Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Биография Дарвина: от «Происхождения видов» до смерти

Одной из самых важных причин, побудивших Дарвина в 1859 г. к написанию «Происхождения видов», было письмо, которое он получил в 1958 г. от молодого ученого Альфреда Рассела Уоллеса (1823–1913). В этом письме, которое Уоллес написал в Малайзии, куда он отправился с целью проведения научных исследований, он попросил Дарвина прочитать его статью, находившуюся в приложении, и, в случае одобрения, напечатать ее в журнале. Дарвин, прочитавший статью Уоллеса, увидел, что его коллега разделяет его мысли относительно происхождения видов, и решил во что бы то ни стало поторопиться, чтобы Уоллес не опередил его в этом научном открытии. Друзья Дарвина Лайель и Гукер, к которым он неоднократно обращался за помощью и советом, помогли ему опубликовать в журнале Линнеевского общества некоторые его статьи, а также и статью Уоллеса. Таким образом, Дарвин и Уоллес поделили между собой пальму первенства, впервые в истории биологии выдвинув теорию эволюции путем естественного отбора. Лайель и Гукер сопроводили статьи письмами, в которых высказали мысль о том, что Дарвином и Уолессом был достигнут компромисс в вопросе совместной публикации своих работ. Однако Уоллес даже не знал, что Дарвин заинтересован темой эволюции в природе[269]. В своих последующих трудах Уоллес обращается в адрес Дарвина со словами восхваления, что свидетельствует о том, что он не был посвящен в эту историю. Так, с точки зрения «научной этики» выдвижение теории эволюции, основанной на понятии естественного отбора, произошло не так гладко, как можно было бы предположить.

В 1860 г. Дарвин начинает работу над трудом «Изменение животных и растений в домашнем состоянии». В силу болезни и прочих обстоятельств опубликовать эту работу ему удалось лишь в 1868 г. В 1862 г. Дарвин написал небольшую по объему книгу «Приспособления орхидей к оплодотворению посредством насекомых». Созданная им в 1864 г. статья «Лазящие растения» не вызвала особого интереса со стороны читателей; в 1879 г. он переиздал ее, увеличив объем до полноценной книги, и она обратила себя довольно большое внимание[270].

В «Происхождении видов» Дарвин не развивал темы эволюции человека, однако указывал на то, что благодаря его теории «будет пролит свет на происхождение человека и его историю»[271]. Над своим произведением «Происхождение человека и половой отбор» Дарвин работал в течение трех лет и опубликовал его в 1871 г., второе исправленное издание книги датируется 1874 годом. В «Происхождении видов» Дарвин описал эволюцию как некий процесс, осуществляемый Создателем[272]; однако среди представителей христианской церкви нашлись те, кто считал, что взгляды Дарвина противоречат основам христианской веры и являются атеистическими. После того как Дарвин высказал предположение, что человек произошел от обезьяноподобного предка, против него обернулись многие христианские общины.

В 1872 г. опубликована работа Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных», в 1875 г. – «Насекомоядные растения», в 1876 г. – «Действие самоопыления и перекрестного опыления в растительном мире», в 1877 г. – книга об орхидеях и их размножении, в 1880 г. – «Способность к движению у растений», а в 1881 г. – труд «Об образовании почвенного слоя дождевыми червями»[273]. В том же 1881 г. из-за проблем с сердцем Дарвин сильно ослабевает и оставляет своим родным завещание, в котором просит похоронить его во дворе церкви в пригороде Лондона – в деревне Даун. Чарльз Дарвин умер 19 апреля 1882 г.; друзья позаботились о том, чтобы его похоронили в Вестминстерском аббатстве. Его могила находится в нескольких шагах от другого выдающегося ученого – Исаака Ньютона[274].

Дарвин никогда не говорил, что он атеист, как предполагали многие[275]. В своей книге «Путешествие на «Бигле» он говорит, что природа наполнена творениями Бога, а в спорных моментах приводит в качестве примера цитаты из Священного Писания. Когда ученый создал свое великое произведение «Происхождение видов», он охарактеризовал себя как человека, верующего в Бога, то есть теиста. Однако на следующем этапе своего научного становления он сказал, что является агностиком[276]. Впервые в истории науки термин «агностик» употребил близкий друг и коллега Дарвина Томас Генри Гексли. Он использовал этот термин в том значении, что невозможно точно знать, существует Бог или конечная причина всего сущего или нет[277]. Из писем сына Дарвина, Френсиса, мы также узнаем, что Дарвин прошел путь от верующего христианина до агностика[278]. Наряду с этим стоит отметить и то, что ученый верил в существование «замысла», в соответствии с которым живые существа, прошедшие естественный отбор, приспосабливаются к условиям окружающей среды[279]. Кроме того, были и те, кто предполагал, что Дарвин не высказывал расходящиеся с догматами христианства идеи только потому, что не хотел огорчать свою супругу Эмму, набожную христианку[280].

Можно также предположить, что присутствует и определенный психологический фактор в том, что теист Дарвин, объявленный церковью «неверным отступником» из-за своих научных взглядов, занял впоследствии позицию агностика. Ламарк, который первым в истории человечества привел систематическое обоснование эволюционной теории, указывал на свою веру в Бога. Справедливости ради стоит сказать, что подход Дарвина к эволюции, в силу убежденности ученого в существовании в природе естественного отбора, расходился с положениями религии. В то же время ученый Уоллес, который наравне с Дарвином выдвинул теорию эволюции, основанную на понятии естественного отбора, был уверен, что процесс эволюции происходит по сознательно разработанному плану[281]. Уоллес рассматривал естественный отбор в качестве некого организующего механизма, Дарвин же, исходя из некоторых его заметок, считал, что это проявление экономии высшего Бытия[282]. Даже если идеи Дарвина и претерпевали различные изменения и дополнения по мере формирования его научной позиции, главы, в которых были размышления о Боге, оставались в «Происхождении видов» вплоть до самого последнего издания. В последующих главах нам предстоит убедиться в том, что между теорией эволюции и атеизмом возникла серьезная и важная связь. Однако не стоит делать поспешных выводов о том, что эта теория была выдвинута во имя атеизма или что она открыла ему дорогу. Это не так. 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...