятия должно быть подготовлено всем ходом предыдущего обучения • доступность зависит от ясности речи учителя Принцип научности. Данный принцип требует, чтобы учащимся предлагались только подлинно научные знания. Научность обеспечивается содержанием образования. Правила: • необходимо использовать в процессе обучения новейшие достижения науки • следует раскрывать учащимся логику учебного предмета, основы научных понятий • необходимо развивать исследовательскую деятельность учащихся, дать им возможность пережить радость открытия Принцип связи теории с практикой. Практика рассматривается как область использования результатов обучения. Чем больше знания используются в жизни, тем выше сознательность обучения. Правила: • учащиеся должны осознать жизненную необходимость обучения • учитель не должен уходить от острых и трудных вопросов жизни • больше внимания необходимо уделять практической деятельности – 80-85% информации усваивается путем практической деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|