Технология французских мастерских
Педагогическая мастерская — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. Незыблемое правило технологии – свобода. Ученик свободен в выборе инструментов, времени, последовательности действий. Он имеет право на ошибку. Технология появилась в практике "Французской группы нового образования" - творческого союза педагогов Франции. У истоков движения стояли такие знаменитые психологи, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже. Педагогическая мастерская опирается на идеи свободного воспитания Ж.Ж.Руссо, Л.Н. Толстого. В основе технологии лежит концепция Селестена Френе – экспериментатора в области программированного обучения. Он утверждал: для воплощения в жизнь прогрессивной педагогической теории недостаточно изменить организационные формы учебного процесса и методы учебной работы. Необходимо создавать и широко использовать новые средства обучения и воспитания. Эксперименты самого Френе начались со школьной типографии. Школьная типография, свободные тексты, живое общение являются практическим воплощением идей активизации учебно-воспитательного процесса. Однако понятно, что невозможно строить всё обучение на свободных текстах и рассказах учителя, необходим систематический материал. В качестве такого материала Френе предлагает особые карточки, каждая из которых содержит либо какую-то часть учебного курса, либо конкретное задание (текст для пересказа, задачу по математике и т.п.). Карточки систематизируются по предметам и темам и располагаются в специальных картотеках. Каждый ученик с помощью учителя составляет для себя индивидуальный рабочий набор карточек, содержание которых регулярно пересматривается с точки зрения новейших научных данных. Конечно, в этой ситуации существует опасность получения учащимися отрывочных, фрагментарных знаний, но зато имеется возможность изучать материал в свойственном именно этому ребенку темпе. Преимущества такой системы особенно очевидны в условиях малокомплектной школы: во время работы старших по карточкам учитель может уделить больше внимания малышам и отстающим.
Система Френе подразумевает чёткое планирование учебного процесса и предусматривает следующие виды планов: 1. Общий план на год, который почти соответствует традиционной учебной программе. 2. Общий план на месяц - он, как и годовой, составляется учителем 3. Индивидуальный план на неделю, который ребенок составляет сам в соответствии с годовым и месячным планом. Выполнение его строго обязательно, но при этом ребенок самостоятельно распоряжается своим временем. На практике это означает, что, если он выполнил свой недельный план в четверг, у него образуется три выходных, если же он поленился в первые дни недели, вполне возможно, что придётся работать даже в воскресенье. Коллективная работа с текстом является основой всей школьной жизни. Ученики читают свои тексты, после чего проходит голосование - выбор лучшего для его последующей печати. Согласно установленной очередности назначаются наборщики, каждый из которых получает определенный отрывок текста. Остальные учащиеся по одному или группами приступают к выполнению заданий, которые были распределены в процессе обсуждения текста. Если же текст оказывается по каким-либо параметрам непосильным для малышей, они начинают день с рисунка на свободную тему; в этом случае занятия с ними начинаются после того, как старшие получат задания. Эти задания включают чтение или коллективное составление свободных текстов и их всестороннее (лексическое, грамматическое, стилистическое, философское и т.д.) обсуждение.
По окончании этой работы каждый ребенок приступает к выполнению индивидуального плана. Ориентировочное время окончания этой работы - около 11 часов утра, однако каждый может уйти чуть раньше или задержаться в зависимости от темпов своего продвижения в индивидуальном плане. Занятия возобновляются в 13.00. Около получаса ученики печатают свои тексты, а учитель в это время ходит по классам, контролирует работу групп и помогает им. Такое свободное передвижение позволяет реализовывать свою индивидуальность не только ученикам, но и учителю: ведь при желании он может остановиться около любой группы по своему выбору, дав другим предельно краткие комментарии. Однако и в это время желающие могут продолжать работу с карточками, выполняя индивидуальный план. Время с 14.15 до 14.45 отведено для разнообразных дел, которые заранее не планировались, но должны быть выполнены в связи с возникшей необходимостью (напр., дополнительные консультации учителя). С 15.00 до 15.30 идёт краткий отчет о рабочем дне. Затем в эти же полчаса читается какой-либо интересный текст или стихотворение и прослушивается соответствующая характеру занятий песня. Последние полчаса начинаются с ответов на вопросы, которые дети записали в течение дня в специально приготовленный для этого на учительском столе блокнот. И завершает день - доклад. Ребенок читает текст приготовленного в течение дня сообщения, показывает приготовленный иллюстративный материал. Потом ему задают вопросы. Причём, если докладчик не может ответить, ответ не звучит и от учителя: в таком случае вопрос записывается в блокнот для последующего изучения. В субботу подводятся итоги недели: анализируется выполнение индивидуальных недельных планов; проводятся общеклассные собрания, на которых разбираются заполненные за неделю 4 столбца стенгазеты; «я хвалю» - проводится награждение в зависимости от заслуг, "я поздравляю", "я критикую" - подробно выступают обе стороны, класс разбирает ситуацию и при необходимости назначает наказание, "я предлагаю"- с учётом финансовых и других условий изучается возможность реализовать данное предложение, и при положительном решении сразу же назначаются конкретные исполнители.
Большое значение имеет организация пространства. Если школа находится на природе; необходимо организовать пришкольный участок. Школа включает в себя общую комнату, где все дети работают вместе, классы и специализированные мастерские для различных ремесел. Класс меблируется обычными столами, за которыми могут вместе работать четверо, а вдоль стен расставляются шкафчики для тетрадей, книг и инструментов. При этом мебель предпочтительнее легкая, позволяющая легко менять обстановку в классе. Мастерская приближается к проблемному обучению. Однако существуют отличия. Проблемное обучение в основном опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания. Проблема и направление исследования в урочной системе, как правило, определяются учителем, а в системе мастерских все проблемы выдвигаются учащимися. Степень неопределенности в заданиях мастерской принципиально более значительная.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|