Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классические концепции воспитания

Начиная с глубокой древности, воспитание становилось орудием социальных переустройств. Многие философы, педагоги и общественные деятели внесли свой вклад в развитие теории воспитания.

Ян Амос Коменский (Чехия, 17 в.). Концепция воспитания человека как части природы. Воспитание должно быть природосообразным, учитывать особенности развития природы человека.

"Под природой здесь мы разумеем не испорченность, присущую нам после падения... но первое и основное наше состояние, в которое нужно еще призвать нас, как к первоначалу". "Как это ясно, когда семя, посаженное в землю, внизу пускает маленькие корни, а выше даёт ростки, из которых впоследствии, по врождённой силе развиваются ветви и сучья; последние покрываются листьями, украшаются цветами и плодами. Следовательно, нет необходимости что-либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять то, что он имеет заложенным в себе самом, в зародыше, указывая значение всего существующего".

Джон Локк (Англия, 17 в.). Концепция воспитания джентльмена. Джентльмен – человек, умеющий «вести свои дела толково и предусмотрительно». Настоящий джентльмен воспитывается дома, так как школа - это учреждение, где собрана «пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния». Настоящий джентльмен — это тот, кто умеет достичь собственного счастья, но в то же время не препятствует в этом другим джентльменам. Джентльмена надо обучать чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому языку, латинскому языку (латынь не для всех; для тех, кто будет заниматься торговыми делами, сельским хозяйством, этот язык не нужен), географии, арифметике, геометрии, астрономии, хронологии, этике, а также следует дать ему основные сведения по истории и законоведению, бухгалтерии, обучать верховой езде и танцам.

Жан-Жак Руссо (Франция, 18 в.). Концепция свободного воспитания. Воспитание должно соответствовать природе ребенка, должно учитывать его возрастные особенности, запросы, способности. Должна быть создана среда для свободного развития природы ребенка. «Изучение человеческого состояния есть наша истинная наука. Кто умеет лучше всех выносить блага и бедствия этой жизни, тот из нас, по-моему, и воспитан лучше всех; отсюда следует, что истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях. Научаться мы начинаем, начиная жить; наше воспитание начинается вместе с нами; Наблюдайте природу и следуйте по пути, который она вам прокладывает. Она непрерывно упражняет детей; она закаляет их темперамент всякого рода испытаниями; она с ранних пор учит их, что такое труд и боль».

Генрих Песталоцци (18-19 вв. Швейцария). Концепция воспитания человечности, нравственного совершенствования. Необходимость гармоничного развития всех сил природы человека – умственных, физических, нравственных. Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним. Человек сам природосообразно развивает основы своей нравственной жизни — любовь и веру, если только он проявляет их на деле. Человек сам природосообразно развивает основы своих умственных сил, своего мышления лишь через само действие мышления. «Я стараюсь ввести детей в гущу жизни и объяснить им, как любая отдельная хорошая черта человека, если она остаётся изолированной и не находит себе опоры во всём том хорошем, что имеется в природе человека, каждый раз рискует вновь затеряться в человеке или получить такое направление, которое одинаково легко может привести как к его падению, так и к его совершенствованию».

Иоганн Фридрих Гербарт (18-19 вв., Германия). Концепция воспитания человека, уважающего государственный порядок. Необходимо обуздание «дикой резвости» ребенка средствами наказаний, запрещений, угроз и надзора. Любовь к ребенку – дополнительное средство воспитания. Цель воспитания – формирование добродетельного человека. Рекомендации по управлению воспитанниками:

- Приказания и запрещения должны быть точными и конкретными.

- Нарушения должны заноситься в штрафную книгу.

- Воспитатель не должен заботиться об одобрении или неодобрении своих действий.

Джон Дьюи (Америка, 19-20 вв.). Концепция прагматизма. Воспитание в ситуациях, дающих человеку конкретный практический опыт. Человек не в состоянии достичь исчерпывающего знания, но и небольшой объем знания может быть достаточным для успешной деятельности. Цель воспитания – эффективная социальная деятельность. Ребенок постоянно деятелен и сам дает ход заложенным в него способностям. Роль же воспитателя сводится к тому, чтобы дать правильное направление его деятельности. Мы мыслим, чтобы составить понятие, но тем не менее всякое расширение познания открывает нам темные, неясные места там, где при меньшем знании все казалось очевидным и естественным. Точное мышление протекает в границах того, что подразумевается и что понято. Люди никогда полностью не использовали своих собственных сил для достижения блага в жизни, потому что надеялись на некоторую внешнюю для себя и природы силу - надеялись, что она сделает то, за что они сами были ответственны.

