Сущность, структура и движущие силы педагогического процесса
Понятие процесс означает ход развития чего-либо, последовательную смену состояний, действий, направленных на достижение определенного результата. Педагогический процесс – одна из основных категорий педагогики. Создатель понятия «педагогический процесс» П.Ф.Каптерев дал следующее определение: «педагогический процесс есть всестороннее усовершенствование личности на почве ее органического саморазвития и в мере ее сил сообразно специальному идеалу [из. С.179].» Педагогический процесс предстает в единстве двух сторон: внешней и внутренней. Внешняя сторона педагогического процесса обеспечивает передачу культурного опыта от старшего поколения к младшему. Внутренняя сторона - единство саморазвития и самосовершенствования ребенка. П.Ф.Каптерев подчеркивал психологическую составляющую педагогического процесса, то есть, его соответствие изменениям в природе ребенка. Он выделил два этапа таких изменений: время саморазвития и время самосовершенствования. Время саморазвития характеризуется непосредственностью восприятия ребенка, живостью его реакций, преобладанием эмоциональной стороны над рациональной. Время самосовершенствования характеризуется рефлексией, критицизмом. Современные представления о сущности педагогического процесса отражены в учебном пособии «Педагогика» (авторы В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов). Педагогический процесс рассматривается как специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагогический процесс находится в постоянном движении и развитии. Движущими силами педагогического процесса являются противоречия:
- между постоянно усложняющимися требованиями обучения и возможностями учащихся; - между жизненным опытом и научными знаниями; - между полученными знаниями и умением их использовать. Основное противоречие (по М.А.Данилову) – между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, их умственного развития и отношений. Противоречие становится движущей силой процесса обучения, если учащиеся видят его смысл и осознают необходимость его преодоления. Направление движения педагогического процесса определяется его целями. Характеристики педагогического процесса. Важной чертой педагогического процесса является его целенаправленность, которая характеризует его предназначение, устремленность к достижению определенных целей. В современных условиях цели педагогического процесса: создание необходимых условий для свободного раскрытия и дальнейшего развития творческих потенциалов каждой личности, формирования социальной активности, ответственности, готовности к самореализации и выполнению социальных функций в различных сферах жизни. В самом общем плане педагогическая цель (цель деятельности педагога в педагогическом процессе) характеризуется как создание условий для развития человека и стимулирование его к использованию и преобразованию этих условий. Межсубъектный характер педагогического процесса. Субъект – это человек как носитель предметно-практической деятельности и познания. В качестве субъектов в педагогическом процессе выступают: педагоги (учитель, классный руководитель, руководитель кружка, клуба; различные педагогические объединения, педагогический коллектив в целом); родители (классные родительские коллективы; разнообразные школьные объединения родителей, советы, группы; отдельные родители и др.); выпускники школы; ученические коллективы (классные, школьный, различные объединения постоянные и временные и др.); сами учащиеся; различные их объединения (формальные и неформальные; постоянные и временные; одновозрастные и разновозрастные и т.д.); ученические коллективы (классные и школьные).
Все субъекты в педагогическом процессе связаны между собой, но характер этих связей может быть различным. Эта связь может проявляться как воздействие одной стороны на другую, которое вызывает обратное воздействие (содействие или противодействие). Связь между субъектами в педагогическом процессе может строиться как руководство одной стороны деятельностью другой. В этом случае деятельность педагога и деятельность воспитанников оказываются взаимосвязанными, но при этом сами позиции субъектов достаточно разведенными. Социокультурный характер педагогического процесса обусловлен тем, что в нем происходит передача социокультурного опыта, его освоение, а затем и существенное обогащение. Психологический характер педагогического процесса определяется психологическими особенностями его субъектов (педагогов и обучающихся, воспитателей и воспитанников и т.д.). Открытость педагогического процесса раскрывает его связь с жизнью окружающего мира. Он проявляется в многообразии особенностей, и рассматривается как совокупность условий и возможностей, внешних по отношению к человеку. Целостность и системность педагогического процесса. Педагогический процесс есть целостный процесс, в котором в единстве выступают все его составляющие, стороны, характеристики. Целостность и системность проявляется в наличии и взаимосвязи множества компонентов, каждый из которых как самостоятелен, так и связан с другими. Основные компоненты педагогического процесса: цели, задачи, содержание, формы, методы, технологии присущи и целостному процессу и его составляющим - учебному и воспитательному процессу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|