Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы и формы контроля процесса обучения. Оценка знаний обучающихся. Функции оценки

Контроль позволяет проверить, выявить, измерить и оценить уровень знаний умений и навыков учащихся. Педагогическая диагностика является неотъемлемой частью контроля процесса обучения. Она ориентируется на следующие цели:

определение пробелов в обучении;

подтверждение успешных результатов обучения;

коррекция результатов обучения;

планирование следующих этапов учебного процесса;

мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулирования сложности последующих шагов.

Существуют различные способы контроля: устные ответы, письменные работы.

Тестирование широко используется в мире. Достоинствами тестовой системы считаются высокая объективность процесса измерения и интерпретации материала, сведение к минимуму субъективного влияния преподавателя на результат измерения, возможность самоконтроля на предварительном этапе и другие.

Метод портфолио позволяет решить следующие профессиональные задачи: повышать активность, самостоятельность и творческую деятельность учащихся; развивать навыки оценочной деятельности; формировать умение учиться – ставить цели, организовывать собственную учебную деятельность.

Оценка – это процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями. Отметка – результат этого процесса, его условно-формальное (знаковое) выражение. Ананьев Б.Г. отмечал, что оценка знаний учащихся есть выражение отношения между тем, что ученик знает по данным вопросам программы, и тем, что он должен знать к данному моменту обучения. Оценивание, чаще всего, осуществляется при помощи отметки. Отметка выступает как условно-формальное, знаковое выражение оценки.

Оценивание позволяет определить соотношение полученных результатов с планируемыми. 

Оценка имеет диагностическую и воспитательную функцию.

Диагностика процесса обучения в современной российской школе выявляет те области образовательного процесса, которые требуют существенного обновления, такие как:

- переход от оценки уровня механического заучивания знаний к оценке уровня достижения той или иной компетенции;

-переход от фиксированных оценок к показателям достижений ребенка по сравнению с его предыдущими достижениями;

- переход от учительской оценки к самооценке детьми результатов учения;

-переход от оценивания выполнения отдельных заданий к оценке комплекса работ, к накопительной оценке.

Правильно организованная педагогическая диагностика является необходимой составляющей успешного и эффективного педагогического процесса.

 

Литература

1. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Юрайт: ИД Юрайт, 2011г. Адрес размещения электронного варианта книги: http://ibooks.ru/reading.php?productid=22555

2. Столяренко А.М. Общая педагогика: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. Адрес размещения электронного варианта книги: http://www.iprbookshop.ru/obshhaya-pedagogika.-uchebnoe-posobie.html

3. Ситаров В.А.. Дидактика. Пособие для практических занятий / Под ред В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.

Сластенин В.А. и др. Педагогика. М. 2002. Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0075/1_0075-174.shtml#book_page_top 

4.Сластенин В.А. и др. Педагогика. М. 2002. Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0075/1_0075-174.shtml#book_page_top 

5.Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 1999. – 520 с. Режим доступа: http://uchebnikfree.com/osnovyi-pedagogiki/uchebnyie-ekskursii-20640.html

 

 

Процесс воспитания

Как составная часть педагогического процесса

Процесс воспитания представляет собой составную часть целостного педагогического процесса. Воспитание и обучение тесно взаимосвязаны. Процесс обучения формирует у учащегося систему знаний, умений, навыков с целью использования их на практике. Он формирует мотивацию и опыт учебно-познавательной и практической деятельности. Выполнение учебных задач воспитывает трудолюбие, ответственность, самостоятельность, волю и характер. Обучение формирует интерес к учебной деятельности, к учебному предмету, мотивацию к познанию нового. Процесс воспитания способствует формированию мировоззрения, убеждений, отношений. Сформированные в процессе воспитания убеждения и ценности способствуют осознанному отношению к обучению.

Категория «Воспитание»

Воспитание – многомерное, многоуровневое и многозначное понятие. Сложность понимания воспитания обусловлена несколькими причинами. Во-первых, это кажущаяся простота понятия. Само слово «воспитание» интуитивно понятно каждому, но для нас важно его научное значение, что характеризует профессиональный подход в образовательной деятельности. Воспитание является важнейшей функцией общества с древнейших времен. Воспитание имеет общий корень со словом «питание». В ходе воспитания человек получает особое питание, прежде всего, духовное. Существует множество определений понятий «воспитание». Вот некоторые из них.

«Воспитание – это планомерное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду» (А.В.Петровский).

    «Воспитание – это педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека» (Л.В.Байбородова, М.И.Рожков).

«Воспитание – это целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» (Н.Е.Щуркова).

Е.В.Титова, анализируя значение смыслов понятия «воспитание», дает их классификацию:

- А-воспитание. Понятия, отражающие влияние общества, социальной среды на формирование личности. Воспитание рассматривается как процесс социализации человека. Социализация - организация прямого усвоения социальных норм и установок (процесс адаптации и интеграции человека в обществе путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, в диалектическом единстве с процессами саморазвития и самореализации личности в обществе). Зачастую воспитание сводят к управлению социализацией, т.е. к организации прямого усвоения социальных норм и установок. Однако в последнее время произошел сдвиг в сторону понимания воспитания как практического, личностно значимого действия для ребенка, формирующего собственные установки относительно и общественных и личных проблем. 

- Б-воспитание. Понятия отражают внутренний процесс становления и развития личности. Воспитание рассматривается как социокультурное развитие человека. Категория «воспитание» приобретает значение жизнетворчества, построения собственной жизни. Жизнетворчество предполагает открытость детской жизни для сострадания, взаимопомощи, добрых дел, акций милосердия, коллективного труда для других людей, заботы о близких и дальних.

- В-воспитание. Понятия отражают специально организованную педагогическую деятельность. Воспитание рассматривается как вид педагогической деятельности.

В учебнике под редакцией А.П.Тряпицыной воспитание рассматривается как целенаправленный процесс поддержки, содействия саморазвитию и самоопределению личности, человека, содержание которого заключено в ценностях и меняется под воздействием социокультурной ситуации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...