Закономерности и принципы процесса воспитания
Закономерности отражают объективно существующие, существенные, устойчиво повторяющиеся связи между предметами, процессами и явлениями. 1) Обусловленность воспитания культурой общества. Культура влияет на постановку целей воспитания, на его характер и содержание. Воспитание является важнейшей функцией культуры, заключаясь в передаче культурного опыта от поколения к поколению. Культура создает среду, которая духовно питает воспитанника. 2) Связь между воспитанием и обучением, которые представляют собой 2 взаимопроникающих, взаимозависимых процесса. 3) Связь между воспитанием и самовоспитанием. Эффективность процесса воспитания во многом обусловлена активностью воспитанника, процессами его физического, психического, духовного развития. Жизнь ребенка суверенна, его интенсивное субъектное становление должно восприниматься как объективная данность и как особый предмет педагогической деятельности. Закономерности отражаются в принципах, которые представляют собой правила или требования к личности или деятельности на основе изученных закономерностей по достижению конкретной цели воспитания. Принципы (от лат. первый, главный) – наиболее общие, главные теоретические положения, которые определяют требования ко всем компонентам воспитательного процесса для достижения цели. В соответствии с основными закономерностями воспитания, можно выделить следующие принципы воспитания. 1. Принципы социальной направленности воспитания: - принцип связи воспитания с жизнью - включение воспитанников в общественную жизнь, формирование положительного отношения к труду. - принцип воспитания личности в коллективе – формирование опыта общественных отношений.
- принцип демократизации – опора на равенство всех субъектов в воспитательном процесс. 2. Принципы личностной направленности воспитания: - принцип единства требования и уважения к личности ребенка. - принцип активности ребенка в воспитании. - принцип гуманизации воспитания. 3. Принципы взаимодействия педагогов и воспитанников: - принцип учета индивидуальных и половозрастных особенностей детей. Каждый ребенок – это свой мир. У него есть самочувствие, настроение, интересы, таланты и др. друзья и недруги, любимая и нелюбимая одежда и еда и т.д. Нет воспитания вообще, есть воспитание в частности. - Принцип единства воспитательных воздействий. Необходима координация школы, семьи и общественности в воспитании. - Принцип опоры на положительное. Педагог должен видеть в воспитаннике только хорошее и опираться на сформированные положительные качества. Нужно добиваться, чтобы в человеке было больше положительного и меньше отрицательного. Это достигается терпением, заинтересованным участием в судьбе воспитанника, сотрудничеством. Если воспитаннику все время твердить о его недостатках, он теряет веру в себя. Формы воспитания Форма воспитания – это внешнее выражение его содержания (И.П.Подласый) Формы определяются по специфике содержания, характеру организации воспитательной деятельности и по количеству участников. Массовые формы: смотры, сборы, конкурсы, фестивали, выставки, конференции. Групповые формы: классные часы, экскурсии, кружки, секции, студии, клубы Индивидуальные формы: занятия творчеством, общение по интересам Воспитательное мероприятие – форма взаимодействия педагога с воспитанниками, направленная на решение воспитательных задач. Игра - форма деятельности воспитанника, направленная на развитие физических и духовных сил и способностей и накопление социального опыта. Типы игр: спортивные, подвижные, интеллектуальные, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), театральные игровые действа, коррекционные (психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), обрядовые, игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты, вопросники, эстрадные игровые импровизации; соревнования, состязания, противоборства, соперничества, эстафеты, игры нa местности, игры без предметов и с предметами (с мячом, веревкой); компьютерные игры; ролевые, имитационные и т.д.
Классный час – форма воспитательной работы с учащимися во внеурочное время, направленная на формирование у детей системы отношений к себе, к окружающим людям, к окружающей действительности. Виды классных часов: а) классные часы с привлечением специалистов (психологов, медиков, юристов и др.) – «Как развивать память?», «Мода и художественный вкус»; б) классные часы с предварительной подготовкой отдельных компонентов – «О культуре внешнего вида», «Дружба в жизни человека», «Создание славянской письменности»; в) классные часы – самостоятельная деятельность воспитанников; г) классные часы – встречи: с интересными людьми, с родителями, с гостями. Литература по лекции 1. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Юрайт: ИД Юрайт, 2011г. Адрес размещения электронного варианта книги: http://ibooks.ru/reading.php?productid=22555 2. Столяренко А.М. Общая педагогика: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. Адрес размещения электронного варианта книги: http://www.iprbookshop.ru/obshhaya-pedagogika.-uchebnoe-posobie.html 3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. – Ростов- н /Д: Творческий центр «Учитель», 1999. 4. Булатова О.С. Искусство современного урока: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006 г. 5. Ситаров В.А.. Дидактика. Пособие для практических занятий / Под ред В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с. Педагогические технологии
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|