Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Механизмы государственно-общественного управления образованием

Для реализации задач государственно-общественного характера управления образованием нужны последовательные и продуманные действия, к числу которых следует отнести:

•   Организация систематических общественных обсуждений/дискуссий по ключевым вопросам образовательной политики (обсуждение проекта Стандарта общего образования; проекта нового ФЗ «Об образовании», проект профессионального стандарта педагога);

•   Проведение широких консультаций с различными заинтересованными группами до принятия решения (экспертная деятельность в рамках приоритетного национального проекта «Образование» - работа экспертов по оценке инновационных программ школ);

•   Создание общественных советов с правом блокирования решений, не способствующих реализации эффективной социальной политики (Общественный совет по образованию при Президенте РФ; Совет по образовательной политике Комитета по образованию Санкт-Петербурга; координационные советы по развитию районных систем образования и т.д.);

•   Создание Ассоциаций, союзов школ и педагогических работников (Ассоциация лучших школ России; ассоциация гимназий Санкт-Петербурга; Гимназический союз России; ассоциации учителей-предметников и др.);

•   Привлечение родителей и социальных партнёров к управлению школой через создание органов общественного управления школой - попечительских Советов, управляющий Советов, родительских комитетов и др.;

•   Развитие договорных отношений. Подписание договоров между руководителем образовательного учреждения и родителями (родительскими ассоциациями), которые будут регламентировать права и обязанности каждой из сторон;

•   Обеспечение общественной подотчётности через информирование. Проведение систематических встреч и различных мероприятий при непосредственном участии родителей, учащихся, партнёров школы. Публикация открытых докладов (или других информационных продуктов) о результатах деятельности школы; Организация общественной оценки данных, опубликованных в открытом докладе;

•   Введение в процедуру аттестации школы критериев, учитывающих общественную оценку её деятельности.

•   Организацию Детских общественных объединений: ученических советов, ассоциаций выпускников и д.

 

УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЫ)

В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий, научно обоснованный характер.

Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. (В.А.Сластенин, Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.А.Сластенина: В 2ч.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.-Ч.2. – 256 с.)

Главная цель управленческой деятельности в системе образования –повышение его эффективности.

Сущность управления в образовании заключается в поддержании целенаправленности и организованности целостного педагогического процесса. При этом, подчиняясь общим закономерностям социального управления, управление образованием имеет специфические особенности.

Управление внутри образовательной организации представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников (субъектов) образовательного процесса для достижения оптимального результата.

Общие принципы управления образовательным учреждением:

- Принцип демократизации и гуманизации управления

- Принцип системности и целостности

- Принцип рационального сочетания централизации и децентрализации. При централизации администрация берет на себя ведущую роль в управлении, что может привести к перегрузке как руководителей, так и исполнителей. При децентрализации существует опасность снижения эффективности работы.

- Принцип единоначалия и коллегиальности в управлении. Единоначалие обеспечивает дисциплину и порядок. Оно эффективно на этапе выполнения решений. Коллегиальность обеспечивает опору на знания и опыт сотрудников. Она эффективна на этапе обсуждения и приятия решений.

- Принцип объективности и полноты информации. И недостаток, и избыток информации затрудняют процесс управления.

 

Уровневый характер управленческой деятельности

В образовательном учреждении

Первый уровень: директор школы, руководители Совета школы и ученического комитета.

Второй уровень: заместители директора, школьный психолог, социальный педагог, органы самоуправления

Третий уровень: учителя, воспитатели, классные руководители, руководители кружков, секций.

Четвертый уровень: классное и общешкольное ученическое самоуправление.

 

Педагогический менеджмент

Управление образованием – это сложный процесс научно-обоснованных действий, направленных на рациональное использование времени и сил преподавателей и учащихся. Теория управления образованием претерпела существенные изменения. Долгие годы она понималась как целенаправленное воздействие субъекта на объект управления с тем, чтобы привести его в необходимое состояние. Современное управление учитывает принципы взаимодействия, сотрудничества. Его все чаще всего относят к педагогическому менеджменту.

Слово «менеджмент» означает «искусство управления», «способ обращения с людьми» (Оксфордский словарь). Менеджмент – это управление бизнесом через эффективную работу с людьми (В. Зигерт, Л.Ланг, Т.Питерс, Р.Уотермен, Д.Мерсер). Положения менеджмента:

Работа – это не просто труд, а часть жизни

Организация – это большая семья

Основа качественного труда – непрерывное повышение квалификации

Слоганы: «Образование не достигает точки насыщения» (IBM)

«Качество заключается не в том, что один человек сделает сто шагов, а в том, что сто человек сделает один шаг».

Таким образом, педагогический менеджмент - это:

•   Активное включение всех субъектов в образоваетльный процесс;

•   Аналитичность управления. Систематический анализ эффективности педагогического процесса.

