Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология проектного обучения

Проектирование — это деятельность по созданию проекта, то есть прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Проект (от лат. брошенный вперед). Понятие «проект» многозначно, иногда оно рассматривается как синоним понятий «план», «программа». До недавнего времени термин «проект» преимущественно использовался в технической сфере, и с ним связывалось представление о разработках сложной документации. В настоящее время любая научно-исследовательская деятельность связана с разработкой и реализацией проектов. Проекты разрабатываются практически во всех сферах деятельности. 

Слово проект – означает «замысел». Проектирование – это процесс создания и реализации замысла решения какой-либо проблемы.

Основой проектирования является философия прагматизма. Термин «прагматизм» происходит от греческого слова, означающего дело, действие. Наибольшую известность в философии прагматизма приобрел Д. Дьюи. Он выдвинул идею о том, что целью образования выступает повышение эффективной социальной деятельности. Идея Дж.Дьюи заключалась в том, что бы вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс. При этом направленность этого процесса должна быть достаточно прагматичной, чтобы ученики знали, зачем им необходимы те или иные знания, для решения каких жизненно важных проблем они могут быть полезны. 

Идеи Д.Дьюи в образовании активно внедряли его ученики. Уильям Килпатрик отвергал традиционную школу, основанную на передаче учащимся готовых знаний вне связи с реальными запросами и жизненными потребностями детей. Он предлагал строить учебный процесс как организацию деятельности ребёнка в социальной среде, ориентированную на обогащение его индивидуального опыта. Елена Паркхерст (Parkhurst) [1887- 1973], американский педагог. Преподавала в сельской школе, в учительских колледжах. В 1910г. сформулировала Лабораторный план учебно-воспитательной работы в школе, который в 1918 был применён в школе города Далтон и переименован в Дальтон-план. Дальтон-план предусматривал один час общих установочных занятий, а затем индивидуальные занятия в предметных мастерских. Учащиеся по этой системе не связывались общей классной работой, они самостоятельно определяли очередность изучения отдельных предметов и порядок использования своего рабочего времени в предметных лабораториях. Российская концепция проектного образования развивалась практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году была организована небольшая группа сотрудников под руководством русского педагога С.Т.Шацкого. На должном уровне продумать методически конструктивную систему исследовательской деятельности не удалось, что привело к осуждению метода проектов в 1931 постановлением ЦК ВКП/б/.

 Проектная технология ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся- индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми»: если это теоретическая проблема-то конкретное её решение если практическая-конкретный результат, готовый к внедрению. Основные требования к использованию проектной технологии:

1.Наличие проблемы/задачи,требующей исследовательского поиска её решения;

2.Практическая познавательная значимость предлагаемых результатов.

3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. д) сбор,систематизация и анализ полученных данных;) подведение итогов,оформление результатов, их презентация;

4.Структуирование содержательной части проекта.   в) обсуждение методов исследования (статистических,экспериментальных,наблюдений и т.д.); г)обсуждение способов оформления конечных результатов, презентаций, защиты творческих отчётов, просмотров и т.д.

5. подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы,выдвижение новых проблем исследования.

Теория педагогического проектирования разработана в трудах В.С.Безруковой, Н.Н.Грачева, Е.С.Заир-Бек, М.М.Поташника, О.Г.Прикота, В.Е.Радионова.

Проектная технология - система обучения, в которой знания и умения обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. Технология проектов всегда ориентирована на активную самостоятельную работу обучающихся (индивидуальную, парную и групповую), которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. По мнению ученых, переводить весь образовательный процесс на проектное обучение нецелесообразно.

Цель проектного обучения: создать условия, при которых обучающиеся приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают коммуникативные умения; учащиеся работают в различных группах (командах); у них формируются исследовательские умения (выявление проблемы, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа построения гипотез, обобщения); развивается системное мышление, внимание, воображение и память.

Технология проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны - использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой - применение интегрированных знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии и творческих областей.

В педагогической практике применяются различные виды проектов.

1. По степени участия обучающегося в проекте: личностные, парные и групповые.

2. По характеру доминирующей деятельности обучающихся: практико-ориентированный (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению чего-либо); исследовательский (исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного изыскания); информационный (сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью презентации широкой аудитории - статья, информация в сети Интернет); творческий (максимально свободный авторский подход в решении проблемы).

3. По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными. Монопроекты реализуются в рамках одной учебной дисциплины или одной области знания. Межпредметные выполняются во внеучебное время под руководством специалистов из разных областей знаний.

4. По продолжительности выполнения проекта различают: мини-проекты - укладываются в одно занятие или даже его часть; краткосрочные - на 4-5 занятий; недельные, требующие на выполнение проекта 30-40 часов. Предполагается сочетание аудиторных и внеаудиторных форм работы.

При выполнении проекта указывается:

· проблема;

· цели и задачи проекта;

· учебный материал, который предполагается задействовать для решения указанной проблемы (литература);

· теоретическая и практическая значимость в какой-либо области знаний;

· сроки выполнения проекта;

· состав группы;

· порядок оформления результатов проекта.

Выполненные проекты публично обсуждаются, защищаются обучающимися и заканчиваются разными видами презентаций (научный доклад, деловая игра, демонстрация видеофильма и т.п.). Для оценки качества выполненного проекта используются критерии. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация. Качество проекта должно осуществляться на основе внешней экспертизы. Позиция педагога должна быть открытой, дающей простор самостоятельности обучающихся.

Проектная деятельность школьников несет в себе некоторые черты проектирования и проектной деятельности профессионалов, однако имеет и собственные, качественные особенности. Школьники овладевают основами проектирования в ситуации обучения. Учащиеся выполняют учебные проекты, под которыми следует понимать самостоятельно разработанный продукт (изделие, услугу, мероприятие, электронный ресурс и прочее) - от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной и объективной новизной и выполненный в ситуации субъективного взаимодействия с учителем. Основной целью проектного обучения школьников является развитие личности учащегося - субъекта будущих преобразований общества, который способен самостоятельно проектировать свою собственную жизнедеятельность. 

Проектная технология превращается в процесс самообучения: обучаемый сам выбирает образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной учебной среде. Работая в составе мини-бригады по созданию курсового проекта, обучающийся не только приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, но и использует полученные знания в своей деятельности.

    

Информационные технологии

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...