Константин Дмитриевич Ушинский (Россия, 19 век). Антропологическая концепция воспитания. Воспитание на основе всесторонних знаний о человеке. Национальное воспитание на основе познания языка, культуры, истории своего народа. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованиях у другого народа». «Общественное воспитание, которое укрепляет и развивает в человеке народность, развивая в то же время его ум и его самосознание, могущественно содействует развитию народного самосознания вообще; оно вносит свет сознания в тайники народного характера и оказывает сильное и благодетельное влияние на развитие общества, его языка, его литературы, его законов, словом, на всю его историю».

Концепция воспитания в коллективе. Советская школа. 20-й век. Концепция воспитания в детском коллективе разрабатывалась в деятельности и в трудах А.С.Макаренко, И.П.Иванова и др. Основы данной концепции заложены в педагогическом наследии А.С.Макаренко. В 1920 г. Макаренко было поручено возглавить колонию для беспризорников и малолетних правонарушителей под Полтавой. Эту деятельность он описал в книге «Педагогическая поэма». Колонии был выделен сельскохозяйственный участок, мастерская и даже кузница, что позволило не только обеспечивать себя, но и зарабатывать деньги. Колония была организована по типу Красной армии – сложились отряды, были назначены командиры. По вечерам в колонии читали книги М.Горького. Ему написали письмо, завязалась переписка. Вскоре было присвоено название: «Трудовая колония имени А.М.Горького». В 1928 году ему было поручено возглавить детскую трудовую коммуну имени Ф.Э.Дзержинского, в которой воспитывалось 500 человек. Ее деятельность описана в книге «Флаги на башнях». Здесь Макаренко организовал работу настоящего завода по производству фотоаппаратов марки ФЭД. В результате, коммуна, находясь на полном самообеспечении, приносила миллионы рублей прибыли. Макаренко ввел в практику воспитания понятие «коллектив». Им были выдвинуты законы и принципы детского коллектива.

Закон параллельного действия. Коллектив несет ответственность за каждого своего члена, поэтому педагог должен воздействовать на личность только через коллектив. Здесь действует механизм общественного мнения, которое воздействует на сознание и поведение человека. Тот, в свою очередь, несет ответственность за свои действия перед коллективом. " Только создав единый школьный коллектив, можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора",- писал Макаренко в статье " Проблемы воспитания в советской школе".

Закон развития (движения) коллектива. Воспитательный коллектив должен иметь цель своего развития, движение к которой не останавливается. Вместе с развитием коллектива развивается и личность. Нормы жизни коллектива являются одновременно и личными нормами человека. Развитие коллектива ведет к саморазвитию личности. Воспитанник, находясь в развитом коллективе, начинает предъявлять требования к самому себе.

Принцип перспективных линий. У воспитательного коллектива должны быть перспективы развития. Макаренко называл их «завтрашние радости». А.С. Макаренко различал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую:

- близкая перспектива выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития, даже на начальной. Близкой перспективой может быть, например, совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр.

- средняя перспектива заключается в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени. Для достижения этой перспективы нужно приложить усилия. Примерами средних перспектив, получивших распространение в современной школьной практике, можно назвать подготовку к проведению спортивного соревнования, школьного праздника, литературного вечера.

- далекая перспектива - это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий для достижения цель. В такой перспективе обязательно сочетаются личные и общественные потребности. Пример далекой перспективы - цель успешного окончания школы и последующего выбора профессии.

Принцип педагогической целесообразности. Далеко не каждый элемент детской жизни воспитывает нужные, соответствующие воспитательным целям качества, и далеко не все необходимые с точки зрения воспитательных целей виды деятельности могут возникнуть в детской жизни сами по себе, стихийно. Значит, чтобы процесс воспитания детей и его результаты не были стихийными, а соответствовали бы воспитательным целям, надо исключать из жизни детей не соответствующие воспитательным целям виды деятельности и вносить, включать в жизнь детей такие виды деятельности, которые бы отвечали воспитательным целям. 

Принцип активной целеустремленности. Воспитательная деятельность должна быть энергичной и активной. Не догматическое утверждение воспитательных средств, а немедленный анализ и немедленное действие – вот что должно быть положено в основу выбора средств повседневной воспитательной работы. 

Принцип целостности процесса воспитания. Все воспитательные действия должны быть взаимосвязаны. Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически.

И.П.Иванов. Воспитание в коллективе как общая забота всех о каждом. Все участники процесса воспитания здесь находятся в отношениях товарищества, решая общественно важные задачи. Общая забота – это: создание и сохранение материальных и духовных ценностей (трудовая забота), освоение научных знаний (познавательная забота); создание и использование художественно-эстетической культуры (художественно-эстетическая забота), развитие физической культуры (спортивно-оздоровительная забота), культуры поведения, общения (моральная забота). И.П.Иванов называет это педагогическое явление общей заботой об улучшении жизни школы, класса, родного края, окружающих людей. Понятие забота здесь раскрывается чрезвычайно широко, отражая представления об идеальном, гармоничном, справедливом обществе. Забота всех о каждом проявляется в организации коллективных творческих дел (КТД).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...