•   Культура организации – комфорт, человеческие отношения, социальная справедливость, сохранение традиций.

•   Работа с «банком информации».

•   Создание мотивации деятельности: учет интересов, ценностей, компетентностей, значимости всех субъектов.

 

Выделяются следующие функции педагогического менеджмента:

•   Анализ

•   Планирование,

•   Организация,

•   Контроль

Анализ

Анализ является существенной составляющей педагогического менеджмента. Им начинается и заканчивается любая деятельность. Главное назначение педагогического анализа – изучение состояния педагогического процесса. Педагогический анализ направлен на изучение фактического состояния дел, необходимого для принятия управленческого решения.

Виды педагогического анализа:

Параметрический анализ – изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, в результате которого оперативно вносятся поправки и изменения. Изучаются: текущая успеваемость, дисциплина, санитарное состояние.

Тематический анализ – изучение устойчивых компонентов педагогического процесса: системы уроков, особенностей работы учителя, внеклассных мероприятий, отдельных направлений воспитательной работы и др.

Итоговый анализ – изучение результатов четверти, полугодия, учебного года на основе результатов контрольных работ, отчетов, справок и т.п.

Анализ урока и внеклассного мероприятия – изучение педагогической культуры учителя, учебных возможностей детей, достижений и недостатков, разработка рекомендаций по повышению эффективности.

Анализ направлен на изучение фактического состояния дел, который должен создать основу для принятия управленческого решения.

 

Планирование

Классик менеджмента Анри Файоль считал, что управлять – значит предвидеть, планировать. 

Планирование – это прогнозирование будущей деятельности. Планы должны быть научно обоснованы и опираться на реальные возможности. Сложностью планирования в педагогическом менеджменте является большое количество дел, неравномерность распределения их по месяцам, неравномерность распределения обязанностей между исполнителями. С целью упорядочения вводится система планов.

Перспективное планирование – планирование на несколько лет. Разделы:

•   планирование количества классов, роста контингента, примерного финансирования на 3-5 лет

•   планирование потребности в учителях

•   планирование повышения квалификации

•   планирование строительно-ремонтных и хозяйственных работ, оснащения учебным оборудованием и инвентарем

•   планирование улучшения условий труда и отдыха педагогов и учащихся

План на учебный год состоит из нескольких разделов

Введение. Характеристика микрорайона, его социокультурных особенностей и рисков. Анализ результатов работы за прошлый год. Задачи на новый учебный год. Темы, над которыми школа будут работать.

Выполнение закона об образовании. Работа по учету детей школьного возраста в данном микрорайоне. Работа по мед. обслуживанию, питанию, гпд. Работа с трудными детьми и отстающими.

Работа с кадрами. Определение нагрузки учителей, классного руководства. Определение ответственности за тот или иной участок работы. Планирование работы пед. советов, обобщения и распространения передового пед. опыта.

Руководство учебно-воспитательным процессом. Оснащение кабинетов, библиотеки, планирование воспитательной работы.

Педагогический контроль учебно-воспитательного процесса. Контроль качества обучения и воспитания по классу, параллели, школе. Посещение администраций уроков, внеклассных мероприятий, проверка документации (классных журналов, планов работы).

Работа с родителями и социальными партнерами. Родительские собрания, лектории, работа родительского комитета, Совета школы, комиссий. Планирование летнего труда и отдыха, экскурсий, походов, экспедиций и т.д.

Укрепление материально-технической базы. Создание, ремонт и оснащение учебных помещений.

План на четверть – на основе общешкольного.

Сетевой план-график – наглядная демонстрация планируемых мероприятий.

Организация

Организация - это деятельность по выполнению поставленных задач. Организация работы учреждения образования включает в себя:

•   Организацию работы самого руководителя

•   Организацию работы педагогического коллектива

•   Организацию образовательной деятельности учащихся.

Организационные формы: педагогический совет, совещания - при директоре, при заместителе директора, оперативное совещание, методический семинар, заседание комиссий, родительского комитета и др.

Организация включает в себя создание мотивации – согласование целей и ценностей субъектов педагогического процесса. Этому способствует деятельность методических объединений, педагогических лабораторий, клубов и др.

Контроль

Контроль рассматривается как специально организованная деятельность, которая заключается в оценке эффективности использования имеющихся ресурсов для достижения желаемых результатов. Условия проведения контроля: доброжелательность к подчиненным, осознание ответственности за результаты их деятельности, уважение к личности.

 

Виды контроля:

1. Предварительный контроль - направлен на предупреждение возможных ошибок учителя в подготовке и проведении урока, воспитательного мероприятия, занятий кружка, изучении отдельных тем, разделов учебной программы. Эта форма контроля используется в работе с молодыми учителями. Например, отдельным учителям трудно правильно спланировать урок (целесообразно выбрать тип урока, формы и методы работы с учениками, средства обучения и т.д.). Директор заведения или его заместитель по учебно-воспитательной работы проводят с такими учителями беседу, во время которой дают рекомендации по планированию урока.

