Мальтус, его теория народонаселения и естественный отбор
Между системой взглядов (научной парадигмой), которая способствовала выдвижению и последующему принятию теории эволюции, и прогрессом, как в сфере философии, так и в сфере науки, существует определенная и очень тесная связь. Те, кто плохо знаком с этой темой, скорее всего, сильно удивятся, если узнают, что в процессе формирования этой парадигмы важную роль сыграли именно экономические теории того времени, экономика в целом и социальное устройство того исторического периода. Бертран Рассел отмечает, что теория Дарвина является учением, в основе которого лежит один из принципов либеральной экономики, принцип невмешательства (laissez-faire, перевод с французского – «позвольте делать»), и что ученый создал ее, вдохновившись идеей Мальтуса (1766–1834) о народонаселении[297]. В своей автобиографии Дарвин пишет, что он прочитал книгу Мальтуса «Опыт закона о народонаселении» в октябре 1838 года и эта книга оказала на него сильное влияние, сформировала в его сознании мысль о «борьбе за жизнь» и «естественном отборе»[298]. В своем труде «Происхождение видов» Дарвин неоднократно ссылается на Мальтуса, тем самым демонстрируя, какое сильное воздействие оказал на него автор идеи о народонаселении[299]. Уоллес, который одновременно с Дарвином и независимо от него пришел к выводу об эволюции и естественном отборе в природе, также признается, что находился под влиянием мальтузианства[300]. Герберт Спенсер, создатель социального дарвинизма и сторонник концепции Ламарка в биологии, также многое почерпнул из теории Мальтуса и был уверен в том, что принципы, сформулированные Мальтусом, представляют собой самое эффективное средство развития социальной сферы[301].
Мальтус высказал мысль о том, что население на Земле быстро увеличивается в зависимости от количества и доступности источников питания; если количество источников питания увеличивается в арифметической прогрессии, то человеческое население – в геометрической[302]. Нехватка продовольствия, недостаточное количество источников питания, бедность приводит к тому, что бедные, неприспособленные, слабые представители рода человеческого не могут противостоять невзгодам и умирают[303]. Это означает, что выживает сильнейший, а слабый не проходит естественный отбор. Именно эта мысль стала центральной в теории эволюции Дарвина и Уоллеса и способствовала тому, что выделила их на фоне предыдущих поколений эволюционистов, в том числе и Ламарка. Однако стоит отметить, что не открытие естественного отбора принципиально отличает Дарвина и Уоллеса от других ученых. Многие как до Мальтуса, так и во время его жизни также высказывали мысль о том, что сильнейший выживает, а слабый погибает. Разница в том, что они назвали естественный отбор той силой, обеспечивающей видовое разнообразние и регламентирующее появление новых видов. Эрнст Майр с помощью пяти пунктов и трех выводов обозначает тот вклад, который внес Мальтус в теорию эволюции Дарвина. 1. У всех видов настолько сильна воля к размножению, что это приводит к тому итогу, который Мальтус охарактеризовал как геометрический рост населения (количества особей вида). Данное положение становится действительным лишь в том случае, если потомки этих видов могут также успешно продолжить свой род. 2. Если мы исключим небольшие изменения, которые происходят в течение года, а также редкие сильные изменения, то население в основном остается постоянным. 3. Природные ресурсы ограничены. В постоянной среде, как правило, эти ресурсы остаются постоянными. Вывод 1: Население растет, поскольку может существовать за счет имеющихся источников питания, и в скором будущем между особями обязательно должна начаться борьба; лишь часть особей нового поколения сможет просуществовать на Земле нормальный срок жизни.
4. Все особи отличаются друг от друга; внутри каждого сообщества есть ряд отличий. 5. Большинство этих особенностей наследственно. Вывод 2: Право на жизнь не является случайным, а зависит от наследуемых особенностей. Среди тех существ, которые обладают различными особенностями, действует механизм естественного отбора, в котором решающим фактором являются как раз эти самые особенности. Вывод 3: Процесс «естественного отбора», который происходит на протяжении многих поколений, способствует тому, что особи последующих поколений постепенно меняются; как раз в этом и заключается теория эволюции Дарвина: таким образом происходит образование видов[304]. Вышеприведенные выводы демонстрируют, насколько сильно теория народонаселения Мальтуса повлияла на научные взгляды Дарвина, в особенности, на теорию эволюции. Интересно, что Майр, судя по свидетельствам многих биологов, преуменьшает степень воздействия Мальтуса на теорию Дарвина. Эта тема стала поводом для дискуссий. Некоторые ученые, например, Янг, отождествляли дарвинизм с учением Мальтуса[305]. Исходя из того, что и сам Дарвин говорил о влиянии учения Мальтуса, параллель между его теорией эволюции и теорией народонаселения становится абсолютно очевидной. Мы не можем рассматривать Дарвина отдельно от социальной и социально-экономической обстановки, в которой он жил, от влияния его деда-эволюциониста, от воздействия книг Лайеля и Мальтуса, с которыми он не расставался. Некоторые эволюционисты преуменьшали роль этих обстоятельств, в первую очередь, из-за того, что они боялись, что их мнение поднимет волну возражений, главным аргументом которых станет то, что эта теория была необъективной и что Дарвин сформировал ее под воздействием внешних условий и собственного психологического состояния. Между тем, многие ученые, которые соглашались с достоверностью теории эволюции (например, Питер Дж. Боулер) не видели ничего зазорного в том, что какие-то факторы все-таки влияли на Дарвина и на систему его взглядов. Историк Джон Грин обращает внимание своих читателей на то, что ученые, которые независимо друг от друга высказали идею о «естественном отборе», жили примерно в одно и то же время в Англии (речь идет о Спенсере, Дарвине и Уоллесе); по его мнению, это совпадение обусловлено социальными условиями, в которых жили эти ученые, уровнем развития их окружения[306].
Если образ мыслей Дарвина вне определенного контекста не поддается осмыслению, то это же самое можно сказать и о Мальтусе. Его точку зрения можно понять, познакомившись со взглядами тех ученых, которые повлияли на мировоззрение и мировосприятие английского священника. Среди этих ученых стоит особо выделить четырех французов: Кондорсе (1743–1794), Тюрго (1727–1781), Монтескье (1689–1755) и Огюста Конта[307], который объединил позитивизм и теорию эволюции в одну парадигму. В 1750 г. Тюрго выделил основные этапы культурного развития общества, озаглавив их следующим образом: охота, животноводство, сельское хозяйство и создание государства[308]. Эти выдающиеся мыслители оказали влияние не только на Мальтуса, но и на Дарвина и Уоллеса. Все мысли и идеи, касающиеся позитивизма, культурного развития и экономики, нашли свое отражение в теории эволюции и сопровождали ее с момента ее формирования и выдвижения вплоть до признания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|