Чарльз Лайель, геология и униформизм
Чарльз Лайель (1791–1875) был весьма значимой фигурой в жизни Дарвина, а также повлиял на его научную деятельность, в частности, на теорию эволюции. Отправляясь в плавание на корабле «Бигль», Дарвин взял с собой книгу «Основы геологии» («Principles of Geology»), написанную Лайелем. Дарвин долго находился под сильным воздействием от прочитанного и даже подумывал о том, чтобы в будущем написать исследование по геологии[283]. Томас Гексли, ярый защитник теории Дарвина, прозванный «бульдогом Дарвина», писал в своих воспоминаниях, что именно применение связанных с геологией взглядов Лайеля в биологии и породило теорию эволюции. Многие ученые, наоборот, высказывают мысли о том, что позиция Лайеля создала трудности для признания теории эволюции. Можно долго спорить о том, были ли взгляды Лайеля преградой на пути теории эволюции или способствовала ее принятию в научных кругах. Тем не менее, самую большую помощь и поддержку при написании «Происхождения видов», по словам самого Дарвина, ему оказал именно Лайель[284]. Многие ученые, среди которых был Жорж Кювье (1769–1832), в результате исследований ископаемых останков и геологических пород пришли к выводу, что на земном шаре в разное время происходили внезапные разрушительные процессы (катастрофы). Вышеупомянутый ученый Кювье, в частности, предполагал, что на Земле происходили мощные селевые оползни. Кроме того, по мнению ученого, подобное предположение вполне соответствовало тому, что описывается в Священном Писании. Однако он уточнил, что шесть дней, за которые произошло сотворение мира, следует воспринимать как шесть временных промежутков, каждый из которых по протяженности определенно точно превышает один день[285]. Лайель, соперник Кювье на научном поприще, не возражал против этого предположения; Дарвин, в свою очередь, высказывал подобные мысли на страницах его «Путешествия на Бигле»[286]. Однако Лайель не был согласен с Кювье в том, что в прошлом на Земле происходили катастрофические процессы, уже не встречающиеся в наше время, а жизнь то и дело внезапно погибала, вынужденная в следующем периоде возрождаться заново[287]. Теорию униформизма, развитую Лайелем, можно кратко изложить в четырех основных пунктах:
1. Действие законов природы постоянно в пространстве и во времени (однонаправленно). На самом деле, большинство сторонников катастрофизма были согласны с этой точкой зрения Лайеля. 2. Для того чтобы понять, что же происходило в прошлом, необходимо обратиться к изучению тех процессов, которые сейчас происходят на Земле и формируют ее поверхность (направленность процессов с течением времени не менялась). Это не просто тезис, а умозаключение, сформированное с помощью научной методологии. Сторонники катастрофизма были такого же мнения на этот счет, однако при этом они считали, что некоторые события из прошлого являются последствием причин, которые ныне не действуют или же реализуются слишком медленно. 3. Изменения геологической обстановки на Земле не являются следствием катастроф, они не произошли внезапно и стремительно. Эти изменения происходят медленно, постепенно и размеренно (скорость с течением времени не менялась). Именно в этом пункте проявляется существенная разница в позициях сторонников катастрофизма и приверженцев теории униформизма. 4. Земля, по своей сути, осталось такой же, какой она была после возникновения (ее структура с течением времени не менялась). Ученые редко обращаются к этому откровенно ошибочному убеждению Лайеля. Современная геология представляет собой синтез катастрофизма и униформизма[288].