2. Текущий, (оперативный) контроль - осуществляется непосредственно в процессе деятельности для предотвращения отклонений от установленных планов, нормативов, положений, программ, оперативного устранения недостатков. Объектом контроля является промежуточные результаты деятельности исполнителей, их отношение к работе, межличностные отношения, сложившиеся в совместно работающих группах. Текущий контроль проводится через определенное время после начала работ, когда можно подвести определенные итоги проделанной работы.

3.Тематический контроль - это контроль за решением тех или иных педагогических проблем: состояния преподавания учебного предмета, развития познавательной самостоятельности школьников, организации учебно-воспитательного процесса в группе продленного дня и др. 

4. Фронтальный контроль используется для проверки в полном объеме всей системы работы учителя, группы учителей. Он включает проверку таких вопросов, как планирование учебного материала (календарное и поурочное), воспитательной работы с классом, работы кружка, проведение уроков, внеклассных мероприятий, участие в работе методического объединения учителей, в других формах методической работы, ведения школьной документации (классных журналов, личных дел учащихся, журналов работы групп продленного дня, кружка), организацию работы с родителями учащихся, оборудование класса кабинета.

5. Взаимоконтроль. К контролю привлекают руководителей кафедр, опытных учителей и классных руководителей через наставничество, взаимопосещения учебных занятий и воспитательных мероприятий.

6. Самоконтроль. Проводится учителем по предложенной схеме с обязательной отчетностью. 

7. Административный плановый контроль. Осуществляют директор, его заместители, руководители кафедр в соответствии с планом внутришкольного контроля.

8. Административный регулировочный (внеплановый) контроль. Осуществляется в случае возникновения непредвиденных проблем.

Для успешного выполнения функции контроля руководителю необходимо проявлять доброжелательность к подчиненным, быть ответственным за их деятельность, мелочной опеки, уважать личность работника.

        

Литература

1. Педагогика Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф.образования / П.И.Пидкасистый, В.А.Мижериков, Т.А.Юзефавичус; под ред. П. И. Пидкасистого. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд. центр «Академия», 2014 – 624 с.

2. Педагогика: учеб. по направлению "Педагогическое образование" / А. Е. Бахмутский и др.; ред. А. П. Тряпицына. - СПб.: Питер, 2013. - 304 с. - (Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения).

3. Сластенин В.А. и др, Педагогика. Режим доступа: http://read.newlibrary.ru/read/slastenin_v_a_/page0/pedagogika.html

4. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Юрайт: ИД Юрайт, 2011г. Режим доступа: http://ibooks.ru/reading.php?productid=22555

5. Столяренко А.М. Общая педагогика: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/obshhaya-pedagogika.-uchebnoe-posobie.html

Литература дополнительная

1. Валицкая А.П. Образование в России: стратегия модернизации. Аналитический доклад СЗО РАО, 10 нояб. 2011 г. Режим доступа: https://sites.google.com/site/nwrao2009/nauka-i-praktika

2. Гвишиани Д.М. Организация и управление.- М.: Наука, 1972. – 536 с.

3. Днепров Э. Д. Четвертая школьная реформа в России. – М.: Интерпракс, 1994. – 248 с.

4. Карстанье П. Ценности эффективного образования.// Директор школы. – 2005. - №4.- С.15-22.

5. Кунц Г., Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т. 1– М.:Прогресс, 1981. – с.495 с.

6. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами: теория и практика. Учебно-методическое пособие. – СПб: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ. – СПб, 2011 – 108 с. 

7. Менеджмент организации. Под ред. З.П.Румянцевой. – М.:ИНФРА-М, 1996. – 432 с.

8. Мильнер Б.З. Теория организации DOC. М.: Инфра-М, 2006. - 864 с.

9. Основы менеджмента. Под ред. А.А.Радугина. – М.:Центр, 1997. – 432 с.

10. Смолин О.Н. Российская национальная доктрина образования: размышления над концепцией //Педагогика. – 1999. - №7. – С.3-14.

11. Ушаков К.М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы. – М.:Библиотека журнала «Директор школы» вып. 1. 1995. – 128 с.

12. Управление развитием школы./ Под ред. М.М.Поташника и В.С.Лазарева. – М.: Новая школа, 1995. – 464 с.

Документы

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 гг.- 15.05. 2013 г. № 792-р 

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приказ №393 от 11.02.02.

3. Концепция общего среднего образования. – М.: ВНИК «Школа», 1988. – 63 с.

4. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа 04 февраля 2010 г. Пр-271.

5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р)

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...