Методы обучения: понятие, классификации
Под методом обучения в классической дидактике понимается упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. В педагогической науке и практике сложилось несколько классификаций методов обучения. Наиболее известные классификации методов обучения. По источнику «передачи знаний» выделяют словесные, наглядные и практические методы. (Верзилин Н. М., Перовский Е. И., Лордкипанидзе Д. О.) Словесные методы, рассказ, объяснение, беседа (вводная, вступительная, эвристическая, закрепляющая; индивидуальная и фронтальная; собеседование), дискуссия, лекция; Рассказ – устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Он должен содержать только достоверные факты, быть ярким и убедительным. Учитель должен дать личную оценку излагаемым фактам. Объяснение – словесное истолкование свойств изучаемого объекта. Чаще всего используется при изучении теоретического материала, при решении задач, доказательстве теорем в точных наук, при раскрытии причин явлений природы и социальной жизни. При объяснении используются сравнения, аналогии, яркие примеры. Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ранее изученного. Один из древнейших методов обучения. По имени Сократа ее еще называют «Сократическая беседа». Широко распространена эвристическая беседа («Эврика» - нашел, открыл), в ходе которой учащиеся самостоятельно подходят к пониманию новых знаний. Беседы бывают вводные (вступительные), закрепляющие, индивидуальные, фронтальные. Разновидностью беседы является собеседование. Оно применяется в старших классах, когда учащийся более самостоятелен в суждениях. Цель беседы – активизация и развитие речи учащегося.
Дискуссия – это обмен взглядами по определенной проблеме. Метод чаще используется в старших классах, так как требует умений аргументировать, доказывать, обосновывать свою точку зрения. Дискуссия учит глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнением других. Лекция – монологический способ изложения объемного материала. Чаще всего используется в старших классах и занимает весь урок. В лекции дается законченный и целостный учебный материал. Обзорная лекция может быть использована при повторении пройденного материала. Работа с книгой. В начальных классах метод предполагает руководство учителя. В дальнейшем дети учатся работать с книгой самостоятельно: конспектируют, составляют план текста, цитируют, аннотируют, рецензируют. работа с учебником (конспектирование, составление плана, формулировка тезисов, цитирование, аннотирование, рецензирование); Наглядные методы: методы иллюстрации (с помощью плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок, муляжей, макетов), демонстрации (опытов, телепередач, видеофильмов, диафильмов, кодопозитивов, компьютерных программ); Мы запоминаем • 10 % того, что мы читаем • 20 % того, что мы слышим • 30 % того, что мы видим • 50 % того, что мы видим и слышим • 70 % того, что мы говорим • 90 % того, что мы говорим и делаем Практические методы, упражнения (устные, письменные, графические, воспроизводящие, тренировочные, комментированные, учебно-трудовые), лабораторные работы, практические работы, дидактические игры. нацеленные на формирование практических умений и навыков. Упражнение – это многократное выполнение умственного или практического действия с целью овладения им. Устные упражнения способствуют развитию памяти, речи, логического мышления. письменные упражнения закрепляют знания и формируют умения их применять, помогают осмыслить и запомнить изучаемый материал. Графические упражнения развивают пространственное воображение и логическое мышление. Учебно-трудовые упражнения помогают применить теоретические знания на практике.
Лабораторная работа – проведение опытов с использованием приборов, технических приспособлений. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин взяли за основание своей классификации методов обучения возрастание степени самостоятельности учащихся и предложили следующие типы методов обучения: объяснительно-иллюстрированный — учитель сообщает информацию, ученики ее воспринимают; получение знаний от учителя в готовом виде. репродуктивный — ученик выполняет действия по образцу учителя; многократное повторение способа деятельности по образцу. Метод проблемного изложения — учитель ставит перед детьми проблему и показывает путь ее решения; ученики следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания; учитель дает материал в виде проблемы и показывает, как ее решать, демонстрирует образец научного познания. Метод частично-поисковый (или эвристический) — учитель расчленяет проблему на части, ученики осуществляют отдельные шаги по решению подпроблем; Учитель организует поиск решения проблемы. Метод исследовательский — поисковая творческая деятельность учащихся по решению новых для них проблем. Самостоятельное проведение учащимися исследования. Классификация методов по дидактической цели (М.А. Данилов, Б.П. Есипов). - методы приобретения новых знаний; - методы формирования умений и навыков; - методы применения знаний; - методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков. По степени проявления поискового характера деятельности (Ю. К. Бабанский) - Методы стимулирования и мотивации учения: познавательные игры, учебные дискуссии, методы учебного поощрения и порицания, предъявления учебных требований. -Методы организации и осуществления учебных действий: словесные, наглядные, практические; индуктивные, дедуктивные, метод аналогий; проблемно-поисковый, эвристический, исследовательский, репродуктивные методы (инструктаж, объяснение, тренировка); самостоятельная работа с книгой, с приборами и др. - Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный контроль, лабораторный, машинный контроль, методы самоконтроля.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|