Модернизация образования в России
С середины 80-х годов XX в. начались процессы существенных изменений в школьном образовании России. По мнению А.Н. Джуринского, уже к началу 80-х годов XX века «...потенциал сложившейся системы советского образования был исчерпан. Бюрократизация, унификация, идеологическая индоктринация, линия на уравнительное (эгалитаристское) обучение превращали школу в закрытое, оторванное от жизни учреждение. [124, с.352].» Вдохновителем и организатором общественно-педагогического движения за обновление школы России явилась «Учительская газета». В начале 1985 г. Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин, главный редактор «Учительской газеты» В.Ф. Матвеев, журналист С.Л. Соловейчик опубликовали «Манифест педагогики сотрудничества», в котором была поставлена цель - дать директорам школ, учителям и воспитателям ориентиры для создания новых моделей образования. В 1988 году был создан ВНИК «Школа», в который вошли Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, Э.Д. Днепров, В.П. Зинченко, Б.М. Неменский, А.В. Петровский, разработавшие Концепцию общего среднего образования и проект Положения о средней общеобразовательной школе. Э.Д.Днепров формулирует десять базовых принципов новой российской школы: 1. Принцип демократизации как цель, средство и гарантия реформирования отечественной школы; Принцип нацелен на «...раскрепощение педагогических отношений, изменение самой их сути, выход из системы подчинения или противостояния в систему сотрудничества – взрослого и ребенка, педагога и управленца, школы, общества и государства [80, с.68].» 2. Принцип плюрализма образования, его многоукладности, вариативности и альтернативности. В связи с этим принципом, образовательная система должна измениться качественно: от единообразия – к многообразию и многоликости в содержании, подходах, технологиях. Главной особенностью этого принципа является вариативность современного образования;
3. Принцип народности и национального характера образования; 4. Принцип открытости образования, ориентирующий на создание свободной раскрепощенной школы; 5. Принцип регионализации образования - учет региональных особенностей при выборе программы развития школы. 6. Принцип гуманизации образования, которую Э.Д. Днепров понимает, как «...поворот школы к ребенку, уважение его личности, достоинству, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов [там же, с.73].» 7. Принцип гуманитаризации образования, проявляющий две ведущие тенденции в образовании конца XX века: 1) отказ от технократических и сциентистских традиций; 2) стремление преодолеть раскол культуры. Изменения в образовании обнажили его глубокий кризис, который Э.Д. Днепров называет ситуацией «гуманитарного голодания», требующей усиления культуросозидающей функции образования, его возвращения к миру культуры. 8. Принцип дифференциации образования, который «…реализует две фундаментальные задачи – обеспечение полифоничности школы и права ребенка на выбор образования [там же, с.75].» Этот принцип обеспечивает создание рынка образовательных товаров и услуг. 9. Принцип развивающего, деятельностного характера образования, который выражается в развитии способности ребенка к самостоятельной деятельности. 10. Принцип непрерывности образования, отражающий современную реальность - необходимость продолжения образования в течение всей жизни и возможность получения нового типа образования. Достижения образовательной реформы были закреплены в Законе Российской Федерации 1992 года об образовании, в котором гуманистические и демократические принципы заменили марксистко-ленинскую идеологию. В декабре 2012 года был принят новый Закон об образовании, в котором определены базовые понятия образования, введены положения о стандартизации образования, о формах и технологиях реализации образовательных программ, об экспериментальной и инновационной деятельности и информационной открытости сферы образования. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» (текст с изменениями и дополнениями на 2013 год) одним из принципов государственной политики в области образования определен следующий: демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Закон предусматривает право участия в управлении образовательным учреждением обучающихся, их родителей и работников образовательного учреждения. (Глава 12, ст.89, п.1).
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»(2010) обозначены основные направления ее развития: стандартизация образования, укрепление здоровья детей, усиление работы с талантливыми детьми, развитие нового учительского потенциала, совершенствование школы как социокультурного комплекса. Поставлены задачи усиления подготовки учителей, глубоко владеющих психолого-педагогическими знаниями и понимающих особенности развития школьников; поддержки талантливых детей. Основное отличие российской школы видится в том, что она должна учитывать постоянное обновление деятельности человека в условиях быстрой смены технологий. Поэтому дети должны включаться в разработку всевозможных проектов, творческих занятий. Они должны учиться понимать и осваивать новое, быть открытыми миру, помогать друг другу, уметь принимать решения. Ключевой характеристикой становится не только передача суммы знаний, но, прежде всего, формирование творческих компетентностей, готовности к непрерывному образованию. Одной из отличительных особенностей развития современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Под Государственно-общественном управлением образованием понимают ответственное взаимодействие в управлении образованием, с одной стороны, различных субъектов, представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования (органы государственной власти, руководители общеобразовательных учреждений), и, с другой стороны, различных субъектов, выражающих интересы в области образования гражданского общества, населения.
Целью государственно-общественного управления образованием является оптимальное сочетание государственных и общественных начал в интересах человека и общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|