Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология педагогической поддержки

Педагогическая поддержка – это деятельность, направленная на оказание помощи ребенку в решении его проблем в обучении, в общении, в жизненном самоопределении. Большой вклад в разработку этого направления внесли Олег Семенович Газман, И.Д.Демакова, В.П.Бедерханова, С.А. Шмаков. В педагогической поддержке выделяется понятие: «проблема ребенка». Она выступает как тормоз в ее развитии. Задача заключается в том, чтобы перевести проблему из состояния тормоза в состояние стимула для развития. Ребенок желает избавиться от проблемы. Педагог выступает как профессионал, который способен решать жизненные проблемы. Вместе с ребенком он определяет, как решать проблему. Педагогическая поддержка учит ребенка самоанализу – пониманию того, что он сам хочет, что может сделать во имя желаемого и почему он этого не делает. Проблемная ситуация может восприниматься ребенком как состояние безысходности, когда он не понимает, что ему делать. В такой ситуации человек становится уязвимым, слабым и зачастую делает выводы о том, что он никому не нужен, о том, что он неудачник. Он находится в разладе не только с окружающими, но и с самим собой. Педагог, прежде всего, должен воздерживаться от советов, как правильно выйти из создавшегося положения. Он должен лишь показать готовность разделить с ребенком горечь его неудачи, не опережая детскую активность в решении проблемы. Ребенок не может решить учебную задачу. Учитель: Ты неправильно решаешь задачу. Вот как надо ее решать. Учитель: Как ты решал задачу? Давай посмотрим. Совместно анализируют ход решения. Ребенок сам находит ошибку. Здесь эффективны не подсказки, а наводящие вопросы. Отсутствие у ребенка правильного решения проблемы не всегда является проявлением лени или нерадивости. Иногда педагог видит проблему. а взрослый – нет и наоборот. Мама ведет ребенка в детский сад. Она видит проблему – успеть на автобус; ребенок видит ярких птичек и хочет их рассмотреть. Ему нет дела до автобуса.

Категории педагогической поддержки: защита, помощь, содействие, взаимодействие. 

Тактика защиты

Защита нужна, когда ребенок не проявляет активности в решении своей проблемы, когда он запуган страхом учебных санкций («не будешь учиться – останешься на второй год»), общественным порицанием («если не научишься что-то делать, все будут над тобой смеяться»). Ситуация осложняется склонностью взрослых к обвинению ребенка:

«Он плохо учится и сам в этом виноват»;

«Он игнорирует мнение класса и учителей»;

«Он сам виноват, что всем интересно, а ему нет».

Страх еще более усиливает пассивность ребенка в решении проблемы. Позиция педагога заключается в том, что он не должен оставлять ребенка жертвой обстоятельств. Педагог, защищающий ребенка, должен превратиться из обвинителя в адвоката, защищая его права: быть успешным, не уметь чего-то делать, допускать ошибки. Педагог-адвокат: выявляет причины негативной ситуации; нейтрализует источники негативной ситуации; подключает к защите дополнительные силы. Он задается вопросами:

«Учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребенка?»;

«На какую помощь со стороны педагогов он может рассчитывать?»;

«Какая эмоциональная атмосфера в детском коллективе?»;

«В каких условиях растет ребенок?»

Педагог, взявший на себя функции адвоката, должен постоянно придерживаться этой позиции, понимая ряд ее сложностей:

1. Ребенок, находясь постоянно в роли жертвы обстоятельств, может сформировать нежелание самостоятельно решать свои проблемы.

2. Ребенок может провоцировать создание новых проблем. Педагог становится ответственным за его неадекватные поступки.

Тактика помощи

Помощь заключается в создании условий, при которых ребенок сможет проявлять активность в решении своей проблемы. Часто дети сами спрашивают, как им поступить. Но некоторые боятся спрашивать, опасаясь, что их осмеют или осудят за незнание или неумение. Тем самым, дети сознательно блокируют свою активность. Предлагаются следующие шаги помощи ребенку.

1. Снятие страха, преодоление неуверенности. Важны подбадривающие слова: «Для тебя это просто, но если не получится…», «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает»…

2. Авансирование успешного результата – внушение ребенку уверенности в своих силах и возможностях. «Ты наверняка справишься, потому что …(называются конкретные достоинства ребенка – хорошая память, рассудительность, быстрота, сила, ловкость и т..д.). Применяется скрытая инструкция – Лучше всего начать с…; Вспомни формулы. которые мы проходили на прошлом уроке; Не забудь о… При этом прямых указаний, как что делать не дается.

3. Внесение социального мотива. Подчеркивается общественная значимость усилий конкретного ребенка. Вместе с заданием (для чего оно выполняется) применяется ориентация на другого – Без твоей помощи нам не справиться, От тебя зависит успех всей нашей работы.

4. Персональная исключительность. «Только ты можешь», «Только тебе я могу доверить»

5. Педагогическое внушение. Побуждение к выполнению действия: Не будем терять время… Приступаем к работе… Начинай же и т.п.

6. Заключительная оценка. Помогает ощутить успех от проделанной работы. Выделяются детали – Больше всего в твоей работе мне понравилось… Особенно тебе удалось…

Тактика содействия

Содействие возможно, когда ребенок избавится от реальных или мнимых страхов и начинает проявлять свою активность в решении проблемы. Когда ребенок считает себя жертвой, он полагает, что его всегда кто-то должен защищать, что весь мир должен измениться в соответствии с его желаниями. Содействие возможно, когда ребенок приходит к выводу: «Я должен сделать это, даже если пока я этого не могу». Учитель поддерживает ребенка эмоционально: «Не бойся – я с тобой». Ребенок должен понять, что проблема имеет как минимум 2 решения. Используются следующие приемы:

•   сдерживание намерения действовать раньше, чем ребенок готов к этому;

•   постоянный интерес к мнению ребенка;

•   уточнение ответов ребенка – правильно лия тебя понял?

•   повторение ответов ребенка (эхо) – возможность слышать себя со стороны;

•   изображение схем логики высказывания ребенка.

Тактика взаимодействия

Взаимодействие возможно, если у ребенка развита готовность к самостоятельному решению проблемы. Роль взрослого – продемонстрировать разные культурные способы решения проблемы, страховка ребенка в решении проблемы.

Литература:

1. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М., Александрова Е.А. Педагогическая поддержка ребенка в образовании. – М.: Академия, 2006.

2. Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы. – М., 2002.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.

4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя. – М.:Просвещение, 1987. – 190 с.

5. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей /Под общей ред. В.С.Кукушина. – Серия «Педагогическое образование». – М.:ИКЦ «МарТ»: Ростов н/ДЕ Издательский центр «МарТ», 2004. – 336с.

6. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студ. высш. учеб.заведений /Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

8. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.

9. Долгоруков А. Case-study как способ (стратегия) понимания.- Практическое руководство для тьютора системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. Под ред. А.Долгорукова, Москва, Центр интенсивных технологий образования, 2002, с.22-44.

10. Кейс метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). – www.casemethod.ru.

11. Аникеева Н.П. Педагогика и психология игры. - М.: 1986.

12. Газман О.С. О понятии детской игры: Сб. Игра в педагогическом процессе. - Новосибирск, 1989.

13. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - М.: 1978.

14. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. - М.: "Новая школа", 1994.

15. Эльконин Д.Б. Психологические игры. - М.: 1978.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...