Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Почему я обращаюсь к теологическому агностицизму

В рамках данной темы?

Во всех прочитанных мною до сих пор научных, философских и теологических трудах, посвященных теории эволюции, я так и не обнаружил ни одной детальной классификации подходов к данной теории и вере в Бога. В связи с этим я, ощущая нехватку такой классификации, счел нужным создать ее самостоятельно и предложил вниманию читателей вышеизложенную классификацию, включающую в себя девять групп. Даже относительно более подробные классификации, которые я обнаружил в некоторых исследованиях, учитывают лишь такие группы, как «теисты, отвергающие теорию эволюции», «атеисты, верящие в теорию эволюции» и «теисты-эволюционисты, признающие эволюцию, созданную Богом». В рамках данной классификации агностический подход к теории эволюции вовсе отсутствует.

Давайте рассмотрим в качестве примера Папу Иоанна Павла II, о котором я говорил чуть ранее. Тот, кто использует классификацию, описанную в предыдущем параграфе, будет вынужден определить Папу либо в группу «теистов, отрицающих теорию эволюции», либо в группу «теистов-эволюционистов». В лучшем случае фигура Папы Иоанна Павла II не будет отнесена ни к тому, ни к другому классу; возможно, ее выделят в отдельный класс или попросту проигнорируют. По сути дела, определить, к какой группе принадлежат люди, высказывающиеся по поводу теории эволюции так же, как и Папа, весьма непросто. Это объясняется еще и тем, что не всегда понятно, что именно они имеют в виду. Говоря, что между теорией эволюции и христианством может быть достигнут компромисс, Папа ни слова не сказал о том, достоверна ли теория эволюции или нет. Как я уже отмечал, люди, использующие трехчленную классификацию, могут столкнуться со значительными сложностями, поскольку трех классов не всегда достаточно для определения подхода того или иного человека. Между тем, если бы стало очевидным, что агностический подход к теории эволюции является вполне приемлемой и удобной альтернативой отношения к ней, то подобные проблемы решались бы заметно проще.

Я так усиленно пытаюсь сконцентрировать внимание читателей на данной теме потому, что в вопросах о теории эволюции считаю себя «агностиком-теистом». Если бы я не признавал существование такого класса, то мне пришлось бы выбирать между «теистами, отрицающими теорию эволюции» и «теистами-эволюционистами». Мне кажется, что у многих создалось впечатление, будто я отвергаю теорию эволюции: аргументом в пользу этого является критика в адрес доказательств достоверности теории эволюции (3-я глава), а также доказательство несоответствия данной теории критериям научности (3-я глава) и защита «теории разумного замысла» (4-я глава). Однако стоит вспомнить, что в самом начале главы, посвященной изложению доказательств наличия разумного замысла, я отметил, что считаю данное доказательство настолько сильным, что оно не может быть опровергнуто независимо от того, достоверна ли теория эволюции или нет. Я не считаю, что теория разумного замысла является альтернативой теории эволюции, однако утверждаю, что с помощью данной теории можно доказать ошибочность позиции натуралистов-атеистов. С другой стороны, подвергшиеся критике в 3-й главе суждения, выдвигаемые в качестве доказательств теории эволюции, на самом деле являются аргументами в пользу натуралистической теории эволюции, и прежде всего в пользу неодарвинистского подхода. Если мы согласимся с тем, что эволюция – это результат Божественного творения, то тогда все возражения, высказываемые в адрес натуралистического эволюционного подхода, также оказываются недействительными. Например, возникновение совершенно новых видов многоклеточных существ во время Кембрийского взрыва является для натуралистов-эволюционистов большой проблемой, однако для теистов-эволюционистов данное обстоятельство проблем не представляет.

На мой взгляд, агностический подход по отношению к теории эволюции является самой грамотной и подходящей стратегией с точки зрения теизма. Данный подход не допускает ошибочных предположений относительно достоверности или ложности теории эволюции или существования Бога. Согласно принципу теизма, гласящему, что «Бог может всё», Бог способен сотворить различные виды живых существ как независимо друг от друга, так и с помощью эволюции, или же сотворить одни виды независимо, а другие – с помощью эволюции. Ни один теист, даже самый злейший противник теории эволюции, не позволит себе сказать: «Бог, даже если захочет, не сможет создать с помощью эволюции все виды живых существ». К тому же представители трех монотеистических религий соглашаются с тем, что живые существа возникли в результате преобразования простых веществ (вода и глина). Иными словами, мысль об образовании сложного из элементарного не чужда теизму.

