Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Достоверна теория эволюции или ошибочна

Тех, кто полагает, что невозможно установить, достоверна теория эволюции и все-таки ошибочна, можно также разделить на три группы: атеисты, теисты и агностики. (С особым вниманием необходимо отнестись к использованию понятия «агностик»: в данном случае не следует путать агностический подход к теории эволюции с агностическим подходом к вопросу о существовании Бога). Как уже отмечалось ранее, в выборе людьми атеистического, теистического и агностического подхода теория эволюции не всегда играла решающую роль. Атеизм, теизм и агностицизм, представляющие собой следствие определенного подхода к теории эволюции, в большинстве случаев таят в себе множество ошибок и заблуждений. Иногда бывает и такое, что атеизм, теизм или агностицизм являются причиной обращения к теории эволюции. Однако в некоторых случаях нет никакой связи между теизмом, атеизмом и агностицизмом с одной стороны и теорией эволюции – с другой. Мы убедились в том, что можно выделить девять категорий, демонстрирующих различные сочетания вышеупомянутых понятий. Полезно будет учитывать, что на основании критерия причинно-следственной связи можно выделить три отдельные подкатегории. Их суть можно кратко сформулировать так:

1. Причина обращения к теории эволюции влияет на итоговое отношение к вопросу веры в Бога.

2. Отношение к вопросу веры в Бога влияет на итоговое отношение к теории эволюции.

3. Между теорией эволюции и верой в Бога нет никакой взаимоисключающей связи.

Многие люди становятся теистами, атеистами или агностиками в силу личного опыта, воспитания, каких-либо внешних факторов. Если эти люди совершенно не интересуются биологией или их интерес к этой науке не распространяется на теорию эволюции, то они могут занимать по отношению к этой теории агностический подход. Однако не стоит думать, что все эти люди становятся агностиками потому, что они не слишком сильно увлечены биологией. Например, невозможно представить себе, чтобы Папа Иоанн Павел II, в прошлом верховный понтифик Римско-католической церкви – самого многочисленного и хорошо организованного религиозного объединения – на протяжении своей жизни совершенно не интересовался теорией эволюции, тем более, что в то время, когда он был Папой, эта тема была самой актуальной и злободневной. Собственно говоря, даже если он лично и не интересовался этой темой, то его советники, с которыми он совещался, работая над очередной энцикликой, очень хорошо владели этой темой. Папа Иоанн Павел II сказал, что теория эволюции и христианство могут прийти к компромиссу, однако этот компромисс должен быть достигнут таким образом, чтобы не возникло противоречий с основными постулатами веры[708]. Слова Папы не означают, что он признал теорию эволюции. Однако то, что он, не признавая теорию эволюции, считает, что между ней и Христианством возможен компромисс, позволяет назвать его «агностиком-теистом».

Поппер и прочие философы имеют множество последователей, которые утверждают, что теорию эволюции невозможно верифицировать, и развивают агностический подход, в соответствии с которым все суждения, связанные с теорией эволюции, касаются определенного процесса, присущего только данной теории, и не могут быть ни проверены, ни использованы в качестве научного закона[709]. Часть тех, кто полагает, что теорию эволюции нельзя верифицировать, склонны все же признавать, что данная теория является весьма полезной гипотезой[710], а другая часть говорит, что от нее следует отказаться, поскольку она не отвечает критериям научности[711]. Очевидно, что не все, кто утверждает, что теория эволюции не отвечает критериям научности, относятся к ней абсолютно одинаково. Некоторые из тех, кто так считает, все же испытывают к теории симпатию, однако оставаясь в рамках рационализма, вероятнее всего, они займут агностическую позицию по отношению к ней. Ведь верить в истинность теории, зная, что она не соответствует критериям научности, означает либо уподоблять ее догме, либо верить в нее так, словно это религия.

Сталкиваясь с утверждениями агностиков как в отношении теории эволюции, так и в отношении веры в Бога, мы обнаруживаем некоторые трудности с их принятием или отрицанием. Агностики не верят в существование третьей альтернативы за пределами двух, им известных. Это невозможно и с точки зрения логики, потому что из двух противоположных суждений одно обязательно должно быть правильным. То есть из пары суждений «теория эволюции верна» и «теория эволюции неверна», а также «Бог существует» и «Бог не существует» одно обязательно должно быть истинным. С точки зрения правил логики, одно из убеждений обязательно истинное, а другое – ложное[712]. Суть агностического подхода в том, что он не утверждает, что из двух суждений одно истинно, а другое – нет. Он акцентирует внимание на том, что нельзя узнать, какое из суждений является достоверным. Часть агностиков говорит: «Я не знаю», а другая часть констатирует: «Это невозможно знать». Собственно говоря, в этом и заключается суть агностического подхода, который представляет собой, с точки зрения философии, весьма важное явление в науке. Агностики отличаются друг от друга: часть не делает различий между теорией и практикой и придерживается и там, и там агностического подхода, а другая часть отличает практику от теории и сохраняет в теории агностический подход, а на практике демонстрирует фидеистический подход. Самым ярким примером последней группы является Кант[713]. Из-за того, что каждая из выше упоминаемых групп недостаточно изучена и систематизирована, возникают различные сложности: например, один и тот же человек авторами разных работ относится к различным группам. Причиной тому может быть как позиция самого автора, так и сомнения того человека, о котором идет речь.

В случае нежелания сделать выбор между двумя альтернативами или невозможности признания или отрицания теории эволюции или веры в Бога можно занять позицию агностика. Если агностический подход к вопросу о вере в Бога достаточно хорошо изучен, то агностический подход к теории эволюции недостаточно проработан и в большинстве случаев игнорируется. В связи с этим я предлагаю не игнорировать данный подход, а включить его в обе классификации: отношение к Богу и к теории эволюции и рассматривать отдельно полученные при таком разделении девять групп.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...