Подход Лайеля (с этим соглашались многие, кто входил в лагерь противников его идей) противоречил широко распространенной в народе концепции Ашшера, согласно которой возраст Земли составлял примерно 6000 лет. Однако концепция Лайеля важна еще и для того, чтобы объяснить, почему для эволюции нужен столь продолжительный период времени. Дарвин оттолкнулся от учения Лайеля и сделал несколько предположений относительно возраста нашей планеты. При расчете возраста Земли Дарвин исходил из следующих данных: каждый год эрозия, вызванная воздействием моря на сушу, увеличивалась примерно на 2,5 см[289]. Согласно расчетам Дарвина, возраст Земли составляет примерно 300 миллионов лет, что намного меньше, чем возраст нашей планеты, высчитанный современными учеными; согласно их выкладкам, Земле примерно 5 миллиардов лет. Однако Дарвин был абсолютно прав, говоря, что Земля старше, чем предложил Ашшер. Даже несмотря на то что в какой-то степени большой возраст Земли и подтверждает теорию эволюции, большинство сторонников древности нашей планеты – к примеру, Кювье и Лайель – отвергали эту теорию. Так, Лайель в своей книге «Основы геологии» рассмотрел теорию эволюции Ламарка и отказался от нее[290]. Несмотря на неприятие эволюционной теории, Лайель все равно оказал сильное влияние на Дарвина. Во время судьбоносного для Дарвина путешествия на корабле «Бигль», Дарвин читал «Основы геологии» Лайеля, все больше убеждаясь в правдивости умозаключений автора[291]. Во время плавания Дарвин сразу же после написания своей первой книги начинает работу над вторым произведением, которое получит название «Строение и распределение коралловых рифов». В этом произведении ученый опишет то, как в некоторых случаях суша поднимается над уровнем моря, поднимая образовавшиеся на ней и уже отмершие коралловые рифы, в других случаях там, где суша ушла под воду, коралловые рифы сами растут прямо вверх. Эти описания полностью соответствуют геологической концепции Лайеля, согласно которой часть поверхности Земли постепенно погружается в воду, а другая часть – медленно возвышается[292]. Хотя из книг Дарвина порой совершенно очевидно, что на его теорию сильно повлияли геологические взгляды Лайеля, слова Гексли о том, что теория эволюции была попыткой применения геологической концепции Лайеля к сфере биологии, все-таки кажутся заблуждением. Мысль о том, что все процессы на Земле и во Вселенной происходили поэтапно, встречается также и у Лейбница, Канта, Бюффона и Ламарка. Одна из самых важных особенностей униформистского подхода Лайеля заключается в том, что он видит процессы, происходящие на поверхности Земли, как нечто стационарно существующее внутри изменяющейся, трансформирующейся модели. Данная точка зрения, как отмечает Эрнст Майр, совершенно не может быть соотнесена с теорией эволюции[293].
Те, кто вслед за Ашшером утверждает, что возраст Земли не превышает 6000 лет, вынужден включить в столь непродолжительный период времени не только все геологические процессы, происходившие на планете, но и катастрофы, приводившие к вымиранию. Однако, чтобы верить в то, что планету в свое время потрясали разрушительные катастрофы, совершенно не обязательно придерживаться той точки зрения, что Земле всего 6000 лет. Между тем, самые выдающиеся сторонники катастрофизма, такие, как Кювье, Агассис, Седжвик и Мурчисон, были убеждены, что история Земли уходит в далекое прошлое[294]. Это, в свою очередь, демонстрирует нам, насколько ошибочно сводить противостояние униформизма и катастрофизма к конфликту «врагов религии» и защитников религиозных догматов. Агассис высказал предположение, что многие виды живых существ исчезли, а их место заняли новые виды. Лайель также считал, что в процессе создания может произойти все что угодно и что вместо исчезнувших видов возникают новые[295]. Исчезнувшие виды представляли собой проблему для тех, кто, подобно Линнею, не соглашался с пустотами на «лестницах бытия». Однако сторонники и катастрофизма, и униформизма были убеждены в том, что их концепции не выходят за рамки учения о «созидании». Еще одна важная заслуга Лайеля с точки зрения теории эволюции заключается в том, что своей критикой этот ученый остановил распространение эволюционных идей Ламарка. Еще один ученый-униформист, Роберт Чемберс, в 1844 г. опубликовал свою книгу «Следы естественной истории творения» («Vestiges of The Natural History of Creation») (сначала книга была опубликована анонимно). В этой книге он защищал как концепцию Ламарка, согласно которой в природе происходит постепенная эволюция, стремящаяся к превосходству, так и униформизм. Кроме того, он высказал предположение о том, что эмбрион в процессе своего индивидуального развития (онтогенез) повторяет историю своего вида (филогенез). Труд Чамберса оказал влияние на становление теории эволюции Дарвина. Помимо Дарвина, влияние этого ученого обнаруживается в концепциях Уоллеса, Герберта Спенсера и Артура Шопенгауэра[296]. Дискуссии, связанные с теорией эволюции, со времен появления этой теории на научном горизонте постоянно перекликались с геологическими спорами. Со временем ни осталось ни одного ученого и философа, который бы воспринимал всерьез хронологию, предложенную Ашшером. Современная геология продемонстрировала, что синтез униформизма и катастрофизма все-таки возможен. Однако из последующих глав данной книги мы узнаем, что вопрос о том, как работает механизм эволюции видов, до сих пор актуален.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|