Кроме того, атеисты на протяжении всей истории были сторонниками того, что Вселенная, которую мы наблюдаем сегодня, существует извечно. Между тем теизм говорит о том, что Вселенная возникала постепенно – поэтапно (в теистических текстах мы встречаем описания «сотворения из ничего», «сотворения за шесть дней», «сотворения из тумана» и т.д.). По сути дела, можно даже сказать, что между эволюционистским подходом и теизмом существует некоторое совпадение. Разумеется, тот, кто серьезно относится к эволюционистскому подходу, не обязательно должен будет соглашаться с теорией эволюции. Как уже было отмечено ранее, имеется существенная разница между принятием биологической теории эволюции и эволюционистским подходом ко Вселенной, истории и культуре. Если мы разделяем или отрицаем один из этих подходов, это не вынуждает нас также отрицать или разделять второй. Но все же сказанное вновь показывает, что не существует особых причин, чтобы верящие в Бога относились к теории эволюции враждебно или предубежденно.

Я определяю свою собственную позицию по данному вопросу как «теологический агностицизм». Что касается веры в существование Бога, то здесь я не являюсь агностиком, поскольку считаю, что космологическое доказательство и аргумент в пользу существования разумного замысла являются рациональным обоснованием существования Бога и превосходят натуралистический эволюционистский подход, преподносимый как альтернатива существования Бога. По отношению к теории эволюции я занимаю агностическую позицию по двум причинам. Во-первых, как было показано в 3-й главе настоящей книги, данная теория не отвечает критериям научности, не может быть наблюдаема и верифицирована, не обладает предсказательной силой и не имеет преимуществ по отношению к альтернативным взглядам. Поэтому я не признаю данную теорию как истинную научную концепцию. Во-вторых, я не могу найти теологической причины для того, чтобы отвергнуть эту теорию, которую невозможно считать достоверной с точки зрения науки. Прежде всего, я понимаю, что поскольку Бог может создать с помощью эволюции различные виды живых существ, между верой в бытие Бога и теорией эволюции возможен компромисс.

Можно предположить, что теологическая причина, на основании которой можно отрицать теорию эволюции, обнаруживается в текстах Священных Писаний. На данном этапе я пока оставляю эту тему за кадром: на последующих страницах мы убедимся в том, что многие верующие, исповедующие иудаизм, ислам или христианство, не считают, что тексты Священных Писаний кардинальным образом расходятся с положениями теории эволюции. Многие священнослужители и верующие, соглашаясь с тем положением, что одни виды, изменяясь, превращаются друг в друга, понимают теорию эволюции иначе, чем трактуют ее неодарвинисты, и не видят проблемы в принятии этой теории, при этом рассматривая человека как отдельную, особую категорию.

Я не предлагаю, в отличие от некоторых, использовать теологический агностицизм применительно ко всем качествам и определениям Бога; вне всяких сомнений, Священные Писания и Вселенная являются обоснованием не только для бытия Бога, но и Его мудрости и силы. Я считаю, что теологический агностицизм относительно тех вопросов, которые не касаются бытия Бога или божественного откровения[714], является наиболее приемлемым способом действий в случае, если мы не можем постичь, в чем именно заключена божественная мудрость в той или иной ситуации. Пытаться извлечь пользу из текстов Священных Писаний, на мой взгляд, невозможно. Я предлагаю использовать теологический агностицизм в тех случаях, когда мы не можем разгадать скрытый смысл того или иного явления. Изучение живых существ и Вселенной демонстрирует, что они были спроектированы и созданы сознательно и с помощью всемогущей силы. Однако данные сведения не позволяют нам понять, каким образом (в результате эволюции или нет) они были спроектированы и сотворены.

Я считаю, что теологический агностицизм – это важный подход, который может быть использован не только в вопросах Божественного творения, но и в вопросах о том, нарушает ли Бог законы природы или нет, является ли душа особой субстанцией и т.д. Ниже мы коснемся и этой темы. Я уверен, что данный подход разрешит множество споров, бессмысленно возникших между религией и наукой. Я предлагаю использовать его, поскольку считаю, что сказать: «Я не знаю» будет самым правильным, когда дело касается тем, скрытый смысл которых нам не дано познать. Когда мы изучаем Вселенную или живую природу, мы совершенно четко понимаем, что они были спроектированы и созданы сознательно, с использованием высшей силы и науки, однако мы не имеем такого же четкого представления в вопросах о том, каким образом Бог построил эти планы. Для приверженцев монотеистических религий самым важным является аргументация бытия Бога, Его силы, мощи и сознательности; поэтому я считаю, что использование теологического агностицизма в вопросе о том, какой путь выбрал Бог, создавая мир, не будет вызывать проблем и разногласий у представителей трех мировых религий. 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...